«Когда
сочинял «Уно моменто» для фильма «Формула любви», даже мысли не допускал, что
кто-нибудь вспомнит эти, скажем прямо, дурацкие строчки хотя бы через год».
Геннадий
Гладков.
В 1984
году на советские экраны вышла мелодрама «Формула любви», которую Марк Захаров
снял по сценарию Григория Горина. Написать музыку к фильму режиссёр пригласил композитор
Геннадия Гладкова, заказав ему две композиции: романс для помещика Алексея и
тему, под которую впервые появляется граф Калиостро.
Но случилось
так, что актёры Александр Абдулов и Семён Фарада тоже захотели, чтобы у их
героев, слуг графа Каллиостро — Жакоба и Маргадона, была своя песня. Написать
её нужно было срочно, а поэта Юлия Кима (который писал песни к фильмам Марка
Захарова) в это время в Москве не было.
Захаров
попросил Гладкова по-быстрому сочинить что-то в духе неаполитанского романса,
тот пришёл в замешательство. Правда длилось оно всего несколько секунд:
«Гладков
был очень утомлен. Я собирался уходить и сказал: «Гена, я забыл о песне слуг.
Они должны что-то спеть!» Он ответил: «Я не знаю, что тебе нужно». Потом отрыл
рояль и вдруг, к моему великому изумлению, ударил всеми пальцами по клавиатуре
и запел довольно противным и понзительным голосом: «Уно, уно, уно, ун моменто!»
— рассказывал Марк Захаров
«А мы в
консерватории изучали итальянские термины, и я запомнил выражение „уно
моменто“. Ну, и стал на эту тему сочинять музыку... Захаров покатывался от
смеха» — говорил Геннадий Гладков.
Абракадабра,
сложенная из разных итальянских слов, так понравилась режиссёру, что он решил
ничего не менять. Разве что знакомая студентка с факультета иняза помогла
доработать отдельные строчки, чтобы они между собой рифмовались.
Однако записать
песню оказалось отнюдь не простым делом. Семён Фарада вспоминал:
«Первый
раз мы спели — они попАдали. Второй раз — попАдали… Мы сняли наушники, пришли к
ним и говорим: «Если вы так издеваетесь над нами, возьмите вокалистов. Не надо
так реагировать, мы же всё видим». И Гладков очень точно сказал: «Как вы не
понимаете? Каждый ваш вокальный прокол — это победа».
В итоге,
вокал Абдулова одобрили, а вместо Фарады был вынужден спеть Гладков:
Захаров
сказал: «У меня завтра съёмки, некогда ждать. Ты – автор, так что иди и пой. Ты
знаешь, как поёт Фарада, ты его тембр знаешь, вот иди и спой, чтобы никто не
догадался». Я спел. Все считали, что это Фарада. Я молчал всегда».
... В то
время все официальные произведения искусства надо было «литовать» (т.е.
получать разрешение) на худсовете. Когда создатели «Формулы любви» представили
текст со строчками «марэ, бэлла донна э ун бэль канцонэ…», от них тут же
потребовали перевод. Когда же поняли, что это просто набор слов, то определили
композицию как «Народную неаполитанскую песню», а авторство записали так:
«Слова Гладкова и народные».
Народ
приписал авторство песни Юлию Киму, но сам бард рассказывал, что не принимал
участие в работе над «Неаполитанской песней»:
«…когда
на съемках фильма «Формула любви» я срочно понадобился Марку Захарову, меня
«под рукой» не оказалось. И режиссер в шутку предложил композитору Геннадию
Гладкову сочинить «Неаполитанский романс». На что Гена ответил: «Подумаешь,
бином Ньютона!» и написал песню «Уно, уно, уно моменто». Но от упоминания в
титрах Гладков отказался, и я автоматически в глазах публики стал автором этого
прекрасного произведения. Хотя текст, как вы сами понимаете, представлял собой
полную абракадабру… Тем не менее это главная песня фильма, которую немедленно
запел весь советский и постсоветский народ.
Когда
картина вышла на экраны телевизоров, меня все стали поздравлять с таким
прекрасным итальянским романсом. И каждый раз приходилось от авторства
отказываться. С сожалением, конечно, это ведь самый лучший номер в фильме».
Неаполитанцы,
услышав песенку, очень бы удивились. Ведь для них текст песни звучал бы так:
Море,
красивая женщина
и
прекрасная песня.
Ты
знаешь, что я люблю тебя, люблю всегда.
Красивая
женщина, море,
верить,
петь.
Дай
мне мгновение,
что
мне больше нравится.
Одно.
одно, одно мгновение
Одно.
одно, одно чувство
Одна.
одна, одна любезность
Одно.
одно, одно таинство.
Впрочем,
в фильме Жакоб объясняет Машеньке этот текст по-своему:
«В этой
песне поется о прекрасной итальянской девушке. Однажды её возлюбленный уплыл в
море и не вернулся.
... Она
долго плакала, потом сняла с себя все и вошла в бурное море. И сия пучина
поглотила ея в один момент. В общем, все умерли».
Говорят, что в Италии песня также известна и даже весьма популярна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий