Вышедший в 1975 году четвёртый студийный альбом немецкого композитора и музыканта Клауса Шульце (Klaus Schulze) «Picture Music — один из ранних, но ключевых релизов немецкого пионера электронной музыки. Интересно, что, несмотря на порядковый номер в дискографии, альбом был создан в 1973 году, после «Cyborg» и раньше «Blackdance», но из-за задержек с выпуском и оформления обложки увидел свет лишь спустя пару лет.
Это единственный из альбомов Шульце, в
котором он сам играет на барабанах. Однако до своей сольной карьеры музыкант активно
выступал в качестве барабанщика в группах Ash Ra Tempel и Tangerine Dream. Все
остальные записи «настоящих» барабанов на его альбомах были сделаны в
сотрудничестве с другими артистами, в основном с Харальдом Гроскопфом.
Альбом сделан в духе мягкой,
эмбиентированной space-music. В 1980-е и 1990-е года в рамках классического
эмбиента и space-music выходило достаточно много релизов. Однако в 1974 году
найти аналоги этому звучанию очень сложно. Это настоящий эмбиент до Брайна Ино.
Учитывая ссылки на этот альбом и значимость Шульце в электронной среде 1970-х
годов, можно предположить, что альбом повлиял на становление стилей space-music
и classic ambient.
Музыкальное содержание:
Альбом состоит всего из двух длинных
композиций, каждая занимает сторону пластинки:
«Totem» — гипнотическая, пульсирующая
звуковая медитация. Постепенно нарастающие синтезаторные слои создают ощущение
монотонного транса, но при этом всё время меняются оттенки — как будто смотришь
на один и тот же пейзаж при разном свете. Здесь можно услышать переход от более
"симфонических" форм («Cyborg») к раннему космическому минимализму.
«Mental Door» — более живое и динамичное
полотно. В первой половине — плавные синтезаторные облака, но затем вступает
ударная установка (Клаус играл сам), что придаёт композиции почти краут-роковую
энергию. Этот переход делает альбом более разнообразным и приближает его к
живым jam-сессиям Tangerine Dream того времени.
«Picture
Music» — это музыка, которая не столько «рассказывает историю», сколько создает
психоделическую звуковую среду. В ней меньше оркестровых амбиентов и больше
чётких электронных паттернов, которые предвосхищают работы Шульце конца 70-х.
Обложка:
Яркое и сюрреалистичное оформление альбома соответствует
его названию: альбом словно превращает звук в визуальные образы. В общей сложности «Picture Music» был
официально выпущен под четырьмя разными обложками: первоначально альбом был выпущен
с обложкой художника-сюрреалиста Жака Вирса (Jacques Wyrs), но вскоре после его
выпуска Шульце попросил швейцарского сюрреалиста Урса Аманна (Urs Amann) разработать
для альбома новые обложки. Тем не менее, лейбл Brain не видел причин менять
обложку «Picture Music» в столь короткие сроки — поэтому обложка Аманна
первоначально использовалась только для более позднего релиза лейбла Isadora во
Франции.
В 1976 году лейбл Ariola выпустил альбом в
странах Бенилюкса с обложкой, очень похожей на альбом «Moondawn», который был
выпущен в том же году. Для обеих обложек были использованы фотографии Гвидо
Харари, окруженные круглой рамкой. На «Moondawn» рамка была оранжевая, на «Picture
Music» - синяя. В переиздании лейбла Brain в 1980 году была использована
фотография картины, стоящей на углу в поле.
В новом выпуске 2005 года используется слегка измененная обложка Аманна, которая ранее никогда не использовалась.
Значение
в карьере:
Сегодня «Picture Music» ценят не столько за
новаторство, сколько за цельную атмосферу и гипнотическое звучание. Альбом
представляет собой переходный момент между «академическим» синтезаторным
авангардом Шульце и его более «секвенсорными» космическими работами: очевидно влияние
на ambient и раннюю электронную психоделию.
«Picture Music» — это медитативная, но
живая электронная работа, в которой Клаус Шульце балансирует между минимализмом
и импровизационной энергией. Не самый «входной» альбом для новичков, но ценное
звено в эволюции его стиля и один из интересных документов эпохи немецкой
электронной сцены начала 70-х.
Комментариев нет:
Отправить комментарий