четверг, 11 ноября 2021 г.

Выдающиеся джазовые музыканты. Фрэнк Рехак (1926 - 1983).

Фрэнк Рехак был удивительным и вдохновляющим музыкантом, наставником и другом не только для меня, но и для множества людей со всего мира. Тот факт, что вы, возможно, не были знакомы с ним или его музыкальным наследием, понятен - он был восходящей звездой джазового тромбона в 50-х и 60-х годах, но его карьера была саботирована его героиновой зависимостью. Даже это не помешало ему появиться на более чем 4000 записях, включая некоторые из самых важных джазовых проектов того времени.

Дуг Робинсон.

Один из лучших сессионных боповых тромбонистов 50-х – 60-х годов Фрэнк Рехак (Frank Rehak) родился 7 июля 1926 года (по другим источникам – 6 июля) в Нью-Йорке. Обладая недюжинными музыкальными способностями он начинал играть на фортепиано, виолончели и духовом “баритоне” и только потом переключился на тромбон. Время его юности пришлось на Вторую мировую войну, и с 1943 по 1947 годы Рехак служил во флоте на Гаваях, где заодно играл в свинговом комбо.

Gene Krupa and His Orchestra – «Lemon Drop» (Ray Triscari, Gordon Boswell, Don Fagerquist, Roy Eldridge, John Bello (tp), Walt Robertson, Herb Randel, Frank Rosolino, Frank Rehak (tb), Lenny Hambro, Kenny Pinson (as), Buddy Wise, Carl Friend (ts), Dale Keever (bs), Joe Cohen (p), Ralph Blaze (g), Don Simpson (b), Gene Krupa (ds), Hernando Bravo, Ramon Rivera (latin percussion), recorded in  April, 1949).

Музыкант впервые серьёзно заявил о себе в 1949 году, когда попал в оркестр знаменитого барабанщика Джина Крупы – вместе со своим приятелем-тёзкой и тоже тромбонистом, ставшим впоследствии настоящей звездой, Фрэнком Розолино. Заслужив репутацию отличного инструменталиста и солиста, Рехак затем играл у Джимми Дорси (1950-1952), а также с Рэем МакКинли, Клодом Торнхиллом, Соте-Финеганом (Sauter-Finegan). В середине 50-х он некоторое время работал в биг-бэнде Вуди Германа, а в 1956 году присоединился к биг-бэнду Диззи Гиллеспи.

Dizzy Gillespie Big Band – «Cool Breeze» (Recorded 1956 Soloists: Frank Rehak - Trombone, Dizzy Gillespie – Trumpet, Billy Mitchell - Tenor Sax).

В конце 50-х началось сотрудничество Рехака с оркестром Гила Эванса – «Gil Evans Orchestra». Этот период стал, наверно, самым известным и самым удачным в карьере тромбониста. Он играл в коллективе до 1962 года: участвовал как лидирующий тромбонист на многих записях, сделанных коллективом Эванса с Майлсом Дэвисом (включая «Sketches Of Spain», «Miles Ahead» и множество других), появился в телепрограмме «The Sounds of Miles Davis», в которой звучала музыка из легендарного «Kind of Blue», и его игру можно было слышать на многих авторских записях и аранжировках Эванса.

Miles Davis – «Saeta» (Miles Davis — trumpet, Gil Evans — arranger, conductorErnie Royal — trumpet, Bernie Glow — trumpet, Louis Mucci — trumpet, Johnny Coles — trumpet, Dick Hixon — trombone, Frank Rehak — trombone, Jimmy Buffington — French horn, Joe Singer — French horn, Tony Miranda — French horn, Bill Barber — Tuba, Al Block — Flute, Harold Feldman — Flute, Romeo Penque — oboe, Danny Bank — bass clarinet, Jack Knitzer — bassoon, Janet Putnam — harp, Paul Chambers — bass, Jimmy Cobb — drums, Elvin Jones — percussion, Jose Mangual — percussion, 1960).

Со временем Рехак стал одним из первых в списке музыкантов, которых приглашали на особенно важные сессии – как например, когда большой оркестр собирал Мишель Легран или, когда Арт Блейки записывался в составе «All Stars». Став одним из самых востребованных сайдменов на студиях, Фрэнк Рехак сделал всего одну сессию как лидер – её результаты вылились в четыре трека на «Jazzville Vol. 2» для лейбла «Dawn».

Melba Liston – «Melba Liston and Her Bones» (Melba Liston, Frank Rehak: trombones (trombones), Marty Flax: sax barítono (baritone sax), Walter Davis Jr.: piano (piano), Nelson Boyd: baixo (bass), Charlie Persip: bateria (drums),1958).

В 1958 году Рехак появился на альбоме знаменитой тромбонистки и аранжировщицы Мелбы Листон – «Melba Liston and Her Bones», а также был приглашён для участия в создании альбома «The Trombones Inc», для записи которого Джей Джей Джонсон, выступив в роли продюсера, композитора и аранжировщика, собрал 12 лучших тромбонистов с Западного и с Восточного побережья. Обе эти пластинки стали настоящей «классикой джазового тромбона», феерично продемонстрировав всё богатство и разнообразие стилистических возможностей этого инструмента.

«Cimarron» - отличная пьеса из альбома Джонни Ричардса (Johnny Richards) «Wide Range» с тромбонной секцией Джимми Кливленда, Фрэнка Рехака и Джима Даля.

Рехак был известен своей блестящей способностью играть с листа и особенной мягкостью звукоизвлечения, которой мало кому удавалось добиться. Также очень ценились его прекрасное владение высоким регистром и умение легко переходить от одного стиля к другому. Американский композитор Джон Кейдж (John Cage) в своем «Концерте для фортепиано с оркестром» написал сольную часть для кулисного тромбона специально для Рехака.

Richard Wess Octet – «Lover Man» (Nick Travis (tp), Frank Rehak (tb), Jerry Sanfino (as), Al Cohn (ts), Richard Wess (p,arr), Mundell Lowe (g), Milt Hinton (b), Osie Johnson (ds), 1957).

К сожалению, музыкант постоянно боролся с наркотической зависимостью от героина, и со временем она взяла верх – он больше не мог играть. В 1969 году Рехак в последний раз прошёл курс реабилитации. Он больше уже так и не вернулся к активной работе, однако успел принять участие в нескольких записях своего друга музыканта и композитора Дуга Робинсона (Doug Robinson).

Последние годы жизни Фрэнк Рехак провёл практически в безвестности. После выздоровления он работал в Synanon Center, где руководил хором, группой и биг-бендом. Рехак также преподавал, курировал радиопередачи и со временем стал заведующим музыкальным отделением в реабилитационном центре для наркоманов. Он умер от рака 22 июня 1987 года в Калифорнии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий