О его
жизни можно было бы снять целый фильм, настолько много в ней событий и
поворотов судьбы. Непременно звучали бы в фильме о Борисе Фомине его самые
известные романсы «Только раз бывает в жизни встреча», «Дорогой длинною», «Жди
меня». И непременно исполнялись бы те произведения, что были незаслуженно
забыты. Борис Фомин прошёл две войны, познал, что такое слава, отсидел в
Бутырской тюрьме. И скончался в забвении, не дожив до 50 лет.
Борис
Иванович Фомин родился в 1900 году, и все его творчество связано с Москвой.
Сюда, на Чистые пруды, он переехал в 1918 году из Петрограда, здесь через 30
лет и умер.
Музыкальные
способности Фомина проявились рано. В 4-5 лет он, едва выглядывая из-за
аккордеона, играл так, что всем хотелось слушать. Для его отца это была почти
трагедия. Уважаемый военный чиновник, человек государственного ума, он мечтал
увидеть единственного сына офицером, инженером, ученым. Но музыкантом?
Музыкантов в их семейном клане, состоявшем в прямом родстве с М. Ломоносовым,
еще не видали. Правда, среди предков его жены, крестницы Александра II,
музыканты, кажется, были.
Но у
Ивана Яковлевича хватило мужества смириться с явным музыкальным талантом сына.
Тем более что родился он под Благовещение, а в России в этот день принято даже
птиц выпускать на волю...
Отдали Бориса не в гимназию, в реальное училище. А параллельно он брал уроки музыки у лучших педагогов. Самый лучший из них - А.Н. Есипова, великая русская пианистка, профессор консерватории. Годы занятий с ней - основа музыкального образования Фомина. Никто не сомневался, что быть ему пианистом. Или все же композитором? Он ведь так блестяще и так заразительно импровизировал.
Но кто
знал, как повернется история. Почти одновременно умерла Анна Есипова и началась
Первая мировая война. А Фомину всего 14 лет. Будущая карьера померкла в тумане.
Даже отцу-генералу многое было не ясно. После революции бежать из России он не
захотел. Наступившую революцию отец принял с одобрением и по личному
предложению Ленина семья Фомина в 1918 году переселялась в Москву, вместе с
правительством.
Борису
быстро удалось приобщиться к московской артистической жизни. Нашлось место
музыканта в "Летучей мыши". Но в январе 19-го он уйдет добровольцем
на фронт и вернется только через два с половиной года. Сначала его как
"реалиста" направят на срочный ремонт и восстановление фронтовых
железных дорог. Потом заметят, что гораздо лучше использовать Фомина как
фронтового артиста: он и пианист, и танцор, и рассказчик, и конферансье, и даже
певец. Очень скоро он соберет свои номера в веселую оперетту и поставит ее
прямо здесь, на фронте, на платформе вагона...
Вернувшись
в Москву, он еще раз попробует свои силы в оперетте "Карьера Пирпойнта
Блэка". С шумным успехом пройдет она и в Москве, и в Петербурге, но особой
славы не принесет. "Музыка чуть получше, чем у Кальмана или Легара",
- высокомерно напишет газетный рецензент. Тогда казалось, что уж хуже Кальмана
написать просто невозможно. А хуже оперетты и жанра-то нет!
Фомин
будет пробовать себя и в балете, в том числе детском, побывает тапером в
кинотеатре и даже "цыганом" в одном из московских хоров. Но своё
наивысшее призвание он нашёл в романсе, сразу заявив себя его превосходным
мастером. Еще на фронте Фомин заметил, что в самые трудные минуты хочется даже
и не юмора, а именно лирики - сладких воспоминаний, горячих любовных слов,
радужных надежд. Не знаем, сочинял ли Фомин там, в окопах и теплушках, но в
Москве он сразу заявил себя мастером романса. Один из первых - "Только раз
бывает в жизни встреча", его Фомин посвятил будущей теще, в прошлом
цыганской певице Марии Фёдоровне Масальской. Ничуть не менее знамениты его
"Дорогой длинною", "Эй, друг-гитара", "Твои глаза
зеленые" и многие другие. Среди его романсов не было неудачных. Более
популярных романсов, чем «фоминские», в то время не было. Не потому ли их сразу
запели и наши эстрадные звезды 20-х годов, и эмигранты. Да и сейчас
исполнители, поклонники романса не могут без них обойтись.
К сожалению, ещё более полно раскрыться в сочинениях романсов было невозможно из-за борьбы руководства страны с этим жанром. Первую порцию забвения Фомин хлебнул в эпоху сталинской культурной революции. Люди, знавшие Фомина, рассказывали нам, что он как-то заметно сник в 30-е годы, стал меньше сочинять, печататься. А иногда и вовсе куда-то исчезал.
Без
большого шума романс как жанр был фактически запрещен на Всероссийской
музыкальной конференции 1929 года. Закрылись издательства, печатавшие Фомина,
оказались без работы многие исполнители. Остальные получали свои репертуарные
списки и программы концертов с грозными красными пометками: "Сколько
можно! Халтура! Пошлятина!" и даже - "Контрреволюционный хлам!"
Жаловаться было некому, да и небезопасно.
От
строгости начальства спасала провинция. Чем дальше от Москвы, тем легче
нарушались репертуарные запреты. В Тбилиси или во Владивостоке можно было петь
что угодно. Хотя сигналы об этих нарушениях, конечно, накапливались где-то наверху.
И накопились.
В 37-м
году Фомин исчез надолго. Около года он пробыл в бутырской камере. Обвинения
были одно нелепее другого, но приходилось с ними соглашаться. Пока во всем
разбирались, грянули очередные перемены. Посадили тех, кто сажал других, а
Фомина выпустили.
Говорят,
что Сталину нравилась фоминская песня "Саша" в исполнении Изабеллы
Юрьевой. Но вряд ли это имело отношение к его освобождению.
Фомин
сочинял романсы и в эти страшные годы - "Изумруд",
"Оглянись", "Не говори мне этих слов небрежных". Но они так
и остались в рукописях, а многие бесследно исчезли. Так уж вышло, что они были
никому не нужны, как и их автор.
Фомин
понадобился, когда пришла война. Скоро в Москве не осталось театров, а заодно
уехали и те, кто запрещал романс и преследовал его авторов. Фомин же не просто
остался в Москве. В годы войны он сочинил 150 фронтовых песен, создал вместе с
друзьями фронтовой театр "Ястребок" при клубе МВД - на многие месяцы
это был единственный театр в Москве, к тому же выпускавший концертные программы
и спектакли, созвучные времени. Многие песни Фомина - "Жди меня",
"Тихо в избушке", "Письмо с фронта" сразу после премьеры
разлетались по России.
Но
закончилась война, и на Фомина обрушилась новая волна забвения. Выпячивать его
заслуги в дни войны никому из коллег, вернувшихся из эвакуации, не хотелось.
Его вспомнили лишь тогда, когда началась кампания против "безыдейных
пошляков" Зощенко и Ахматовой. В этот же ряд музыкальная критика воткнула
и Фомина.
В то время талантливый композитор уже чувствовал себя плохо. Перенесённые жизненные тяготы подорвали здоровье Бориса Ивановича, а приобрести лекарства он не мог из-за отсутствия средств. Бытует мнение, что он не смог достать жизненно необходимый ему тогда пенициллин. В 1948 году Бориса Фомина не стало.
Музыкальные
произведения Бориса Ивановича Фомина.
Романсы «Беседка», сл. М. Макарова «Благодарю, не надо», сл. Н.
Коваля «Болотные огни», сл. Оскара
Осенина «Быть может, я жестоко
ошибусь», сл. Каплана «Вечера забытые», сл. К.
Подревского «Вольная», сл. О. Фоминой «В саду опустелом», сл.
Михаила Лахтина «Все впереди», сл. Александра
Лугина «Все та же песня», сл. Павла
Германа «Два мира», сл. Михаила
Лахтина «Две слезы», сл. Дмитрия
Угрюмова «Дорогой длинною», сл. К.
Подревского «Изумруд», сл. Анатолия
Д’Актиля «И не раз, и не два», сл.
Григория Гридова «И я уйду», сл. Павла Германа «Как видно суждено», сл.
Оскара Осенина «К тебе, мой друг», сл. Э.
Эльпорта «Люди из тумана», сл. Бориса
Тимофеева «Меня не греет шаль»,
аранжировка, сл. Е. Оболенской «Мимо… Мимо…», сл. Оскара
Осенина «Мне без вас так грустно»,
сл. неизв. автора «Моя золотая», сл. К.
Подревского «Мы расставались, как двое
прохожих», сл. К. Подревского «Мы только знакомы, как
странно», сл. Льва Пеньковского «Не говори», сл. Оскара
Осенина «Не жалею», сл. Павла Германа «Нежданным ураганом», сл. М.
Каштановой «Нет, жизнь не уйдет», сл.
Анатолия Д’Актиля «Никогда, ничего…», сл.
Оскара Осенина «Но будет поздно», сл. Бориса
Тимофеева «Новая песня», сл. Анатолия
Д’Актиля «Но ты была тогда со мною»,
сл. Круглова «Оглянись», сл. Бориса
Тимофеева «Огоньки далекие», сл. Оскара
Осенина «Осколки», сл. К. Подревского «Отцветает, отцвело», сл. *** «Песня о счастье», сл. Людмилы
Давидович «Плачь, если плакать хочешь
ты», сл. К. Подревского «Пой, цыган!», сл. Бориса
Тимофеева «Полно, сокол, не грусти»,
сл. Ильи Финка «Прости меня за все», сл.
Льва Дризо «Простить тебя не хватит
сил», сл. К. Подревского «Простые слова», сл. Павла
Германа «Прощай, ты не поймешь», сл. К.
Подревского «Рассвет», сл. Павла Германа «Родная», сл. Павла Германа «Розы сорванные», сл. Михаила
Лахтина «Саша», сл. Павла Германа «Свободная, певучая», сл.
Анатолия Д’Актиля «С годами все забудем», сл.
Михаила Лахтина «Старые ноты», сл.
неустановленного автора, сохранился только текст «С тех пор, как ты ушла», сл.
Оскара Осенина «Табор», сл. Павла Германа «Так просто», сл. К.
Подревского «Твои глаза зеленые», сл. К.
Подревского «Только раз», сл. Павла
Германа «Ты слишком много лгал», сл.
Бориса Тимофеева «Уйди, мой друг», сл. Михаила
Лахтина «Часы считать», сл. Павла
Германа «Я буду знать», сл. К. Подревского «Я все отдам», сл. К. Подревского «Я помню шумные слова», сл. К. Подревского «Я старше вас», сл. Бориса Тимофеева |
Русские песни «Бейся, сердце», сл. К.
Подревского «Брось тревогу», сл. К.
Подревского «Сердце девичье», сл. Бориса
Тимофеева «Снова влюблена», сл.
Анатолия Д’Актиля «Старое сброшено», сл. К.
Подревского «Травушка муравушка», муз.
обработка Интимные песенки «Айзик», сл. К. Подревского «Багдадский вор», сл. К.
Подревского «Вы плачете, детка», сл. Б.
Кормилицына «Ковбой Джим» — утрачена «Магараджа», сл. Бориса
Тимофеева «Маленький Джонни», сл. Веры
Инбер «Маска смеха», сл. К. Подревского «Одалиска», сл. Михаила
Гальперина «Песенка Клэр о Париже», сл.
А. Платова «Пилот Вирт» — утрачена «Таити-Трот», аранжировка,
сл. К. Подревского «Так просто — совсем легко»,
сл. К. Подревского «Три маленьких розы», слова
неустановленного автора Песни Второй мировой войны «Бродяга-ветер», сл. Ильи
Финка «Гармонист кудрявый», сл.
Ильи Финка «Гвардейская походная», сл.
Ильи Финка «Жди меня», сл. Константина
Симонова «Курьер за счастьем», сл.
Долева и Данцигера «Ленинградская провожальная»,
сл. Осипа Колычева «Минуты жизни», сл. Н. Коваля «Москвичи», сл. М. Одинцова «Настанет день», сл. Павла
Германа «Первый снег», сл. Ильи Финка «Песенка-шутка о любви», сл.
Н. Коваля «Письмо с фронта», сл. Павла
Германа «По Садовому кольцу», сл. Н.
Коваля «Пусть пурга», сл. Григория
Гридова «Светлая Москва», сл. Ильи
Финка «Счастливый возраст», сл.
Павла Германа «Сыновья», сл. Ильи Финка «Тихо в избушке», сл. Павла
Германа «Широкая дорога», сл. М.
Кримкера Хореографические эскизы «Барбекю-Минор» (уан-степ) «Лазурь» (танго) «Лунный танец» (фокстрот) «Маро» (фокстрот) «Миус-Трот» (фокстрот) «Цыганская венгерка», две
вариации Балеты «Макс и Мориц», либретто
Вадима Шершеневича «Мойдодыр» «Хрустальный башмачок» Оперетты «Испанская таверна» —
утрачена «Карьера Пирпойнта Блэка»,
текст Алексея Файко и К. Подревского «Одураченный евнух» —
утрачена |
Спасибо за прекрасную статью о талантливом композиторе Б.И.Фомине - узнал, что он автор многих известных романсов.
ОтветитьУдалитьСпасибо за Ваш теплый отзыв! Рад, что Вам понравилось!
Удалить