В
1980-1990-х она была иконой стиля, ее неповторимый голос с фирменной хрипотцой
невозможно было перепутать ни с одним другим. Она удивляла своими сценическими
образами и экспериментами с имиджем. Ее песни «Рябиновые бусы», «Ты – мой бог»,
«Я больше не хочу» стали мегахитами. В конце 1990-х гг. популярная певица Ирина
Понаровская неожиданно исчезла. Она перестала появляться на сцене, избегала
общения с журналистами. Сегодня певица по-прежнему ведет
затворнический образ жизни и не выходит из тени.
Ирина Витальевна Понаровская родилась 12 марта 1953 г. в семье музыкантов, с 6 лет она играла на рояле и занималась музыкой, а с 15 лет – вокалом. В школе при Ленинградской консерватории Ирина училась вместе с Лорой Квинт, автором популярных песен.
В свободное от занятий время Понаровская ходила в секцию художественной
гимнастики. Она вспоминала: «Я в детстве довольно долго занималась
художественной гимнастикой. Когда я пришла в секцию, на меня посмотрели, как на
сумасшедшую. <…> Я тогда еще была довольно толстенькой. <…> А после
первого занятия даже с некоторым уважением на меня посмотрели, потому что я
была невероятно гибкой, прыгучей, как колобок. Ну и свое звание кандидата в
мастера я в итоге получила».
В
1971 году артистка поступила в Ленинградскую консерваторию и одновременно прошла конкурс на
солистку ВИА «Поющие гитары». В ансамбле Понаровская пела на протяжении 6 лет.
Девушке казалось, что она носит королевский титул, ведь никогда до этого ей не
приходилось быть в центре внимания.
В 1975-м режиссер Марк Розовский поставил первую в Советском Союзе рок-оперу «Орфей и Эвридика». За солисткой закрепилась главная роль. Премьера постановки прошла 25 июля 1975 года в Ленинграде. Спектакль имел огромный успех. А вскоре чиновники Министерства культуры СССР потребовали немного поменять его название. Композитор Александр Журбин, который поставил мюзикл, вспоминал: «В то время слова «рок» почему-то все боялись, хотя чем это слово хуже? Это нормальное английское слово, означающее «покачивание». Термин «рок-опера» заменили на «зонг-опера» — от немецкого слова der Song, что переводится как «эстрадная песенка».
«Не каждому артисту удается заявить о себе в полный голос в самом начале пути. Ирине Понаровской удалось, помог ей в этом талантливый творческий коллектив и зонг-опера «Орфей и Эвридика». <…> В музыке Журбина были и развернутые вокальные номера, <…> были и ансамбли, требующие эмоционального и стилистического единства с партнерами. Помимо вокального, образ Эвридики требовал и драматического воплощения. Режиссер открывал Понаровскую для нее самой: на каждой репетиции она с удивлением понимала, что может делать то, о чем прежде и не подозревала»
Журналист
Евгений Эпштейн, журнал «Музыкальная жизнь», №16, 1981
Мюзикл
«Орфей и Эвридика» был одним из самых популярных в СССР. Его показывали на
многих театральных площадках в Москве, Ленинграде и других городах. Спектакль
даже вошел в книгу рекордов Гиннесса. Более двух тысяч раз в нем играла одна и
та же труппа, в том числе участники «Поющих гитар».
Музыкантов пригласили на международный фестиваль в Германию. В Дрезден Понаровская приехала в новом имидже — с короткой стрижкой. В то время женщины «мальчишеских» причесок не носили. Наверное, тогда певица почувствовала, что выделяться из общей массы, а это путь к успеху.
За
границей Ирину боготворили. На обложках журналов печатали ее портреты. В
Германии артистку, что называется, носили на руках. Понаровская спела две
композиции — «Люблю» и «Садись в поезд своей мечты», причем последнюю на
немецком языке. Овации и первая премия мгновенно превратили ее в звезду.
На
международном конкурсе в Сопоте советскую исполнительницу за обаяние и красоту
наградили титулом «мисс Объектив», выделили персональный «Мерседес», вместо
номера на котором красовалось ее имя. Артистку 9 раз вызывали на бис.
Организаторы пошли на нарушение правил и разрешили спеть еще раз песню Ильи
Резника «Мольба». А 3-е место тогда досталось Алле Пугачевой.
На родине
Ирине предложили работу в Московском джаз-оркестре Олега Лундстрема. Затем она
появилась на экране: снялась в детективе «Меня это не касается», музыкальном
фильме «Орех Кракатук», криминальном водевиле «Ограбление в полночь». Актерским
талантом Понаровская блеснула в комедии «Трест, который лопнул»,
перевоплотившись в Сару Бернар. Сыграв грабительницу в драме «Oн свое получит»,
певица поставила точку на кинокарьере.
Зато в
телепрограммы звезду приглашали регулярно. «Встреча друзей» и «Голубой огонек»,
«Музыкальный киоск» и «Вас приглашает оперетта», «Утренняя почта» и «Будильник»
— это неполный перечень проектов, где зрители могли увидеть любимую
исполнительницу. Хиты Понаровской пели миллионы. Она записала несколько
альбомов и клипов, ее сольные концерты проходили в лучших залах страны.
Ее первые
сольные концерты начались в 1988 г., и в 1990-х гг. Ирина Понаровская стала
одной из самых популярных певиц эстрады. В 1993 г. она выпустила свой первый
диск-гигант «Так проходит жизнь моя», в том же году сняла видеоклип на эту
песню. Певица всегда находилась в отличной форме, и в середине 1990-х ей
предложили вести программу «Фитнес-класс Ирины Понаровской», где она
рассказывала о собственной методике правильного питания и гимнастики. В 1997 г.
певица представила в концертном зале «Россия» сольную программу «Женщина всегда
права» и выпустила одноименный диск. Это было ее последнее появление на большой
сцене.
Ирина
Понаровская всегда выделялась среди других советских звезд эстрады
экстравагантностью, неповторимым имиджем, смелыми экспериментами с внешностью.
В 1990 г. представители Дома моды «Шанель» присвоили ей титул «Мисс Шанель
Советского Союза». В прессе ее называли самой элегантной дамой советской
эстрады, леди Неожиданность и леди Совершенство. В те времена над ее имиджем
работал Сергей Зверев, которого певица считала одним из лучших стилистов.
Личная
жизнь у Понаровской бурная. Первый брак с клавишником «Поющих гитар» Григорием
Клеймицем просуществовал полтора года. По словам матери певицы, муж дочери
изменил ей с соседкой. Развод в семье переживали болезненно еще и потому, что в
это же время расстались и родители Ирины.
Второй
избранник Вейланд Родд — американец, родившийся в Москве, сын исполнителя роли
Геркулеса в фильме 1945 года «Пятнадцатилетний капитан». В первые годы после
свадьбы супруги, мечтавшие о детях, удочерили девочку Настю Кормышеву. А в
1984-м родился сын Энтони.
Анастасию
отдали в детдом, потом вернули, но дочь так и не стала родной. Вспоминать о том
периоде Понаровская не любит. Oна фанатичная мать, как человек не выносит лжи и
непорядочности. Из рассказов Ирины следует, что девушка начала воровать. А последней
каплей была попытка Насти соблазнить 13-летнего Энтони. В итоге в семье остался
только один ребенок.
После
развода Вейланд увез сына. Артистке стоило немалых усилий забрать его. И об
этом она тоже не хочет говорить, предпочитая жить не прошлым, а светлым
будущим.
Известно,
что певица состояла в гражданском браке с Сосо Павлиашвили. Как настоящий
джентльмен, гордый грузин отказывается посвящать прессу в детали, полагая, что
не имеет на это право, если женщина сама не рассказывает.
Четыре
счастливых года Ирина провела рядом с врачом-урологом Дмитрием Пушкарем.
Расстались по глупости: Дмитрий, услышав разговор жены со знакомым мужчиной по
телефону, решил, что она изменяет.
Оставшись
одна, Понаровская уехала в Эстонию. Там занималась не пополнением дискографии,
а выпускала бижутерию, по просьбе друзей представляла интересы
благотворительного фонда в Норвегии. Потом продала недвижимость в Москве и
Подмосковье и перебралась в Санкт-Петербург, поближе к маме. После ее смерти
вернулась в столицу.
Здесь
Ирина наслаждается общением с внуками Шарлоттой и Эриком. Сын и невестка Аня по
образованию художники, однако Энтони работает звукорежиссером на радио.
На пике
своей популярности Ирина Понаровская неожиданно исчезла с экранов. На вопрос о
том, почему ее выступление в 1997 г. оказалось последним, она отвечает: «Нет
никакого конкретного события, которое повлияло бы на мое решение. Для
объяснений имелся только один аргумент: больше не желаю! Остро хотелось, чтобы
меня все оставили в покое. Очевидно, сыграла свою роль артистическая усталость.
Хорошую
публику сейчас могут собрать София Ротару, Валерий Леонтьев, а сегодняшние
певцы могут собрать на свои концерты только молодежь, которая ничего не
понимает в музыке, но любуется тем, что молодые люди на сцене очень милые,
симпатичные, девочки все юные, стройные… Я не считаю, что певице моего ранга,
класса и уровня нужно делать себе какой-то промоушн. И до сих пор, честно
говоря, не могу понять, чего так боятся люди, которым давно уже пора уступить
место другим. Я ведь вижу, что на эстраде тесно. А я не привыкла жить в
коммуналке».
Когда за
участие в «Песне года» стали требовать деньги, певица категорически отказалась
участвовать в этой передаче. Начиная с 2000 г. Ирина Понаровская пробовала свои
силы в другой сфере: она открыла имидж-агентство «Пространство стиля»,
выпустила коллекцию под названием «I-ra», открыла швейное ателье и Дом моды в
Нью-Йорке.
В 2010 г.
Ирина Понаровская уехала с сыном в Норвегию, а летом живет в Прибалтике. В 62
года она стала бабушкой и много времени проводит с внуком. О проектах наподобие
«Ты – суперстар» отзывается неодобрительно: «Поверьте мне, я – человек,
столкнувшийся с очень многими трудностями, и я понимаю цену жизни. Но если, не
дай Бог, у меня не будет хлеба и мне нужно будет сделать выбор: пойти в эту
программу или продать последнее кольцо – я продам кольцо. Я своего достоинства
не уроню».
На
предложения вернуться на эстраду певица отвечает: «Я не тот человек, который
умрет на сцене. И не собираюсь терзать, как некоторые, своей уже не очень
совершенной внешностью экран».
Комментариев нет:
Отправить комментарий