среда, 19 января 2022 г.

The Stock Market Blues, Remembering The Great Depression – Блюз фондового рынка. Вспоминая Великую Депрессию (1929 - 1940 гг.).


В октябре 2019 года исполнилось 90 лет со дня крушения Нью-Йоркской фондовой биржи, погрузившей страну в масштабную финансовую депрессию, которая в итоге распространилась на весь мир и навсегда изменила ситуацию на финансовых рынках. Трудно поверить, что это давно произошедшее событие и сегодня влияет на нашу жизнь. Осенью фондовый рынок всегда кажется нестабильным. Вспомните «Черный четверг» 1994 или знаменитые дефолты 1997 - 1998 годов. Все эти печальные события произошли осенью, независимо от того, было ли это вызвано характером финансовых циклов, или как-то связано с нашим подсознательным страхом, длящимся последние девяносто лет. Кто знает?
Экономические кризисы, регулярно возникающие в капиталистическом обществе, являются радикальным средством изменения всеобщего отношения к обыденным вещам, привычкам и культуре. Конечно, «Великая депрессия» затронула и музыку. Некоторые из величайших произведений нашего времени появились именно в этот трудный период. Легкая и жизнелюбивая музыка «ревущих» двадцатых годов сменилась мрачными мелодиями всеобщей депрессии. Музыкантам понадобилось какое-то время, чтобы адаптироваться к изменившимся условиям, найти финансовую поддержку, продюсеров и, конечно же, слушателей. Уже в начале 1930-х годов, по мере углубления кризиса, поп-культура вообще  и поп-музыка в частности превратились в «посланников надежды и счастья», отвлекая внимание подавленной публики от реальности того времени.
А пока, в 1929 году всё казалось в полном порядке. Экономика процветала, миллионы американцев инвестировали свои средства в акции, растущий спрос на которые, взвинчивал их стоимость. Спеша воспользоваться выгодами «бума» многие инвесторы покупали акции в кредит, занимая необходимые средства в банках. Большинство людей были уверены, что хорошие времена никогда не прекратятся. Такими же оптимистичными и самоуверенными были и песни, как, например, типичный воодушевляющий фокстрот 1929 года «Loveable and Sweet», полный оптимизма и веселья. Автор музыки к песне «Loveable and Sweet» («Любимая и сладкая»), композитор и пианист Оскар Левант (Oscar Levant) был близким другом Джорджа Гершвина (George Gershwin) и снялся в ряде его фильмов, включая знаменитый «Rhapsody in Blue».
«Lovable and Sweet» - Annette Hanshaw (1929).
Эта песня написана для музыкального фильма «Street Girl» («Уличная девушка»), снятого Уодли Рагглсом (Wesley Ruggles), со звездами Бетти Компсон (Betty Compson), Джоном Харроном (John Harron) и Джеком Оки (Jack Oakie) в главных ролях. Несмотря на то, что это был первый проект, снятый RKO Radio Pictures, фильм был очень успешным в прокате, составив почти половину прибыли РКО за весь год. 
Для исполнительницы песни Кэтрин Аннетт Хэншоу (Catherine Annette Hanshaw) название песни «Любимая и сладкая» были не просто слова, это было жизненное кредо певицы. Она жила именно такой жизнью. Аннетт Хэншоу аккомпанировали лучшие джазовые музыканты того времени: Джек Тигарден, Мортон Дауни, Мифф Крот, Эдди Лэнг, Джо Венут, Фил Наполеон, Ред Николс, Эдриан Ролини, Бенни Гудман, Джимми и Томми Дорси. Чтобы увеличить свою долю на рынке, ее песни выпускались под разными именами: Пэтси Янг, Дот Дэре, Гей Эллис, Мэрион Ли, Бетти Ллойд, Джанет Шоу, Френсис Хопвуд, Этель Бингем и Лейла Сэнфорд, хотя все знали, кто стоит за этим на самом деле. Хотя в общенациональном опросе Radioland Хэншоу была названа самой популярной певицей Америки конца 1920-х годов, сегодня её имя практически забыто.  
Но вот прошел всего год, за который произошел обвал американского фондового рынка, а вместе с ним и крах надежд миллионов американцев на безбедную, обеспеченную жизнь. Музыкальная индустрия изо всех сил пыталась оставаться жизнерадостной, но в песнях стали появляться тревожные нотки. Хотя в названии этой «Песни без названия» («The Song Without A Name») нет и намека на депрессию, её текст уже отражают страх, тревогу и беспокойство за будущее.
«The Song Without A Name» - Rudy Vallee (1930).
По мере углубления депрессии музыка всё больше менялась. Песни стали более эмоциональными и мелодичными, а их тексты стали одержимы мечтами о лучшем жизни. Песня «Когда пастух пригонит овец домой», написанная известным голливудским композитором и лириком Гарри Уорреном (Harry Warren) на стихи поэта-песенника Эдгара Лесли (Edgar Leslie), вероятно, вошла в эту категорию.
«Я запустил свой корабль мечты, чтобы плыть по океану...
  Я продолжаю молиться своей счастливой звезде...
  Мой мир будет цвести розами... и т.д.».
Упомянутый в тексте пастух, возможно, является аллегорией лидера, способного вернуть людей (овец) на путь комфорта, процветания и счастья. Обратите внимание, что эта песня была опубликована примерно за два года до появления «Нового курса» Франклина Д. Рузвельта.
«When The Shepherd Leads The Sheep Back Home» - Guy Lombardo (1931).
Во время Великой депрессии многие авторы сочиняли песни, призванные воодушевить людей и дать им надежду на лучшее. Названия некоторых из них говорят сами за себя: «Счастливые дни снова вернулись» (1930), «Счастливые дни» (1930), «Смех над жизнью» (1930), «Оставь свои проблемы во сне» (1931), «Облака скоро пройдут мимо» (1932), «Наступает новый день» (1933).
К 1932 году ситуация ещё более ухудшилась. Безработица затронула практически на все отрасли экономики, денежные накопления людей иссякли, а, главное, не было никаких надежд на будущее. К 1935 году половина американских банков и компаний были разорены. Даже «Ford Motor Company», крупнейший работодатель в стране, закрывала свои отделения. Миллионы людей бродили по стране в поисках хоть какой-то работы, побираясь и воруя. «Northern Pacific Railway» оценила количество вышвырнутых из товарных вагонов бродяг в 683 тысячи человек за год! В это время разбитых надежд и пустых карманов расцвела одна из отвратительнейших форм индустрии развлечений – танцевальные марафоны. Для одних они были способом отвлечься от своих страданий, наблюдая за чужими, а для других – единственным средством к существованию.
Примерно в это же время композиторы и поэты стали делать явные попытки подбодрить публику. Во всю мощь заработала голливудская «Фабрика грёз» создавая «Великую иллюзию» роскошной, беззаботной жизни. В песнях преобладающим стал тон надежды: «Всё наладится, скоро наступят хорошие времена, надо только подождать». Мало, где это лучше выражено, как в песне композитора и лирика Гарри Вудса (Harry Woods) «The Clouds Will Soon Roll By».

«Ночь кажется темней перед рассветом,
Как раз перед самым рассветом,
Тогда, когда он вот-вот наступит.
Скоро мы увидим солнечное небо,
Пришло время высушить твои слезы.
... мы найдем светлую сторону,
облака скоро пройдут мимо.
Надо просто подождать,
 Завтра будет счастливый день... и т.д.».

«The Clouds Will Soon Roll By» - Henry Hall And His Orchestra; Vocalist: Val Rosing.
Безусловно, песни помогали людям пережить трудные времена, добавляя немного юмора в кажущуюся беспросветной жизнь, давая возможность на какое-то время отвлечься от проблем. Песня композитора Майкла Клири (Michael Cleary) на стихи Мозе Зиглера (Mose Sigler) «Here It is Monday and I've Still Got A Dollar» является примером такого юмора. Это песня о студенте колледжа, который является сегодня «королем финансов», потому что у него есть доллар в кармане. Несомненно, эта песня помогала поднять настроение миллионам людей,  создавая иллюзию, что все они находятся в одной лодке.

«Неделя только начинается, а перспективы уже радужные.
Я король финансов, несмотря на прошедшие выходные.
Сейчас понедельник, а у меня еще есть доллар.
Я банкир в кампусе, потому что у меня еще есть деньги».

«Here It Is Monday And I've Still Got A Dollar» - Fred Waring (1932).
Депрессия продолжалась в течение всех 1930-х годов, хотя, благодаря усилиям многих правительственных программ, условия постепенно улучшались. Потребовалась 2-я мировая война, чтобы оставить последствия депрессии в прошлом. Даже после десяти мучительных лет эта тема все еще появлялась в музыке,  отражая дух и способность американского народа адаптироваться к трудностям.

«Я изменил свой образ жизни, свою точку зрения....
Без денег я справлюсь.
Получить луну, получить парк, чтобы прогуляться не стоит мне ни цента
Больше ничего не имеет значения,
признаюсь, я никогда не чувствовал себя лучше…

Эта песня «Never Felt Better, Never Had Less» из голливудского песенного альбома 1939 года, написанная композитором, связанным с Tin Pan Alley Абелем Бэром (Abel Baer). Альбом содержит 21 песню, предположительно из фильмов, однако фильмы, с которыми каждая песня может быть связана, не перечислены. На обложке представлены фотографии многих поющих кинозвезд того времени, таких как Джуди Гарланд, Бинг Кросби и Дон Амече.
«Never Felt Better, Never Had Less» - Gene Krupa & His Orchestra (1938).
Совсем скоро тон музыки и содержание текстов песен поменяется самым кардинальным образом. 1940-е годы диктовали высокий спрос на патриотические темы. Америка готовилась к мировой войне.

Комментариев нет:

Отправить комментарий