100 величайших метал-альбомов всех времён
500 величайших альбомов всех времён
Хеви-метал
Протопанк
«Paranoid»
("Параноик") - второй студийный альбом британской рок-группы Black
Sabbath, записанный в лондонской Regent Sound Studios продюсером Роджером
Бэйном и вышедший в 1970 году. Был издан на лейблах Vertigo Records в Англии и
Warner Bros. Records в США.
«Paranoid»
- единственный альбом Black Sabbath, сумевший возглавить британский хит-парад и
до сих пор считается наивысшим достижением группы. 10 октября 1970 года альбом
поднялся на вершину UK Albums Chart, вытеснив с первого места Bridge Over
Troubled Water Саймона и Гарфанкла; в США он достиг 12-го места. За десятилетия
после выпуска, альбом стал семижды платиновый в Великобритании и содержит
несколько самых знаменитых песен Black Sabbath, в том числе одноименную
"Paranoid", "Iron Man", "War Pigs".
«Paranoid» считается одним из величайших и наиболее влиятельных хэви-метал альбомов всех времен, часто упоминается как ключевое влияние на развитие жанра, а также как один из его ранних альбомов. В 2017 году Paranoid занял первое место в списке «100 величайших метал-альбомов всех времён» по версии журнала Rolling Stone, а в 2020 году — 139-е место в списке «500 величайших альбомов всех времён».
После
неожиданного успеха, который имел дебютный альбом, вышедший в феврале 1970-го,
группа принялась за запись второго альбома уже в июне этого же года. Роджер
Бэйн, продюссировавший первые три альбома Black Sabbath привез четверых
музыкантов для репетиций в примитивную в то время студию Rockfield в Южном
Уэлльсе. "Большая часть времени уходила на репетиции и подгонку
вещей," - объясняет Бэйн. "Штука в том, что когда приходишь в студию,
там уже нет времени экспериментировать. В студии ты только переносишь на пленку
то, что было сделано до этого.
Группа
сходила там с ума, вела себя как на сцене. Здание студии представляло собой
старинный амбар. Крыша там, буквально, ходила ходуном. Я помню, Оззи спросил: "А
почему бы нам не записываться прямо здесь?", потому что там была
действительно очень классная атмосфера и отличные люди." Музыканты Black
Sabbath до сих пор поддерживают теплые отношения с хозяевами студии - братьями
Кингсли и Чарльзом Уард. В наше время их студия Rockfield, а также новая по
соседству - Monnow Valley Studios оборудованы по последнему слову техники.
"Мы
записывали Параноика в том же месте, что и первый альбом - на Риджент-стрит в
Уэст-энде, на маленьком 4-дорожечнике," - вспоминает звукоинженер Том
Аллом. "Это была неплохо звучавшая студия, и мы добивались неплохих
результатов в этом помещении. Это была полная дыра, но в ней все получалось.
Микшерский пульт был самоделкой, кусок старой ржавчины. Самое хреновое в нем
было - полное отсутствие средних частот. Нам пришлось немного потрудиться над
ним, чтобы добиться хоть каких-то средних частот. У нас были: два 4-дорожечных
Штудера с однодюймовой пленкой, Pultec, несколько микрофонов Neumann, кажется
парочка 67-ых, потом мы достали старенький M49. Кроме того, у нас были старые
AKG - какой там был предшественник 414-го, и несколько 64-ых - микрофоны-руки.
С помощью этих микрофонов-ручек я снимал стереозвук с барабанов Билла Уарда. В
то время немногие записывали барабаны в стерео, мне показалось это неплохой
идеей."
По словам
Бэйна, "бас записывали двойным способом - кабель от него разветвлялся:
одним концом напрямую в пульт, другим - на комбик. Это было очень громко.
Больше всего времени уходило на правильное размещение микрофонов. Чтобы
записать успешный альбом в то время, нужно было потратить на это уйму
времени."
"Мы
начали Paranoid на Риджент-стрит," - вспоминает Оззи Осборн, "а потом
переместились в великолепную Island Studios с 16-дорожечным магнитофоном. Это
там мы написали песню "Paranoid"." Наложения и сведение сделали
на Бэйсинг-стрит. "Айлэнд Студиос" создал Крис Блакуэлл, владелец
успешной Island Records, в здании переделанной церкви. Основное помещение для
записи находилось в цокольном этаже, бывшей крипте. Контрольная комната
находилась наверху, откуда раньше возносились молитвы. Консоли для Island
собрал легендарный британский аудио-дизайнер Дик Светтенхэм, который также
делал консоли для Olympic Studios. В консолях Светтенхэма были встроенные
компрессоры и эквалайзеры. Мониторили, главным образом, через динамики Tannoy,
облаченные в кабинеты Lockwood.
С
переходом на Island, перебросили 4-дорожечные записи на 16 каналов, что открыло
перед группой огромное поле для экспериментов со звуком. Гитару Тони Айомми,
например, "писали в два или три трека," - говорит Бэйн. "Один
микрофон ставили вплотную, другой - как можно дальше, Эта комбинация и давала
тот ударный звук и объем." Бэйн утверждает, что основная мощь гитарного
звучания происходила от его простоты: "Я думаю, весь секрет был в том, что
он был очень прямой. Как известно, если навешать туда компрессоров и сверху
эквалайзер, эта мощь потеряется. Все это сильно ослабляет полноценность
звучания. Мы обычно работали над тем, чтобы сохранить звук необработанным,
по-настоящему сырым."
По иронии
судьбы, на самый величайший хит группы ушло меньше всего работы. "Я сделал
"Параноика", когда все ушли на обед," - говорит Айомми. "Я
просто сидел студии, ковырял на гитаре, и в голову пришла эта идея."
Барабанщик Билл Уард прекрасно помнит тот момент: "Он просто сидел в
студии один и играл этот рифф. Мы вошли, Гизер подключил бас, я сел за
барабаны, мы на автомате подключились к нему ловить кайф, а Оззи начал петь. Мы
даже не обмолвились ни словом, просто вошли в студию и начали играть. Было
кажется 1:30 пополудни, когда Тони играл один рифф, а в 2:00 у нас уже был
"Параноик" в том виде, в каком вы слышите его на пластинке."
Это Бэйн
настоял тут же записать песню, причем ему пришлось для этого приложить
определенные усилия: "Там был очень сильный бит и мощный рифф. Я помню,
нажал селекторную связь: "Классная вещь! Что это было? Давайте
запишем." В ответ - недоумение. Они говорят: "Ты шутишь."
"Нет", - говорю, "это действительно классно, очень сильный
рифф." Они говорят: "Это мы просто поприкалывались." "Но
это было круто, давайте сделаем!"
Название
"Параноик" придумал Гизер Батлер: "Я написал текст и дал Оззи,
он прочитал и спел." Антисоциальный настрой текста ничуть не помешал
популярности песни. На самом деле, честные строки, типа "Я скажу тебе:
наслаждайся жизнью / Жаль я уже не могу - слишком поздно" обращались к
разочарованной молодежи начала 1970-х. Это было время разочарования тщетными
"революциями" 1960-х и бессильными попытками изменить мир хипповскими
лозунгами.
Необычно
искаженное гитарное соло было записано напрямую в пульт, а затем - в процессе
сведения - пропущено, по словам Айомми, "через какой-то звуковой
модулятор" - одну из многочисленных коробочек с эффектами, которые в
огромном множестве коллекционировал в то время Бэйн.
Оззи
немного удивился, когда песня, сочиненная ими так легко и быстро, дала название
всему альбому: "Я помню, вернулся домой с пленками и говорю тогдашней
своей жене: "Мы, кажется, записали сингл." Она говорит: "Вы же
не пишете синглы." Я говорю: "Ну да, не пишем. Но эта вещь забила мне
все мозги в поезде, пока я возвращался домой."
У Билла
Уарда была примерно похожая реакция: "Я думал "Paranoid" в
сравнении с другими песнями, типа "Hand of Doom" была, если честно,
довольно легковесной. Я думал: "Это какая-то немного даже попсовая
вещь." Я даже не уделял ей особого внимания. Но записывающая компания,
получив готовые пленки, сразу почуяла в "Параноике" потенциальную
хитовость." "Я думаю, она была единственной подходящей для
сингла," - смеется Айомми, "потому что все остальные были слишком
длинные!"
"На
самом деле, альбом Paranoid должен был называться War Pigs," - вспоминает
Оззи. "А потом, в последний момент мы написали "Paranoid". Это
видно даже по обложке альбома. Там изображен парень в розовом трико с щитом и
мечом, который представлял из себя War Pig (Боевую Свинью). Розовую свинью. Они
напечатали обложку, а название сменили на "Параноика" в последнюю
минуту."
"Мы
подыскивали что-нибудь для сингла," - вспоминает Джо Смит, который
подписал Black Sabbath в Америке на Warner Bros. Records, "а у них тяжело
с этим делом. Радиостанции по-прежнему противились в то время проигрывать любые
синглы таких групп в своих хит-парадах Top40. Если кто прорвал эту блокаду, так
это "Параноик". К тому же, это было крутое название для сингла в то
время."
Сингл
Paranoid, выпущенный в конце лета 1970-го быстро добрался до 4-го места в
британских чартах. Сам альбом Paranoid вышел в свет 18 сентября 1970, в день,
когда умер Джими Хендрикс. Альбом поднялся на 1-ое место в Соединенном
Королевстве и на 12-ое в США, вознеся Black Sabbath на звездный уровень
хэдлайнеров и принеся им мировую славу.
Хотя
сингл достиг в Штатах только 61-го места, Black Sabbath были на собом отличии у
Warner Bros. Как объяснил Джо Смит: "Что поражало нас, так это их продажи.
Black Sabbath были самым продаваемым нашим товаром. У любого товара наступает
момент, когда он перестает продаваться. С Black Sabbath этому не было видно
конца и края. Это никогда не прекращалось. Самый пик конечно сошел, но у нас
все равно уходило от 5 до 10 тысяч пластинок в неделю. Они получили шесть
платиновых альбомов."
Спустя
десятилетия, песня "Paranoid" остается в плэй-листах всех инкарнаций
Black Sabbath и сольной карьеры Оззи Осборна. Она была записана и перезаписана
много раз на различных концертных альбомах, а также в бесчисленных саундтреках
и даже в рекламе пива. Рок-музыканты всех возрастов, черпая вдохновление у
основоположников металла, в первую очередь делают кавер этой песни, обеспечивая
себе беспроигрышный доступ в радиоэфир.
Песня
«Iron Man» первоначально называлась «Iron Bloke». Впервые услышав, как Айомми
играет основной гитарный рифф, Осборн с благоговением заметил, что он звучит
«как большой железный парень, гуляющий вокруг». Позже название было изменено на
«Iron Man», так как басист и автор текстов Гизер Батлер написал текст. Рифф к
«Iron Man» является культовым среди гитаристов хэви-метала, а Осборн заявляет в
своих мемуарах, что «... Тони Айомми оказался одним из величайших риффмейкеров
хэви-рока всех времен. Всякий раз, когда мы приходили в студию, мы бросали ему
вызов, чтобы он отбил свой последний рифф, и он придумывал что-то вроде
"Iron Man" и сносил всех наповал". Батлер написал текст песни
как историю человека, который путешествует во времени в будущее и видит
апокалипсис. В процессе возвращения в настоящее он превращается в сталь под
действием магнитного поля. Его попытки предупредить народные массы игнорируются
и высмеиваются. Это приводит к тому, что Железный Человек становится злым и
мстительным, вызывая разрушения, увиденные в его видении.
«Electric
Funeral» также содержит апокалиптические образы, связанные с ядерной войной. В
фильме-концерте «Тайная вечеря» Айомми вспоминает, что в то время с
большинством групп «это были все «цветы в волосах», и мы хотели петь и играть о
другой стороне жизни».
«Planet
Caravan» была необычайно тихой песней, которая продемонстрировала, что группа
способна на большее, чем дробящие кости гитарные риффы. Айомми признался, что у
группы были сомнения по поводу мягкого номера: «На вопрос: «Должны ли мы сделать
это? Батлер ответил: «Мы не хотели выходить с обычным любовным дерьмом. Так что
речь шла о том, чтобы плыть по вселенной с любимым человеком, а не «Давай
пойдем в паб и выпьем» или что-то в этом роде... Просто отправиться на космическом
корабле к звездам и проведём незабываемые романтические выходные». Джазовое
влияние Джанго Рейнхардта очевидно на игре Айомми.
«Hand of
Doom» был посвящен проблеме солдат, вернувшихся с войны во Вьетнаме, сидящих на
героине, чему группа стала свидетелем, когда играла на базах американской
армии, но, как заметил Батлер Мэтью Лонгфелло в 2010 году, «в новостях об этом
ничего не было. Не было никаких программ, говорящих о том, что американские
войска во Вьетнаме, чтобы пережить эту ужасную войну, были похожи на сборище
наркоманов и все такое. Это просто застряло у меня в голове, и когда мы
добрались до "Hand of Doom", я написал ее именно об этом.
По словам
Батлера, барабанное соло Уорда «Rat Salad» стало результатом того, что в начале
своей карьеры группе приходилось играть по 8 часов в сутки. «Билл обычно
заполнял целых 45 минут, исполняя соло на барабанах», — рассказал он Classic
Albums. — Хотя я понятия не имею, откуда взялось это название».
В 2013
году биограф Sabbath Мик Уолл описал заключительный трек альбома, «Fairies Wear
Boots», как «жесткий рифф, подслащенный красивой зловещей мелодией» с текстом,
написанным Осборном о неприятной встрече с группой скинхедов.
Музыкальный
критик Стив Хьюи из AllMusic считает Paranoid "одним из лучших и наиболее
влиятельных альбомов хэви-металла за все времена", который "определил
звучание и стиль "тяжелого металла" как никакой другой альбом в
истории рок-музыки". Журнал Rolling Stone в 2003 году поместил Paranoid на
130-е место в своем списке 500 лучших альбомов всех времен. Журнал Guitar World
оценил альбом повыше, поставив его на 6-е место среди 100 лучших гитарных
альбомов всех времен.
Оригинальное
британское издание вышло в конверте с разворотом, на внутренней стороне
которого впервые на публике появились фотографии (черно-белые) участников Black
Sabbath.
В 2009
году компания Sanctuary Records, купившая права на записи Black Sabbath,
выпустила Расширенное специздание на двух пластинках. На первой - оригинальный
альбом 1970 года. На второй - первоначальные записи из студии Regent Sound,
сделанные 16 и 17 июня 1970. Здесь представлены все те же песни, но в своих
ранних или незаконченных вариантах: "War Pigs", "Iron Man",
"Electric Funeral", "Hand of Doom", "Fairies Wear
Boots" - исключительно в инструментальном виде, "Paranoid",
"Planet Caravan" - с другими текстами, а "Rat Salad" -
альтернативный микс. Конверт полностью повторяет первое британское издание
Vertigo, а ярлыки пластинок - большое "сверло" (swirl) первого
издания. Кроме того, на внутренних вкладышах - очень интересная статья про
ранний Black Sabbath и альбом Paranoid, а также дополнительные фотографии,
взятые из программы турне Paranoid 1971 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий