Фрэнк
Рехак был удивительным и вдохновляющим музыкантом, наставником и другом не
только для меня, но и для множества людей со всего мира. Тот факт, что вы,
возможно, не были знакомы с ним или его музыкальным наследием, понятен - он был
восходящей звездой джазового тромбона в 50-х и 60-х годах, но его карьера была
саботирована его героиновой зависимостью. Даже это не помешало ему появиться на
более чем 4000 записях, включая некоторые из самых важных джазовых проектов
того времени.
Дуг
Робинсон.
Один из лучших сессионных боповых тромбонистов 50-х – 60-х годов Фрэнк Рехак (Frank Rehak) родился 7 июля 1926 года (по другим источникам – 6 июля) в Нью-Йорке. Обладая недюжинными музыкальными способностями он начинал играть на фортепиано, виолончели и духовом “баритоне” и только потом переключился на тромбон. Время его юности пришлось на Вторую мировую войну, и с 1943 по 1947 годы Рехак служил во флоте на Гаваях, где заодно играл в свинговом комбо.
Музыкант
впервые серьёзно заявил о себе в 1949 году, когда попал в оркестр знаменитого
барабанщика Джина Крупы – вместе со своим приятелем-тёзкой и тоже тромбонистом,
ставшим впоследствии настоящей звездой, Фрэнком Розолино. Заслужив репутацию
отличного инструменталиста и солиста, Рехак затем играл у Джимми Дорси
(1950-1952), а также с Рэем МакКинли, Клодом Торнхиллом, Соте-Финеганом
(Sauter-Finegan). В середине 50-х он некоторое время работал в биг-бэнде Вуди
Германа, а в 1956 году присоединился к биг-бэнду Диззи Гиллеспи.
В конце
50-х началось сотрудничество Рехака с оркестром Гила Эванса – «Gil Evans
Orchestra». Этот период стал, наверно, самым известным и самым удачным в
карьере тромбониста. Он играл в коллективе до 1962 года: участвовал как
лидирующий тромбонист на многих записях, сделанных коллективом Эванса с Майлсом
Дэвисом (включая «Sketches Of Spain», «Miles Ahead» и множество других),
появился в телепрограмме «The Sounds of Miles Davis», в которой звучала музыка
из легендарного «Kind of Blue», и его игру можно было слышать на многих
авторских записях и аранжировках Эванса.
Со
временем Рехак стал одним из первых в списке музыкантов, которых приглашали на
особенно важные сессии – как например, когда большой оркестр собирал Мишель
Легран или, когда Арт Блейки записывался в составе «All Stars». Став одним из
самых востребованных сайдменов на студиях, Фрэнк Рехак сделал всего одну сессию
как лидер – её результаты вылились в четыре трека на «Jazzville Vol. 2» для
лейбла «Dawn».
В 1958
году Рехак появился на альбоме знаменитой тромбонистки и аранжировщицы Мелбы
Листон – «Melba Liston and Her Bones», а также был приглашён для участия в
создании альбома «The Trombones Inc», для записи которого Джей Джей Джонсон,
выступив в роли продюсера, композитора и аранжировщика, собрал 12 лучших
тромбонистов с Западного и с Восточного побережья. Обе эти пластинки стали
настоящей «классикой джазового тромбона», феерично продемонстрировав всё богатство
и разнообразие стилистических возможностей этого инструмента.
Рехак был
известен своей блестящей способностью играть с листа и особенной мягкостью
звукоизвлечения, которой мало кому удавалось добиться. Также очень ценились его
прекрасное владение высоким регистром и умение легко переходить от одного стиля
к другому. Американский композитор Джон Кейдж (John Cage) в своем «Концерте для
фортепиано с оркестром» написал сольную часть для кулисного тромбона специально
для Рехака.
К
сожалению, музыкант постоянно боролся с наркотической зависимостью от героина,
и со временем она взяла верх – он больше не мог играть. В 1969 году Рехак в
последний раз прошёл курс реабилитации. Он больше уже так и не вернулся к
активной работе, однако успел принять участие в нескольких записях своего друга
музыканта и композитора Дуга Робинсона (Doug Robinson).
Последние
годы жизни Фрэнк Рехак провёл практически в безвестности. После выздоровления
он работал в Synanon Center, где руководил хором, группой и биг-бендом. Рехак
также преподавал, курировал радиопередачи и со временем стал заведующим
музыкальным отделением в реабилитационном центре для наркоманов. Он умер от
рака 22 июня 1987 года в Калифорнии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий