суббота, 15 января 2022 г.

Зал славы блюза. Последний охотник великой эпохи Алан Ломакс (Alan Lomax) (1915 - 2002).

Зал славы блюза.

Один из величайших исследователей традиционной культуры ХХ века, американский этномузыколог и собиратель фольклора, наиболее известный по своей работе с Библиотекой конгресса США, для которой собрал коллекцию записей фолк-музыки, и как человек, нашедший множество американских фольклорных песен, открывший ряд в будущем известных фолк- и блюзовых музыкантов и зарегистрировавший для будущих поколений множество музыкальных записей Алан Ломакс (Alan Lomax) родился 15 января 1915 года в городе Остине, штат Техас и был третьим из четырех детей, рожденных Бесс Браун и фольклористом Джоном А. Ломаксом. Двое из его братьев и сестер также сделали значительную карьеру, изучая фольклор: Бесс Ломакс Хоуз и Джон Ломакс-младший.

Любители блюза и джаза многим обязаны отцу Алана – Джону. На рубеже 19 и 20 веков он стал первым собирателем песен Дикого Запада. Джон Ломакс собирал песни начиная с подростковых лет, которые он провёл на юго-западе США. После получения образования в Гарвардском университете он продолжил «полевую» работу уже на научной основе. В 1907 году Ломакс записал на цилиндр ковбойские песни, которые явились первыми записанными в Америке народными англоязычными песнями.

В начале 1930-х годов Джон Ломакс занял должность хранителя Архива народной песни Библиотеки Конгресса США (Library of Congress' Archive of Folk Song). Именно усилиями Ломакса основанный в 1928 году архив стал выполнять функцию записи и сохранения американской народной музыки. Алан с 17 лет помогал отцу. В ходе знаменитого «Южного обследования», предпринятого в 1933 году при поддержке Библиотеки конгресса США, Джон и Алан проехали за четыре месяца 16 тысяч миль. Они собирали песни и рассказы в церквях, тюрьмах и рабочих лагерях. В багажнике их «Форда» были свалены складные постели, переносная печка, провода, алюминиевые диски-болванки, записывающая аппаратура весом около 200 кг.

Alan Lomax, Negro Prison & Blues Songs Black Woman

Джон и Алан записывали все виды народной музыки из различных регионов, а также рассказы бывших рабов и песни из трудовых исправительных лагерей Калифорнии. Они работали вместе с командой этнографов и музыковедов.

Продолжив дело отца, Алан Ломакс стал одним из величайших «полевых» собирателей народной музыки, записав тысячи песен в США, Великобритании, Ирландии, на Карибских островах, в Италии, Испании и Советском Союзе (часть записей получены Ломаксом от исследователей со всего мира). Наследие Ломакса составляет пять тысяч часов звукозаписи, 122 тысячи метров киноплёнки, три тысячи видеокассет, пять тысяч фотографий и множество записей результатов экспедиций, проводившихся с 1930-х годов.

Alan Lomax - «Tengo lus güechus hinchadus» (Asturias).

В одной из тюрем они впервые записали черного сонгстера и блюзмена Хадди Ледбеттера (Лидбелли). Вскоре Алан, добиваясь его досрочного освобождения, послал губернатору Техаса пластинку, на одной стороне которой была песня "Good Night Irene", а на другой – прошение о помиловании. И это сработало. "Кто-то хлопнул меня по плечу. Это был Лидбелли, с его гитарой, ножом, мешком для сахара и прочими пожитками. Он сказал: "Босс, ты вытащил меня из тюрьмы, и теперь я твой человек". Правда, через пару лет, когда Лидбелли (конечно, с помощью Алана) переехал на Север и прославился, их дружбе пришел конец.

Alan Lomax - Southern prison music and Lead Belly

Другим открытием Ломакса был сам Мадди Уотерс. Сначала он отнесся к Алану настороженно – помимо блюза Мадди занимался сбытом самогона, а любой белый мог быть агентом правительства. Подозрения только усилились, когда Алан выпил с ним воды из одной кружки. Тем не менее первые записи Уотерса, сделанные летом 1941-го, поразили автора. "Это был лучший день в моей жизни, – вспоминал Уотерс. – Я никогда не слышал своего голоса в записи. Господи, это было здорово!"

Muddy Waters – «Country Blues» (1941).

Открытия любого из этих двух имен достаточно, чтобы войти в учебники истории. Однако в ломаксовском списке еще и Джелли Ролл Мортон, и Вуди Гатри, и Сан Хаус, и многие другие. Алан Ломакс был не только ученым, но и невероятно удачливым (хотя и бескорыстным) продюсером, давшим начало тектоническим изменениям мировой музыки. Пит Сигер: "Он сделал народные песни столь же узнаваемыми, как популярные хиты с Тин Пэн Аллей". Брайан Ино: "Если бы не Ломакс, наверное, не было бы ни блюзового бума, ни "Битлз", ни "Стоунз", ни "Велвет Андеграунд".

Woody Guthrie – «Hard Times» - Alan Lomax Library of Congress recordings

В последние два десятилетия своей жизни Алан Ломакс занимался проектом, получившим название "Global Jukebox" (Jukebox — так назывались платные музыкальные автоматы, стоявшие в американских барах). В рамках этого проекта он начал пользоваться компьютерами и с их помощью смог выработать критерии, по которым выделял и классифицировал сходные черты между различными жанрами музыки по всему миру.

Демонстрационный видеоролик для Global Jukebox (1998)

Ломакс представлял себе "Jukebox" как жизненно важный исследовательский инструмент, который позволит любому человеку из любой точки миру получить доступ к базе данных. Программное обеспечение "Jukebox" во многом предвосхитило характерные черты интернета. Оно предназначалось для удалённого обучения основам музыки, математики, географии через кросс-культурный анализ музыкальных композиций и записей, относящихся к устной истории (oral history).

From Global Jukebox / Mississippi Records' "United Sacred Harp Convention: The Alan Lomax Recordings, 1959", coming February 2013.

При жизни завершить проект "Global Jukebox" Алану не удалось, но дело его продолжает жить, и сейчас американская «Ассоциация за культурное равенство» ("Association for Cultural Equity"), президентом которой является дочь Ломакса — Анна Ломакс-Вуд, завершила оцифровку всего архива Ломакса. Семнадцать тысяч композиций, записанных по всему миру, лягут в основу потокового музыкального сервиса.

Ландыш Ахметгараева.

Various – The Alan Lomax Collection Sampler (1997).

Label: Rounder Records – Rounder CD 1700

Format:         

CD, Compilation, Sampler

Country: US

Released: 1997

Genre: Folk, World, & Country


1          Alan Lomax & Charles Kuralt–       Interview       0:25

2          Ervin Webb– I'm Going Home       2:10

3          Spencer Moore–       The Girl I Left Behind          2:51

4          Bessie Jones–           The Titanic     2:23

5          Alabama Sacred Harp Convention*–         Sherburne      1:44

From Prison Songs  

6          22–     Early In The Mornin'            2:07

From The Caribbean Collection     

7          Unknown Artist–      Roll, Roll, Roll And Go         1:18

8          Unknown Artist–      Luce-O, Luce Mauvais         1:47

9          Cyprus Smith–          Sambo Ceaser           1:41

10        Growling Tiger* & Lord Airey–       War     1:59

11         Ram Gopaul–            Religious Bhajan       1:44

From The English, Scottish + Irish Recordings   

12        Annie Nicholson–     The Mulad, The Mulad        1:15

13        Seamus Ennis–        As I Roved Out         1:56

14        Flora McNeill*–        The Sister's Lament 1:26

15        Ewan MacColl–         The Four Loom Weaver       1:36

16        Bob Copper & Ron Copper– The Jovial Tradesman         1:41

From The Spanish Collection         

17        Jesus Ordones Orchestra–  Jota Manchenga       2:38

18        Inez Munoz– Fandango De Comares        2:04

19        Unknown Artist–      Saeta  2:20

20        Campanilleros de Bormujo–           Pastores De Bormujo           1:36

From The Italian Collection

21        Unknown Artist–      La Partenza   2:39

22        Pingitore Family–     O Giglio E Beni Constrastatu          1:08

23        Eugenio Pila–            Stornello        1:45

24        Domenico Lanza–    Canto Di Carrettiere 1:43

25        Aristide Pasquale–   Ballo Del Tamburo    1:52

From The Columbia World Library

26        Mari Lataretu*–        Ma Uitai Spre Rasarit           2:25

27        Unknown Artist–      Esashi Oiwake           1:15

28        The Ubud Gamelan*–          Gender Wayang        1:16

29        George Buck–           Rain Dance    0:31

From Deep River Of Song  

30        Sid Hemphill–           John Henry    2:23

31        Sid Hemphill–           Devil's Dream           1:03

32        S.C. Ditch Diggers–  Ten Pound Hammer 1:17

33        Cleveland Benoit–    Malherureuse Negre            1:29

From Portraits          

34        Jeannie Robertson– My Son David            2:44

35        Hobart Smith–          Hawkins County Jail 2:38

36        Fred McDowell–       61 Highway    3:06

37        Son House–   Low Down Dirty Blues          2:22

From The Ballad Operas     

38        Woody Guthrie–       Bound To Lose          1:34

 

Each of the major areas of music that Alan Lomax researched is documented on the very, very large Alan Lomax Collection series on Rounder. This sampler album has a short introduction to Lomax's philosophy as he conveyed it to Charles Kuralt before his death. From there, the collection moves into a quartet of tracks from the Southern Journey years, with some basic folk songs as well as the then-undiscovered Bessie Jones from the Georgia Sea Islands and the rather rare sacred harp singing style. One track is provided as an example of Prison Songs -- one of the first projects undertaken by Lomax and his father. Five more come from The Caribbean Collection (primarily in Trinidad), hitting upon everything from straightforward calypso to East Indian bhajans. Another five tracks hailing from the time in Great Britain and its territories follow, with the singing in Scots and Gaelic being some of the last remaining examples at the time, and starting the folk revolution in Scotland, Ireland, and England to a degree. A quartet of tracks from Spain follow, featuring more than the well-known flamenco, and they are followed by a clump of tracks from his Italian journey, showcasing a very wide range of music with diverse and isolated cultural influences. Another four tracks come from the World Library series that Lomax actually didn't record, but spearheaded the creation of nonetheless. Here, there's a Romanian doina, a bit of gamelan, a Japanese folk song, and an Iroquois dance. From here, the album uses the Iroquois as a point of return to the American South, with Lomax's attempt to revive the traditions fed by the Mississippi River basin that were in a rut and fading in the late '70s. Four pieces come from an upcoming series on Rounder featuring some of the larger names in folk music who were found by Lomax, and the final track comes from Lomax's own ballad opera composition, "The Martins and the Coys," a piece of WWII propaganda featuring his friend Woody Guthrie. With the vast breadth of material covered and touched by Alan Lomax in his long career, it's not surprising that Rounder is able to produce over 100 albums of his material. What is surprising is that they're able to produce a single album standing as a basic look at all of the work. As such, this album does a good job of giving a taste of the various forms and cultures of music that Lomax recorded, and gives the listener a good chance to decide which series to focus on more heavily as desired.

Download:

ALX-1997-TheAlan Lomax Collection Sampler @FLAC

Комментариев нет:

Отправить комментарий