вторник, 19 декабря 2023 г.

500 величайших альбомов всех времён. Led Zeppelin - «Houses of the Holy» (1973).

Led Zeppelin

Хард-рок

500 величайших альбомов всех времён

«Houses of the Holy» — пятый студийный альбом британской рок-группы Led Zeppelin, выпущенный 28 марта 1973 года на лейбле «Atlantic Records». По завершении новозеландского и австралийского турне (в ходе которого Пейдж и Плант сделали несколько экспериментальных записей с Бомбейским симфоническим оркестром) в апреле 1972 года группа приступила к работе над своим очередным альбомом, выбрав в качестве студийной базы поместье Старгроув, принадлежавшее Мику Джаггеру. Альбом выиграл от того, что два участника группы установили студии дома, что позволило им разрабатывать более сложные песни и аранжировки и расширять свой музыкальный стиль. Общее легкомысленное настроение сказалось на качестве первых записей и их пришлось перерабатывать в студиях Лондона и Нью-Йорка. Работа над альбомом была завершена летом 1972 года, но, как и в предыдущем случае, борьбу с руководством лейбла за право оформить пластинку по своему вкусу группа продолжала около девяти месяцев.

Led Zeppelin – «The Song Remains the Same» (Madison Square Garden 1973)

Несколько песен впоследствии стали неотъемлемой частью концертного сета группы, в том числе «The Song Remains the Same», «The Rain Song» и «No Quarter». Другой материал, записанный во время сессий, включая заглавный трек, был отложен и выпущен на более поздних альбомах Physical Graffiti и Coda. Все инструменты и вокал были предоставлены участниками группы Робертом Плантом (вокал), Джимми Пейджем (гитара), Джоном Полом Джонсом (бас-гитара, клавишные) и Джоном Бонэмом (ударные). Альбом был спродюсирован Пейджем и смикширован Эдди Крамером.

Композиция

«Houses of the Holy» вышел в марте 1973 года и стал стилистическим поворотным моментом для группы. Композиция и продакшн заложили основы для последующих релизов. По словам биографа группы Дэйва Льюиса (Dave Lewis), «в то время как эффект штурма амбаров ранней эры теперь выравнивался, и хотя они были лишены электричества Zeppelin I и II, явного разнообразия третьего альбома и не имели классического статуса четвертого, «Houses of the Holy» тем не менее нашли свою законную нишу».

Альбом в значительной степени отказался от тяжелого, тёмно-блюзового рок-дисторшна их предыдущей музыки в пользу чистого, экспансивного рок-звучания, о чём свидетельствует более резкий, яркий гитарный тон Пейджа. Эксперименты по смешению стилей здесь были продолжены: к базовым элементам (хард, хэви, блюз, фолк) добавились регги и фанк. «Houses of the Holy», вероятно, был самым эклектичным в музыкальном плане из их альбомов, по мнению автора Consequence of Sound Кристофера Ленца, который наблюдал свинговые ритмы на "Dancing Days" и эксперименты с регги и психоделической музыкой на "D'Yer Mak'er" и "No Quarter" соответственно. Пит Праун и Х. Ньюквист назвали его «разнообразной коллекцией рокеров, баллад, регги, фанка и рок-н-ролла в стиле пятидесятых».

Песни

Сторона А

Открывающий альбом трек «The Song Remains The Same» изначально был написан Пейджем под названием «The Overture». Плант добавил тексты, которые ссылались на опыт группы во время тура, и песня получила рабочее название «The Campaign». Его ведущий вокал был немного ускорен в финальном миксе, в то время как Пейдж играл на электрической двенадцатиструнной гитаре и шестиструнной электрогитаре. Для живых выступлений он использовал гитару Gibson EDS-1275 с двойным грифом, которая также использовалась для исполнения «Stairway to Heaven» на концертах.

Led Zeppelin – «The Song Remains The Same» (Official Audio)

«The Rain Song» была написана в домашней студии Пейджа, включая всю аранжировку и вокальную мелодию. Он был вдохновлен на написание песни после того, как Джордж Харрисон пожаловался, что Led Zeppelin «никогда не делали никаких баллад».

Led Zeppelin – «The Rain Song» (Official Audio)

Начальные аккорды такие же, как в песне Харрисона «Something» из альбома The Beatles Abbey Road. Минусовка была записана в Olympic, с рабочим названием «Slush». Плант добавил несколько чувствительных текстов, которые соответствовали музыке, Джонс добавил струнную секцию, сыгранную на меллотроне, в то время как Пейдж играл на акустической и электрогитаре Danelectro в различных настройках.

Jimmy Page & Robert Plant – «The Rain Song «

Песня регулярно исполнялась вживую, Пейдж использовал Gibson EDS-13. Пейдж и Плант возродили трек для своего тура 1993—1994 годов.

«Over the Hills and Far Away» была написана об образе жизни хиппи, включая отсылки к «открытой дороге». Песня была разделена на две половины, с тихой акустической секцией, переходящей в более живую электрическую. Песня была одной из первых, которая была введена в концертный сет Led Zeppelin, впервые сыгранная в середине 1972 года.

Led Zeppelin – «Over the Hills and Far Away» (Official Music Video)

«The Crunge» был написан Бонэмом и развит из джема в Stargroves. Он решил создать фанк-бит, который входил бы и выходил из ритма, делая невозможным танцевать под него. Плант импровизировал текст в манере Джеймса Брауна поверх музыки, пародируя вокальный стиль Брауна «Take it to the Bridge» ближе к концу трека.

Led Zeppelin – «The Crunge» (Official Audio)

Чтобы еще больше показать «The Crunge» ироничной шуткой, группа решила добавить «танцевальные шаги» к песне на обложке на одном из этапов. Трек иногда исполнялся как импровизированная пьеса на концерте, обычно в середине другой песни, например, в быстрой гитарной соло в «Dazed and Confused».

Сторона В

«Dancing Days» была вдохновлена приятными сессиями в Stargroves, а текст песни показывают общий оптимизм по отношению к жизни. Крамер вспоминал, как группа танцевала в саду в Старгроувс, слушая воспроизведение финального микса. Рекламная копия трека была разослана «Atlantic» для радио в марте 1973 года в качестве превью альбома.

Led Zeppelin – «Dancing Days» (Official Audio)

«D'yer Mak'er» возник благодаря тому, что Бонэм пытался объединить регги с ду-вопом 1950-х годов, оставив короткий офф-бит. Позже Джонс не одобрил трек, сказав, что он был воспринят как шутка и не был хорошо продуман. Плант предложил выпустить его в качестве сингла. Общая политика Led Zeppelin заключалась в том, чтобы не выпускать синглы в Великобритании, и хотя там были выпущены тестовые и рекламные тиражи, остальная часть группы наложила вето на эту идею. В Соединенных Штатах песня вошла в топ-20 хитов.

Led Zeppelin – «D'yer Mak'er» (Official Audio)

«No Quarter» была написана Джонсом. Ранняя аранжировка песни была записана для четвёртого альбома группы, но от её отказались. Джонс переработал трек, добавив акустическое и электрическое пианино, а также различные синтезаторы. Трек быстро стал фаворитом на концертах и звучал на каждом концерте с 1973 по 1979 год, обеспечив Джонсу расширенную сольную презентацию в середине и джем-сейшн с множеством различных стилей.

Led Zeppelin – «No Quarter» (Official Audio)

Плант возродил песню для своего тура 1990 года, и она была исполнена Пейджем и Плантом в 1994 году. В 1999 году Джонс исполнил сольную инструментальную партию на гастролях, а в 2005 году Плант снова исполнил ее сольно. Она была частью сета на концерте Ahmet Ertegun Tribute Concert в 2007 году.

Led Zeppelin – «Live  at O2 Arena London, Celebration Day» (2007)

Текст песни «No Quarter» вновь дал прессе повод для инсинуаций, однако (несмотря на упоминание Тора) речь в песне шла всего лишь об ощущениях участников группы, которые каждые свои гастроли воспринимали как выход на «тропу войны».

«The Ocean» начинался с того, что Бонэм кричал: «Мы уже сделали четыре, но теперь мы стабильны, а затем они пошли один, два, три, четыре», имея в виду количество уже записанных дублей. Название и текст песни отсылают к поклонникам группы и их преданности группе. В середине трека звучит вокальная пауза а капелла в исполнении Планта, Бонэма и Джонса, в то время как концовка представляет собой еще один пастиш в стиле ду-воп.

Led Zeppelin – «The Ocean» (Official Audio)

Неизданный материал

Заглавный трек альбома был записан в «Olympic» и смикширован в «Electric Lady». В конечном итоге она была исключена из альбома, так как в ней было достаточно треков, чтобы заполнить две стороны пластинки, и была выпущена на следующем альбоме, «Physical Graffit»i в 1975 году.

Led Zeppelin – «Houses of the Holy» (1990 Remaster)

Этот альбом также включал в себя две песни с сессий «Houses of the Holy's Stargroves»: «The Rover» и «Black Country Woman» (последняя была записана в саду под открытым небом).

Led Zeppelin – «The Rover» (1993 Remaster)
Led Zeppelin – «Black Country Woman» (1993 Remaster)

Другой трек с сессий Stargroves, «Walter's Walk», был выпущен на Coda в 1982 году.

Led Zeppelin – «Walter's Walk» (Remaster)  

Обложка

Обложка была первой для группы, разработанной Hipgnosis, и была основана на фотографии, сделанной на Giant's Causeway в Северной Ирландии. Источником вдохновения для дизайнеров обложки альбома стала концовка научно-фантастического романа «Конец детства» английского писателя Артура Кларка. На ней отображен момент, когда на Земле остались лишь собранные в одном месте человеческие потомки. Первоначально группа планировала провести фотосессию в перуанской долине Наска, затем Роберт Плант предложил шотландский остров Стаффа, и наконец Сторм Торгерсон и Обри Пауэлл из дизайнерского проекта Hipgnosis (до этого прославившейся сотрудничеством с Pink Floyd) уговорили Led Zeppelin отправиться в Ирландию, к «Дороге гигантов», возвышенности, состоящей из 40 тысяч гигантских базальтовых колонн. Пейдж описывал идею обложки как «символ невинности, выражение идеи о том, что все мы существа, которые стремятся к небесам обетованным». Вопреки многочисленным слухам, в съёмках не принимали участия ни Кортни Лав, ни Саманта Фокс. Позировали в то утро шестилетняя Саманта Гейтс и её четырёхлетний брат Стефан. Фотография на обложке представляет собой коллаж из более чем тридцати снимков. Детей будили в четыре часа утра и голых покрывали золотистой и серебристой красками, когда закончился грим, их покрывали автоэмалью. Саманта позже признавалась, что у неё об этих съёмках осталось только одно воспоминание: она продрогла до мозга костей. Позже она снялась также и для обложки альбома «Presence» (1976). Пауэлл хотел запечатлеть солнечный рассвет, но в течение десяти дней в Антриме шёл дождь, так что пришлось сделать чёрно-белый коллаж и позже вручную раскрасить его. Обложка альбома не содержала никакой информации об исполнителях или названии. В США заголовок был написан на ленточках, которыми были заклеены детские ягодицы. Несмотря на эту предосторожность, пластинка оказалась запрещена во многих штатах «Библейского пояса». «Сегодня ничего подобного нам бы сделать не позволили, тут же обвинили бы в пропаганде педофилии, — говорит Пауэлл. — Но мы были хиппи, разгуливать голышом было для нас делом совершенно обыденным». В 2011 году обложка альбома заняла 28-е место в списке лучших обложек альбомов всех времен по версии интернет издания Music Radar.

Альбом, сдержанно встреченный большинством рок-критиков, тем не менее возглавил британский и американский хит-парады. Уже в самом начале последовавшего затем (восьмого по счёту) американского турне Led Zeppelin установили абсолютный мировой рекорд по кассовым сборам (ранее принадлежавший The Beatles). Уже через 5 недель после выхода «Houses of the Holy» разошёлся 1,2-миллионным тиражом. Позже альбом получив бриллиантовую сертификацию (более 10 миллионов проданных альбомов) от Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA) в 1999 году. В 2020 году альбом занял 278 место в списке 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone.

Комментариев нет:

Отправить комментарий