Американский джазовый барабанщик, бенд-лидер и композитор,
лидер списка самых влиятельных барабанщиков всех времён, составленного журналом
«Rhythm Magazine» Бернард «Бадди» Рич (Buddy Rich) родился 30 сентября 1917
года в бруклинском районе Шипсхед-Бей, в семье актёров еврейского водевильного
театра Бесси Школьник и Роберта Рич.
Талант ритма у Бадди был впервые замечен его отцом,
обративший внимание на то, что годовалый ребенок мог сильно бить ложкой. В
возрасте восемнадцати месяцев мальчик, объявленный как «Traps the Drum Wonder»,
начал играть на барабанах в водевиле. На пике своей детской карьеры, Бадди был
вторым, после Джеки Кугана, самым высокооплачиваемым ребенком-артистом в мире.
В 11 лет Бадди Рич уже выступал как лидер группы. Он не
получил формального обучения игре на барабанах, но зашёл так далеко в своей
практике, что имел полное право утверждать, что обучение будет лишь закрепощать
его музыкальный талант. Он не умел читать ноты. Когда Бобби Шью, ведущий трубач
биг-бэнда Рича середины 1960-х годов, спросили, умеет ли Рич читать музыку, он
ответил: «Нет. У него всегда был барабанщик, чтобы во время репетиций читать и
играть партии в новых аранжировках. Бадди просто сидел в пустом зрительском
зале и слушал группу... Ему нужно было прослушать пьесу только один раз, чтобы
запомнить её».
В 1937 году вместе с Джо Марсала (Joe Marsala) и гитаристом
Джеком Лемером (Jack Lemaire) Бадди организовал джазовую группу. В начале своей
карьеры джазового барабанщика Рич находился под влиянием таких исполнителей,
как Чик Уэбб, Джин Крупа, Дэйв Тач и Джо Джонс. Также он играл с Банни
Бериганом (1938) и Арти Шоу (1939), и даже обучал игре на барабанах 14-летнего
Мела Брукса (Mel Brooks). В 21 год Бадди участвовал в своей первой крупной
записи с оркестром Вика Шоена (Vic Schoen). В 1938 году он мустроился работать
в оркестр Томми Дорси (Tommy Dorsey), где выступал с Фрэнком Синатрой.
В 1942 году Рич покинул группу Дорси в связи со службой в
Корпусе морской пехоты США, в котором служил инструктором по дзюдо и не
участвовал в боевых действий. Он был демобилизован в 1944 году по медицинским
показаниям и вернулся в группу. В 1946 году Рич при финансовой поддержке
Синатры сформировал свой собственный коллектив и продолжал руководить
различными бэндами до начала пятидесятых годов.
Кроме Томми Дорси (1939—1942, 1945, 1954—1955) он также
играл с Бенни Картером (Benny Carter, 1942), Гарри Джеймсом (Harry James,
1953-1956-1962, 1964, 1965), Лесом Брауном (Les Brown), Чарли Вентурой (Charlie
Ventura), Jazz at the Philharmonic, а также руководил своим собственным
коллективом и выступал с группами All-Star.
В начале пятидесятых годов Бадди Рич начал выступать с
трубачом Гарри Джеймсом. В 1955 году Джин Крупа и Бадди Рич записали совместный
альбом под названием «Krupa and Rich», в который вошла песня «Bernie's Tune»,
где они более шесть минут обменивались барабанными соло.
В 1966 году он оставил Джеймса для того, чтобы создать новый
коллектив. На протяжении большей части времени с 1966 года и до своей смерти
руководил ансамблями в эпоху, когда популярность биг-бэндов ослабла. Рич
продолжал играть в клубах, заявляя в многочисленных интервью, что большинство
концертов проходят в средних школах, колледжах и университетах. Он также был
сессионным барабанщиком на многих записях, где, впрочем, его игра была зачастую
гораздо сдержаннее, чем на собственных выступлениях. Заметными стали его сессии
с Эллой Фицджеральд (Ella Fitzgerald) и Луи Армстронгом (Louis Armstrong), на
которых он работал с пианистом Оскаром Питерсоном (Oscar Peterson) и его
знаменитым трио с участием басиста Рэя Брауна (Ray Brown) и гитариста Херба
Эллиса (Herb Ellis).
Техника игры на барабанах и известные перформансы
Техника Рича, в том числе скорость и гладкость исполнения,
стала стандартом в игре на барабанах. Несмотря на традиционную хватку, он также
мог играть с помощью других захватов. Один из его трюков — пересекающиеся
движения рук во время барабанной дроби, часто вызывавшие громкие аплодисменты
от зрителей. Другой приём, который он использовал для впечатления публики,
называется stick-trick — это быстрые отскоки палочек в воздухе друг от друга.
Бадди Рич часто использовал контраст, чередуя длинные соло
на барабанах с шуршанием тарелок, и из энергичных брейков уходя в тихие
пассажи. Иногда он начинал с простого однотактного рисунка на малом барабане,
набирал скорость, а затем постепенно переходил ближе к краю пластика, где звук
становился тише, после чего играл только на самом ободе. Затем менял порядок,
медленно возвращаясь к центру и увеличивая громкость.
Тем не менее, будучи известным как взрывной и мощный
ударник, Бадди время от времени использовал щётки. На альбоме 1955 года «The
Lionel Hampton Art Tatum Buddy Rich Trio» он играл ими почти во всех
композициях.
В 1942 году Рич и преподаватель игры на барабанах Генри
Адлер в соавторстве написали книгу «Buddy Rich’s Modern Interpretation of Snare
Drum Rudiments», считающийся одним из наиболее популярных учебников по игре на
малом барабане.
В интервью «Modern Drummer» Бадди сказал о практике
следующее: «Я не уделяю особого внимания практике. Я думаю, что ошибочно
полагать, что чем больше вы практикуете, тем лучше вы становитесь. Вы можете
стать лучше, только играя. Вы можете сидеть в подвале с набором барабанов и
практиковаться весь день, но если вы не играете с группой, вы не научитесь
стилю, технике и вкусу, и вы не научитесь играть для группы и с группой. Это
как получить работу, любую работу, это возможность развиваться. А практика,
кроме того, скучна. Я знаю учителей, которые говорят своим ученикам
практиковать три, четыре, шесть часов в день. Если вы не можете получить то,
что хотите, после часа практики, вы не получите этого через четыре дня».
В той же статье Рич также не рекомендует играть на барабанах
голыми руками. Когда его спросили, может ли он сделать такое, он ответил: «Да,
но зачем уничтожать свои руки? Я мог бы придумать сотню способов использовать
свои руки, а не разбивать их об ободы барабана».
«The West Side Story» («Вест-сайдская история»).
Возможно, самым популярным
поздним выступлением
Бадди Рича в составе биг-бенда стала классическая
аранжировка «West Side Story» Леонарда Бернстайна (Leonard Bernstein), впервые выпущенная
в 1966 году на альбоме «Buddy Rich’s Swingin' New Big Band».
Написанная Биллом Редди (Bill Reddie) «Вест-сайдская
история» является сложным и трудным для исполнения произведением, которое
подчеркнуло удивительную способность Рича смешивать ритм барабанов с мелодией
группы. Аранжировку Бернстайна для знаменитого мюзикла середины 1960-х годов
Рич нашёл очень сложной. Он сделал много набросков и почти месяц постоянно
репетировал, доведя игру до совершенства и со временем став основным
исполнителем во всех постановках. Бернстайн на это не смог сказать ничего,
кроме самых похвальных отзывов.
Позже «Вест-сайдская история» стала основной темой живых
выступлений Бадди Рича. Шестиминутное исполнение «Prologue/Jet Song» из сюиты,
исполненное во время концерта Фрэнка Синатры для Северной и Южной Америки 20
августа 1982 года, вышло на DVD «Frank Sinatra: Concert for the Americas».
В 2002 году был выпущен DVD «The Lost West Side Story Tapes»
со знаменитым выступлением 1985 года (запись, как полагалось ранее, была
утеряна при пожаре). Главным музыкальным достоинством оказались возможности
Рича в создании спонтанных барабанных соло.
«Channel One Suite» («Канал для новобрачных»)
После «West Side Story Medley» самым известным выступлением
Рича стала «Channel One Suite» всё того же Билла Редди. Как и Вестсайдская
история она была довольно длинным произведением от 12 до 26 минут и обычно
содержала 2 или 3 барабанных соло. 26 минут «Channel One Suite» стали
неповторимыми. Запись одного из выступлений была выпущена в 2006 году.
В Италии исполнение Ричем «Winning the West» стало с 1973 по
1976 годы музыкальной темой еженедельного журнала телевизионных спортивные
трансляции «La Domenica Sportiva».
Появление на телевидении.
В 1950-х годах Рич был частым гостем на шоу Стива Аллена и
других телевизионных варьете, особенно на «The Tonight Show Starring Johnny
Carson». Рич и Джонни стали друзьями на всю жизнь, так как Карсон сам был
фанатом барабанов.
6 февраля 1973 года PBS транслировал выступление Рича в
Рочестере, Нью-Йорк. Это был первый раз, когда тысячи барабанщиков
познакомились с Бадди в концертной обстановке. Многие из них назвали эту
программу, как оказавшую определяющее влияние на их собственную игру.
Одно из самых популярных телевизионных выступлений Бадди
Рича произошло в 1981 году в эпизоде «The Muppet Show», где он привлек
барабанщика Muppet Animal (в исполнении Фрэнка Оза) к битве на барабанах.
Бадди также неоднократно проводил свои знаменитые
телевизионные барабанные бои с Джином Крупой, Эдом Шонесси и Луи Беллсоном.
Личные качества
Рич владел черным поясом по каратэ, что оказалось для него
весьма полезным. Хотя Бадди старался вести себя предупредительно и
доброжелательно, у него был чрезвычайно вспыльчивый характер. Он постоянно
соперничал с Фрэнком Синатрой, что иногда заканчивалось драками, когда оба были
членами группы Томми Дорси. Тем не менее, Бадди и Фрэнк оставались друзьями всю
жизнь, и в 1987 году Синатра произнес проникновенную речь на похоронах Рича.
Он много раз угрожал уволить членов своей группы, хотя редко
так делал. По большей части он хвалил музыкантов во время телевизионных и
газетных интервью. Участник группы и друг Дэвид Лукас (David Lucas) говорил,
что «у Рича мягкое сердце за всем этим. Его любимая песня «Не легко быть
зелёным» («It’s Not Easy Being Green»).
Мел Торме, работавший
над авторизованной биографией Рича и посетивший Бадди за день до его
смерти 1 апреля 1987 года, утверждал, что одной из последних просьб Рича было
желание услышать записи своих гневных вспышек, которые имелись у Торме и были,
потом, включены в его книгу.
Торме также было известно о неприязни Бадди к року, но тем
не мене он утверждает, что «когда некоторые из рок-барабанщиков приходили после
шоу поприветствовать Бадди, он всегда был обаятельным и вежливым. И он никогда,
по крайней мере, в моем присутствии, не унижал их каким-либо образом».
Рич придерживался низкого мнения о музыке кантри, считая её
«гигантским шагом назад», иронизируя, что «в музыке есть гораздо больше, чем
один или два аккорда». Однажды во время терапии медсестра спросила Бадди, есть
ли у него аллергия на что-либо, и он ответил: «Да, музыку кантри и вестерн».
Личная жизнь.
Бадди Рич был женат на танцовщице Мари Эллисон. В 1954 году
у них родилась дочь Кэти, которая позже стала вокалисткой и продолжила работу в
группе своего отца. Рич также был двоюродным братом актера Джонатана Хейза.
В марте 1968 года он был признан виновным в том, что не
сообщил о доходах в размере 50 000 долларов, и получил пять лет условно, оштрафован
на 2 500 долларов и должен был выплатить Налоговому управлению США 40 000
долларов США. В июле 1969 года за невыплаченные налоги на Бадди Рича был
наложен налоговый залог в размере 141 606 долларов, и Рич подал заявление о
банкротстве, после чего Федеральная налоговая служба конфисковала его дом в
Лас-Вегасе.
Смерть.
Бадди Рич активно выступал до конца своей жизни. В начале
марта 1987 года он был госпитализирован после паралича левой стороны, когда
гастролировал в Нью-Йорке. Он был переведен в Калифорнию в Медицинский центр
UCLA в Лос-Анджелесе для тестов, где врачи обнаружили и удалили у него опухоль
головного мозга. 2 апреля 1987 года музыкант умер в возрасте 69 лет от
дыхательной и сердечной недостаточности. Он был похоронен в Westwood Village
Memorial Park Cemetery в Лос-Анджелесе.
Память и наследие.
После смерти Бадди Рича был проведен ряд мемориальных
концертов. В 1994 году вышел альбом «Burning for Buddy: A Tribute to the Music of Buddy
Rich». Выпущенный барабанщиком Rush и лириком Нилом Пиртом, альбом включает композиции
Рича в исполнении ряда рок- и джазовых барабанщиков, таких как Джон Бонэм (John Bohnam), Кенни Аронов (Kenny Aronoff), Карл Палмер (Carl Palmer), Мэтт Сорум (Matt Sorum), Дэйв Уэкл (Dave Weckl), Стив Гэдд (Steve Gadd), Винни Колаюта (Vinnie Colaiuta), Макс Роуч (Max Roach), Стив Смит (Steve Smith) и
самого Пирта в сопровождении «Buddy Rich Big Band». Второй диск был издан в
1997 году.
Влияние Бадди Рича простирается от джаза до рок-музыки. Прочитав мнение Рича о важности хай-хэта,
Фил Коллинз перестал использовать два бас-барабана и начал играть на хай-хэте.
Роджер Тейлор, барабанщик «Queen», признал Рича лучшим барабанщиком, которого
он когда-либо видел. Барабанщик «Blink-182» Трэвис Баркер назвал Рича
величайшим барабанщиком всех времён.
Награды и звания.
В 1980 году Бадди Рич был удостоен почетной докторской
степени в музыкальном колледже Беркли.
В 1986 году, за год до своей смерти, Рич был избран в Зал
славы Общества ударных искусств в категории лидера группы и барабанщика.
30 сентября 2017 года Рич был удостоен звезды на Аллее звезд
Палм-Спрингс.
В 2016 году читатели журнала «Rolling Stone» поставили Бадди
Рича на 15-е место в своем списке 100 величайших барабанщиков всех времен. В
опросе читателей в 2011 году он занял 6-е место.
Buddy Rich & His
Orchestra - This One's For Basie (1956)
01. Blue And Sentimental (Count Basie, Jerry
Livingston, Mack David) (4:46)
02. Down For Double (Freddie Green) (4:05)
03. Jump For Me (Count Basie) (5:41)
04. Blues For Basie (Harry Edison) (7:16)
05. Jumpin' At The Woodside (Count Basie) (6:23)
06. Ain't It The Truth? (Buster Harding, Count Basie)
(2:58)
07. Shorty George (Count Basie) (5:10)
08. 9:20 Special (Harry Warren) (4:34)
Buddy Rich - Drums;
Jimmy Rowles - Piano;
Conrad Gozzo, Pete Condoli, Harry Edison - Trumpet;
Frank Rosolino - Trombone;
Bob Enevoldsen - Valve Trombone & Tenor Saxophone;
Bob Cooper - Tenor Saxophone;
Buddy Collette - Tenor & Baritone Saxophone &
Flute;
Bill Pitman - Guitar;
Joe Mondragon - Bass.
Tracks 3, 4, 7, 8 recorded August 24, 1956 at Radio
Recorders in Los Angeles;
Tracks 1,2,5,6 recorded August 25, 1956 at Radio
Recorders in Los Angeles.
Drummer Buddy Rich put
together an interesting 11-piece group for this tribute to Count Basie. The
only Basie alumnus present is trumpeter Harry "Sweets" Edison but the
other soloists (trombonist Frank Rosolino and Bob Enevoldsen, Bob Cooper on
tenor and pianist Jimmy Rowles) easily fit into the setting. Marty Paich
contributed the arrangements, there are plenty of drum solos and the music, if
not all that memorable, can easily be enjoyed by straightahead jazz fans.
---Scott Yanow, Rovi
download (mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий