Гениальный
поэт и не менее гениальный исполнитель, мультиинструменталист, эрудированный
мыслитель-гигант, книгочей, неподражаемый фронтмен и величайший представитель
отечественного андеграунда, талантливый звукорежиссёр, коллажист и
художник-оформитель, основатель и лидер самой культовой из антипопсовых групп
нашей страны Егор (при рождении Игорь) Летов появился на свет в Омске.
Его
песни, ставшие символом борьбы за свободу и самоопределение у молодежи в
советской и постсоветской России, и сегодня любят несколько поколений. По
оценкам критиков, творчество Летова отличается мощной энергетикой и подачей
материала, необычным, самобытным звуком, живым и простым ритмом, нестандартными
текстами, своеобразной грубоватой и вместе с тем изысканной поэзией и языком.
В качестве коллективов, близких ему по духу и оказавших определённое влияние на звучание Гражданской Обороны в разное время, Летов называл американский гаражный рок 1960-х (бывший его любимым музыкальным направлением): The Monks и The Sonics, группы Love, Sonic Youth, Butthole Surfers, ранние Pink Floyd (до ухода Барретта), творчество Боба Дилана, Нила Янга, Кима Фоули, Дженезиса Пи-Орриджа, Майкла Джиры, и множество других коллективов и исполнителей, преимущественно в стилях психоделического и экспериментального рока, панка и постпанка.
Отец
Игоря, Фёдор Дмитриевич, был военным, участвовал в Великой Отечественной, в 90-ые
стал секретарём омского райкома КПРФ, умер девятого мая 2018-го года на
девяносто третьем году жизни. Мама, Тамара Георгиевна Летова/Мартемьянова,
умерла на 30 лет раньше мужа. У Игоря есть родной старший брат, Сергей Фёдорович
Летов, отличный импровизатор и первоклассный саксофонист, родившийся 24-ого
сентября 1956-го года в Семипалатинске.
В юности
будущий лидер сибирского панк-рока некоторое время занимался фортепиано, но
после нескольких занятий педагог вынес вердикт, что у молодого человека нет ни
слуха, ни голоса, ни каких-либо музыкальных способностей. Но Летова это не
остановило: будучи подростком, он сам научился играть на музыкальных
инструментах — сначала на ударных, затем на басу.
В родном
городе Игорь Летов окончил 10 классов и начал свою музыкальную деятельность,
которая года 3 была крайне неполноценной. В славном 82-ом он познакомился с
Александром Клиповым - лидером группы "Иван Морг и Мертвяки". Клипов
познакомил Летова со своим гитаристом, Константином "Кузьмой УО"
Рябиновым, умевшим играть на солидном перечне инструментов. Втроём они создали
"Западъ" - совсем недолго просуществовавшую компашку, распавшуюся
из-за постоянных ссор между Игорем и Клиповым. С Кузьмой же Летов дружил до
конца жизни.
После
школы Игорь переехал к брату, обосновавшемуся в Подмосковье, и поступил в
строительное ПТУ, из которого весной 83-ого его отчислили за частые прогулы.
Потом какое-то время работал художником, в основном рисуя Ленина для стендов
наглядной агитации.
Сергей
Фёдорович - музыкант-самоучка, обучавшийся в физико-математической школе при
НГУ, окончивший Московский университет тонких химических технологий - всецело
помогал младшему брату в реализации его творческих начинаний, по сути введя его
в мир, который тот вскоре завоевал. В дальнейшем Сергей многократно подыгрывал
брату на концертах «ГО» и поучаствовал в создании альбома "Звездопад"
(2002 г.). В начале 1983 года состоялось первое публичное выступление Летова.
Он сыграл в качестве бас-гитариста в составе группы «Поп-механика» -
авангардной джаз-фьюжн-группы Сергея Курёхина, на тот момент только-только
образовавшего "банду", члены коей "обязаны" были меняться
как перчатки. По словам автора книг о советской и российской рок-музыке
Александра Кушнира, Курехин спросил у молодого человека, знаком ли с
творчеством «Ramones», — и, получив утвердительный ответ, предложил ему сыграть
на басу в их стиле: «Ну вот, играй бас, как «Ramones»: ре-фа, ре-фа, ре-фа».
Егор дал несколько концертов с ансамблем Курёхина, участником которого к тому
же являлся Сергей Летов (тенор-саксофон, бас-кларнет, альтовая флейта).
В первой
половине 80-ых у "зелёного" Игоря часто возникали сильные
идеологические разногласия по самым разным вопросам с Сергеем, что послужило
причиной их кратковременного, но явного разлада. В середине 1983-го года Игорь,
не сумев ужиться с братом вернулся в Омск.
Ещё в 1982-ом
году Летов через легендарного Андрея Тропилло - истинного отца нашего рока,
организатора концертов, первого русского "пирата" и музыкального
продюсера, великого звукорежиссёра и недосягаемого первопроходца во всех
мыслимых и немыслимых смыслах - приобрёл в Ленинграде бас-гитару
"Орфей", а также купил за целую сотню рублей у Владимира Рекшана из
ансамбля "Санкт-Петербург" колонки со встроенным 6-ваттным
усилителем.
В конце
того же года Летов вместе с басистом Евгением "Даблом" Деевым, гитаристами
Андреем Бабенко (электрогитара) и Олегом "Алексом" Ивановским
(акустическая гитара) сколотил в Омске группу "Посев", став её
основным сочинителем, голосом, ударником и басистом. Такое название
любительскому юношескому проекту Летов дал в честь одноимённого диссидентского
общественно-политического журнала эмигрантской организации "НТС"
("Народно-трудовой союз российских солидаристов"), считающейся в
народе чуть ли не главным врагом руководства КГБ из-за
"альтернативно-советской" подоплёки и откровенно антигосударственных
идей, таящих в себе предпосылки к свержению советской власти. Тогда же Летов
отказался от данного ему при рождении имени Игорь и взял псевдоним «Егор
Дохлый», но впоследствии «Дохлый» отвалился, а Егор остался.
Первая
группа Летова опасалась "светиться" и записывалась при максимально
подпольных и дерьмовых раскладах, хотя и с энтузиазмом. В конце 1983 года «Посев»
впервые выступили в общежитии одного из омских университетов. Большая часть творчества
группы пришлась на 83-ий и 84-ый годы. Летом 1984 года вышел первый альбом группы
«Всякие картинки», а вслед за ним, и вторая пластинка «Дождь в казарме». В
составе «Посева» Летов впервые проявил себя как вокалист, он же стал автором
текстов всех песен группы.
Просуществовала
команда аж до осени 85-го, сотворив 11 (!!!) альбомов, около пяти из которых
безвозвратно утеряны. Все альбомы Посева, правда, тяжело назвать альбомами, а
об их распространении и говорить нечего. Однако можно смело заявить, что именно
с появлением «Посева» стартовал сибирский панк (своеобразный "культурный
ответ" небезызвестной "питерской" команде Андрея
"Свина" Панова, переплюнувшего «Sex Pistols») и усилилось развитие
арт-панка, обязанного перво-наперво группе "АукцЫон". «Посев» играли
психоделический экспериментальный рок и абсолютно необычный для СССР новомодный
нойз-рок с мощной примесью гаражного панка, появившегося на стыке седьмого и
восьмого десятилетий ХХ века благодаря «The Sonics» - коллективу, оказавшему на
Летова большое влияние. Альбомы «Посева» были записаны в домашних условиях на
довольно примитивном оборудовании, из-за чего звук получался глухим, нечетким и
как будто дребезжащим. Примечательно, что спустя годы, когда у Летова появилась
возможность работать в студии на хорошей звукозаписывающей аппаратуре, он все
равно периодически возвращался к «квартирному» методу записи, объясняя это
своей любовью к американскому року 60-х с его «гаражным звуком».
Примерно
в то же время к Летову присоединился Рябинов, и в ноябре 84-го появился
окончательный вариант «Посева», его закономерное, революционное и гораздо более
осмысленное и качественное продолжение – «Гражданская оборона», основанная
Кузьмой и, разумеется, Летовым.
Третьим членом
«ГО» являлся Бабенко. Однако с самого начала Летов и был «ГрОб-ом». Он сочинял
стихи и придумывал музыку, при записи большей части альбомов играл на гитарах
(электрических и акустических), бас-гитаре и ударной установке (порой по
коробкам), часто исполняя перкуссионные партии, был вокалистом, работал над
прочими звуковыми эффектами (на альбоме "Солнцеворот", записанном в
95-ом, играл на флейте и губной гармони) и возглавляя всё в целом. И всё же при
создании более чем половины альбомов Летов поработал с немалым количеством музыкантов,
а концертных участников Гражданской обороны просто не счесть.
Первые
два альбома «ГО» ("Поганая молодёжь" и "Оптимизм") Летов
(голос, гитары, бас, ударные) и Кузьма (бас, гитары, подпевка) записали в полу-студийной
обстановке ("Оптимизм" сделали четыре человека, один из которых, Олег
"Манагер" Судаков, стал ближайшим соратником Летова и со-основателем группы
"Коммунизм"). Материалом для этих альбомов послужили ранние
сочинения Летова, а также песни, написанные для группы «Посев». Запись пластинок
была запланирована на 1985 год, однако осуществить задуманное коллективу не
удалось.
В конце
85-го по вине глупого доноса, написанного матерью одного из участников группы, Кузьмой
и Егором плотно занялся КГБ. Музыкантов практически ежедневно вызывали на
допросы в КГБ, где им вменяли хранение запрещенной литературы и исполнение
«неправильных» песен. В конце концов некоторые друзья Летова не выдержали и
подписали признательные показания. Рябинов легко отделался - его просто
заставили пройти срочную службу в армии. А Летов не сдался, но решил покончить
с собой и даже сочинил предсмертную записку, в которой написал: «Кончаю с собой
под давлением майора Мешкова Владимира Васильевича». Спустя много лет басистка
«Гражданской обороны», вдова Егора Летова Наталья Чумакова расскажет, что
музыкант не шутил и действительно был готов расстаться с жизнью.
«Написал
записку и кому‑то сказал об этом по телефону. А поскольку его слушали, то они поняли, что надо срочно что‑то делать, потому что он как бы собирается от них улизнуть вот таким хитрым образом», — рассказывала она.
На
следующий день после того, как сотрудникам правоохранительных органов стало
известно о намерениях Летова, его забрали в психушку на принудительное "лечение"
в "исправительных" целях, где он пробыл с декабря 85-го по март 86-го,
едва не став слепым "овощем". В своей биографии Летов так
описывает этот период:
«Я
находился на «усиленном обеспечении», на нейролептиках. До психушки я боялся
того, что есть некоторые вещи, которых человек может не выдержать. На чисто
физиологическом уровне не может. Я полагал, что это будет самое страшное. В
психушке, когда меня начали накачивать сверхсильными дозами нейролептиков,
неулептилом — после огромной дозы неулептила я даже временно ослеп — я впервые
столкнулся со смертью или с тем, что хуже смерти. Это лечение нейролептиками
везде одинаково, что у нас, что в Америке. Всё начинается с «неусидчивости».
После введения чрезмерной дозы этих лекарств типа галоперидола человек должен
мобилизовать все свои силы, чтобы контролировать своё тело, иначе начинается
истерика, корчи и так далее. Если человек ломается, наступает шок; он
превращается в животное, кричащее, вопящее, кусающееся. Дальше следовала по правилам
«привязка». Такого человека привязывали к кровати, и продолжали колоть, пока у
него не перегорало «по полной». Пока у него не возникало необратимого изменения
психики. Это подавляющие препараты, которые делают из человека дебила. Эффект
подобен лоботомии. Человек становится после этого «мягким», «покладистым» и
сломанным на всю жизнь. Как в романе «Полёт над гнездом кукушки».
В
какой-то момент я понял — чтобы не сойти с ума, я должен творить. Я целый день
ходил и сочинял: писал рассказы и стихи. Каждый день ко мне приходил «Манагер»,
Олег Судаков, которому я передавал через решётку всё, что написал».
Брат
Егора распустил слух, что, если Летова не выпустят, он устроит
пресс-конференцию с зарубежными журналистами, на которой заявит, что
перестройки нет, а музыкантов запирают в психушках просто так. После этого Егора
выпустили.
Освободившись,
Летов столкнулся с тем, что с его друзей и знакомых взяли расписки о том, что
они не будут иметь с Егором никаких дел. Поработав штукатуром и дворником,
Игорь подружился с рок-поэтом и футуристом Евгением Филатовым и 1-го июля 1986
года записал с ним "Игру в бисер перед свиньями" - знаковый альбом,
акустический и "лёгкий" вариант знаменитого "Красного
альбома", записанного Летовым в одиночку во второй половине 87-го. Все
песни из "Игры в бисер перед свиньями" Егор сочинил в дурдоме. Песня
"Оптимизм" (на флейте в ней сыграл Валерий Рожков) впоследствии вошла
в "Игру". В "Поганой молодёжи" есть песня
"Зоопарк", но записана и исполнена (совсем по-другому) она была впервые
в "Игре в бисер".
Затем
Летов создал (как он говорил: «Для конспирации») псевдолейбл "ГрОб
Records" и всю оставшуюся жизнь творил и записывал альбомы в домашних
условиях. В 90-ые лейбл Летова считался одной из крутейших независимых фирм
звукозаписи! Теперь он (лет 13 как) принадлежит Наталье Чумаковой, вдове Егора.
Следующий
альбом «ГрОб» под названием "Мышеловка" - фундаментальную и лютую
классику "грязнейшего" и запредельно разнузданного панк-рока - Летов
назовёт своим "первым достойным альбомчиком" (кое-кто из критиков,
признавая невиданную энергию и незаурядную ярость песен из
"Мышеловки", описал его как "юношеское стремление заявить о
себе", а автора назвал "юношей со сформировавшимися
убеждениями"). Всю "Мышеловку" Егор сделал совершенно один, а
когда "свёл и врубил на полную катушку, то начал самым неистовым образом
скакать по комнате до потолка и орать от раздирающей радости и гордости".
"Я испытал натуральный триумф" - рассказывал потом Летов. Конечно, необходимо
отметить то, что в сравнении с "Войной", "Мышеловка"
представляет собой наивное ребячество. "Мышеловка" вышла в 87-ом, и в
том же году Игорь записал ещё 4 альбома ("Хорошо!!",
"Тоталитаризм", "Некрофилию" и "Красный альбом").
После
Новосибирского рок-фестиваля (апрель 1987 года) Летова захотели во второй раз
засадить в психушку, и он, оказавшись в розыске, до ноября 1987 года вёл жизнь
«системщика-хиппи», путешествуя с Янкой и Лукичём поездами и автостопом по УССР
и РСФСР. В автобиографии сказано: «В конце концов, благодаря усилиям моих
родителей розыск прекратили и меня оставили в покое — к тому же начинался новый
этап „перестройки“, и диссиденты уже никому не были нужны. Помимо того, я уже
был широко известен, давал постоянно концерты».
В январе
88-го вернулся Кузьма и отреставрировал материал 85-го года, частично
перезаписав его и разбив на две самостоятельные части - так и получились,
собственно говоря, альбомы "Поганая молодёжь" и "Оптимизм",
песни из которых Рябинов "запихнул" куда надо, отталкиваясь от
конкретного времени их сочинения.
Тогда же Летов
в одиночку целиком записал "Всё идёт по плану" (не считая подпевок
Кузьмы и Манагера), "Так закалялась сталь" (в одной песне подпевали Манагер
и Рябинов) и "Боевой стимул" (несколько песен из него -
альтернативные версии вещей из "Всё идёт по плану" и "Так
закалялась сталь").
С 1989
года «Гражданская оборона» начала сотрудничать с музыкальным продюсером Сергеем
Фирсовым, который помог коллективу с записью альбомов и организацией концертов.
Благодаря Фирсову группа впервые выступила в ленинградском рок-клубе, после
чего музыканты посетили с концертами Таллин, Симферополь, Ялту, Тюмень и другие
города. К этому моменту армия поклонников «Гражданской обороны» исчислялась уже
сотнями тысяч человек: подобными цифрами в СССР могли похвастаться лишь такие
признанные советскими СМИ коллективы, как «Кино», «Алиса» и «Наутилус
Помпилиус».
В 1989-ом
«Гражданская оборона» подарила бытию ШЕСТЬ шедевров (первый из них,
"Тошнота", является перезаписью некоторых песен из последних трёх
предыдущих альбомов. В начале 90-х появился альбом "Инструкция по
выживанию" на стихи лидера одноимённой известной тюменской панк-группы.
Большая
часть дискографии «ГО» появилась в 80-е годы. Особенно плодотворными и сложными
были 1988-й и 1989-й годы, когда были записаны альбомы "Здорово и
вечно", "Армагеддон-Попс", "Война" и "Русское
поле экспериментов" - заоблачные вершины сибирского панка, нойза и грубого
экспериментального рока. Несмотря на полуподпольность существования музыкантов
и «ГрОб-студии», к концу 1980-х и особенно в начале 1990-х годов они получили
широкую известность в СССР, преимущественно в молодёжных кругах; по некоторым
оценкам поклонниками группы стали сотни тысяч человек.
Вместе с
популярностью росла и скандальная слава коллектива: из-за постоянных драк и
беспорядков, без которых не проходило ни одно выступление группы, у «Гражданской
обороны» начались трудности с организацией концертов, в том числе акустических.
Кроме того, Летов, быстро пресытившийся обрушившейся на него славой, начал
опасаться превращения группы в коммерческий проект. 13 апреля 1990 года
«Гражданская оборона» отыграла последний концерт в Таллине, после чего на три
года прекратила свое существование.
В том же
году Летов создал психоделический проект «Егор и Опизденевшие», в рамках которого
представил три альбома — «Прыг-скок: детские песенки» (1990), «Сто лет
одиночества» (1993) и «Психоделия Tomorrow» (2002). В композициях, вошедших в
пластинки, нашли свое отражение переживания Летова из-за практик расширения
создания, экспериментов в области магии, перенесенного энцефалита, распада СССР
и смерти возлюбленной, поэтессы и рок-певицы Янки Дягилевой. Группа с
нецензурным названием, которое музыкант выбрал специально, чтобы «затруднить
упоминание его творчества в СМИ», просуществовала три года.
В декабре
1993 года Летов объявил о возрождении группы «Гражданская оборона». Первое же
выступление коллектива в московском ДК им. Горького закончилось крупными
беспорядками: недобросовестные организаторы продали несколько тысяч билетов в
рассчитанный на восемьсот человек зал, из-за чего случилось массовое уличное
побоище между поклонниками группы и бойцами ОМОНа. Масла в огонь подлил и сам
Летов, заявивший фанатам о своих коммунистических взглядах. По этой причине
многие поклонники «Гражданской обороны», считавшие Летова анархистом и
антисоветчиком, отвернулись от группы, обвинив ее лидера в предательстве.
В 1994
году группа активно гастролировала по России в рамках созданного Летовым
национал-коммунистического движения «Русский прорыв», а спустя два года
поддержала Геннадия Зюганова на президентских выборах 1996 года. В 1997 году
«Гражданская оборона» выпустила альбомы «Солнцеворот» и «Невыносимая легкость
бытия», которые в 2005-м были «переосмыслены», заново сведены и выпущены под
названиями «Лунный переворот» и «Сносная тяжесть небытия». Группа продолжала
активную гастрольную деятельность, туры коллектива проходили дважды в год —
весной и осенью. Причем, если в Москве и Петербурге концерты активно
рекламировали, то в маленьких городах зачастую не было даже афиш. Тем не менее,
«Гражданская оборона» стабильно собирала полные залы.
В конце
90-х в коллективе назрел «кризис состава»: музыканты «Гражданской обороны» жили
в разных городах, и собраться вместе на одной сцене было уже не так просто. В
1998 году Летов пожаловался журналистам, что у него больше нет группы: «Идеально,
конечно, было бы набрать новых. Но откуда их брать? Для того, чтобы нормально
сыграться с музыкантами, чтобы была духовная совместимость, нужно время. Я
этого сейчас позволить себе не могу, поэтому играю со старыми музыкантами. Хотя
они не хотят и уже по большому счету не могут вложить в эту музыку то, что
вкладывали в 1989 году. По этой причине я даю акустику и хочу собрать новую
команду».
В 1999-м
«Гражданская оборона» впервые отправилась на гастроли в США, где у коллектива
было запланировано несколько выступлений. Однако из-за плохой организации
состоялся лишь первый концерт в Нью-Йорке, а остальные в последний момент были
отменены. После возвращения из США группу покинул ее бессменный участник
Константин Рябинов. В декабре 1999 года на концертах в Москве и Ижевске Летов
впервые вышел на сцену с гитарой, так как ни Кузьма (Рябинов), ни Джефф
(Жевтун) не смогли приехать на выступление, а спустя пару недель погиб участник
группы Махно (Евгений Пьянов). Так 1999 год стал последним для старого состава
«Гражданской обороны».
В 2002
году группа представила альбом «Звездопад», полностью состоящий из песен
советских авторов, а спустя два года «Гражданская оборона» отметила свое
двадцатилетие большими концертами в Москве и Петербурге. В 2004-м были записаны
альбомы «Долгая счастливая жизнь» и «Реанимация», с песнями из которых группа
выступила в московских «Лужниках» и петербургском «Юбилейном», а также посетила
американские площадки в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Бостоне.
В мае
2007 года свет увидела последняя студийная пластинка группы «Зачем снятся
сны?», ставшая по мнению многих критиков самой светлой в истории коллектива. По
словам Летова, работая над этим альбомом, он впервые создавал вещь для себя,
чтобы выразить все, что он чувствует: «Поэтому я не стал ни материться, ни на
кого-то нападать». Летов считал лучшим и реализованным, по его словам, на 500
процентов.
Летом того же года «Гражданская оборона» выступила с несколькими концертами в поддержку нового альбома в Москве, после чего музыканты отправились в гастрольный тур по Норвегии, России и Украине. Последние живые выступления «Гражданской обороны» с участием Егора Летова прошли 8 и 9 февраля 2008 года — в Уфе и Екатеринбурге.
Егор
Летов скоропостижно скончался в Омске 19 февраля 2008 года в 16:57 по местному
времени на 44-м году жизни. По первоначальной версии, причиной смерти стала
остановка сердца, хотя позже появилась другая версия: острая дыхательная
недостаточность, развившаяся от отравления алкоголем (по некоторым сведениям,
Летов в последние месяцы жизни злоупотреблял им). На сайте «Гражданской
обороны» было указано, что Летов умер от остановки сердца. Похоронен 21 февраля
2008 года в Омске на Старо-Восточном кладбище, рядом с могилой матери.
Комментариев нет:
Отправить комментарий