«Чак
Берри был больше, чем гений рок-н-ролла. Он был прирожденным поэтом. Он умел
рифмовать. Он мог сочинять двух- и трехминутные лирические музыкальные истории
об обычных мужчинах и женщинах, о подростковой борьбе, о романах, о машинах, о
далеких местах, о танцах и, в первую очередь, о рок-н-ролле. Его подход к
музыке не был похож ни на чей другой».
---
musicdirect.com
«Johnny
B. Goode» - рок-н-ролльная песня, написанная в 1955 году Чаком Берри.
Выпущенная как сингл, она заняла второе место в чарте Hot R&B Sides журнала
Billboard и восьмое место в чарте Hot 100. «Johnny B. Goode» считается одной из
самых узнаваемых песен в истории популярной музыки. Признанная «первым
рок-н-ролльным хитом» и классическим рок-стандартом, она была записана многими
другими артистами - от Элвиса Пресли и The Beatles до Sex Pistols, Judas Priest
и Green Day - и заняла седьмое место в списке «500 величайших песен» по версии
журнала Rolling Stone. Песня, в числе прочих произведений мировых композиторов
разных времен, была записана на золотой пластинке «Вояджера».
История «Johnny
B. Goode» перекликается с жизнью двух замечательных музыкантов, Чака Берри и Джонни
Джонсона и её можно считать первой рок-н-ролльной композицией об американской
мечте. Песня повествует о полуграмотном «деревенском мальчике» из района Нового
Орлеана, который играет на гитаре «как звонит в колокольчик» и который однажды
может «прославить» своё имя. Впоследствии рок-музыканты использовали эту
сюжетную линию бесчисленное количество раз, но классикой жанра считается именно
«Johnny B. Goode», что подтверждается огромным количеством записанных на нее
каверов.
История о
том, что в «Johnny B. Goode» Чак Берри имел в виду себя, была бы красивой, но
автобиографичной песню можно считать лишь с натяжкой. Очень уж он не похож на
описанного персонажа. Сам Берри говорит, что изначально писал «Johnny B. Goode»
с мыслью о Джонни Джонсоне, пианисте и композиторе, с которым он играл на
протяжении многих лет. В первом варианте текста речь шла о «цветном парне»
(«colored boy»), но Берри посчитал, что в стране, где процветала расовая дискриминация,
будет лучше умолчать о цвете коже. Иначе многие радиостанции могли просто не
пустить её в эфир. Так «Johnny B. Goode» стал просто сельским мальчишкой
(«country boy»).
В
качестве фамилии для героя песни Чак Берри выбрал название улицы Goode Avenue,
на которой он вырос. Кстати, полное имя Johnny B. Goode произносится на
английском так же, как фраза «Johnny, be good». Её можно перевести на русский
по-разному, но самый простой вариант таков: «Джонни, будь хорошим…»
Еще один
источник вдохновения для песни, особенно использование буквы «B» в названии, -
это заимствование у поэта Лэнгстона Хьюза. Последний опубликовал в 1950 году
сборник своих произведений, в котором фигурирует персонаж Джесси Б. Проста,
темнокожего мальчика, который много работал и сумел изменить свою судьбу.
Помимо схожести имен двух персонажей и их судеб, похоже, что их авторы проявляют
схожий интерес к описанию повседневной жизни, мечтаний, страхов и чаяний
чернокожих американских граждан.
Обозреватель
британской газеты «The Guardian» Джо Куинен писал, что «Johnny B. Goode» -
«вероятно, первая песня, написанная о том, сколько денег музыкант может заработать,
играя на гитаре», и заметил, что «ни одна песня в истории рок-н-ролла так не
прославляет низшие социально-экономические корни жанра». Джейсон Липшутц заявил
в журнале Billboard, что песня была «первой историей происхождения рок-звезды»,
и что в ней было «чванство, которое еще не вторглось на радио».
«Johnny
B. Goode» известна своим запоминающимся исполненным на большой скорости, гитарным
соло, которое начинается с повторяющегося несколько раз риффа из одной ноты. По
собственному признанию Берри музыкант позаимствовал первую часть своего соло из
вступительной части, сыгранной гитаристом Карлом Хоганом в песне «Ain't That
Just Like a Woman» певца Луи Джордана, записанной в 1946 году. Но, по словам
музыковеда Ларри Бирнбаума, эта музыкальная тема намного старше и передавалась
от музыканта к музыканту со времени первых записей блюза, джаза и рэгтайма. По
его мнению, Карла Хогана, возможно, вдохновил мотив Каунта Бэйси «Super Chief»
1940 года, а Бейси, возможно, сам позаимствовал его из пьесы 1936 года «Walkin'
and Swingin'» Энди Кирка.
Мотив «Johnny
B. Goode» также появляется в композиции «Too Tight» гитариста рэгтайм-блюза Блинд
Блейка в октябре 1926 года. Блинд Лемон Джефферсон записывает в марте 1926 года
почти тот же рифф в своей песне «Got the Blues». Джаз-оркестр Уилбура Свитмана,
одна из первых черных джазовых групп, играет тот же рифф на своей записи 1918
года.
Связь с «Johnny
B. Goode» также очевидна в записи «Texas Shout» Коу Коу Дэвенпорта в 1929 году,
а в песне Давенпорта «Cow Cow Blues» того же года нисходящая фигура также
предвещает гитарное соло Берри, которое Джелли Ролл Мортон играет практически
идентично в записи «New Orleans Joys» 1923 года. Мортон, позже утверждал, что
это его первая композиция, написанная между 1902 и 1905 годами, и «все черные
группы в Новом Орлеане играли эту мелодию». Мортон также записал поразительно
напоминающий мелодию Чака Берри «Game Kid Blues», датированный примерно 1900
годом, который он приписал пианисту из Нового Орлеана по имени Гейм Кид.
За три
месяца до записи Джелли Ролл Мортона, Кларенс Уильямс исполняет рифф из «Johnny
B. Goode» (с вступительной трелью вместо повторяющейся ноты) в своей композиции
«Sugar Blues», которая стала популярной благодаря записям трубача Клайда
МакКолла в 1931 и 1935 годах, Эллы Фицджеральд в 1940 году и Джонни Мерсера в
1947 году, в то время как на «Cow Cow Blues» записали свои каверы Кинг Оливер,
Томми Дорси, Боб Уиллс и Фэтс Уоллер.
Но первое
записанное появление риффа, по-видимому, произошло в популярном «Trilby Rag» Кэри
Моргана в мае 1915 года, и, несомненно, является источником «Atlanta Rag» Коу Коу
Девенпорта, который он записал на пианино в 1922 году и который также включает
рифф «Johnny B. Goode». «Atlanta Rag», в свою очередь, лег в основу как «Cow
Cow Blues», так и «Texas Shout».
Вклад
Чака Берри в этот отрывок состоит в использовании двойной струны - техники, основанной
на одновременном воспроизведении двух нот. Как утверждает Эрик Клэптон в
документальном фильме «Hail! Hail! Rock 'n' Roll», эта особая техника – характерная
особенность стиля Чака Берри, в частности потому, что две сыгранные
одновременно ноты обеспечивают большую плотность звука, чем нота, сыгранная в
одиночку. Брюс Пегг, биограф Берри, отмечает, что, хотя сдвоенные струны являются
изобретением Ти-Бона Уокера и Чарли Кристиана, «нигде они не использовались с
такой силой, как у Чака Берри». Это вступление стало легендарным также благодаря
своей скорости исполнения (160 ударов в минуту).
Песня
была записана 30 декабря 1957 года или 6 января 1958 года на студии «Chess
Records» в Чикаго и выпущена как сингл 31 марта 1958 года. Затем она была включена
в альбом «Chuck Berry Is on Top», выпущенный в июле 1959 года.
Когда 23
января 1986 года Чак Берри был введен в Зал славы рок-н-ролла, он исполнил «Johnny
B. Goode» при поддержке Брюса Спрингстина и группы «E Street Band». Зал славы
включил «Johnny B. Goode» и «Maybellene» в список из 500 песен, сформировавших
рок-н-ролл. В 1999 году песня была занесена в Зал славы Грэмми, как влиятельный
рок-н-ролльный сингл.
«Johnny
B. Goode» была записана множеством артистов в разных жанрах. В 1969 году версия
кантри-музыканта Бака Оуэнса возглавила чарт Hot Country Sides журнала
Billboard. В 1972 году у Джими Хендрикса был посмертный хит с концертной
версией, которая достигла 35-й строчки в британском чарте синглов и 13-й
строчки в топ-50 Новой Зеландии в 1986 году. Исполнение Питера Тоша достигло
84-го места в Billboard Hot 100, 48-го места в UK Singles Chart, 10-го места в
Нидерландах и 29-го места в Новой Зеландии в 1983 году. В 1988 году версия группы
«Judas Priest»
достигла 64-го места в британском чарте синглов.
Кавер-версия
«Johnny B. Goode» включена в фильм «Назад в будущее», когда главный герой Марти
Макфлай играет ее на школьных танцах. Актер Майкл Дж. Фокс объяснил свой подход
к исполнению песни желанием «объединить все характеристики, манеры и причуды
моих любимых гитаристов, например, «ветряную мельницу» Пита Тауншенда, игру за
спиной Джими Хендрикса и «утиную» походку Чака Берри. Все это мы использовали».
Рецензент Грегори Уэйкман назвал эту сцену их фильма «одним из лучших
музыкальных представлений в истории кино».
P.S. Вокалист группы «The Creation», а также
тур-менеджер «Led Zeppelin» и «Steppenwolf» Кенни Пикетт умер на сцене 10
января 1997 года, играя «Johnny B. Goode» во время выхода на бис в пабе в
Мортлейке, к юго-западу от Лондона. Вскрытие не выявило причину смерти.
Chuck
Berry - Berry Is on Top (1959)
A1 Almost
Grown 2:21
A2 Carol
2:21
A3 Maybellene
2:27
A4 Sweet
Little Rock & Roller 2:39
A5 Anthony
Boy 2:26
A6 Johnny
B. Goode 2:30
B1 Little
Queenie 2:36
B2 Jo
Jo Gunne 2:49
B3 Roll
Over Beethoven 2:30
B4 Around
And Around 2:20
B5 Hey
Pedro 2:18
B6 Blues
For Hawaiians 2:25
Bass Guitar – George "Harmonica"
Smith, Willie Dixon
Drums – Eddie Hardy, Fred Below, Jasper
Thomas
Guitar – Bo Diddley, Chuck Berry
Lead Vocals – Chuck Berry
Maracas – Jerome Green
Piano – Johnnie Johnson, Lafayette Leake
download
(mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий