В
октябре 2019 года исполнилось 90 лет со дня крушения Нью-Йоркской фондовой
биржи, погрузившей страну в масштабную финансовую депрессию, которая в итоге
распространилась на весь мир и навсегда изменила ситуацию на финансовых рынках.
Трудно поверить, что это давно произошедшее событие и сегодня влияет на нашу
жизнь. Осенью фондовый рынок всегда кажется нестабильным. Вспомните «Черный четверг»
1994 или знаменитые дефолты 1997 - 1998 годов. Все эти печальные события
произошли осенью, независимо от того, было ли это вызвано характером финансовых
циклов, или как-то связано с нашим подсознательным страхом, длящимся последние
девяносто лет. Кто знает?
Экономические
кризисы, регулярно возникающие в капиталистическом обществе, являются
радикальным средством изменения всеобщего отношения к обыденным вещам,
привычкам и культуре. Конечно, «Великая депрессия» затронула и музыку.
Некоторые из величайших произведений нашего времени появились именно в этот
трудный период. Легкая и жизнелюбивая музыка «ревущих» двадцатых годов
сменилась мрачными мелодиями всеобщей депрессии. Музыкантам понадобилось
какое-то время, чтобы адаптироваться к изменившимся условиям, найти финансовую
поддержку, продюсеров и, конечно же, слушателей. Уже в начале 1930-х годов, по
мере углубления кризиса, поп-культура вообще
и поп-музыка в частности превратились в «посланников надежды и счастья»,
отвлекая внимание подавленной публики от реальности того времени.
А
пока, в 1929 году всё казалось в полном порядке. Экономика процветала, миллионы
американцев инвестировали свои средства в акции, растущий спрос на которые,
взвинчивал их стоимость. Спеша воспользоваться выгодами «бума» многие инвесторы
покупали акции в кредит, занимая необходимые средства в банках. Большинство
людей были уверены, что хорошие времена никогда не прекратятся. Такими же
оптимистичными и самоуверенными были и песни, как, например, типичный
воодушевляющий фокстрот 1929 года «Loveable and Sweet»,
полный оптимизма и веселья. Автор музыки к песне «Loveable and Sweet»
(«Любимая и сладкая»), композитор и пианист Оскар Левант (Oscar Levant) был близким другом Джорджа Гершвина (George Gershwin) и снялся в ряде его фильмов, включая
знаменитый «Rhapsody
in
Blue».
«Lovable and Sweet» - Annette Hanshaw (1929).
Эта песня написана для музыкального фильма «Street Girl» («Уличная девушка»), снятого Уодли Рагглсом (Wesley Ruggles), со звездами Бетти Компсон (Betty Compson), Джоном Харроном (John Harron) и Джеком Оки (Jack Oakie) в главных ролях. Несмотря на то, что это был первый
проект, снятый RKO Radio Pictures, фильм был очень успешным в прокате, составив
почти половину прибыли РКО за весь год.
Для
исполнительницы песни Кэтрин Аннетт Хэншоу (Catherine Annette Hanshaw) название
песни «Любимая и сладкая» были не просто слова, это было жизненное кредо
певицы. Она жила именно такой жизнью. Аннетт Хэншоу аккомпанировали лучшие
джазовые музыканты того времени: Джек Тигарден, Мортон Дауни, Мифф Крот, Эдди
Лэнг, Джо Венут, Фил Наполеон, Ред Николс, Эдриан Ролини, Бенни Гудман, Джимми
и Томми Дорси. Чтобы увеличить свою долю на рынке, ее песни выпускались под
разными именами: Пэтси Янг, Дот Дэре, Гей Эллис, Мэрион Ли, Бетти Ллойд, Джанет
Шоу, Френсис Хопвуд, Этель Бингем и Лейла Сэнфорд, хотя все знали, кто стоит за
этим на самом деле. Хотя в общенациональном опросе Radioland Хэншоу была названа
самой популярной певицей Америки конца 1920-х годов, сегодня её имя практически
забыто.
Но
вот прошел всего год, за который произошел обвал американского фондового рынка,
а вместе с ним и крах надежд миллионов американцев на безбедную, обеспеченную жизнь.
Музыкальная индустрия изо всех сил пыталась оставаться жизнерадостной, но в
песнях стали появляться тревожные нотки. Хотя в названии этой «Песни без
названия» («The Song Without A Name») нет и намека на депрессию, её текст уже отражают страх,
тревогу и беспокойство за будущее.
«The Song Without A Name» - Rudy Vallee (1930).
По мере углубления
депрессии музыка всё больше менялась. Песни стали более эмоциональными и
мелодичными, а их тексты стали одержимы мечтами о лучшем жизни. Песня «Когда
пастух пригонит овец домой», написанная известным голливудским композитором и
лириком Гарри Уорреном (Harry
Warren) на стихи
поэта-песенника Эдгара Лесли (Edgar
Leslie), вероятно, вошла в
эту категорию.
«Я запустил свой
корабль мечты, чтобы плыть по океану...
Я продолжаю молиться своей счастливой
звезде...
Мой мир будет цвести розами... и т.д.».
Упомянутый в тексте
пастух, возможно, является аллегорией лидера, способного вернуть людей (овец)
на путь комфорта, процветания и счастья. Обратите внимание, что эта песня была
опубликована примерно за два года до появления «Нового курса» Франклина Д.
Рузвельта.
«When The Shepherd Leads
The Sheep Back Home» - Guy Lombardo (1931).
Во время Великой
депрессии многие авторы сочиняли песни, призванные воодушевить людей и дать им
надежду на лучшее. Названия некоторых из них говорят сами за себя: «Счастливые
дни снова вернулись» (1930), «Счастливые дни» (1930), «Смех над жизнью» (1930),
«Оставь свои проблемы во сне» (1931), «Облака скоро пройдут мимо» (1932),
«Наступает новый день» (1933).
К
1932 году ситуация ещё более ухудшилась. Безработица затронула практически на
все отрасли экономики, денежные накопления людей иссякли, а, главное, не было
никаких надежд на будущее. К 1935 году половина американских банков и компаний
были разорены. Даже «Ford Motor Company», крупнейший работодатель в стране,
закрывала свои отделения. Миллионы людей бродили по стране в поисках хоть какой-то
работы, побираясь и воруя. «Northern Pacific Railway» оценила количество
вышвырнутых из товарных вагонов бродяг в 683 тысячи человек за год! В это время
разбитых надежд и пустых карманов расцвела одна из отвратительнейших форм
индустрии развлечений – танцевальные марафоны. Для одних они были способом
отвлечься от своих страданий, наблюдая за чужими, а для других – единственным средством
к существованию.
Примерно
в это же время композиторы и поэты стали делать явные попытки подбодрить
публику. Во всю мощь заработала голливудская «Фабрика грёз» создавая «Великую
иллюзию» роскошной, беззаботной жизни. В песнях преобладающим стал тон надежды:
«Всё наладится, скоро наступят хорошие времена, надо только подождать». Мало,
где это лучше выражено, как в песне композитора и лирика Гарри Вудса (Harry Woods) «The Clouds Will Soon Roll By».
«Ночь кажется темней
перед рассветом,
Как раз перед самым
рассветом,
Тогда, когда он
вот-вот наступит.
Скоро мы увидим солнечное
небо,
Пришло время высушить
твои слезы.
... мы найдем светлую
сторону,
облака скоро пройдут
мимо.
Надо просто
подождать,
Завтра будет счастливый день... и т.д.».
«The Clouds
Will Soon Roll By» - Henry Hall And His Orchestra; Vocalist: Val Rosing.
Безусловно, песни
помогали людям пережить трудные времена, добавляя немного юмора в кажущуюся
беспросветной жизнь, давая возможность на какое-то время отвлечься от проблем.
Песня композитора Майкла Клири (Michael
Cleary) на стихи Мозе
Зиглера (Mose
Sigler) «Here It is Monday and I've Still Got A Dollar»
является примером такого юмора. Это песня о студенте колледжа, который является
сегодня «королем финансов», потому что у него есть доллар в кармане.
Несомненно, эта песня помогала поднять настроение миллионам людей, создавая иллюзию, что все они находятся в
одной лодке.
«Неделя только
начинается, а перспективы уже радужные.
Я король финансов,
несмотря на прошедшие выходные.
Сейчас понедельник, а
у меня еще есть доллар.
Я банкир в кампусе,
потому что у меня еще есть деньги».
«Here It Is Monday And I've Still Got A Dollar» - Fred
Waring (1932).
Депрессия
продолжалась в течение всех 1930-х годов, хотя, благодаря усилиям многих
правительственных программ, условия постепенно улучшались. Потребовалась 2-я
мировая война, чтобы оставить последствия депрессии в прошлом. Даже после
десяти мучительных лет эта тема все еще появлялась в музыке, отражая дух и способность американского
народа адаптироваться к трудностям.
«Я изменил свой образ
жизни, свою точку зрения....
Без денег я
справлюсь.
Получить луну,
получить парк, чтобы прогуляться не стоит мне ни цента
Больше ничего не
имеет значения,
признаюсь, я никогда
не чувствовал себя лучше…
Эта песня «Never Felt Better, Never Had Less» из голливудского
песенного альбома 1939 года, написанная композитором, связанным с Tin Pan Alley Абелем Бэром (Abel Baer). Альбом содержит 21 песню,
предположительно из фильмов, однако фильмы, с которыми каждая песня может быть
связана, не перечислены. На обложке представлены фотографии многих поющих кинозвезд
того времени, таких как Джуди Гарланд, Бинг Кросби и Дон Амече.
«Never Felt Better, Never
Had Less» - Gene Krupa & His Orchestra (1938).
Совсем скоро тон
музыки и содержание текстов песен поменяется самым кардинальным образом. 1940-е
годы диктовали высокий спрос на патриотические темы. Америка готовилась к
мировой войне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий