понедельник, 27 марта 2023 г.

Зал славы джаза. Бен Уэбстер (1909-1973).

Зал славы джаза.

Бен Уэбстер (англ. Benjamin Francis „Ben“ Webster; 27 марта 1909, Канзас-Сити, Миссури — 20 сентября 1973, Амстердам, Нидерланды) — американский джазовый музыкант, тенор-саксофонист, выдающийся исполнитель стиля свинг. Обладатель феноменального субтонового звука. Его стиль игры варьировался от иногда дышащего тона в балладах до «горлово-квакающего вибрато» при более быстром темпе. Оказал огромное влияние на всех тенор-саксофонистов следующих поколений.

Биография

Бенджамин Фрэнсис Уэбстер родился 27 марта 1909 года на Хайленд-авеню 2441 в Канзас-Сити, штат Миссури. Его отец, Уолтер Вебстер, в то время жил в Чикаго и работал официантом в вагонах-ресторанах компании «Pullman». Еще до рождения Бена брак распался в основном из-за насилия и алкоголизма со стороны отца; пара рассталась и мать вернулась к своей девичьей фамилии Баркер. Мэйм Баркер была квалифицированным учителем, а Бен вырос в Канзас-Сити на Вудленд-авеню 1222 с матерью и бабушкой, которые, по его словам, сильно баловали его и исполняли все его желания.

Мать Вебстера давала уроки музыки в школе и играла на пианино дома, но именно его двоюродная бабушка Джойс Кокрелл обнаружила у мальчика музыкальный талант и дала ему первые уроки музыки на своем пианино. Бен Уэбстер обладал абсолютным слухом и уже в раннем детстве мог воспроизводить пьесы, которые слышал по радио. Однако его мать предпочла бы видеть в Бене классического скрипача, а потому заставила мальчика брать уроки игры на скрипке у Чарльза Уоттса. Бен ненавидел как скрипку, так и скрипичные этюды и, как только появлялась возможность, на слух играл популярную музыку на фортепиано.

Позже сосед Уэбстера, известный джазовый пианист, выдающийся мастер рэгтаймов и буги-вуги Пит Джонсон показал Бену, как надо играть джаз. Прежде всего, он тренировал левую руку Уэбстера. Бен оказывается способным учеником, и вскоре происходит его дебют в качестве пианиста в одном из джаз-ансамблей Оклахомы.

В 1925 и 1926 годах Уэбстер учился в Университете Уилберфорса близ Ксении, штат Огайо. Там он познакомился с пианистом Горацием Хендерсоном, который основал оркестр под названием «Wilberforce Collegians». Бен играл в этом оркестре на фортепиано лишь изредка, выступал в качестве бэндбоя. Находясь под впечатлением от таких пианистов, как Фэтс Уоллер и Дюк Эллингтон, Уэбстер продолжал развивать свои навыки и вскоре получил свои первые ангажементы в клубах Канзас-Сити на Двенадцатой улице и в районе Вайн, либо в качестве сольного пианиста, либо со своей собственной группой «Rooster Ben and His Little Red Hens».

В 1927 и 1928 годах Уэбстер сделал себе имя как пианист, играя в различных джаз-бэндах: Кларенса Лава (Clarence Love) из Канзас-Сити, Бретро Нельсона (Brethro Nelson) из Эниды, штат Оклахома, и Датча Кэмпбелла (Dutch Campbell) из Амарилло, штат Техас. В 1928 году Бен работал тапером в кино в Амарилло. Там он познакомился с саксофонистом Баддом Джонсоном, членом группы «Original Black Aces» Юджина Коя (Eugene Coy). Заинтересовавшись саксофоном Уэбстер попросил Джонсона научить его гаммам, и Джонсон показал Бену соло на саксофоне «Singin' the Blues» Фрэнки Трамбауэра (Frankie Trumbauer), которое в то время было очень популярно среди саксофонистов. В результате Бен приобрел альт-саксофон и начал заниматься по несколько часов в день – помимо работы пианистом в кинотеатрах.

В 1929 году семейный оркестр Уиллиса Хэнди Янга (отца Лестера Янга) «Young Family Band» проезжал через Альбукерке, штат Нью-Мексико, где в тот момент работал Уэбстер. Бен знакомится с Уиллисом, которому в тот момент был нужен саксофонист. Уэбстер стал членом группы и арендовал у сестры Лестера Янга Ирмы альт-саксофон. Лестер и Бен практиковались вместе, причем Лестер Янг обучал Уэбстера не только технике, но и чтению нот и теории музыки. Окончив у Янга за три месяца полный курс саксофонных наук, и недолго пробыв в оркестре, Бен быстро делает музыкальную карьеру, получая ангажементы как пианист, альт и тенор-саксофонист во многих известных ансамблях и оркестрах. Он начинает ездить по стране с довольно известными составами. Мастерство его растёт, и к середине 30-х он уже становится признанным — по крайней мере среди музыкантов — превосходным джазменом.

Весной 1930 года тенор-саксофонист Гарольд Коулман покинул группу Коя, а Уэбстер переключился с альт-саксофона на тенор-саксофон. Осенью 1930 года он присоединился к оркестру Коттон-клуба Джаспера «Япончика» Аллена (Jasper „Jap“ Allen) в Талсе, штат Оклахома. Когда Аллен в марте 1931 года сократил свой оркестр из-за экономической депрессии, Уэбстер с пятью коллегами присоединился к группе Эдгара Баттла (Edgar Battle) и Бланш Кэллоуэй (Blanche Calloway), с которой сделал свои первые записи.

Blanche Calloway and «Her Joy Boys» - «Make Me Know It». Ben Webster on tenorsax and Cozy Cole on drums (1931).

В 1932 году, после выступлений на Восточном побережье, включая Нью-Йорк, Уэбстер присоединился к биг-бэнду «Bennie Motens Kansas City Orchestra». В это время Бенни Моутен (Benny Moten) разрабатывал то, что позже было названо стилем Канзас-Сити, по сути, тот же ритмический четырехтактный джаз (в отличие от преобладающего двухтактного джаза), формирование риффов духовыми секциями и композиций с блюзовым акцентом. Оркестр отправился в большие гастроли по стране и сделал серию записей 13 декабря 1932 года в Камдене, штат Нью-Джерси, которые до сих пор считаются великими моментами раннего джаза Канзас-Сити. В январе 1933 года Уэбстер покинул оркестр Моутена и нашел работу в Канзас-Сити, в «Sunset Club» где пел знаменитый Биг Джо Тернер (Big Joe Turner).

Bennie Moten's Kansas City Orchestra – «Toby» (1932).

Вскоре известный бэнд-лидер Энди Кирк (Andy Kirk) нанял Уэбстера для своего оркестра «Тwelve Clouds of Joy», где тогда играла пианистка Мэри Лу Уильямс (Mary Lou Williams).

18 декабря 1933 года Канзас-Сити посетил оркестр Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson). После концерта тенор-саксофонист Коулман Хокинс (Coleman Hawkins) и басист Джон Кирби отправились в клуб «Cherry Blossom», где проходили знаменитые джем-сейшн с лучшими тенор-саксофонистами Канзас-Сити, в частности Лестером Янгом (Lester Young), Гершелем Эвансом (Herschel Evans), Диком Уилсоном (Dick Wilson), Германом Уолдером (Herman Walder) и Беном Вебстером. На одном из таких сейшенов Хендерсон услышал тенор-саксофон Уэбстера и проникся его стилем, который был очень близок к стилю Коулмана Хокинса по манере и тону игры. Вскоре Хокинс покинул Хендерсона и отправился в Европу; в качестве его замены был нанят Лестер Янг, но его стиль не совсем подходил оркестру Хендерсона.  В июле 1934 года Флетчер Хендерсон и Энди Кирк договорились об обмене тенорами: Лестер Янг присоединился к Кирку, а Бен Уэбстер присоединился к Хендерсону.

Уэбстер описал свое время в оркестре Хендерсона, как самое сложное для него в музыкальном плане. Записи этого времени, однако, показывают большой прогресс музыканта в технике, ритме и звуке. Оркестр был распущен в начале ноября 1934 года по финансовым причинам; Уэбстер, как и другие музыканты, был приглашен Бенни Картером (Benny Carter), чей оркестр сделал несколько записей отличного качества.

В начале января 1935 года Картеру, в свою очередь, пришлось распустить оркестр. Следующим работодателем Бена стал известный танцор, певец и бэнд-лидер Вилли Брайант (Willie Bryant), оркестр которого был очень популярен, особенно в нью-йоркском театре Apollo. Во время своего пребывания у Брайанта (до середины августа 1935 года) Уэбстер участвовал, как сессионный музыкант в записях Боб Ховарда (Bob Howard) и Билли Холидей (Billie Holiday). Он вступил в связь с певицей; пара обручилась, и Бен представил свою невесту семье. По словам Бена вскоре из-за поведения Холидей случился скандал, и пара сбежала обратно в Нью-Йорк; вскоре помолвка разорвалась.

Billie Holiday - «It's Too Hot For Words» (Brunswick 7511, 1935) Teddy Wilson, Ben Webster.

18 августа 1935 года Уэбстер сделал свои первые записи с Дюком Эллингтоном (Duke Ellington), заменив на две-три недели Барни Бигарда (Barney Bigard). В сентябре 1935 года Бен был принят в самый популярный и высокооплачиваемый в то время оркестр Кэба Кэллоуэя (Cab Calloway), с которым участвовал в нескольких студийных записях, в том числе с Дюком Эллингтоном (Duke Ellington) 29 июля 1936 года, с Билли Холидей и Тедди Уилсоном (Teddy Wilson) в октябре, ноябре, декабре 1936 года и январе 1937 года, с Милдред Бейли (Mildred Bailey) в ноябре 1936 года, с Хейвеном Джонсоном (Haven Johnson) в январе 1937 года.

Cab Calloway – «Keep that Hi De Ho in your soul - The Singing Kid» (1936)

Однако Кэллоуэй показывал себя почти в каждом номере и не очень давал разойтись другим солистам. Милту Хинтону, контрабасисту оркестра, Уэбстер говорил:

«Слушай-ка, у меня никогда не бывает больше восьми тактов на соло, и мне не удаётся использовать свой инструмент так, как я хочу, чтобы выжать из него настоящее чувство».

В 1937 году Бен Уэбстер покидает Кэллоуэя и играет в нескольких оркестрах: в мае 1938 года он ненадолго присоединился к небольшому формированию «Stuff Smith» в нью-йоркском «Onyx Club», в августе - в оркестре Роя Элдриджа (Roy Eldridges), в апреле 1939 года – в небольшом биг-бэнде Тедди Уилсона (Teddy Wilson). Он также записывался с Лайонелом Хэмптоном и Милдред Бейли.

В конце января 1940 года Уэбстер остаётся без работы и отправляется в Бостон, где выступает Эллингтон и просит дать ему место саксофониста. Эллингтон его берёт в свой оркестр и журнал «Даун-бит» помещает материал об этом событии на первой полосе. Однако в аранжировках Эллингтона тогда ещё не было выписанных партий для тенор-саксофона; поэтому Вебстер был вынужден самостоятельно прописывать свои партии. Несколькими месяцами спустя к Эллингтону присоединился выдающийся басист Джимми Блэнтон (Jimmy Blanton), который вместе с Вебстером значительно изменил звучание оркестра Эллингтона, что можно услышать в живой записи концерта в Фарго, Северная Дакота в 1940 году. В джазовых исследованиях этот период в творчестве Дюка Эллингтона называется «The Blanton-Webster Band».

Ben Webster with «Duke Ellington's Orchestra» - «Stardust» (Fargo, 1940).

За это время Уэбстер сыграл немалое количество соло в таких песнях, как «Cottontale», «Conga Brava», «Bojangles», «Chloe», «All Too Soon», «Just A-Setting And A-Rocking», «What I’m Here For», «Sepia Panorama», «Blue Serge» и в сюите «Black, Brown And Beige». Сам он позже называл эти годы у Эллингтона как лучшие. В эти годы Уэбстер становится одним из самых влиятельных музыкантов, выходцев из Канзас-Сити, «монополистом» тенор-саксофона.

«С приходом Уэбстера в оркестре Эллингтона появился голос, какого никогда не было прежде: сильный, сочный тенор-саксофон в противовес более легкому и капризному саксофону Ходжеса. Записи, сделанные фирмой „Виктор“ в 40-е годы, отличаются от прежних в первую очередь присутствием Уэбстера. Уэбстер был уже знаком с репертуаром эллингтоновского оркестра, но партии для пятого саксофона, разумеется, не существовало. Поэтому коллеги по секции предупредили его, чтобы он не лез в „их“ ноты, — джазовые музыканты нередко относятся очень ревниво к тому, что они играют. Уэбстеру приходилось искать „свои“  ноты, которые вписывались бы в исполняемую вещь, и это само по себе усложняло структуру саксофонных созвучий». — писал джазовый критик Джеймс Линкольн Коллиер.

Рассказывали, что пришедшие к Эллингтону саксофонисты следующего поколения — Пол Гонсалвес и Гарольд Эшби — знали соло Бена Уэбстера наизусть.

Duke Ellington and Ben Webster – «Cotton Tail» (1940)

Весной 1943 года из-за растущего алкоголизма Уэбстера начались проблемы между ним и лидером группы. Однажды Уэбстер вошел в гримерку Дюка в отсутствие хозяина и, надев одну из курток Дюка, которая была Бену слишком мала, порвал её на части. В начале августа 1943 года между ними произошел очередной инцидент: в этот день Уэбстер не захотел уступить Эллингтону место за роялем и мощным ударом сбросил того со сцены.

Уэбстер впервые стал выступать со своей собственной группой, в клубе «Three Deuces» на 52-й улице, прозванной «Свинг-стрит», в Нью-Йорке. В ноябре 1943 года и январе 1944 года музыкант был нанят кларнетистом и певцом Вуди Германом (Woody Herman) для некоторых студийных записей. 8 февраля 1944 года Бен Уэбстер сделал первые записи под своим именем вместе с трубачом Ораном Пейджем (Hot Lips Page).

Ben Webster And His Orchestra – «Woke Up Clipped» Hot Lips Page (tp) Ben Webster (ts) Clyde Hart (p) Charlie Drayton (b) Denzil Best (d) (1944-02-08, New York)

В 1944 году Уэбстер часто менял состав в своих группах и сделал ряд записей с Джеймсом Джонсоном (James P. Johnson), Кози Коулом (Cozy Cole), Сидни Кэтлеттом (Sidney Catlett) и Уолтером Томасом (Walter Thomas); с мая по июль 1944 года он играл в секстете Джона Кирби (John Kirby); с 1945 по 1947 годы он записывался в качестве сайдмена с Бенни Мортоном (Benny Morton), Уолтером Томасом (Walter Thomas), Тедди Уилсоном (Teddy Wilson),Ораном Пейджем (Hot Lips Page), Питом Джонсоном (Pete Johnson), Тони Скоттом (Tony Scott), Биллом Де Аранго (Bill De Arango), Бенни Картером (Benny Carter), Элом Холлом (Al Hall) и другими.

В октябре 1948 года Бена Уэбстера снова нанял для своего оркестра Дюк Эллингтон (сначала на испытательном сроке). Однако обстоятельства в эллингтонском оркестре с 1943 года изменились, например, теперь в оркестре был второй тенор-саксофонист, сначала Эл Сирс (Al Sears), а затем Чарли Рауз (Charlie Rouse), так что обстановка для Бена была неудовлетворительной; у Уэбстера просто больше не было привычного звездного статуса. В 1949 году он окончательно расстаётся с Эллингтоном. Неизвестно, что тогда произошло, однако между Уэбстером и Дюком явно существовали трения. Кларнетист биг-бэнда Барни Бигард сказал как-то Барри Мартину, о взаимоотношениях Эллингтон и Уэбстера следующее:

«Ему позволялось делать такое, на что мы никогда бы не решились. Может, Дюк не так уж и боялся Уэбстера, и, по словам Мерсера, никто так не хотел работать в этом оркестре, как Бен. Но был какой-то конфликт, какая-то химическая реакция между ними, из-за которой они постоянно препирались».

По утверждению Мерсера (сына Эллингтона), стоило им оказаться в одной комнате, как они тут же затевали спор. По всей видимости, Дюк, с его нелюбовью к галдежу и стремлением доминировать, оказался не в состоянии дальше выносить задиру Уэбстера. В конце концов Дюк, наверное, сказал Бену, что с него хватит и что Бен должен уйти. Расставание оказалось, без сомнения, горьким для Уэбстера и нелегким для Дюка, поскольку Уэбстер был именно тем безоглядно страстным исполнителем, какие особенно нравились Дюку.

Около 1950 года Бена Уэбстера, как и многих джазменов старшего поколения, захлестнула волна бибопа. В отличие от других, он был открыт для бибопа (Чарли Паркер (Charlie Parker) в течение короткого времени в 1944 году играл в группе Уэбстера), и Бен нашел слова признательности к таким музыкантам, как Джон Колтрейн (John Coltrane), чьи концерты в нью-йоркском «Birdland» он посещал и с которым несколько раз фотографировался. Билли Экстайн пишет, что, когда Уэбстер впервые услышал игру Чарли Паркера в «Minton's Playhouse», то сказал, что Паркер невероятно талантлив, но, должно быть, сумасшедший, чтобы играть на такой высокой скорости.

Jay Mcshann & His Orch.Ben Webster – «Let's Love Awhile»

Уэбстер уехал в Канзас-Сити где в октябре 1951 года поучаствовал в нескольких записях с тенор-саксофонистом Гарольдом Эшби (Harold Ashby), а также с группой Джея Макшенна (Jay McShann).

Осенью 1951 года Бен Уэбстер переехал с семьей в Лос-Анджелес, где нашел работу в отеле. В декабре 1951 года он принял участие в ритм-энд-блюзовой сессии с оркестром Джонни Отиса (Johnny Otis) и провел сессию записи под своим именем. В январе 1952 года Уэбстер работал в студиях звукозаписи в качестве сайдмена для Эстер Филлипс (Little Esther Phillips), Пита Льюиса (Pete „Guitar“ Lewis), Дороти Эллис (Dorothy Ellis), Дины Вашингтон (Dinah Washington). В оркестре Бенни Картера он записал музыку к фильму «Clash by Night».

Ben Webster Sextet – «C jam blues» (1959)

Картер и Уэбстер всё чаще играли вместе: в июне 1952 года они приняли участие в первой сессии серии «Jam Session» джазового импресарио Нормана Гранца (Norman Granz). После переезда в Нью-Йорк осенью Гранц нанял Уэбстера для некоторых записей, в том числе с Джонни Ходжесом (Johnny Hodges) и Слимом Гайаром (Slim Gaillard). В Нью-Йорке Уэбстер работал в «Snookie's Café», «Minton's Playhouse», «Flame Melody Room» и «Birdland», а также с Каунтом Бейси (Count Basie) в «Apollo Theater» и «Bandbox».

Принято считать, что Бен Уэбстер достиг своего пика своего творчества в 1950-х - 1960-х годах. После ослабления интереса к бибопу, музыкант снова оказался в мейнстриме джаза. Норман Гранц подписал для своих лейблов «Norgran» и «Verve» эксклюзивный контракт с Уэбстером. Альбомы «King of the Tenors» (1953), «Music with Feeling and Music for Loving» (1954) или «Ben Webster with Strings» (1955) убедительно демонстрируют музыкальная зрелость джазмена.

В качестве сайдмена он сделал студийные записи с Джином Крупой (Gene Krupa), Джонни Ходжесом (Johnny Hodges), Иллинойсом Жаке (Illinois Jacquet), Бадди Ричем (Buddy Rich), Билли Холидей (Billie Holiday), Эллой Фицджеральд (Ella Fitzgerald), Гарри Эдисоном (Harry „Sweets“ Edison), Артом Татумом (Art Tatum), Бадди Брегманом (Buddy Bregman) и многими другими.

В 1957 и 1958 годах Бен Уэбстер организует ряд телевизионных шоу «Звуки джаза» и «Все о джазе», играет в руководимых им комбо-составах в которые входят, главным образом, музыканты восточного побережья США, а в начале 1960-х работает попеременно с джазменами из Лос-Анджелеса и Нью-Йорка.

Ben Webster – «Some Other Spring»

В начале-середине 1960-х годов под влиянием Джона Колтрейна, джазовая сцена снова изменилась, и Бену становилось все труднее получить хорошо оплачиваемую работу. Шведский басист Симон Брем посоветовал ему искать работу в Европе, где джазмен был очень популярен. Осенью 1964 года Уэбстер получил предложение выступить в течение четырех недель в джаз-клубе Ронни Скотта в Лондоне. В следующем году Бен переезжает в Европу (Копенгаген), где его талант расцветает с новой силой.  Музыкант целое десятилетие принимает участие в серии концертов «Джаз в филармонии», организованных Норманом Гранцем. Уэбстер играет с музыкантами Англии, Голландии и Дании.

В мае 1966 года он переехал в Амстердам, который был джазовой Меккой Центральной Европы. В июле 1966 года он выступил с Дюком Эллингтоном и Эллой Фицджеральд на джазовом фестивале в Жуан-ле-Пен, Франция; с 1967 по 1969 год Уэбстер выступал в Нидерландах, Дании, Англии, Швейцарии, Бельгии, Финляндии, Норвегии, Польше, Италии и Германии.

Ben Webster – «Solitude». From the album "Big Ben Time" recorded in London in January 1967, with Ben Webster (tenor sax), Dick Katz (piano), Alan Haven (organ), Spike Heatley (bass) and Tony Crombie (drums).

В 1969 году с триумфом проходит выступление музыканта на джазовом фестивале в Бирмингеме и на последовавших за этим гастролях по Швеции. В 1971 году ему довелось вновь сыграть с оркестром Дюка Эллингтона в знаменитом саду Тиволи.

Летом 1973 года здоровье Бена Уэбстера ухудшилось из-за хронического злоупотребления алкоголем и диабета. Его последнее выступление состоялось 6 сентября 1973 года в Лейдене (Нидерланды); следующей ночью музыкант перенес инсульт и умер 20 сентября 1973 года в больнице Лукаса в Амстердаме. Он похоронен на кладбище «Ассистенс Киркегард» в копенгагенском районе Нёрребро.

Часть его имущества (пластинки, кассеты, фотографии, слайды, фильмы и памятные вещи) находится в Джазовом архиве Сидданского университета в Оденсе, Дания. Бен Уэбстер не оставил прямых наследников; после его смерти права на его записи были переданы Фонду Бена Вебстера, который находится под защитой короны Дании, который использует их для спонсирования концертов и джазовых мероприятий и ежегодно присуждает премию Бена Вебстера.

Ben Webster – «Over the rainbow»

Сегодня его посмертная слава основана именно на этих записях (благодаря которым в конце жизни Уэбстер уже считался одним из величайших тенор-саксофонистов джаза), а не на тех, что он сделал за своё относительно недолгое пребывание в оркестре Эллингтона.

С именем Бена Уэбстера связана легенда о происхождении названия джазового стиля бибоп. Знаменитый музыкант как-то в 40-е, согласно легенде, заглянул в одну из комнат клуба «Минтон», чтобы поиграть с экспериментаторами нового стиля. Однако он попросил, чтобы они играли обычную музыку — «без всяких там „бопов-шмопов“». Словечко подхватили, и новый стиль джаза обрел своё название.

Люди, имевшие дело с Уэбстером, описывают его личность как «амбивалентную». Он с юности увлекался алкоголем; эта напасть преследовала его всю жизнь. Бен Уэбстер был крепко сложен и в молодые годы много занимался спортом, таким как плавание и бейсбол, и эта хорошая физическая конституция помогла ему в его напряженной жизни. По мнению многих свидетелей, он часто был непредсказуем после обильного употребления алкоголя и склонен к насилию. С другой стороны, он обладал склонностью к сентиментальности и иногда не мог сдержать слез даже на сцене. Как пишет Джеймс Линкольн Коллиер:

«Его прозвали „Брут“, и, по его утверждению, он отправил в нокдаун Джо Луиса, хоть в это и трудно поверить. Однажды Джон Ливай играл в клубе, „и тут входит Уэбстер со своей неизменной тростью с золотым набалдашником и одним движением смахивает все стаканы со стойки на пол. Я спустился с эстрады, взял его за руку и отвел в другой бар за углом. Там мы сели, и я стал говорить ему, что не нужно так себя вести, что мы все его очень любим. Кончилось тем, что Бен разрыдался“. Действительно, оркестранты, несмотря ни на что, любили Уэбстера, хотя порой он их малость раздражал.»

Хорошее представление о его интересах за пределами его музыкальной жизни дает взгляд на его материальное наследие. В дополнение к его музыкальной коллекции 1600 слайдов, 20 фильмов и 700 фотографий говорят о его личном интересе. Он снимал и фотографировал города и пейзажи, часто через железнодорожные и автомобильные окна, людей на улицах через окна своей квартиры, и особенно животных, таких как кошки в его окрестностях и животные в зоологических садах. У него были абонементы в зоопарки Амстердама и Копенгагена, и он посещал их очень часто.

Стиль

Уэбстер принадлежит (наряду с Коулменом Хокинсом и Лестером Янгом) к тем фигурам, благодаря которым тенор-саксофон в джазе зазвучал в полную силу. Бена Уэбстера всегда отличал мощный и теплый звук, вязкая текучесть и заразительный свинг, что выдаёт влияние на него игры Коулмена Хокинса. По его словам, в молодости он внимательно прислушивался к игре Хилтона Джефферсона, работавшего со многими ведущими оркестрами того времени и, по мнению музыкантов, не получившего должного признания. Затем он знакомится с Коулменом Хокинсом, ставшим для Уэбстера главным примером. В те годы Уэбстер копирует звук и приёмы Хокинса с таким успехом, что порой трудно определить, кто играет. Позже, однако, Уэбстер начинает искать свою собственную манеру игры, освобождаясь от влияний Хокинса. В особенности привлекал его Джонни Ходжес, умевший иногда выдать теноровое звучание. В одном из интервью, уже после смерти Ходжеса, Уэбстер сказал:

«Именно это я пытаюсь сделать — сыграть Джонни на теноре… с тем же чувством».

Его ярко-индивидуальный стиль сформировался примерно к 1944 году и особенно выпукло проявился в таких пьесах, как, например «Cotton Tail»(1949) и «You’d Be So Nice To Come Home To»(1957).

Саксофонист был мастером «звуковых штрихов» и славился своим умением «из малого количества нот, извлечь много звуковых оттенков». Один из лучших исполнителей баллад в истории джаза.

Coleman Hawkins & Ben Webster – «You'd Be So Nice to Come Home To» (1957)

«Его манере, как и манере Коулмена Хокинса (Coleman Hawkins), была свойственна большая полнота звучания, в соло он никогда не делал пауз. Однако он реже трактовал мелодию на основе гармонической структуры, отдавая предпочтение линеарному развитию. Наиболее известны сольные партии Уэбстера в композициях из репертуара Эллингтона: „C-Jam Blues“, „Perdido“, „Main Stem“ и „Cotton Tail“, „A-Settin' and A-Rockin'“. Из баллад можно назвать „What Am I Here For?“ и „All Too Soon“.» — писал известный американский специалист по джазу Джеймс Линкольн Коллиер.

Duke Ellington and Ben Webster – «Cotton Tail» (1940)

Его творчество уважают и восхваляют любители и музыканты всех поколений, начиная с 30-х годов и по сегодняшний день. Игра Бена Уэбстера высоко оценивается исследователями джазовой музыки.

Трудно найти у этого тенор-саксофониста средние или неудачные записи. Почти все его диски — классика.

Комментариев нет:

Отправить комментарий