Один из
величайших исследователей традиционной культуры ХХ века, американский
этномузыколог и собиратель фольклора, наиболее известный по своей работе с
Библиотекой конгресса США, для которой собрал коллекцию записей фолк-музыки, и
как человек, нашедший множество американских фольклорных песен, открывший ряд в
будущем известных фолк- и блюзовых музыкантов и зарегистрировавший для будущих
поколений множество музыкальных записей Алан Ломакс (Alan Lomax) родился 15
января 1915 года в городе Остине, штат Техас и был третьим из четырех
детей, рожденных Бесс Браун и фольклористом Джоном А. Ломаксом. Двое из его
братьев и сестер также сделали значительную карьеру, изучая фольклор: Бесс
Ломакс Хоуз и Джон Ломакс-младший.
Любители
блюза и джаза многим обязаны отцу Алана – Джону. На рубеже 19 и 20 веков он
стал первым собирателем песен Дикого Запада. Джон Ломакс собирал песни начиная
с подростковых лет, которые он провёл на юго-западе США. После получения
образования в Гарвардском университете он продолжил «полевую» работу уже на
научной основе. В 1907 году Ломакс записал на цилиндр ковбойские песни, которые
явились первыми записанными в Америке народными англоязычными песнями.
В начале
1930-х годов Джон Ломакс занял должность хранителя Архива народной песни
Библиотеки Конгресса США (Library of Congress' Archive of Folk Song). Именно
усилиями Ломакса основанный в 1928 году архив стал выполнять функцию записи и
сохранения американской народной музыки. Алан с 17 лет помогал отцу. В ходе
знаменитого «Южного обследования», предпринятого в 1933 году при поддержке
Библиотеки конгресса США, Джон и Алан проехали за четыре месяца 16 тысяч миль.
Они собирали песни и рассказы в церквях, тюрьмах и рабочих лагерях. В багажнике
их «Форда» были свалены складные постели, переносная печка, провода,
алюминиевые диски-болванки, записывающая аппаратура весом около 200 кг.
Джон и
Алан записывали все виды народной музыки из различных регионов, а также рассказы
бывших рабов и песни из трудовых исправительных лагерей Калифорнии. Они
работали вместе с командой этнографов и музыковедов.
Продолжив
дело отца, Алан Ломакс стал одним из величайших «полевых» собирателей народной
музыки, записав тысячи песен в США, Великобритании, Ирландии, на Карибских
островах, в Италии, Испании и Советском Союзе (часть записей получены Ломаксом
от исследователей со всего мира). Наследие Ломакса составляет пять тысяч часов
звукозаписи, 122 тысячи метров киноплёнки, три тысячи видеокассет, пять тысяч
фотографий и множество записей результатов экспедиций, проводившихся с 1930-х
годов.
В одной
из тюрем они впервые записали черного сонгстера и блюзмена Хадди Ледбеттера
(Лидбелли). Вскоре Алан, добиваясь его досрочного освобождения, послал
губернатору Техаса пластинку, на одной стороне которой была песня "Good
Night Irene", а на другой – прошение о помиловании. И это сработало.
"Кто-то хлопнул меня по плечу. Это был Лидбелли, с его гитарой, ножом,
мешком для сахара и прочими пожитками. Он сказал: "Босс, ты вытащил меня
из тюрьмы, и теперь я твой человек". Правда, через пару лет, когда
Лидбелли (конечно, с помощью Алана) переехал на Север и прославился, их дружбе
пришел конец.
Другим
открытием Ломакса был сам Мадди Уотерс. Сначала он отнесся к Алану настороженно
– помимо блюза Мадди занимался сбытом самогона, а любой белый мог быть агентом
правительства. Подозрения только усилились, когда Алан выпил с ним воды из
одной кружки. Тем не менее первые записи Уотерса, сделанные летом 1941-го,
поразили автора. "Это был лучший день в моей жизни, – вспоминал Уотерс. –
Я никогда не слышал своего голоса в записи. Господи, это было здорово!"
Открытия
любого из этих двух имен достаточно, чтобы войти в учебники истории. Однако в
ломаксовском списке еще и Джелли Ролл Мортон, и Вуди Гатри, и Сан Хаус, и
многие другие. Алан Ломакс был не только ученым, но и невероятно удачливым
(хотя и бескорыстным) продюсером, давшим начало тектоническим изменениям
мировой музыки. Пит Сигер: "Он сделал народные песни столь же узнаваемыми,
как популярные хиты с Тин Пэн Аллей". Брайан Ино: "Если бы не Ломакс,
наверное, не было бы ни блюзового бума, ни "Битлз", ни "Стоунз",
ни "Велвет Андеграунд".
В
последние два десятилетия своей жизни Алан Ломакс занимался проектом, получившим
название "Global Jukebox" (Jukebox — так назывались платные
музыкальные автоматы, стоявшие в американских барах). В рамках этого проекта он
начал пользоваться компьютерами и с их помощью смог выработать критерии, по
которым выделял и классифицировал сходные черты между различными жанрами музыки
по всему миру.
Ломакс
представлял себе "Jukebox" как жизненно важный исследовательский
инструмент, который позволит любому человеку из любой точки миру получить
доступ к базе данных. Программное обеспечение "Jukebox" во многом
предвосхитило характерные черты интернета. Оно предназначалось для удалённого
обучения основам музыки, математики, географии через кросс-культурный анализ
музыкальных композиций и записей, относящихся к устной истории (oral history).
При жизни завершить проект "Global Jukebox" Алану не удалось, но дело его продолжает жить, и сейчас американская «Ассоциация за культурное равенство» ("Association for Cultural Equity"), президентом которой является дочь Ломакса — Анна Ломакс-Вуд, завершила оцифровку всего архива Ломакса. Семнадцать тысяч композиций, записанных по всему миру, лягут в основу потокового музыкального сервиса.
Ландыш
Ахметгараева.
Various –
The Alan Lomax Collection Sampler (1997).
Label: Rounder
Records – Rounder CD 1700
Format:
CD, Compilation, Sampler
Country: US
Released: 1997
Genre: Folk,
World, & Country
1 Alan
Lomax & Charles Kuralt– Interview 0:25
2 Ervin
Webb– I'm Going Home 2:10
3 Spencer
Moore– The Girl I Left Behind 2:51
4 Bessie
Jones– The Titanic 2:23
5 Alabama
Sacred Harp Convention*– Sherburne 1:44
From Prison Songs
6 22– Early In The Mornin' 2:07
From The Caribbean Collection
7 Unknown
Artist– Roll, Roll, Roll And Go 1:18
8 Unknown
Artist– Luce-O, Luce Mauvais 1:47
9 Cyprus
Smith– Sambo Ceaser 1:41
10 Growling
Tiger* & Lord Airey– War 1:59
11 Ram
Gopaul– Religious Bhajan 1:44
From The English, Scottish + Irish
Recordings
12 Annie
Nicholson– The Mulad, The Mulad 1:15
13 Seamus
Ennis– As I Roved Out 1:56
14 Flora
McNeill*– The Sister's Lament 1:26
15 Ewan
MacColl– The Four Loom Weaver 1:36
16 Bob
Copper & Ron Copper– The Jovial
Tradesman 1:41
From The Spanish Collection
17 Jesus
Ordones Orchestra– Jota Manchenga 2:38
18 Inez
Munoz– Fandango De Comares 2:04
19 Unknown
Artist– Saeta 2:20
20 Campanilleros
de Bormujo– Pastores De Bormujo 1:36
From The Italian Collection
21 Unknown
Artist– La Partenza 2:39
22 Pingitore
Family– O Giglio E Beni Constrastatu 1:08
23 Eugenio
Pila– Stornello 1:45
24 Domenico
Lanza– Canto Di Carrettiere 1:43
25 Aristide
Pasquale– Ballo Del Tamburo 1:52
From The Columbia World Library
26 Mari
Lataretu*– Ma Uitai Spre Rasarit 2:25
27 Unknown
Artist– Esashi Oiwake 1:15
28 The
Ubud Gamelan*– Gender Wayang 1:16
29 George
Buck– Rain Dance 0:31
From Deep River Of Song
30 Sid
Hemphill– John Henry 2:23
31 Sid
Hemphill– Devil's Dream 1:03
32 S.C.
Ditch Diggers– Ten Pound Hammer 1:17
33 Cleveland
Benoit– Malherureuse Negre 1:29
From Portraits
34 Jeannie
Robertson– My Son David 2:44
35 Hobart
Smith– Hawkins County Jail 2:38
36 Fred
McDowell– 61 Highway 3:06
37 Son
House– Low Down Dirty Blues 2:22
From The Ballad Operas
38 Woody
Guthrie– Bound To Lose 1:34
Each of
the major areas of music that Alan Lomax researched is documented on the very,
very large Alan Lomax Collection series on Rounder. This sampler album has a
short introduction to Lomax's philosophy as he conveyed it to Charles Kuralt
before his death. From there, the collection moves into a quartet of tracks
from the Southern Journey years, with some basic folk songs as well as the
then-undiscovered Bessie Jones from the Georgia Sea Islands and the rather rare
sacred harp singing style. One track is provided as an example of Prison Songs
-- one of the first projects undertaken by Lomax and his father. Five more come
from The Caribbean Collection (primarily in Trinidad), hitting upon everything
from straightforward calypso to East Indian bhajans. Another five tracks
hailing from the time in Great Britain and its territories follow, with the
singing in Scots and Gaelic being some of the last remaining examples at the
time, and starting the folk revolution in Scotland, Ireland, and England to a
degree. A quartet of tracks from Spain follow, featuring more than the
well-known flamenco, and they are followed by a clump of tracks from his
Italian journey, showcasing a very wide range of music with diverse and
isolated cultural influences. Another four tracks come from the World Library
series that Lomax actually didn't record, but spearheaded the creation of
nonetheless. Here, there's a Romanian doina, a bit of gamelan, a Japanese folk
song, and an Iroquois dance. From here, the album uses the Iroquois as a point
of return to the American South, with Lomax's attempt to revive the traditions
fed by the Mississippi River basin that were in a rut and fading in the late '70s.
Four pieces come from an upcoming series on Rounder featuring some of the
larger names in folk music who were found by Lomax, and the final track comes
from Lomax's own ballad opera composition, "The Martins and the
Coys," a piece of WWII propaganda featuring his friend Woody Guthrie. With
the vast breadth of material covered and touched by Alan Lomax in his long
career, it's not surprising that Rounder is able to produce over 100 albums of
his material. What is surprising is that they're able to produce a single album
standing as a basic look at all of the work. As such, this album does a good
job of giving a taste of the various forms and cultures of music that Lomax
recorded, and gives the listener a good chance to decide which series to focus
on more heavily as desired.
Download:
Комментариев нет:
Отправить комментарий