Психоделический рок
«The Book
Of Taliesyn» ("Книга Талиесина") - второй студийный альбом Тёмно-лиловых,
записанный всего через три месяца после Shades of Deep Purple и выпущенный
лейблом Tetragrammaton Records в октябре 1968 года, незадолго до их первого
американского турне.
Название
альбома было взято из книги Талиесина (валлийский: Llyfr Талиесин) - одной из
самых известных рукописей Среднего Уэльса, датируемой первой половиной 14-го
века, хотя многие из сохранившихся ею пятидесяти шести стихотворений берут свое
начало в Х веке или даже ранее.
Структура альбома сродни структуре их дебютника, с четырьмя оригиналами и тремя переложенными каверами, хотя треки длиннее, композиции более сложные и звук более отшлифованный, чем на Shades of Deep Purple. Музыкальный стиль представляет собой смесь психоделического рока, прогрессив-рока и хард-рока, с несколькими вставками классической музыки, сделанными клавишным группы Джоном Лордом.
ИСТОРИЯ
Американский
звукозаписывающий лейбл Deep Purple нацелился на аудиторию хиппи, которая в то
время была очень влиятельной в США, но результаты продаж альбома и синглов
оказались не такими высокими, как ожАйдалось. Эта неудача не помешала успеху
трехмесячного турне по США, когда группа играла на многих важных площадках и
фестивалях и получила положительные отзывы от аудитории и прессы. Напротив,
Deep Purple все еще была андеграундной группой, которая любила выступать в
небольших клубах и колледжах Соединенного Королевства, в значительной степени
игнорировалась средствами массовой информации и общественностью. Британская
звукозаписывающая компания EMI выпустила The Book of Taliesyn только в июне
1969 года на новом суб-лейбле Harvest Records в то время специализировавшегося
на записях групп и исполнителей андерграундного прог-рока, но альбом не был в
должной мере раскручен. Даже выпуск нового сингла «Emmaretta» и новые
концертные выступления в родной стране летом 1969 года не увеличили продажи
альбомов и не прибавили популярности Deep Purple в Великобритании. Отношение к
альбому изменилось в наше время, когда он начал получать восторженные отзывы.
Deep
Purple были приглашены для долгого гастрольного тура по США, начиная с октября
1968 года, в результате неожАйданного успеха, собранного в Северной Америке
дебютным альбомом Shades of Deep Purple с хит-синглом "Hush". Сингл,
выпущенный в июне, достиг 4-й строчки на чарте US Singles Chart и стал № 2 в
Канаде. Всё это стало основной причиной их внезапной популярности за рубежом.
Ситуация дома складывалась ровно наоборот, где группа подвергалась серьезной
критике со стороны СМИ и аудитории.
В июле
группа перебралась из Западного Сассекса в Лондон. Их руководство арендовало
дом на 13 Second Avenue, Acton Vale, который использовался в качестве жилого
помещения и для подготовки предстоящего тура по США, Ричи Блэкмор переехал туда
со своей немецкой невестой Бабс Харди.
Руководители
Tetragrammaton Records, американского лейбла Deep Purple решили, что было бы
совсем неплохо и коммерчески более выгодно записать новый альбом для промоушена
по ходу американского турне, помимо уже успешного Shades of Deep Purple. Более
того, восемь треков, записанных в мае на дебютном альбоме Deep Purple и
звучавших на британских концертах в июле и августе были признаны недостаточными
для их выступлений в качестве хэдлайнеров в США. По этим причинам они были
отправлены в студию всего за пару месяцев до начала тура, хотя их дебютный
альбом еще не был выпущен в Соединенном Королевстве.
ЗАПИСЬ
Требование
лейбла звукозаписи выпустить новый альбом всего через три месяца после их
дебютника застало музыкантов врасплох, группа не была подготовлена к работе в
студии, потому что интенсивная гастрольная деятельность после выхода Shades of
Deep Purple почти не оставляла времени для написания и репетиции новых песен.
Под давлением руководства лейбла, музыканты в конечном итоге сочинили и
подготовили к записи четыре оригинальные композиции, но чтобы заполнить новый
альбом, они переработали и расширили три кавер-версии, следуя примеру
американской группы Vanilla Fudge, которой многие участники группы восхищались.
Первой стала "Kentucky Woman", хит-сингл Нила Даймонда 1967 года, с
которым Deep Purple выступили в прямом эфире на сессии Би-би-си в августе.
Версия Deep Purple музыкально склоняется ближе к стилю записи Митча Райдера
"Devil with a Blue Dress On". Вторым кавером стала "River Deep -
Mountain High", сингл, выпущенныйr в 1966 году Айком и Тиной Тёрнер.
Наконец, песня Beatles 1965 года "We Can Work It Out" была выбрана
после того, как сам Пол Маккартни выразил признательность за версия Deep Purple
песни "Help!"
Первого
августа 1968 года Deep Purple собрались в студии De Lane Lea в Кингсуэй,
Лондон, с продюсером Дереком Лоуренсом и звукорежиссером Брайаном Энтсвортом,
которые работали над их предыдущим альбомом. Аванса, выданного Tetragrammaton в
размере 250 000 долларов хватило для того, чтобы заказать две недели в студии,
это время было посвящено написанию песен, репетициям и сессиям записи. Времени
было предоставлено в большем количестве, чем для создания Shades of Deep Purple
в мае, что существенно повлияло на творческий процесс группы придумать более
оригинальный материал, чем на их предыдущей работе.
В первый
же день Deep Purple записали "Shield" и "Anthem". В первой
песне Ian Paice играет сложный барабанный паттерн, который звучит как
повторяющееся столкновение стеклянных сосудов, на второй день- струнный квартет
для интерлюдии в стиле барокко. В последующие дни они продолжили репетицию и
запись "Exposition / We Can Work It Out" и оригинального трека
"Listen, Learn, Read On". 19 августа они завершили все сессии записью
"Kentucky Woman" и тяжелого инструментального трека "Wring That
Neck", который родился в результате тесного сотрудничества Блэкмора и
басиста Ника Симпера. Название "Wring That Neck" происходит от фразы,
которую группа использовала, когда они играли вживую, описывая басиста или гитариста,
агрессивно играющих на своих инструментах, чтобы создать жесткий драйв (образно
говоря сжимая или "откручивая" гриф гитары). Еще один инструментал
под названием "Playground" был написан и записан 18 августа, но
лирика текста так и не была закончена и от нее в конце концов пришлось
отказаться "River Deep - Mountain High" был задуман как финальный
трек, поэтому его запись была отложена до тех пор, пока остальные треки не
будут закончены.
Перфекционизму
музыкантов требовалось дополнительное время, чтобы завершить трек, и он был
записан только 10 октября, спустя долгое время после запланированного срока
работы в студии.
Предполагалось,
что за микшированием будут следить сами музыканты, но их график в октябре был
настолько плотным, что Лоуренс сделал это без них. Сначала это немного смутило
группу, но звук оказался чище, тяжелее и отшлифованнее, чем на их дебютном
альбоме. Мастер-ленты были сведены как в моно, так и в стерео, но моно ленты
позже были затёрты, так как ни Tetragrammaton, ни EM, британский лейбл Deep
Purple, не нашли им никакого применения.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ
СТИЛЬ
Музыкальный
стиль The Book of Taliesyn - смесь прогрессив-рока, психоделического рока и
хард-рока, многие обозреватели считают, что на этом альбоме группа уже вполне
зрелая, профессиональная, имеющая полный контроль над собственными средствами
выражения. Критики подчеркивают, что композиции, как правило, длиннее и
сложнее, чем на их дебютном альбоме. Биограф Deep Purple Дейв Томпсон пишет,
что мрачное настроение насквозь пронизывает атмосферу всего альбома под прямым
влиянием американской группы The Doors, особенно на оригинальных композициях.
Академическое
музыкальное образование клавишника Джона Лорда ощущается на всех треках, но на
этот раз он не был главным ответственным за сочинение песен и аранжировки,
которые, по мнению критиков, стали первым рождением неповторимой стилистики
Deep Purple. В конце 1969 года интерес со стороны Лорда к смешению рока и
классической музыки достигнет своего апогея на его сюите Concerto for Group and
Orchestra. В интервью 1968 года Ник Симпер жаловался на чрезмерное влияние
Лорда в сочинении композиций и аранжировках в, которое, по его словам,
"привело к отсутствию направления для группы". "Anthem",
возможно, является самым глубоким замыслом группы в классической музыке на обычном
студийном альбоме, с его интерлюдией в стиле барокко, напоминающей фугу Баха,
написанную Лордом, и исполненную с использованием мелотрона и струнного
квартета. Аналогичный подход можно найти на дебютном альбоме King Crimson,
выпущенном годом позже. Переделанные выдержки из Симфонии № 7 Бетховена и
Увертюры-Фантазии Чайковского "Ромео и Джульетта" находятся в
инструментальном вступлении к "Exposition", в то время как
"River Deep, Mountain High" вдохновлена музыкой "Also sprach
Zarathustra", написанной в 1896 году Рихардом Штраусом и ставшей очень
популярный после её включения в фильм 2001 "Космическая Одиссея",
вышедшего на экраны ранее в 1968 году.
"Wring
the Neck" и "Kentucky Woman" демонстрируют влияние более тяжелой
музыки, которую группа будет исполнять на своих альбомах 70-х в составе Mk.II.
Работа гитариста Ричи Блэкмора обычно очень высоко оценивается критиками.
Однако, в своём недавнем интервью, гитарист оценил альбом как
"хромой", добавив, что тогда он еще не нашел своего стиля игры на
гитаре.
ЛИРИКА
Лирика,
написанная вокалистом группы Родом Эвансом, очень функциональна для музыки, и
звукозаписывающий лейбл Deep Purple создавался для американской аудитории
хиппи. Эванс был вдохновлён фантастическим сюжетом который содержит лирическую
ссылку на название альбома, из валлийского рукописного сборника XII века
"Книга Талиесина", сборник стихов, приписываемых поэту 6-го века по
имени Талиесин.
По
требованию звукозаписывающего лейбла группа должна была записать новый альбом через
три месяца после первого, но интенсивная концертная деятельность, последовавшая
за выходом Shades of Deep Purple, оставила очень мало времени для написания и
репетиций нового материала. В конце концов, под давлением контракта, музыканты
придумали четыре длинных оригинальных композиции и подготовили три
кавер-версии. Tetragrammaton Records оплатили две недели работы в De Lane Lea
Studios (Лондон), и в августе 1968 альбом был записан.
«Wring
That Neck»
Инструментальная
композиция, название которой происходит от фразы, которую группа использовала,
когда на концертах гитарист сжимал и как бы «скручивал» гриф гитары, чтобы
создать сильный звук. На диске, изданном в США, эта композиция называлась «Hard
Road». Эта мелодия была использована американской группой It’s a Beautiful Day
в инструментальной композиции «Don And Dewey» (альбом Marrying Maiden, 1970).
«Kentucky
Woman»
Кавер-версия
одноимённой композиции американского музыканта Нила Даймонда. Была также издана
в виде сингла в декабре 1968 года с инструментальной композицией «Wring That
Neck» (в американской версии названной «Hard Road») на второй стороне. Ричи
Блэкмор вспоминал: «Я думаю, что „Kentucky Woman“ была предложением Джона Лорда
— поставить её в такой ритм, который использовали бы Митч Райдер и Detroit
Wheels. И это сработало — я думаю, что он поднялся довольно высоко в чартах в
Америке, как наш второй сингл». Песня достигла #38 в Billboard Hot 100, однако
вопреки ожиданиям музыкантов, не вошла в британские хит-парады.
«Exposition»/«We
Can Work It Out»
Кавер-версия
песни «We Can Work It Out» The Beatles, которой предшествует инструментальное
вступление «Exposition». В последнем используются фрагменты Седьмой симфонии
Бетховена, а также увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» Чайковского.
«Anthem»
Инструментальная
композиция в стиле барокко, напоминающая фугу Баха, исполненная с
использованием меллотрона и струнного квартета. В этой композиции наиболее
сильно проявляется приверженность Джона Лорда классической музыке[28].
Композиция «Anthem» звучит в фильме «Реквием» 2006 года.
«River
Deep, Mountain High»
Кавер-версия
одноимённой композиции американского дуэта Айка и Тины Тёрнер, считается одной
из лучших работ музыкального продюсера Фила Спектора. Версия Deep Purple
медленнее и почти в три раза длиннее оригинала, в ней используется мелодия
первого фрагмента симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра».
В США была также издана в виде сингла в феврале 1969 года с композицией
«Listen, Learn, Read On» на второй стороне, достигла #53 в Billboard Hot 100.
ОБЛОЖКА
Обложку
создал писатель и иллюстратор, до последнего времени Профессор Иллюстрации
Брайтонского Университета Джон Вернон Лорд (John Vernon Lord), имя которого по
некоей случайности совпало с именем клавишника Deep Purple Джона Лорда (Jon
Lord). The Book Of Taliesyn - единственная пластинка, которую оформлял в своей
жизни Джон Вернон Лорд. Работа стоила ему 30 фунтов стерлингов (из них 25%
пошло агенту художника). Оригинальный рисунок этой обложки, судя по всему не
сохранился. Он сделан по мотивам уэлльского манускрипта.
КРИТИКА
Альбом и
синглы были почти полностью проигнорированы в Великобритании, что озадачило
американских репортеров. В интервью Симпер попытался объяснить отсутствие
успеха в родной стране, сказав, что британская аудитория больше заинтересована
в красивой подаче, чем в музыке, и что блюз-рок «становился очень популярным» в
то время в Англии. Джон Пил, руководитель радиошоу Top Gear, который
познакомился с группой в 1968 году и возлагал большие надежды на «Книгу
Талиесина», был не слишком доволен конечным результатом:
«Группа
сделала несколько прекрасных вещей для Radio One, и они воодушевляют, когда
играют вживую. Я не понимаю, где эта запись пошла не так, она все как-то
сдержанно. Они записали "Wring That Neck" гораздо лучше для недавнего
альбома Top Gear».
Американские
рецензенты были в восторге от живых выступлений Deep Purple, и отсутствие
нового успешного сингла, по-видимому, не испортило положительное восприятие
группы в США, до такой степени, что к ним часто обращались как к американской
группе. Участники группы даже подумывали о переезде в США, но отказались от
этой идеи, когда узнали, что 21-летний Пейс может быть призван на войну во
Вьетнаме.
Современные
отзывы об альбоме идут от положительных к смешанным. Джо Вильоне из AllMusic
сравнивает продакшн Deep Purple с творчеством Vanilla Fudge, подчеркивая, что
две группы перепевали песни одних и тех же авторов и использовали похожие
аранжировки. Он пишет, что в «Книге Талиесина» Deep Purple больше склонялись к
прогрессивному року, чем их американские коллеги, сочетая содержательную лирику
и «новаторские музыкальные пассажи». Напротив, PopMatters критикует лирику
«Spinal Tapish» и отсутствие хитового материала на альбоме, за исключением
«Wring That Neck», которая считается «возможно, первой настоящей композицией
Deep Purple». Рецензенты блогкритиков подчеркивают, что оригинальный материал,
и в частности «Wpressed That Neck», «хорошо выдерживает испытание временем».
Тем не
менее, Грег Барбрик считает, что «классические наклонности Джона Лорда (...)
немного слишком» на таких треках, как «Exposition» и «Anthem», где они «угрожают
сорвать процесс». Канадский журналист Мартин Попофф в своем Collector's Guide
to Heavy Metal описал звучание альбома как смесь хард-рока и психоделического
рока, обычно ассоциируемого с такими группами, как Mad River и The 13th Floor
Elevators. Он нашел «Книгу Талиесина» очень похожей по структуре и просто
«немного темнее, напыщеннее и театральнее», чем ее предшественница, и считал
песню «Щит» «зарытой жемчужиной».
Комментариев нет:
Отправить комментарий