Серенада
№ 13 соль-мажор, K. 525, более известная как "Маленькая ночная серенада" (нем. «Eine
kleine Nachtmusik»), — серенада в четырёх частях, написанная Вольфгангом
Амадеем Моцартом в 1787 году, является одним из самых известных и наиболее
узнаваемых произведений великого композитора (прежде всего первая часть,
Allegro).
Сочинение
«Маленькой ночной серенады» было закончено в Вене 10 августа 1787, во время
работы над вторым актом оперы Дон Жуан. Партитуру опубликовали спустя более чем
через 35 лет после смерти композитора (и через 40 лет после её создания) в 1827
году, издательством Иоганна Антона Андре (рукопись партитуры была продана
издателям вдовой Моцарта Констанцией еще в 1799 году). Причина, побудившая
Моцарта написать эту серенаду, неизвестна; вероятнее всего, она была написана
на заказ. Изначально в ней было 5 частей, однако судьба пятой части неизвестна.
Помимо серьёзной
музыки Моцарт сочинял на заказ лёгкую развлекательную музыку для придворных
балов, для вечерних или ночных концертов, которые в летнее время устраивались в
дворянских садах. Одним из популярных жанров того времени является и серенада. Так
появляется «Маленькая ночная серенада» — жизнерадостное и необыкновенно
гармоничное по форме воплощения произведение великого мастера.
Музыка,
которая по известности превзошла многие серьезные и глубокие классические
композиции, представляет собой миниатюрный камерный шедевр. Кажется, что она
способна неуловимо прозвучать и раствориться в эфире. Мимолетная и легкая как
вдох, она наполнена жизнерадостным смыслом, восторгом и упоением.
История создания
В мае
1787 года скончался горячо любимый отец Вольфганга Леопольд Моцарт. До самой
смерти он оставался для сына авторитетом и примером, их переписка полна
нежности, уважения и почитания. О кончине родителя Вольфганг Амадей Моцарт
сильно скорбел, он был глубоко подавлен в течение всего лета. Это одна из
причин, почему в тот период композиторского подъема было написано так немного
сочинений. Одним из них стал шедевр «Маленькая ночная серенада».
Известен
даже точный день, когда была создана эта миниатюра – 10 августа 1787 года. Но
по чьему заказу она была написана, и был ли вообще заказчик – большой вопрос.
Документов или свидетельств не сохранилось, но существует версия. Один из
исследователей творчества Моцарта, Дэвид Вейс, в своей полу-биографической,
полу-художественной книге «Возвышенное и прекрасное» рассказывает об этом так…
Летом 1787 года чета Моцартов праздновала
5-ую годовщину брака и ждала ребенка. Для Вольфганга это был период творческого
расцвета, его композиторское мастерство достигло апогея. Позади была «Свадьба Фигаро»,
а впереди – «Дон Жуан», 3 триумфальные симфонии, «Волшебная флейта» и
«Реквием».
Желая порадовать жену, он пишет в ее честь
«Маленькую ночную серенаду». Констанце немного обидно – ее знаменитый муж
столько произведений посвящает другим людям, даже ее собственной сестре,
Алоизии Вебер, в которую когда-то Вольфганг был влюблен. И вот она получает от
него трогательное подношение – самую прекрасную музыку, которую ей доводилось
когда-либо слышать.
Менее
романтично настроенные историки допускают все-таки, что серенада была кем-то
заказана. В 1799 году вдова Моцарта Констанца продала ее вместе с массой других
работ издательству, которое опубликовало ноты значительно позже. В какой
отрезок времени и по чьему умыслу исчезла 5 часть, невозможно даже
предположить. Похоже, что «Маленькая ночная серенада» - еще одна загадка,
которую оставил маэстро своим поклонникам.
Оригинальная
рукопись Моцарта долгое время находилась у частного коллекционера Карла
Воттерля. После войны он продал ее за 50000$. На вырученные деньги он открыл
издательство, которое впоследствии прогорело. В эпилоге факсимильного издания
записано: «Автограф «Маленькой ночной серенады» был найден мною (Манфред Горке)
в 1943 году после долгого нахождения в частных руках. В настоящее время он
хранится в библиотеке Bärenreiter в Базеле».
После
обретения, рукопись была снова на некоторое время утеряна. По последнему
сообщению газеты «Die Welt» от 6 мая 2006 года, манускрипт хранится в закрытой
коллекции в Базеле. Существуют очень хорошо сделанные глянцевые черно-белые
фотографии оригинала, которые доступны для широкого просмотра в Международном
фонде «Моцартеум» в Зальцбурге.
Содержание «Маленькой ночной серенады».
Жанр
серенады имеет несколько трактовок и богатую историю. «Sera» (в начале слова) с
итальянского переводится «вечер», «serena» - вечерняя песня трубадуров, певцов
любви. Это романс, который исполняет влюбленный под балконом возлюбленной,
аккомпанируя себе на гитаре или лютне. Романтичную таинственность пению придает
ночная темнота, скрывающая воздыхателя, и луна – извечный спутник сердечных
дел.
Позднее,
в эпоху барокко, жанр трансформировался в более массовый. Серенады писали для
торжественных празднеств на открытом воздухе и исполняли также в ночное время.
В Вене в садах и парках аристократических домов устраивались балы, ассамблеи,
вечера, на которых звучала подобная музыка. Для композиторов это служило
источником дохода. Авторству Моцарта принадлежит множество серенад, самая
известная из них - №13, соль-мажор.
«Eine kleine
Nachtmusik» (так в оригинале называется произведение) Моцарта близка по своему
характеру и строению дивертисменту или сюите. Она полна ликующей радости.
Словно после жаркого, душного дня наступил прохладный, освежающий вечер –
«serno» также переводится как «теплая погода».
Оживленный
быстрый темп передает эмоциональный порыв. Мелодия главной темы построена на
размашистых взлетах и напоминает живой разговорный диалог, а ритм
аккомпанемента подражает счастливо-возбужденной пульсации сердца человека, внезапно
получившего прекрасную весть.
Невозможно
оставаться спокойным во время звучания столь искренней, полной искрящегося
смеха музыки. В те времена ночные народные гуляния были не редки, и специально
для подобных случаев композиторы писали музыку для усиленных оркестров, чтобы
она эхом разносилась повсюду. У Моцарта же его серенада соль-мажор звучит
камерно, в исполнении струнного оркестра или квинтета (2 скрипки, альт,
виолончель и контрабас).
Несмотря
на небольшой объем (продолжительность не более 16 минут), она имеет безупречную
форму и законченность. Именно эта симметрия и лаконичность придают ей такую
легкость и изящество, что слушатель воспринимает ее на одном дыхании. Здесь нет
конфликтов или противоречий, это один уверенно развивающийся мотив, словно
ручей, несколько раз возвращающийся к истокам. Так повторяется тема-рефрен в
Рондо.
Обладатель
феноменальной памяти, Вольфганг вел подробный учет своим произведениям,
записывая в каталог каждое под определенным номером. В «Маленькой ночной
серенаде» из 5 частей по неизвестным причинам сохранилось только 4:
Allegro;
Romance;
Menuet;
Rondo.
Из
сохранившихся записок Моцарта следует, что был еще один менуэт между 1-ой и
2-ой частями. Но по какой причине он исчез, мы уже никогда не узнаем. Музыковед
Альфред Эйнштейн предположил, однако, что Соната для фортепиано си-бемоль мажор
(К.498а) и есть недостающий менуэт.
Издана
впервые она была лишь в 1827 году, через 36 лет после смерти автора и через 40
лет после сочинения. Это удивительный факт для музыки Моцарта, которая
преимущественно издавалась еще при его жизни.
«Маленькая ночная серенада» сегодня.
Ее
популярность мало с чем можно сравнить. Иногда это даже окрашено в негативный
тон, когда изысканную и утонченную музыку используют утилитарно. Так мелодия
Серенады №13 Соль-мажор звучит в качестве рингтона для мобильного телефона или
«фоном» на общественных мероприятиях для того, чтобы подчеркнуть торжественный
момент какого-либо события, или в рекламе.
Но и в
традиционных концертах – сценических или стилизованных под старину – эту музыку
играют часто. Ничто не способно отменить или умалить ее музыкальную ценность.
Существует много переложений для фортепиано и даже хоровые зарисовки.
Очаровательную обработку для малышей знают даже те, кто далек от мира
искусства. Серенаду, по-прежнему, любят профессиональные музыканты, исполняющие
ее струнным ансамблем или оркестром. А для любителей-меломанов эта мелодия
подобна драгоценности, которой никогда не устанешь любоваться.
«Маленькая ночная серенада» в кино
В
киноиндустрии серенаду тоже полюбили, во многих фильмах можно услышать отрывки
из разных частей произведения. И это доказывает в очередной раз универсальность
совершенной музыки Моцарта. Вот только некоторые из них:
Эйс
Вентура: Розыск домашних животных (1994);
Люди
Икс 2 (2003);
Бэтмен
(1989);
Чужой
(1979);
Мечта
Кейт (2015);
Костёр
тщеславия (1990);
Дежурный
папа (2003);
Равные
(2015);
Сердцеедки
(2001);
Все
без ума от Мэри (1998);
Близко
к сердцу (1996);
Девять
ярдов (2000).
"Маленькая
ночная серенада" - самое популярное сочинение Моцарта, если не считать его
"Турецкого марша". Но с ней не всё так ясно, как кажется.
Помните,
в знаменитом фильме Милоша Формана "Амадей" есть сцена в доме
умалишённых, где Сальери наигрывает святому отцу несколько мотивов: сначала из
своих произведений, а потом из "Маленькой ночной серенады". И святой
отец - явно не меломан - сразу же узнаёт эту мелодию:
Выглядит
вполне достоверно, но это обманчивое впечатление.
Только
один шанс из ста, что Сальери знал эту мелодию, и уж точно её не знала вся
Вена, как можно понять из этой сцены.
Сто лет в неизвестности.
Трудно,
конечно, поверить, но «Маленькая ночная серенада» была практически неизвестна
ни при жизни Моцарта, ни позже - в 19 веке - не только публике, но и
профессионалам. Но похоже, что это именно так: нет ни одного свидетельства, что
она исполнялась при жизни композитора, а также в течении ста лет после его
смерти.
Даже
крупный немецкий исследователь творчества Моцарта, автор его классической
трёхтомной биографии (1856 год) Отто Ян, не знал этого сочинения и ни слова не
сказал о нём в своём труде.
Ноты «Маленькой
ночной серенады» стали доступны широкому кругу профессионалов и любителей
только в 80-годы 19 века, спустя сто лет после смерти Моцарта, когда крупнейшее
немецкое издательство «Breitkopf & Härtel» опубликовало её большим тиражом.
Только после этого она стала исполняться и быстро стала набирать популярность.
Когда
Чайковский - преданный фанат Моцарта - писал по его примеру свою Серенаду для
струнного оркестра, он, скорее всего, тоже не знал «Маленькую ночную».
Сегодня
эта серенада популярна не меньше, чем «Времена года» Вивальди. А начальный
бодрый мотивчик стал чем-то вроде музыкального автографа Моцарта.
Чтобы в
этом убедиться, достаточно зайти в один из магазинов для туристов в Вене или
Зальцбурге (родины Моцарта). «Eine kleine Nachtmusik» бьёт все рекорды продаж в
виде нотного принта на майках, полотенцах, платках, зонтиках, сумках,
косметичках и звучит из любой музыкальной шкатулки.
Mozart:
Serenade No.13 - Divertimento No.15 [Karajan] (1965/2015)
Serenade
No.13 In G Major, K.525 “Eine Kleine Nachtmusik”
01.
1. Allegro
02.
2. Romance (Andante)
03.
3. Menuetto (Allegretto)
04.
4. Rondo (Allegro)
Divertimento
No.15 In B Flat Major, K.287
05.
1. Allegro
06.
2. Tema con variazioni: Andante grazioso
07.
3. Menuetto
08.
4. Adagio
09.
5. Menuetto
10.
6. Andante – Allegro molto
Berlin
Philharmonic Orchestra
Herbert
Von Karajan – conductor
Eine
kleine Nachtmusik (Serenade #13 for strings in G major), K. 525, is a 1787
composition for a chamber ensemble by Wolfgang Amadeus Mozart. The German title
means “a little serenade,” though it is often rendered more literally but less
accurately as “a little night music.” The work is written for an ensemble of 2
violins, viola, & cello with optional double bass, but is often performed
by string orchestras. On this release, Herbert von Karajan conducts the Berlin
Philharmonic for a performance of Mozart’s Eine Kleine Nachtmusik & Divertimento
KV 287.
---hdmusic.pw
K 287,
lamely known as the Divertimento in B Flat, is one of Mozart's greatest
creations. In some ways, it should not be here: it's too sidereal to be soiled
by immanence. Indeed, it doesn't quite belong in this world per se on the
testimony of its wonderment, grace and weaponized beauty. In it, one almost
sees the bonfire and not the sparks alone.
These
performances of K 287 and K 525 were recorded in the second year that Karajan
and the Berlin Phil holidayed in Switzerland (August of 1965). I've always been
drawn to them. There's something more to them than refined contributions from
the strings of the Berliners of Sixties vintage. Signs envelop us. Not in vain,
does one peer at the cover; the stillness of the Andante Grazioso would stop a
bull elephant; the Adagio is promissory: that which was lost will one day be
restored as meridian. Whatever they signify in the scheme of things, they're
played with éclat by a slimmed down Berlin Philharmonic at the zenith of its
fame. In doing so, K 525 is imbued with a symphonic strength - so be it!
The
latest remastering has de-souped these performances further. Horns ring out as
they should in the Divertimento.
Quite
obviously, if your palette is attuned to clipped phrasing, scrawny strings of
vinegar and nominal bass-line, there are plenty of alternatives in the land of
Nod. Otherwise, entreat something that is greater than yourself and
immeasurably so!
---Bernard
Michael O'Hanlon, amazon.com
download
(mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий