4 февраля
1991 года «Queen» выпустили четырнадцатый студийный альбом «Innuendo»,
последний прижизненный альбом c Фредди. Синглами издавались треки «Innuendo», «I'm
Going Slightly Mad», «Headlong», «I Can't Live with You», «These Are the Days
of Our Lives», «The Show Must Go On».
«Innuendo» (с англ. — «недосказанность, косвенный намёк») упал в руки фанатов как «спасительная благодать», после заимствования характерной басовой партии Джона Дикона из «Under Pressure» (сингла 1981 года, выпущенного группой в сотрудничестве с Дэвидом Боуи) рэпером по имени Ванилла Айс для мегапопулярного рэп-хита 1990 года «Ice Ice Baby». Эта песня все еще возглавляла танцевальный чарт Billboard к моменту выхода альбома. («Я впервые услышал это внизу, в фанклубе, - говорил Мэй об “Ice Ice Baby”. – Я подумал: «Забавно, но никто не купит эту дрянь. Оказалось, я ошибался».)
Когда хороший друг «Queen», Дэвид Боуи, умер от рака печени всего через несколько дней после выхода своего последнего альбома «Blackstar», некоторые сравнивали трагическую историю этого альбома с историей «Innuendo», который вышел за 9 месяцев до смерти Меркьюри от пневмонии, вызванной СПИДом. Слухи об ухудшении здоровья Меркьюри множились после его появлений на публике в конце 80-х, когда он выглядел больным, в особенности, после вручения награды за выдающийся вклад в британскую музыку, которое состоялось в 1990 году в лондонском театре Dominion и на котором присутствовала вся группа, включая невероятно изможденного Меркьюри – это было последнее публичное появление певца. Однако слухи о его проблемах со здоровьем постоянно опровергались. Так, Роджер Тэйлор заявил одному репортеру, что Фредди «здоров и работает», а Меркьюри быстро замял вопрос о своем здоровье во время редкого интервью в прямом эфире для Радио 1 BBC.
«Фредди
обрел потрясающее спокойствие, и я никогда не слышал, чтобы он жаловался», -
рассказал позже Мэй в интервью для документального фильма «Days Of Our Lives»,
выпущенного BBC в 2011 году. «Я помню, как-то вечером мы вышли вместе, а у него
были ужасные проблемы с ногой, и, по-моему, Фредди увидел, что я смотрю на его
ногу, и говорит: «Брайан, хочешь посмотреть, как это выглядит?» И показал мне,
а потом увидел выражение моего лица и сказал: «Извини, я не хотел тебя
расстроить». Я никогда не слышал, чтобы он ныл: «Все ужасно, моя жизнь дерьмо,
я скоро умру». Никогда, никогда, никогда. Он был невероятно сильным человеком».
Как и в
случае «Blackstar», слушая «Innuendo», вы не погружаетесь в страдания человека,
находящегося одной ногой в могиле. Наоборот, альбом является работой артиста,
который смог посмотреть болезни прямо в глаза и поклялся «продолжать работать,
пока не свалюсь нахрен» - как, по слухам, сказал однажды Меркьюри.
Судя по
звучанию альбома «Innuendo», он сдержал свое слово. Во многих отношениях этот
альбом выглядит триумфальным продолжением возвращения «Queen» к своим
хард-роковым корням начала 70-х, - начало которому было положено недооцененным
альбомом 1989 года «The Miracle», - но с некоторыми авантюрными экскурсами в
«флойдовскую» психоделию, раннюю электронно-танцевальную музыку и романтизм в
духе «The Smiths». Альбом стартует шести с половиной- минутным титульным
треком, который, со своим вступлением в стиле болеро, с фламенко в середине и
оперно-хардроковым завершением, незамедлительно был прозван «Второй Bohemian
Rhapsody». Но очевидно, что эта песня – совершенно самостоятельное произведение,
вдохновленное песней «Kashmir» группы Led Zeppelin (попурри из этих двух
композиций исполнил Плант вместе с оставшимися участниками «Queen» в 1992 году
на концерте памяти Фредди на стадионе Уэмбли). Это также единственная студийная
запись группы, на которой присутствует другой гитарист: Стив Хау из группы «Yes»
присоединился к Мэю во время записи тщательно продуманной средней части
композиции.
«Они это
сыграли, и у меня крышу нахрен снесло», - рассказывал Хау британскому
музыкальному журналу «Prog» в мартовском выпуске 2012 года. «Они мне хором
твердили: мы хотим такую сумасшедшую испанскую гитару, чтобы она как бы
взлетала ввысь. Импровизируй!» Я начал бренчать что-то, но задача оказалась
довольно трудной. Через пару часов я подумал: нет, тут я откусил больше, чем
смогу проглотить». Мне пришлось немного изучить структуру, выработать аккорды,
где нужно было упасть после бешеной пробежки; мне надо было знать, куда я
двигаюсь. На это у меня ушел весь день до вечера; мы что-то наигрывали, и я
бренчал на гитаре, и это оказалось очень весело. Потом мы прекрасно поужинали,
вернулись в студию и прослушали то, что получилось. И они говорят: «Отлично!
То, что надо».
Тяжелый
аспект альбома, как рассказывал Мэй в рекламном видео, посвященном работе над «Innuendo»,
отчасти был вдохновлен мастерами гитары конца 80-х, такими, как Стив Вай и Джо
Сатриани. Но игра Мэя на этом альбоме – больше, чем откровенная демонстрация
мастерства, она предоставляет собой важнейшее свидетельство того, что он и
Меркьюри – две половинки идеального целого, представляющего собой мелодическую
основу «Queen», дополненную превосходной ритм-секцией из Дикона и Тэйлора.
«Мы
всегда были сильнее вместе», - заявил Роджер Тэйлор в том же рекламном видео. «Мне
кажется, нам очень повезло, что у нас были эти фантастические времена. Фредди
просто фонтанировал энергией, правда. Когда работаешь с ним, он всегда
добивается от тебя самого лучшего, вдохновляет и тебя, и всех окружающих».
Песня «Headlong»
зародилась во время сессий записи сольного альбома Мэя, но он попробовал дать
Меркьюри исполнить ее и признал, что в качестве песни «Queen» она звучит
идеально. Менее известные песни альбома, такие, как «The Hitman» и «I Can’t
Live With You» отличаются, вероятно, большей тяжестью, чем что-либо записанное
ими после альбома «Sheer Heart Attack» 1974 года. Возвращение к глянцевому, но
ревущему звучанию электрогитары, очевидно, стало целительным бальзамом для
поклонников группы, которые были вынуждены без особого удовольствия наблюдать
все их выкрутасы и уклоны то в «новую волну», то в R&B, то в пластиковый
синт-поп в течение всех 80-х годов.
«Мы
всегда были довольно эклектичны, - сказал Тэйлор в 1991. - И мы постоянно
двигались вперед. Но как только нас слишком сильно заносило в сторону, народ
начинал стонать и жаловаться. И мне кажется, это как раз то, что нужно было
людям, это возвращение к плотным текстурам гитары, ударных, баса, и теперь, я
полагаю, также партиям клавишных, и к этим большим гармониям. В этом альбоме
все это есть».
В то же
время в других частях альбома группа работает за пределами своей зоны комфорта,
исследуя формы и текстуры, предназначенные, чтобы подчеркнуть слова песен, в
которых Меркьюри намекает на свое ухудшающееся состояние. Он в буквальном
смысле умирал прямо на глазах у товарищей по группе, пока они работали над
записью, и этот опыт отражен в самых ярких и проникновенных моментах альбома.
Несмотря на черный юмор, присутствующий в исполнении композиции «I’m Going
Slightly Mad», она повествует о борьбе Меркьюри со СПИД-ассоциированной
деменцией, которая, по слухам, начала у него развиваться во время работы группы
в студии. С другой стороны, «Deliliah» – нежное прощание с любимой кошкой,
носившей это имя.
«Просто
смакуй каждый кусочек и наслаждайся каждым моментом, когда вокруг тебя бушует
буря», - пел Меркьюри в балладе «Don’t Try So Hard». Эта вещь, обрамленная
звенящей гитарой Мэя и клавишной партией, исполненной продюсером Дэйвом
Ричардсом на синтезаторе Korg M1, имеет кое-какие следы влияния брит-попа конца
80-х.
Синтезаторная
баллада «These Are The Days Of Our Lives», в которой ритм задают кубинские
барабаны «конга», - самый значительный сингл альбома «Innuendo», учитывая, что
он вышел в 45-й день рождения Меркьюри и видеоклип к нему – это последний раз,
когда фанаты видели певца живым, так как он был снят в мае 1991 года, во время
финальных стадий его борьбы со СПИДом. Эта баллада в духе «Love Of My Life» как
бы получила дополнительную значимость и смысл благодаря больному и немощному
виду Меркьюри в черно-белом видео, позже дополненном, когда ранее
неопубликованные материалы цветной съемки появились в фильме «Days of Our Lives».
«Чем
более больным он становился, тем больше ему нужно было записываться, - объяснял
Роджер Тэйлор в документальном фильме. – Ему надо было чем-то заниматься, надо
было как бы иметь причину вставать по утрам, так что он приходил всегда, когда
мог. Это был период весьма интенсивной работы».
Увидев,
какой успех имел альбом «Innuendo» уже через две недели после выхода, Меркьюри
убедил остальных участников «ковать железо, пока горячо» и начать работать над
новым материалом.
«Фредди
все время говорил: пишите для меня, я знаю, что у меня мало времени, -
вспоминал Мэй в фильме «Days Of Our Lives». – Пишите мне тексты, давайте их
мне, я спою, я спою. А потом делайте с ними что хотите и закончите их».
Результатом этих сессий стал альбом 1995 года «Made In Heaven», жемчужиной которого стала синтезаторная баллада "Mother Love", записанная всего за несколько недель до смерти Меркьюри, в которой он заявляет, что жаждет покоя перед смертью. Однако, учитывая дух и контекст альбома «Innuendo», настоящим «завещанием» певца следует считать последнюю композицию этого альбома, "The Show Must Go On". «Внутри мое сердце разрывается, мой грим может осыпаться, но улыбка все еще остается на моих губах».
По
материалам интернета
Комментариев нет:
Отправить комментарий