вторник, 25 марта 2025 г.

Классика рока. Deep Purple – «Slaves & Masters» (1990).

Deep Purple

Хард-рок

«Slaves & Masters» ("Рабы и хозяева") - тринадцатый студийный альбом группы, выпущенный 5 октября 1990 года лейблами BMG и RCA. Диск был записан с участием вокалиста Джо Линн Тёрнера, пришедшего на место Иэна Гиллана по предложению Ричи Блэкмора. Прежде чем нанять Тернера, группа рассматривала вокалиста Джими Джеймисона из Survivor, но другие обязательства сделали его недоступным.

Deep Purple – «King Of Dreams» (1990).

Формат CD к тому времени уверенно лидировал в музыкальной индустрии, и альбом выпускался преимущественно на компакт-дисках. Особенно в развитых странах, где народ в большей степени перешел на новомодный формат, а винил стал считаться "отстойным". Это можно проследить по географии виниловых релизов Slaves And Masters: кроме США, Великобритании, Германии альбом был выпущен на виниле в Испании, Бразилии, Венгрии, Болгарии, Южной Корее.

ИСТОРИЯ

Записи «Slaves And Masters» предшествовал очередной внутренний раздрай и уход Иэна Гиллана. Классического состава Марк-2 хватило только на два новых альбома ("Совершенно незнакомые" - 1984 и "Дом голубого света" - 1987). Иэн Гиллан и Ричи Блэкмор, как кошка с собакой, не могли поладить друг с другом. Читая об их ссорах, невозможно сдержаться от изумления, как по-детски воевали друг с другом эти дяди, которым в 1989-м было обоим по 44! Высшей точкой кипения стал спор о том, в каком городе записывать очередной альбом.

Поскольку Ричи и Роджер осели в то время в Нью-Йорке, Гиллан и предложил записываться в этом городе, но Лорд сразу раскритиковал эту идею. Другим вариантом был Лос-Анджелес, но на этот раз против был Ритчи. Как рассказывал позже Лорд: "Иэн и Ричи настолько не ладят друг с другом, что бесполезно пытаться поселить их в одном городе, не говоря уже о том, чтобы объединить в одной группе." Последнее обсуждение места проведения записи вылилось в злобную перепалку, и Гиллан, окончательно разочаровавшись в Deep Purple обозвал всех "долбаными неудачниками" (звучало это еще грубее). Блэкмор молча вышел, за ним Лорд и менеджер. Как вспоминал Гиллан: "Остался Роджер, мой верный друг все эти годы. Он наклонился ко мне через стол, сцепил пальцы и, пристально посмотрев на меня, произнес: "Иэн, на этот раз ты переборщил."

Deep Purple – «The Cut Runs Deep» (1990)

Вскоре после того Гиллану позвонил менеджер и сообщил, что он уволен. Deep Purple опять, как 15 лет назад встала перед трудным выбором вокалиста. Если музыкальная пресса и фаны усиленно обсуждали кандАйдатуры Кавердейла и Дио, то группе даже в голову не приходило с ними связываться. Прослушивание прошли многие певцы высокого класса, среди которых были: Дуг Пинник из американской металлической группы King's X, Брайан Хау из Bad Company, вокалист в духе Кавердейла Кэл Суон из только распавшейся группы Lion, австралийцы Джимми Барнс (Cold Chisel) и Джон Фарнэм (Little River Band), Терри Брок (Strangeways)...

В конце концов, выбор пал на Джими Джемисона, который был очень популярным в США фронтменом группы Survivor. Получив предложение, Джемисон, не задумываясь согласился - он был страстным фанатом Deep Purple и даже не мечтал участвовать в такой группе, да еще в таком составе! Deep Purple, в свою очередь, Джемисон устраивал больше всех других кандАйдатов, потому что он был знаменит больше остальных. У него за плечами было множество хитов, не вылезавших из американского эфира.

Все были довольны и, казалось вопрос был решен. Но тут все испортила записывающая компания группы Survivor и Джемисона - Scotti Brothers Records. Они ни за что не согласились отпускать певца. Интересно прокомментировал это Джон Лорд: "Если мы с кем-то и хотели работать, так это с Джими Джемисоном, очень дружелюбным, очень спокойным и приятным парнем. Он был ярым фанатом Deep Purple и с радостью принял бы наше предложение. Но он слишком боялся своих менеджеров. Они были американцами итальянского происхождения, и этим все сказано." Джемисон не пошел на конфликт и остался в Survivor - группа переводится как "Выживший, уцелевший". По иронии судьбы, не прошло и года, как Survivor приказала долго жить...

Deep Purple – «Fire in The Basement» (1990)

В конце концов, Блэкмор предложил то, с чего можно было начинать - бывшего вокалиста его группы Rainbow Джо Линна Тёрнера. По словам Джона Лорда: "Ричи сказал: "А может попробуем Джо Линна Тернера?" На что все ответили: "О нет! Только не Джо! Сколько можно!" Он же когда-то был в Rainbow, потом ушел, потом вернулся - прямо какой-то "певец по вызову". Но Джо согласился прийти на прослушивание, что меня удивило, и пел как ангел, просто превосходно!"

Уроженец итальянской семьи Джозеф Артур Марк Линкито, известный под артистическим именем Джо Линн Тернер, еще в школьной группе исполнял любимые песни Джими Хендрикса, Free и Deep Purple. Джо был польщен, когда Блэкмор взял его в Rainbow, с которой он записался в трех альбомах (Difficult to Cure, Straight Between the Eyes, Bent Out of Shape). После распада Rainbow, Тернер вместе с бывшим клавишником Foreigner Элом Гринвудом и продюсером Queen и The Cars Роем Томасом Бейкером записал сольный альбом Rescue You (1985). В 1988 Тернер стал сотрудничать с известным шведским гитаристом Ингви Мальмстином. Они записали альбом Odyssey (1988) и поехали с ним в турне, причем как ни странно, даже советские власти разрешили дать концерт в Санкт-Петербурге, который тогда назывался Ленинград, где они записали концертный альбом Trial by Fire: Live in Leningrad (1988).

Deep Purple – «Truth Hurts» (1990).

По воспоминаниям Тернера: "Deep Purple позвонили мне и спросили: "Не хочешь прийти попеть с нами? ... Я пришел... Purple были в полном сборе. Ричи начал играть "Hey Joe" Хендрикса. Я сразу схватил микрофон, ни с кем ни поздоровавшись, и начал петь. Получился ужасно длинный джем. После этого начались знакомства, "дай пять" и все такое прочее."

Взяв Тернера, группа сразу же погрузилась в студийную работу. Однако после работы с Тернером, группа, особенно Блэкмор и Лорд, были очень недовольны выбором вокалиста. Когда Блэкмор давал интервью по поводу последнего состава Rainbow, он еще тогда отметил, что Тернер не очень-то подходил для такой музыки: "Джо - отличный певец, но он слишком мягок, чтобы петь рок-н-ролл." Странно, что постигнув это давно, Блэкмор решил во второй раз наступить на те же грабли.

Уже после записи Slaves and Masters Лорд жаловался: "Видение Джо не совпадало с нашим видением группы. Он хотел сделать из нее нечто, чем она не могла быть в принципе, а мы пытались обратить его в нечто, с чем он не мог справиться. Наш союз совершился не на небесах, а в аду, и этот ад вскоре превратился в жуткое пекло. Роджер приложил тогда титанические усилия, чтобы удержать нас вместе. Он проводил беседы то с Джо, то с нами, стараясь наладить музыкальный контакт. Но это оказалось просто невозможно."

Slaves and Masters вышел в свет в ноябре 1990 года и стал самым неудачным в коммерческом плане альбомом Deep Purple со времен ее первого состава. Поднявшись максимум до 45-го места в британском хит-параде, он вскоре вовсе из него выпал. В других странах Европы результат был ненамного лучше.

Американская публика более привычно восприняла вокал Тернера, и группа предприняла турне по США. Однако посещаемость была настолько не на высоте, что вместо стадионов пришлось перейти на выступления по театрам, что, впрочем, тоже не привело к аншлагам. Неизвестно, что больше повлияло на полупустые залы на концертах Deep Purple 1990 года: то ли неприятие группы с новым голосом и новой программой, то ли очередная рецессия американской экономики.

Deep Purple – «Love Conquers All» (1990)

Удивительно, что как вся группа в свое время желала избавилась от Гиллана, так после Slaves and Masters все - кроме Блэкмора конечно же! - жаждали вновь увидеть Гиллана в своем составе, что и исполнилось спустя два года. Slaves and Masters же остается уникальным в дискографии Deep Purple, единственным альбомом состава Марк Пять с голосом Джо Линн Тернера. Некоторые критиковали Deep Purple за уклон в сторону ричи-блэкморской "Радуги" и даже придумал группе прозвище Deep Rainbow. Тем не менее, годы спустя Slaves and Masters уже стал исторической страницей, которую тоже хочется время от времени перечитывать. Для многих любителей это еще один, не лучший, но добротный альбом - у такой группы не бывает плохих альбомов.

НАЗВАНИЕ И ОБЛОЖКА

Название "Рабы и хозяева" в наш компьютерный век конечно же не имело ничего общего с рабовладельческим строем. Давно известно, что словом Slave (раб) в технике принято называть ведомое устройство, подчиненное другому, а словом Master (хозяин), соответственно, ведущее устройство. В студии, где писался альбом использовались два 24-дорожечных магнитофона, один из которых был таким "хозяином", а другой - "рабом". И когда с ними совершали манипулирования, говорилось: "Перекрути пленку на "рабе" или "включи-ка "хозяина". Для выбора названия повесили доску, на которой каждый мог написать свое предложение. Выбор пал на "Рабы и хозяева".

Deep Purple featuring Ritchie Blackmore & Joe Lynn Turner – «Wicked Ways» (Live 1991)

Deep Purple известны своей любовью к футболу. Еще во время сессий Machine Head, говорят, музыканты проводили больше времени на поле, гоняя мяч, чем в студии - точнее в коридорах гостиницы, где записывался альбом. На внутреннем конверте Perfect Strangers снимки воссоединившегося в 1984 году состава Марк-2, и как видим, парни по-прежнему гоняют там в футбол. Неизвестно, как много Deep Purple играли во время сессий записи Slaves and Masters, но в титрах альбома каждому участнику отведена своя позиция футболиста на поле: вокалист Джо Линн Тёрнер определен по центру, в зоне полузащиты, басист Гловер - в защите, ударник Пейс - центральный нападающий, а Блэкмор - атака с флангов. Позиции распределены также между всем обслуживающим персоналом: звукорежисер Ник Благона и гастрольный менеджер Чарли Льюис оказались вратарями команды, персональный менеджер Колин Харт - игрок правого фланга, а помощник продюсера Раймонд д'Аддарио - защитником. Только у Джона Лорда почему-то нет никакой футбольной роли.

РЕЛИЗ И КРИТИКА

После своего выпуска «Slaves and Masters» достиг 87-го места в американском чарте Billboard 200. Альбом продавался значительно ниже ожиданий, по сравнению с предыдущим альбомом Deep Purple, The House of Blue Light with Gillan, который занял 34-е место в чарте США. Песня с сессий «Slaves and Masters» была переделана для саундтрека к фильму 1990 года «Огонь, лёд и динамит» и исполнена четырьмя другими участниками состава Mark V Deep Purple.

Несмотря на слабые продажи альбома, Deep Purple провели в 1991 году относительно успешный тур в поддержку «Slaves and Masters». Тернер все еще был участником группы, когда они начали сочинять и записывать свой следующий альбом в 1992 году, но под давлением менеджеров, которые присматривались к туру в честь 25-летия, Deep Purple в конечном итоге решили вернуть состав Mark II для своего студийного альбома 1993 года «The Battle Rages On...» Несколько рабочих треков, первоначально предназначенных для продолжения Slaves and Masters, появились на последующих сольных релизах Тернера.

«Too Much Is Not Enough» была записана Тернером для неизданного продолжения его первого сольного альбома «Rescue You», а также была записана группой Пола Роджерса и Кенни Джонса The Law, но они также не выпустили ее. Оригинальную версию Тернера можно найти на бутлеге Demos '88 - 91' и версию «The Law» на бутлеге The Law II. Тернер перезаписал песню для своего альбома «Hurry Up and Wait» (1998).

Deep Purple – «Fire, Ice & Dynamite» (Studio Footage 1990)

После выхода «Рабы и хозяева» был встречен критиками неоднозначно. Алекс Хендерсон из AllMusic дал альбому отрицательный отзыв, сказав, что «написание песен слабое и поверхностное, и большую часть времени некогда могучие Purple (которые прошли как минимум 16 лет своего расцвета) звучат как типичные подражатели Foreigner». Та же концепция была выражена в рецензиях журналистов Мартина Попоффа и Джоэла Макайвера, которые описали «Slaves and Masters» как «немного похожий на современный альбом Rainbow» и «экстравагантный кусок AOR-ности... невероятно легкие», соответственно. Тем не менее, они отметили несколько песен, таких как «King of Dreams», «Love Conquers All» и «Fire in the Basement», которые «прилагают по крайней мере разумные усилия, чтобы соответствовать каталогу Purple». Ultimate Classic Rock окрестил «Slaves and Masters» как «Deep Rainbow», раскритиковав альбом как «худший из обоих миров» за сочетание элементов Deep Purple и Rainbow.

Джон Лорд никогда не признавал эту запись альбомом Deep Purple, и это чувство разделял Роджер Гловер. Ричи Блэкмор сказал, что альбом является его любимым с 1984 по 1993 год в эпоху воссоединения Deep Purple, в то время как Джо Линн Тернер открыто похвалил «Slaves and Masters», сказав, что это «вероятно, последний великий альбом Purple, который был (...) Это отличный альбом, (он) стоит и по сей день, один из лучших записанных, лучше всего написанных (...) Я могу назвать каждое название и просто идти... Кто может превзойти это?».

От Олега Соломатина

Комментариев нет:

Отправить комментарий