Вокально-инструментальные ансамбли СССР.
В
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРО ВИА
Вот и поговорили про ВИА, необыкновенно интересный и разнообразный жанр, как в мировой, так и в отечественной музыке. Его рождение приходится на начало 60-х, когда в Англии появилась группа «Битлз», которые не только пе¬ли, но и играли на музыкальных инструментах. Надо сказать, что появившееся направление в музыке отличалось от тех современных ритмов, что уже были на мировой эстраде. Новый модный стиль назвали «биг-битом», в нем присутствовали три электрогитары и ударные, а песни с молодым задором и энергией быстро находили свое место в хит-парадах. Из Англии течение современной музыки распространилось по всему миру. В Америке появились группа «Кридэнс», в Голландии — «Шокинг Блю», в Польше — «Скальды», «НоТо Цо» и «Червонне гитары» и многие другие. У нас в Советском Союзе также появились первый ВИА «Поющие гитары», за которым последовали молдавский «Норок», узбекские «Ялла», белорусские «Песняры», казахские «Дос Мукасан», московские «Веселые ребята» и «Голубые гитары», челябинский «Ариэль», а также впоследствии тысячи разных названий и составов. В отличие от западных музыкантов, которые сочиняли и записывали свои песни на пластинках, наши коллективы вначале не имели такого права и исполняли строго произведения представителей Союза композиторов СССР. Тем не менее, возможно, благодаря этому, многие коллективы нашли свой почерк и свои песни. Так, например, «Песняры» под руководством Владимира Мулявина стали яркими представителями народ¬ной тематики, и так же замечательно исполняли песни Александры Пахмутовой и Оскара Фельдмана. Вокально-инструментальный ансамбль «Самоцветы» стал ярким исполнителем песен комсомольско-молодежной направленности:
«Мы
строим БАМ» Зиновия Бинкина, «Мой адрес — Советский Союз» Давида Тухманова, а
также произведений старейших представителей советской песни Марка Фрадкина
(«Увезу тебя я в тундру» и «У деревни Крюково»), Серафима Туликова — «Не
повторяется такое никогда». ВИА «Веселые ребята» Павла Сло-бодкина, несмотря на
некоторый запрет появления на телевидении из-за лири¬ческого репертуара,
успешно записывали и выпускали грампластинки милли¬онными тиражами. Взять хотя
бы, к примеру, первую, где звучат песни тогда еще молодых авторов «Алешкина
любовь» Сергея Дьячкова и «На чем стоит любовь» Олега Иванова, а также
запрещенных тогда битлов — «Старенький автомобиль» и «Облади-облада». Ансамбль
«Ариэль» под руководством Валерия Ярушина доказал, что можно прекрасно работать
и вшестером в отличие от многочисленных составов ВИА по десять-пятнадцать
человек. Их диск «Русские картинки» с потрясающими обработками самого
руководителя, является непревзойденным шедевром в жанре отечественной музыки, а
оригинальная манера исполнения стала в то время открытием на нашей эстраде.
Достаточно вспомнить парафраз «Старая пластинка» на тему очень известной песни
50-х «Песенка старого извозчика» композитора Никиты Богословского. Очень заметным
стало появление в жанре молодежных вокально-инструментальных ансамблей: «Лейся,
песня!» под руководством Валерия Селезнева и Михаила Плоткина, «Музыка» Николая
Воробьева, «Акварели» Александра Тартаковско-го, белорусский «Сябры» Анатолия
Ярмоленко и «Верасы» Василия Раинчика с ярким запомнившимся дуэтом Ядвиги
Поплавской и Александра Тихановича, «Синяя Птица» под руководством Роберта и
Михаила Болотных, молдавский «Оризонт» Олега Мильштейна, московский «Надежда»
Михаила Плоткина, грузинский «ВИА-75» Роберта Бардзимашвили и многие другие.
В
середине 80-х годов генеральным секретарем СССР Черненко был подписан указ о
расформировании многих вокально-инструментальных ансамблей в связи с
несоответствием репертуара. Так был расформирован на время известный ВИА
«Лейся, песня», группы «Араке» и «Круиз». На базе ансамблей постепенно
создавались рок-коллективы, музыка которых становилась очень модной. Например,
из «Поющих сердец» родилась первая в стране «хэви-ме-таллическая» группа «Ария»
под руководством Виктора Векштейна, из «Акварелей» — «Рок 88», из «Голубых
гитар» Игоря Гранова, — синтез группа. Известный ансамбль «Самоцветы» и
«Веселые ребята» превратились в музыкальные центры Юрия Маликова и Павла
Слободкина. Не сдавались «Песняры», «Ариэль», «Ялла» и «Сябры», которые
продолжали свою биографию яркими выступлениями и новыми записями.
Возрождение
жанра начиналось как за рубежом, так и у нас, в России. В Америке снова
появились «Иглз», «Грэнд Фанк Рэйлроуд», «Кридэнс», в Англии — «Крим», «Свит»,
«Слэйд» и даже «Ти Рекс» без Марка Болана, в Польше — «Червонне гитары», в
Венгрии — «Омега». В России возрождению очень хорошо способствовали шоу-группа
«Доктор Ватсон». В начале 90-х по радио и телевидению совсем не звучали песни в
исполнении вокально-инструментальных ансамблей. «Ариэлю», уже без прежнего
руководителя Валерия Ярушина, отказали на «Мелодии» в выпуске нового диска с
русскими народными песнями, «Песняры», «Ялла» и «Сябры» оказались в другой
стране. Так вот, группа «Доктор Ватсон» после исполненного «Попурри на темы
популярных песен ВИА 70-х» вернула все снова на круги своя. Эти яркие и
мелодичные фрагменты песен растрогали сердца слушателей самого разного
возвраста. Вспомнились «Косил Ясь Конюшину» и «Червона рута», «Горлица» и «О
добрых молодцах и красных девицах», «Если любишь ты» ... В студию «Доктора
Ватсона» стали приходить письма с просьбой исполнить полностью ту или иную
песню из репертуара ВИА. Естественно, перепеть все песни коллектив не мог, хотя
пообещал сделать все возможное. Примерно через три года снова появились солисты
ВИА «Самоцветы» с Леной Пресняковой, Сашей Нефедовым, Олегом Слепцовым и
Георгием Власенко. Вокально-инструментальный ансамбль «Добры молодцы» был
возрожден в 1994 г. В этом проекте приняли участие бывшие музыканты
легендарного коллектива Георгий Мещеряков, Сергей Коваленко, Андрей Кирисов при
непосредственном участии руководителя Анатолия Киселева, посвятившего «молодцам»
более пятнадцати лет. Ансамбль собрали в полном инструментальном составе с
гитарами, барабанами, клавишными и саксофоном. Фирма «Мороз рекордз» сразу же
выпустили компакт-диск с архивными записями прошлых лет. А чуть позже
возрожденный состав «Добрых молодцев» записали лучшие песни 70-х. В
компакт-диск вошли лучшие хиты из репертуаров наших вокально-инструментальных
ансамблей, которые в то время еще не возобновили свою творческую деятельность.
Выпущенный по заказу «Онэксима банка» альбом тиражом в 500 экземпляров в
дальнейшем превысил миллионный тираж на «Квадро диске». В Санкт-Петербурге в
1997 г. при несомненной помощи руководителя Анатолия Васильева и журналиста
Антона Гарнова был возрожден первый ВИА в СССР — «Поющие гитары». В
классическом составе ансамбль стал успешно гастролировать, исполняя свои лучшие
песни. В 1998 г. снова появился замечательный ансамбль «Пламя» со своим
бессменным руководителем, композитором и пианистом Сергеем Березиным. Вновь
зазвучали их вечнозеленые песни «Идет солдат по городу», «Снег кружится», «На
дальней станции сойду» ... В 1995 г. в концертном зале «Россия» состоялся
юбилейный концерт белорусского ансамбля «Песняры» под руководством народного
артиста СССР Владимира Мулявина. Их блестящее творчество ни в чем не потеряло высокого
качества испол¬нения. А в 1998 г. на открывшемся фестивале искусств «Славянский
базар» Владимир Мулявин и Алла Пугачева в сопровождении «Песняров» вместе исполнили
известную песню «Березовый сок» Вениамина Баснера на стихи Михаила
Матусовского. В новогоднем «Голубом огоньке» 1997 г. на телеэкране по¬явились
любимый в народе ВИА «Лейся, песня», где на клавишных инструментах играл сам
Михаил Шуфутинский, который руководил когда-то коллективом. Попурри на тему
популярных песен из репертуара ансамбля навеяло приятные воспоминания о 70-х и
80-х. А молодые участники коллектива — музыканты Александр Касаткин и Александр
Филаткин — напомнили слушателям про легендарный ансамбль и отметили его
25-летний юбилей, пригласив создателей и музыкантов первого звездного состава.
В 1998 г. про¬дюсер Вячеслав Бейлин, в конце 70-х работавший одним из
директоров ВИА «Синяя Птица», впервые организовал московские концерты ансамбля
«Поющие гитары». В 2002 г. в Театре эстрады состоялся фестиваль «Битловские
посиделки», организованный им вместе с «ариэлевцем» Валерием Ярушиным.
И вот
впервые на большую сцену в Государственном Кремлевском дворце вышли
возрожденные вокально-инструментальные ансамбли. Это произошло в 2001 г. в
концертной программе «Наш адрес — Советский Союз», организо¬ванной театром
песни Рената Ибрагимова. Это был настоящий праздник песни и теплых встреч с
любимыми артистами 70-х. В двух концертах приняли участие «Солисты ансамбля
«Самоцветы», ВИА «Добры молодцы», ВИА «Сябры», ансамбль «Земляне», «Белорусские
песняры» (музыканты известного ансамбля, ранее работавшие у Владимира Мулявина,
создали свой проект в 1998 г.), ВИА «Поющие сердца». Состоялись сразу три
юбилейных концерта легендарного грузинского ансамбля «Орэра» в московском
театре «Новая опера», орга¬низованные Артуром Цомая и Валерием Щёлкиным.
Солисты коллектива Теймураз Давитая, Гено Надирашвили, Coco Жвания сохранили и
продемонст¬рировали богатый колорит многоголосного вокального мастерства,
отвергая использование фонограммы, что впоследствии выяснилось на пресс-конференции.
Впервые две большие четырехчасовые концертные программы «Хит¬парады ВИА» в
столичном спорткомплексе организовали Николай Бабичев (экс-руководитель «ВИА
Мари») и Юрий Левачев (директор и бас-гитарист, возродивший через несколько лет
брэнд группы «Земляне» с солистом Сергеем Скачковым). В концертах выступили:
ВИА «Поющие гитары», «Орэра», «Пламя 2000», «Добры молодцы», «Самоцветы»,
«Песняры», «Сябры», «Земляне», первый солист группы «Цветы» —Александр Лосев, —
«Оризонт», «Синяя Птица», «Поющие сердца», «Ариэль», «Лейся, песня», «Надежда»
и хард роковый «Круиз». Эти выступления показали, что вокально-инструментальные
ансамб¬ли могут снова собирать стадионы. В 2002 г. состоялась программа
«Любимые ВИА в Кремле» режиссера Марины Комаровой с телевизионной версией выступления
ансамблей и выпуском DVD диска. В 2003 г. в столичном Международном Доме музыки
состоялся гала-концерт мастеров искусств Азербайджана, где также принял участие
замечательный детский вокальный ансамбль «Бэри Бах», руководит которым Раф
Бабаев, — экс-легендарного ансамбля «ГАЯ». В 2000 г. в Германии был выпущен
компакт-диск с лучшими песнями «ГАЯ». В 2002 г. в программе «Звезда Валерия
Ободзинского» впервые выступил после многолетнего перерыва ВИА «Верные друзья»
с Владимиром Овчинниковым, Тахиром Садыковым, Игорем Капитанниковым и Мариной
Овчинниковой. Благодаря поддержке бывших коллег по ансамблю Георгия Мамиконова
и Игоря Ятора, коллектив выпустил компакт-диск на известной фирме «СиДиЛэнд»,
где ребята переписали свои лучшие хиты в новых аранжировках, сохраняя дыхание
того времени.
Особенно
хотелось бы остановиться на юбилеях вокально-инструменталь¬ных ансамблей. Выше
говорилось про торжества ансамбля «Орэра», которые прошли в Москве,
Санкт-Петербурге и Тбилиси. Ансамбль «Песняры» Владимира Мулявина отметил в
2000 г. свое 35-летие в ГЦКЗ «Россия» четырехчасовым концертом, где вместе с
молодыми пели ветераны ансамбля Леонид Борткевич и Валентин Бадьяров. Свой
юбилей в этом же зале весной 2002 г. отметили ВИА «Ариэль», к сожалению, без
своего руководителя Валерия Ярушина. Тем не менее, трехчасовой концерт «Дорога длиной
в 35» известного челябинского ансамбля прошел очень интересно. В нем прозвучали
как уже известные, так и новые песни. Вместе с ветеранами ансамбля Стасом
Геппом, Львом Гуровым и Борисом Каплуном на сцене выступили новые талантливые
музыканты: вокалист и гитарист Александр Тибелиус, вокалист Александр Гордеев.
На юби¬лей к «Ариэлю» пришли их коллеги по творчеству — певица Надежда Бабкина,
автор-исполнитель Олег Митяев, солисты ВИА «Веселые ребята» — Михаил
Файбушевич, Игорь Гаттаулин и Сергей Рыжов, группа «Араке», солисты ансамбля
«Самоцветы» и многие другие артисты.
Свой
60-летний юбилей отметил в апреле 2005 г. один из первых продюсеров ВИА,
талантливый Михаил Владимирович Плоткин. Он имел самое непосредственное
отношение к вокально-инструментальным ансамблям «Веселые ребята», «Самоцветы»,
«Лейся, песня», успех к которым пришел благодаря его продюсерскому дару.
Созданный Плоткиным ВИА «Надежда» стал стартовой площадкой для молодых
талантов. Целый букет звезд музыкантов расцвел в ансамбле за годы его
существования. Юбилейный вечер прошел в ГЦКЗ «Россия», продюсера пришли
поздравить с 60-летием «Самоцветы» Юрия Маликова, «Белорусские песняры»,
«Пламя» Сергея Березина, Иосиф Кобзон, Игорь Крутой, Лариса Долина, Валерий
Леонтьев, Игорь Иванов, Вячеслав Добры¬нин, Владимир Кузьмин, ВИА «Поющие
сердца» и многие другие.
Юбилейные
концерты ансамбля «Самоцветы» под руководством бессмен¬ного руководителя Юрия
Маликова начались в октябре 2006 г. Первый такой концерт прошел в саду
«Эрмитаж», где когда-то, несколько лет назад и состоялось первое выступление
коллектива. Выступления продолжились в Саду имени Баумана, а закончились
большим гала-концертом в Кремлевском дворце. Именно там состоялся
четырехчасовой марафон с участием музыкантов всех составов ансамбля, а также
гостей известных звезд российской эстрады.
На
Площади звезд у ГЦКЗ «Россия» были заложены звезды вокально-инструментальному
ансамблю «Песняры» и Владимиру Мулявину (2000 г.), а также ансамблям «Сябры» и
«Орэра» (2005 г.). Концерты вокально-инструменталь¬ных ансамблей имеют успех не
только в стране, но и за рубежом. Выступления проходят на большой
ностальгической волне и снова звучат наши лучшие песни 70-80-х. Тем не менее,
не нарушая канонов жанра, ВИА исполняют новые песни, которые после премьер
также находят горячие отклики в сердцах слушателей. По радио стали часто
звучать вокально-инструментальные ансамбли, особенно нам хотелось бы отметить
следующие программы: «Были на виниле» Анны Тарасенковой с ведущим Олегом Чвиковым
по «Радио России», с Виталием Белобрагиным по «Милицейской волне», в ежедневных
программах об ис¬тории современной музыки с Павлом Слободкиным, также по «Радио
России». Прекрасный радиоканал «Мелодия» в Санкт-Петербурге с Сергеем Афанасьевым,
Таней Аникиной, Димой Александровым, Надей Понаровской. Стоит отметить
журналистов, широко освещающих сегодня жанр вокально-инструментальных
ансамблей, среди которых достаточно интересно работают Владимир Марочкин
(«Music Box»), Анатолий Ткачев («Музыкальная жизнь»), Сергей Би¬рюков («Труд»),
Николай Фандеев («Ответь»), Дмитрий Ткаченко (агенство «Парнас»), Ирина
Барышева, Наталья Клюева. Прекрасно вспоминаются интересные публикации из 70-80
годов, когда в центральной прессе движение освещали музыковеды Валентина
Терская, Аркадий Петров, Евгений Надеинский, также известный еще и как Эпштейн,
а также другие профессионалы своего дела.
Стало
быть, замечательная биография ВИА продолжается, а залогом этого является мудрая
хорошая песня, в которой есть прекрасная мелодия, поэтичные слова и,
безусловно, красивая гармония.
Непременно
стоит обратиться к музыкантам. Хотелось бы, чтобы они не забывали своих
отцов-создателей и советовались с ними, воплащая свои новые проекты. Все-таки
богатый музыкальный опыт, накопленный ветеранами-руководителями, как нам
кажется, еще никому не помешал.
Почти
сорок лет прошло с момента возникновения первого ВИА в нашей стране, и вот на
афишах среди уже известных и легендарных имен появилось новое название — ВИА
«Советский Союз» с солистом Виктором Камашевым (экс-«Лейся, песня!»,
«Магистраль», «Поющие сердца»). Значит, дело ВИА живет и развивается, а вот
новые имена отечественной поп-индустрии «Виа Гра» и «Виа Сливки» к жанру
вокально-инструментальных ансамблей не имеют никакого отношения.
Валерий
Щёлкин и Сергей Фролов
Комментариев нет:
Отправить комментарий