Советская эстрада
В Лос-Анджелесе на 78-м году жизни умер композитор и продюсер Юрий Чернавский. О смерти Чернавского без указания ее причин сообщили в соцсетях члены его семьи. Будучи всесторонне эрудированным музыкантом, Чернавский развивал советский песенный жанр, насыщая его самыми модными веяниями и тенденциями. Его песни стали классикой эстрады.
Музыкальное образование Юрия Чернавского
началось со скрипки. Ему было пять лет, когда мама, большая любительница
классической музыки, отправила его в Тамбовскую музшколу, как он рассказывал в
интервью “Ъ”, «чтобы отлучить от компании дворовых пацанов, которые целыми
днями гоняли по огородам, заросшим бурьяном и коноплей». Чернавскому лучше
всего давались каприсы Паганини.
У человека, изменившего лицо отечественной
эстрады, был мощнейший классический бэкграунд. До работы в советских ВИА и
оркестрах была еще служба в армии, куда он пришел не только с классической, но
и с джазовой подготовкой — в музыкальном училище он освоил саксофон и играл в
джазовом квинтете. Первой композицией, которую Чернавский сыграл на саксофоне,
была «A Love Supreme» Джона Колтрейна. В годы учебы в Тамбовском артиллерийском
училище он дорос до дирижера джаз-оркестра.
На долгие годы именно джаз стал смыслом его
жизни. Юрию Чернавскому довелось поработать в лучших советских джазовых и
эстрадных оркестрах — у Олега Лундстрема, Бориса Ренского, Леонида Утесова и
Муслима Магомаева. Чернавский вспоминал: «Утесов говорит: "А садись-ка ты,
Юра, на лидер-саксофон. Давай новую музыку будем играть, а то старая надоела
уже"... На меня весь традиционный состав оркестра Утесова смотрел, как на
чокнутого, — они привыкли годами играть музыку из фильма "Веселые
ребята", и напрягать мозг в сложных пассажах и хитрых ритмах ни у кого не
было никакого желания».
Знание самой передовой музыки 1960–70-х
стало «дополнительным баллом», когда Чернавского звали на работу. Например,
Муслим Магомаев попросил Чернавского переделать «Свадьбу» Арно Бабаджаняна в русле
модного джаз-рока, и через два дня у молодого саксофониста была готова новая
аранжировка с оглядкой на звучание ансамбля американского трубача Билла Чейза.
Новый ритм, новый саунд дались азербайджанским музыкантам не сразу, многие
грозились уволиться, но Магомаев был в восторге.
В конце 1970-х тамбовский саксофонист с
репутацией виртуоза прочно обосновался в Москве, в филармоническом ансамбле
«Фантазия». Но карьера вечного сессионщика в советских ВИА его не устраивала.
Побывав за кулисами приехавшей на гастроли в СССР немецкой диско-группы Boney
M, познакомившись с ее участниками, пусть и ненадолго, но оказавшись на борту
западного шоу-бизнеса, Чернавский окончательно утвердился в простой мысли:
страна с населением в 250 млн человек достойна такого же профессионального,
выверенного и одновременно заводного музыкального продукта. Страница «джаза»
была перевернута. Впереди были новаторские 1980-е.
Описывая свои музыкальные вкусы, Чернавский
говорил, что всегда слушал очень разную музыку, «но только не совковую». Свою
широчайшую эрудицию он применил, попав на работу в «Веселые ребята» —
ВИА-долгожитель, в котором успели поработать Алла Пугачева, Александр Градский,
Александр Барыкин, Вячеслав Малежик и еще множество звезд эстрады. Руководитель
ВИА Павел Слободкин позвал Чернавского на должность аранжировщика и
звукорежиссера. Получив в свое распоряжение одну из лучших студий в стране,
Чернавский в обстановке строжайшей секретности записал концептуальный
поп-альбом «Банановые острова» (1983).
В соавторстве с композитором Владимиром
Матецким, в альянсе с «Веселыми ребятами» — Алексеем Глызиным (гитара),
Александром Буйновым (клавишные) и Игорем Гатауллиным (гитара), с мощным
ритмическим тылом в лице Сергея Рыжова (бас-гитара) и Юрия Китаева (барабаны),
под явным влиянием Питера Гэбриела, Брайана Ино, Kraftwerk, Чика Кориа и еще
множества западных музыкантов Юрий Чернавский создал стопроцентно несоветский
электронный альбом, который распространялся магнитоиздатом наравне с альбомами
подпольных рок-групп. Это была по тем временам настолько передовая музыка, что
лишенную какой-либо остроты песню «Робот» в последний момент все равно вырезали
из телевизионного «Новогоднего аттракциона».
Только спустя четыре года «Банановые
острова» окончательно вышли из подполья: песня «Здравствуй, мальчик Бананан!»
целиком прозвучала в фильме Сергея Соловьева «Асса» — экранном гимне поколения
1980-х. Этот семиминутный диско-фанковый трек и по сей день отлично звучит на
танцполе, где-нибудь между Джорджо Мородером и Дэвидом Боуи.
Вкупе с талантом мелодиста чувство
современного саунда вывело Чернавского в лидеры советской поп-музыки. Юрий
Чернавский первым из советских поп-музыкантов понял, что студия в целом может
быть музыкальным инструментом. На фоне пресных официозных ВИА и пафосных
филармонических арт-рокеров Чернавский выглядел настоящим русским Брайаном Ино.
Солирующий и даже импровизирующий инструмент был для него уже не так важен, как
звук в целом. При этом, в отличие от Ино, Чернавский все же был прекрасным
инструменталистом, и в его хиты то и дело врывались фантастические саксофонные
партии.
«Период Чернавского» случился в биографии
всех самых значимых звезд отечественной эстрады. Все начиналось с кино. В
фильмах «Сезон чудес» и «Выше радуги» в исполнении Аллы Пугачевой прозвучали
песни «Отражение в воде», «Робинзон», «Белая дверь» и «Сирена». Тот же «Выше
радуги» открыл публике Владимира Преснякова-мл.— он пел песни Чернавского
«Зурбаган» и «Острова». Участие Михаила Боярского в саундтреках Чернавского
выросло в целый электронный альбом «Лунное кино». В 1990-е «период Чернавского»
наступил у Валерия Леонтьева — они записали альбомы «По дороге в Голливуд» и
«Санта-Барбара».
Почувствовав вибрации времени в
перестроечные годы, Чернавский создал первое в СССР независимое музыкальное
предприятие — «Студию популярной музыки "Рекорд"». «Рекорд» породил
следующую плеяду звезд легкого жанра, среди которых были «Класс», «Мираж»,
«Ласковый май» и др.
Вполне логичным было желание Чернавского
развивать свою карьеру — в этом он ничем не отличался от множества советских
музыкантов, отправившихся покорять Европу и Америку. Многочисленные компании и
проекты, которые Чернавский запускал в Германии и США, возможно, не были так
заметны на западном рынке, как его хиты в России. Однако, в отличие от коллег,
стройными рядами возвращавшихся на родину после неудач на Западе, Чернавский
вместе с сыновьями построил в Лос-Анджелесе собственную музыкальную компанию,
которая заняла свою нишу и стала частью большой музыкальной индустрии.
Новая волна интереса к творчеству Юрия
Чернавского возникла в России в 2010-е, когда сообщества в соцсетях и модные
музыкальные медиа стали открывать для себя героев 1980–90-х. 70-летие Юрия
Чернавского в Москве отметили юбилейными концертами и телешоу. Сейчас
издательство «Белое яблоко» готовит к выпуску мемуары Юрия Чернавского
«Здравствуй, мальчик Бананан!». В эту же книжку вошли и литературные
произведения композитора. Только вот подержать ее в руках он уже не сможет.
Борис Барабанов
Комментариев нет:
Отправить комментарий