вторник, 25 марта 2025 г.

Культовые пластинки. Deep Purple – «Fireball» (1971).

Deep Purple

Хард-рок

Пятый студийный альбом британской группы Deep Purple, записанный в период с сентября 1970 до июня 1971 года, выпущен лейблом Harvest Records 9 июля 1971 года в США и 1 сентября того же года в Великобритании. Это второй альбом группы, записанный в её "золотом" втором составе (Mark II). «Fireball» стал первым из трёх альбомов Deep Purple, попавших на 1-е место в британских чартах.

Deep Purple – «Fireball» (Live)

По сравнению с «Deep Purple in Rock», этот альбом записан в более экспериментальном стиле. AllMusic назвал его одним из четырёх важнейших альбомов группы, наряду с «Machine Head», «In Rock» и «Burn». В 2015 году сайт Ultimate Classic Rock поставил «Fireball» на 4-е место рейтинга лучших работ Deep Purple.

Альбом записывался урывками, в разное время, в разных студиях в период с сентября 1970 по июнь 1971 года. После оглушительного успеха «In Rock», группа практически непрерывно гастролировала. А, как известно, жизнь в дороге не очень способствует творчеству. Музыканты продолжали играть на концертах старые вещи, импровизируя с ними до неузнаваемости и невероятно удлиняя их. В конце концов, как от критиков, так и от публики пошли упрёки, что группа "исписалась" и не может выдать ничего нового. Необходимо было доказать обратное. В декабре 1970 Deep Purple отменили несколько своих британских выступлений и, вместе с жёнами, кто женат не был — подругами, а также вместе с роуди удалились в графство Северный Девон, где арендовали старое поместье под названием Эрмитаж. Дорога туда — даже в наше время шириной в один автомобиль — ведёт, петляя, в закрытую долину, выходящую к суровому безжизненно дикому берегу Северной Атлантики. В этой глуши музыкантам удалось кое-что придумать, хотя по воспоминаниям Гловера, они проводили в местном пабе не меньше времени, чем на репетициях. По возвращении в Лондон, музыканты с помощью звукоинженера Мартина Бирча, стали записывать композиции в разное время, в разных студиях: De Lane Lea, Olympia и даже Abbey Road. Когда Harvest Records попросил песню для сингла, чтобы подогреть ею интерес к новому альбому, Deep Purple выбрали «Strange Kind of Woman».

Deep Purple – «Strange Kind Of Woman» (Live, New York, 1973)

По британской традиции, песня, выпущенная на сорокопятке, в альбом уже не попала. В американских изданиях эта традиция не соблюдается, и в издании Warner Bros. «Strange Kind of Woman» включена в «Fireball», вместо «Demon's Eye». Как рассказывал Блэкмор, «Strange Kind of Woman» родилась на основе песни Эдгара Винтера «Tobacco Road», "где одна гитара будто бы зовёт, а другая откликается". Позже, на концертах Deep Purple сделали в этой песне перекличку вокалиста и гитарой, которые поочередно передразнивают друг друга. Первоначально, песня должна была называться "Проститутка", но издатели "зарубили" такое откровенное название. По словам Гиллана, это песня "об одном нашем друге, который связался с порочной женщиной, это была печальная история. В конце концов, они поженились. А через несколько дней после свадьбы, она умерла". Сингл «Strange Kind of Woman» имел большой успех, поднявшись на 8-е место в британском хит-параде. Заглавную вещь альбома «Fireball» написали последней, ее тоже выпустили позже на сингле. Звук в начале песни — это Бирч записал включение кондиционера в студии, а далее идёт знаменитое вступление Пэйса со скоростью 240 ударов в минуту. «Fireball» — необычная песня для Deep Purple, поскольку в ней отсутствует гитарное соло. Вместо него идёт соло бас-гитары, которое переходит в органное соло. На концертах они её играли обычно на бис.

Deep Purple – «NO NO NO» (Live, German TV)

Альбомом остались довольны больше всего Гиллан и Лорд. Лорд даже считал «Fireball» лучше, чем «In Rock». Иэн Гиллан отмечвет его значение для последующего успеха группы: «Причина, по которой «Fireball» является моим любимым альбомом того периода, заключается в том, что без «Fireball» мы никогда не смогли бы сделать «Machine Head». «Machine Head», вероятно, был первым альбомом, который был действительно успешным в огромном мировом масштабе».

Вероятно, из-за музыкального разнообразия. Гловер не согласен с ним: "По сравнению с «In Rock», «Fireball» получился слишком личным. «In Rock» стал тем альбомом, за которым пришел успех — при его создании нам нечего было терять. А «Fireball» делался с оглядкой на то, что «In Rock» оказался не просто успешным, а супер-успешным. Мы знали, что люди однозначно захотят послушать «Fireball», поэтому как мне кажется он получился слишком личным — попыткой доказать что-то самим себе, доказать, что мы не просто группа одного альбома".

Deep Purple – «The Mule» (Live in Copenhagen, 1972)

Ричи Блэкмор, в частности, публично заявил, что он не слишком доволен «Fireball». Он сказал о его производстве: «Это было катастрофой, потому что все было собрано в студии. Давление со стороны руководства, у нас не было времени. «Вы должны играть здесь, здесь, там, а затем вы должны сделать пластинку». Я сказал им: «Если вы хотите пластинку, вы должны дать нам время». Но они этого не сделали. Я просто подкидывал группе идеи, которые придумывал под влиянием момента».

«Fireball» достиг позиции No 1 в британском чарте альбомов, а также в некоторых других европейских странах, таких как Германия, Австрия и Швеция. В Северной Америке он превзошел своего предшественника, «In Rock», достигнув 32-го места в США и 24-го в Канаде.

Комментариев нет:

Отправить комментарий