вторник, 10 сентября 2024 г.

Шестьдесят лет назад, 10-го сентября 1964-го года родился Егор Летов.

 Советский рок.

Гениальный поэт и не менее гениальный исполнитель, мультиинструменталист, эрудированный мыслитель-гигант, книгочей, неподражаемый фронтмен и величайший представитель отечественного андеграунда, талантливый звукорежиссёр, коллажист и художник-оформитель, основатель и лидер самой культовой из антипопсовых групп нашей страны Егор (при рождении Игорь) Летов появился на свет в Омске.

Гражданская Оборона – «Зоопарк» (концерт 2007).

Его песни, ставшие символом борьбы за свободу и самоопределение у молодежи в советской и постсоветской России, и сегодня любят несколько поколений. По оценкам критиков, творчество Летова отличается мощной энергетикой и подачей материала, необычным, самобытным звуком, живым и простым ритмом, нестандартными текстами, своеобразной грубоватой и вместе с тем изысканной поэзией и языком.

Егор Летов – «Всё идёт по плану»

В качестве коллективов, близких ему по духу и оказавших определённое влияние на звучание Гражданской Обороны в разное время, Летов называл американский гаражный рок 1960-х (бывший его любимым музыкальным направлением): The Monks и The Sonics, группы Love, Sonic Youth, Butthole Surfers, ранние Pink Floyd (до ухода Барретта), творчество Боба Дилана, Нила Янга, Кима Фоули, Дженезиса Пи-Орриджа, Майкла Джиры, и множество других коллективов и исполнителей, преимущественно в стилях психоделического и экспериментального рока, панка и постпанка.

Отец Игоря, Фёдор Дмитриевич, был военным, участвовал в Великой Отечественной, в 90-ые стал секретарём омского райкома КПРФ, умер девятого мая 2018-го года на девяносто третьем году жизни. Мама, Тамара Георгиевна Летова/Мартемьянова, умерла на 30 лет раньше мужа. У Игоря есть родной старший брат, Сергей Фёдорович Летов, отличный импровизатор и первоклассный саксофонист, родившийся 24-ого сентября 1956-го года в Семипалатинске.

В юности будущий лидер сибирского панк-рока некоторое время занимался фортепиано, но после нескольких занятий педагог вынес вердикт, что у молодого человека нет ни слуха, ни голоса, ни каких-либо музыкальных способностей. Но Летова это не остановило: будучи подростком, он сам научился играть на музыкальных инструментах — сначала на ударных, затем на басу.

В родном городе Игорь Летов окончил 10 классов и начал свою музыкальную деятельность, которая года 3 была крайне неполноценной. В славном 82-ом он познакомился с Александром Клиповым - лидером группы "Иван Морг и Мертвяки". Клипов познакомил Летова со своим гитаристом, Константином "Кузьмой УО" Рябиновым, умевшим играть на солидном перечне инструментов. Втроём они создали "Западъ" - совсем недолго просуществовавшую компашку, распавшуюся из-за постоянных ссор между Игорем и Клиповым. С Кузьмой же Летов дружил до конца жизни.

После школы Игорь переехал к брату, обосновавшемуся в Подмосковье, и поступил в строительное ПТУ, из которого весной 83-ого его отчислили за частые прогулы. Потом какое-то время работал художником, в основном рисуя Ленина для стендов наглядной агитации.

Сергей Фёдорович - музыкант-самоучка, обучавшийся в физико-математической школе при НГУ, окончивший Московский университет тонких химических технологий - всецело помогал младшему брату в реализации его творческих начинаний, по сути введя его в мир, который тот вскоре завоевал. В дальнейшем Сергей многократно подыгрывал брату на концертах «ГО» и поучаствовал в создании альбома "Звездопад" (2002 г.). В начале 1983 года состоялось первое публичное выступление Летова. Он сыграл в качестве бас-гитариста в составе группы «Поп-механика» - авангардной джаз-фьюжн-группы Сергея Курёхина, на тот момент только-только образовавшего "банду", члены коей "обязаны" были меняться как перчатки. По словам автора книг о советской и российской рок-музыке Александра Кушнира, Курехин спросил у молодого человека, знаком ли с творчеством «Ramones», — и, получив утвердительный ответ, предложил ему сыграть на басу в их стиле: «Ну вот, играй бас, как «Ramones»: ре-фа, ре-фа, ре-фа». Егор дал несколько концертов с ансамблем Курёхина, участником которого к тому же являлся Сергей Летов (тенор-саксофон, бас-кларнет, альтовая флейта).

Сергей Летов и Сергей Курехин.

В первой половине 80-ых у "зелёного" Игоря часто возникали сильные идеологические разногласия по самым разным вопросам с Сергеем, что послужило причиной их кратковременного, но явного разлада. В середине 1983-го года Игорь, не сумев ужиться с братом вернулся в Омск.

Ещё в 1982-ом году Летов через легендарного Андрея Тропилло - истинного отца нашего рока, организатора концертов, первого русского "пирата" и музыкального продюсера, великого звукорежиссёра и недосягаемого первопроходца во всех мыслимых и немыслимых смыслах - приобрёл в Ленинграде бас-гитару "Орфей", а также купил за целую сотню рублей у Владимира Рекшана из ансамбля "Санкт-Петербург" колонки со встроенным 6-ваттным усилителем.

В конце того же года Летов вместе с басистом Евгением "Даблом" Деевым, гитаристами Андреем Бабенко (электрогитара) и Олегом "Алексом" Ивановским (акустическая гитара) сколотил в Омске группу "Посев", став её основным сочинителем, голосом, ударником и басистом. Такое название любительскому юношескому проекту Летов дал в честь одноимённого диссидентского общественно-политического журнала эмигрантской организации "НТС" ("Народно-трудовой союз российских солидаристов"), считающейся в народе чуть ли не главным врагом руководства КГБ из-за "альтернативно-советской" подоплёки и откровенно антигосударственных идей, таящих в себе предпосылки к свержению советской власти. Тогда же Летов отказался от данного ему при рождении имени Игорь и взял псевдоним «Егор Дохлый», но впоследствии «Дохлый» отвалился, а Егор остался.

Егор Летов и участники группы «Посев».

Первая группа Летова опасалась "светиться" и записывалась при максимально подпольных и дерьмовых раскладах, хотя и с энтузиазмом. В конце 1983 года «Посев» впервые выступили в общежитии одного из омских университетов. Большая часть творчества группы пришлась на 83-ий и 84-ый годы. Летом 1984 года вышел первый альбом группы «Всякие картинки», а вслед за ним, и вторая пластинка «Дождь в казарме». В составе «Посева» Летов впервые проявил себя как вокалист, он же стал автором текстов всех песен группы.

Посев — «Маленькая девочка на солнечной лужайке»

Просуществовала команда аж до осени 85-го, сотворив 11 (!!!) альбомов, около пяти из которых безвозвратно утеряны. Все альбомы Посева, правда, тяжело назвать альбомами, а об их распространении и говорить нечего. Однако можно смело заявить, что именно с появлением «Посева» стартовал сибирский панк (своеобразный "культурный ответ" небезызвестной "питерской" команде Андрея "Свина" Панова, переплюнувшего «Sex Pistols») и усилилось развитие арт-панка, обязанного перво-наперво группе "АукцЫон". «Посев» играли психоделический экспериментальный рок и абсолютно необычный для СССР новомодный нойз-рок с мощной примесью гаражного панка, появившегося на стыке седьмого и восьмого десятилетий ХХ века благодаря «The Sonics» - коллективу, оказавшему на Летова большое влияние. Альбомы «Посева» были записаны в домашних условиях на довольно примитивном оборудовании, из-за чего звук получался глухим, нечетким и как будто дребезжащим. Примечательно, что спустя годы, когда у Летова появилась возможность работать в студии на хорошей звукозаписывающей аппаратуре, он все равно периодически возвращался к «квартирному» методу записи, объясняя это своей любовью к американскому року 60-х с его «гаражным звуком».

Посев – «Сибирский мороз»

Примерно в то же время к Летову присоединился Рябинов, и в ноябре 84-го появился окончательный вариант «Посева», его закономерное, революционное и гораздо более осмысленное и качественное продолжение – «Гражданская оборона», основанная Кузьмой и, разумеется, Летовым.

Третьим членом «ГО» являлся Бабенко. Однако с самого начала Летов и был «ГрОб-ом». Он сочинял стихи и придумывал музыку, при записи большей части альбомов играл на гитарах (электрических и акустических), бас-гитаре и ударной установке (порой по коробкам), часто исполняя перкуссионные партии, был вокалистом, работал над прочими звуковыми эффектами (на альбоме "Солнцеворот", записанном в 95-ом, играл на флейте и губной гармони) и возглавляя всё в целом. И всё же при создании более чем половины альбомов Летов поработал с немалым количеством музыкантов, а концертных участников Гражданской обороны просто не счесть.

Первые два альбома «ГО» ("Поганая молодёжь" и "Оптимизм") Летов (голос, гитары, бас, ударные) и Кузьма (бас, гитары, подпевка) записали в полу-студийной обстановке ("Оптимизм" сделали четыре человека, один из которых, Олег "Манагер" Судаков, стал ближайшим соратником Летова и со-основателем группы "Коммунизм"). Материалом для этих альбомов послужили ранние сочинения Летова, а также песни, написанные для группы «Посев». Запись пластинок была запланирована на 1985 год, однако осуществить задуманное коллективу не удалось.

Гражданская Оборона – «Поганая молодежь»

В конце 85-го по вине глупого доноса, написанного матерью одного из участников группы, Кузьмой и Егором плотно занялся КГБ. Музыкантов практически ежедневно вызывали на допросы в КГБ, где им вменяли хранение запрещенной литературы и исполнение «неправильных» песен. В конце концов некоторые друзья Летова не выдержали и подписали признательные показания. Рябинов легко отделался - его просто заставили пройти срочную службу в армии. А Летов не сдался, но решил покончить с собой и даже сочинил предсмертную записку, в которой написал: «Кончаю с собой под давлением майора Мешкова Владимира Васильевича». Спустя много лет басистка «Гражданской обороны», вдова Егора Летова Наталья Чумакова расскажет, что музыкант не шутил и действительно был готов расстаться с жизнью.

«Написал записку и комуто сказал об этом по телефону. А поскольку его слушали, то они поняли, что надо срочно чтото делать, потому что он как бы собирается от них улизнуть вот таким хитрым образом», рассказывала она.

На следующий день после того, как сотрудникам правоохранительных органов стало известно о намерениях Летова, его забрали в психушку на принудительное "лечение" в "исправительных" целях, где он пробыл с декабря 85-го по март 86-го, едва не став слепым "овощем". В своей биографии Летов так описывает этот период:

«Я находился на «усиленном обеспечении», на нейролептиках. До психушки я боялся того, что есть некоторые вещи, которых человек может не выдержать. На чисто физиологическом уровне не может. Я полагал, что это будет самое страшное. В психушке, когда меня начали накачивать сверхсильными дозами нейролептиков, неулептилом — после огромной дозы неулептила я даже временно ослеп — я впервые столкнулся со смертью или с тем, что хуже смерти. Это лечение нейролептиками везде одинаково, что у нас, что в Америке. Всё начинается с «неусидчивости». После введения чрезмерной дозы этих лекарств типа галоперидола человек должен мобилизовать все свои силы, чтобы контролировать своё тело, иначе начинается истерика, корчи и так далее. Если человек ломается, наступает шок; он превращается в животное, кричащее, вопящее, кусающееся. Дальше следовала по правилам «привязка». Такого человека привязывали к кровати, и продолжали колоть, пока у него не перегорало «по полной». Пока у него не возникало необратимого изменения психики. Это подавляющие препараты, которые делают из человека дебила. Эффект подобен лоботомии. Человек становится после этого «мягким», «покладистым» и сломанным на всю жизнь. Как в романе «Полёт над гнездом кукушки».

В какой-то момент я понял — чтобы не сойти с ума, я должен творить. Я целый день ходил и сочинял: писал рассказы и стихи. Каждый день ко мне приходил «Манагер», Олег Судаков, которому я передавал через решётку всё, что написал».

Брат Егора распустил слух, что, если Летова не выпустят, он устроит пресс-конференцию с зарубежными журналистами, на которой заявит, что перестройки нет, а музыкантов запирают в психушках просто так. После этого Егора выпустили.

Егор Летов – «Про дурачка»

Освободившись, Летов столкнулся с тем, что с его друзей и знакомых взяли расписки о том, что они не будут иметь с Егором никаких дел. Поработав штукатуром и дворником, Игорь подружился с рок-поэтом и футуристом Евгением Филатовым и 1-го июля 1986 года записал с ним "Игру в бисер перед свиньями" - знаковый альбом, акустический и "лёгкий" вариант знаменитого "Красного альбома", записанного Летовым в одиночку во второй половине 87-го. Все песни из "Игры в бисер перед свиньями" Егор сочинил в дурдоме. Песня "Оптимизм" (на флейте в ней сыграл Валерий Рожков) впоследствии вошла в "Игру". В "Поганой молодёжи" есть песня "Зоопарк", но записана и исполнена (совсем по-другому) она была впервые в "Игре в бисер".

Затем Летов создал (как он говорил: «Для конспирации») псевдолейбл "ГрОб Records" и всю оставшуюся жизнь творил и записывал альбомы в домашних условиях. В 90-ые лейбл Летова считался одной из крутейших независимых фирм звукозаписи! Теперь он (лет 13 как) принадлежит Наталье Чумаковой, вдове Егора.

Гражданская оборона – «Мышеловка» (клип)

Следующий альбом «ГрОб» под названием "Мышеловка" - фундаментальную и лютую классику "грязнейшего" и запредельно разнузданного панк-рока - Летов назовёт своим "первым достойным альбомчиком" (кое-кто из критиков, признавая невиданную энергию и незаурядную ярость песен из "Мышеловки", описал его как "юношеское стремление заявить о себе", а автора назвал "юношей со сформировавшимися убеждениями"). Всю "Мышеловку" Егор сделал совершенно один, а когда "свёл и врубил на полную катушку, то начал самым неистовым образом скакать по комнате до потолка и орать от раздирающей радости и гордости". "Я испытал натуральный триумф" - рассказывал потом Летов. Конечно, необходимо отметить то, что в сравнении с "Войной", "Мышеловка" представляет собой наивное ребячество. "Мышеловка" вышла в 87-ом, и в том же году Игорь записал ещё 4 альбома ("Хорошо!!", "Тоталитаризм", "Некрофилию" и "Красный альбом").

После Новосибирского рок-фестиваля (апрель 1987 года) Летова захотели во второй раз засадить в психушку, и он, оказавшись в розыске, до ноября 1987 года вёл жизнь «системщика-хиппи», путешествуя с Янкой и Лукичём поездами и автостопом по УССР и РСФСР. В автобиографии сказано: «В конце концов, благодаря усилиям моих родителей розыск прекратили и меня оставили в покое — к тому же начинался новый этап „перестройки“, и диссиденты уже никому не были нужны. Помимо того, я уже был широко известен, давал постоянно концерты».

В январе 88-го вернулся Кузьма и отреставрировал материал 85-го года, частично перезаписав его и разбив на две самостоятельные части - так и получились, собственно говоря, альбомы "Поганая молодёжь" и "Оптимизм", песни из которых Рябинов "запихнул" куда надо, отталкиваясь от конкретного времени их сочинения.

Тогда же Летов в одиночку целиком записал "Всё идёт по плану" (не считая подпевок Кузьмы и Манагера), "Так закалялась сталь" (в одной песне подпевали Манагер и Рябинов) и "Боевой стимул" (несколько песен из него - альтернативные версии вещей из "Всё идёт по плану" и "Так закалялась сталь").

«Гражданская оборона» в Ленинграде, 1989 год

С 1989 года «Гражданская оборона» начала сотрудничать с музыкальным продюсером Сергеем Фирсовым, который помог коллективу с записью альбомов и организацией концертов. Благодаря Фирсову группа впервые выступила в ленинградском рок-клубе, после чего музыканты посетили с концертами Таллин, Симферополь, Ялту, Тюмень и другие города. К этому моменту армия поклонников «Гражданской обороны» исчислялась уже сотнями тысяч человек: подобными цифрами в СССР могли похвастаться лишь такие признанные советскими СМИ коллективы, как «Кино», «Алиса» и «Наутилус Помпилиус».

В 1989-ом «Гражданская оборона» подарила бытию ШЕСТЬ шедевров (первый из них, "Тошнота", является перезаписью некоторых песен из последних трёх предыдущих альбомов. В начале 90-х появился альбом "Инструкция по выживанию" на стихи лидера одноимённой известной тюменской панк-группы.

Гражданская оборона – «Я бесполезен»

Большая часть дискографии «ГО» появилась в 80-е годы. Особенно плодотворными и сложными были 1988-й и 1989-й годы, когда были записаны альбомы "Здорово и вечно", "Армагеддон-Попс", "Война" и "Русское поле экспериментов" - заоблачные вершины сибирского панка, нойза и грубого экспериментального рока. Несмотря на полуподпольность существования музыкантов и «ГрОб-студии», к концу 1980-х и особенно в начале 1990-х годов они получили широкую известность в СССР, преимущественно в молодёжных кругах; по некоторым оценкам поклонниками группы стали сотни тысяч человек.

Вместе с популярностью росла и скандальная слава коллектива: из-за постоянных драк и беспорядков, без которых не проходило ни одно выступление группы, у «Гражданской обороны» начались трудности с организацией концертов, в том числе акустических. Кроме того, Летов, быстро пресытившийся обрушившейся на него славой, начал опасаться превращения группы в коммерческий проект. 13 апреля 1990 года «Гражданская оборона» отыграла последний концерт в Таллине, после чего на три года прекратила свое существование.

Егор Летов – «Прыг-скок».

В том же году Летов создал психоделический проект «Егор и Опизденевшие», в рамках которого представил три альбома — «Прыг-скок: детские песенки» (1990), «Сто лет одиночества» (1993) и «Психоделия Tomorrow» (2002). В композициях, вошедших в пластинки, нашли свое отражение переживания Летова из-за практик расширения создания, экспериментов в области магии, перенесенного энцефалита, распада СССР и смерти возлюбленной, поэтессы и рок-певицы Янки Дягилевой. Группа с нецензурным названием, которое музыкант выбрал специально, чтобы «затруднить упоминание его творчества в СМИ», просуществовала три года.

Егор Летов и Янка Дягилева, Симферополь, 1989 год

В декабре 1993 года Летов объявил о возрождении группы «Гражданская оборона». Первое же выступление коллектива в московском ДК им. Горького закончилось крупными беспорядками: недобросовестные организаторы продали несколько тысяч билетов в рассчитанный на восемьсот человек зал, из-за чего случилось массовое уличное побоище между поклонниками группы и бойцами ОМОНа. Масла в огонь подлил и сам Летов, заявивший фанатам о своих коммунистических взглядах. По этой причине многие поклонники «Гражданской обороны», считавшие Летова анархистом и антисоветчиком, отвернулись от группы, обвинив ее лидера в предательстве.

В 1994 году группа активно гастролировала по России в рамках созданного Летовым национал-коммунистического движения «Русский прорыв», а спустя два года поддержала Геннадия Зюганова на президентских выборах 1996 года. В 1997 году «Гражданская оборона» выпустила альбомы «Солнцеворот» и «Невыносимая легкость бытия», которые в 2005-м были «переосмыслены», заново сведены и выпущены под названиями «Лунный переворот» и «Сносная тяжесть небытия». Группа продолжала активную гастрольную деятельность, туры коллектива проходили дважды в год — весной и осенью. Причем, если в Москве и Петербурге концерты активно рекламировали, то в маленьких городах зачастую не было даже афиш. Тем не менее, «Гражданская оборона» стабильно собирала полные залы.

Егор Летов – «Русское поле экспериментов»

В конце 90-х в коллективе назрел «кризис состава»: музыканты «Гражданской обороны» жили в разных городах, и собраться вместе на одной сцене было уже не так просто. В 1998 году Летов пожаловался журналистам, что у него больше нет группы: «Идеально, конечно, было бы набрать новых. Но откуда их брать? Для того, чтобы нормально сыграться с музыкантами, чтобы была духовная совместимость, нужно время. Я этого сейчас позволить себе не могу, поэтому играю со старыми музыкантами. Хотя они не хотят и уже по большому счету не могут вложить в эту музыку то, что вкладывали в 1989 году. По этой причине я даю акустику и хочу собрать новую команду».

В 1999-м «Гражданская оборона» впервые отправилась на гастроли в США, где у коллектива было запланировано несколько выступлений. Однако из-за плохой организации состоялся лишь первый концерт в Нью-Йорке, а остальные в последний момент были отменены. После возвращения из США группу покинул ее бессменный участник Константин Рябинов. В декабре 1999 года на концертах в Москве и Ижевске Летов впервые вышел на сцену с гитарой, так как ни Кузьма (Рябинов), ни Джефф (Жевтун) не смогли приехать на выступление, а спустя пару недель погиб участник группы Махно (Евгений Пьянов). Так 1999 год стал последним для старого состава «Гражданской обороны».

В 2002 году группа представила альбом «Звездопад», полностью состоящий из песен советских авторов, а спустя два года «Гражданская оборона» отметила свое двадцатилетие большими концертами в Москве и Петербурге. В 2004-м были записаны альбомы «Долгая счастливая жизнь» и «Реанимация», с песнями из которых группа выступила в московских «Лужниках» и петербургском «Юбилейном», а также посетила американские площадки в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Бостоне.

Гражданская Оборона – «Осень (Зачем снятся сны)»

В мае 2007 года свет увидела последняя студийная пластинка группы «Зачем снятся сны?», ставшая по мнению многих критиков самой светлой в истории коллектива. По словам Летова, работая над этим альбомом, он впервые создавал вещь для себя, чтобы выразить все, что он чувствует: «Поэтому я не стал ни материться, ни на кого-то нападать». Летов считал лучшим и реализованным, по его словам, на 500 процентов.

Летом того же года «Гражданская оборона» выступила с несколькими концертами в поддержку нового альбома в Москве, после чего музыканты отправились в гастрольный тур по Норвегии, России и Украине. Последние живые выступления «Гражданской обороны» с участием Егора Летова прошли 8 и 9 февраля 2008 года — в Уфе и Екатеринбурге.

Егор Летов скоропостижно скончался в Омске 19 февраля 2008 года в 16:57 по местному времени на 44-м году жизни. По первоначальной версии, причиной смерти стала остановка сердца, хотя позже появилась другая версия: острая дыхательная недостаточность, развившаяся от отравления алкоголем (по некоторым сведениям, Летов в последние месяцы жизни злоупотреблял им). На сайте «Гражданской обороны» было указано, что Летов умер от остановки сердца. Похоронен 21 февраля 2008 года в Омске на Старо-Восточном кладбище, рядом с могилой матери.

Комментариев нет:

Отправить комментарий