Американский
блюзовый музыкант Биг Уолтер Хортон (Big Walter "Shakey" Horton)
считается одной из самых ключевых фигур в исполнении блюза на губной гармонике
– ведь его стиль моментально узнаваем. Знаменитый блюзмен Вилли Диксон (Willie
Dixon) назвал Хортона «лучшим игроком на гармонике, которого я когда-либо
слышал». Американский писатель и музыковед Роберт Палмер (Robert Palmer) назвал
его «одним из трех великих солистов современного блюза на гармонике, а двое
других - Литтл Уолтер (Little Walter) и Сонни Бой Уильямсон II (Sonny Boy Williamson
II)».
Хортон
родился 6 апреля 1917 года в Хорн Лэйк, штат Миссисипи. Сам музыкант утверждал,
что родился в 1917 году, но часто его датой рождения указывают 6 апреля 1918
года. В некоторых источниках указаны 1917 или 1921 год.
Уже с
пяти лет Уолтер интересовался гармоникой. Отец подарил ему этот музыкальный
инструмент на день рождения, и мальчик ежедневно самостоятельно учился играть.
Как говорил сам Хортон, первые его записи были сделаны в конце 20-х годов
вместе с коллективом «Memphis Jug Band», но документальных подтверждений его
словам не было найдено, и некоторые исследователи блюза заявили, что эта
история, вероятно, была сфабрикована самим Хортоном.
Как и
многие его сверстники, на протяжении большей части своей карьеры он жил на
скудный доход и страдал от дискриминации в расово сегрегированных США. В 1930-х
годах он играл с исполнителями "блюза дельты" Робертом Джонсоном,
Джонни Шайнсом и Дэвидом Эдвардсом (David “Honeyboy” Edwards) и выступал в роли
аккомпаниатора с Бигом Джо Уильямсоном и Ма Рейни. Принято считать, что Хортон
был впервые записан в Мемфисе, когда он поддерживал гитариста Литтла Бадди
Дойла на записях для «Okeh Records» и «Vocalion Records» в 1939 году.
Официально известны его первые записи, сделанные в Мемфисе. Это были пластинки
1939 года для «Okeh» и «Vocalion». На этих записях индивидуальный стиль Хортона
еще не был полностью реализован, но молодому артисту предрекали большое
будущее.
В 40-х
годах музыкант ненадолго ушел со сцены по причине проблем со здоровьем и
работал в основном вне музыкальной индустрии.
К началу
1950-х Хортон снова начал заниматься музыкой. Он был одним из первых, кого на
«Sun Records», позже открывший для звукозаписи Элвиса Пресли, Карла Перкинса и
Джонни Кэша. Во время записи для «Sun» Хортона сопровождал молодой пианист
Финеас Ньюборн-младший, который позже стал известным джазовым пианистом.
Инструментальный трек Хортона «Easy», записанный примерно в это время, был
основан на песне Айвори Джо Хантера «Я почти сошел с ума».
В начале
1950-х Уолтер появился на чикагской блюзовой сцене, часто играя с музыкантами
из Мемфиса и Дельты, включая гитаристов Эдди Тейлора и Джонни Шайнса. Когда в
конце 1952 года Джуниор Уэллс покинул группу Мадди Уотерса, Хортон на время
заменил его. Они успели вместе записать песни: «Flood», «She’s Alright», «My Life Is Ruined» и «Sad Sad Day». Но вскоре Хортона выгнали из
группы за пьянство (а по некоторым версиям, за большое количество
самостоятельных выступлений в ущерб блюз-бенду Мадди).
К тому
времени уже сформировался необычный стиль игры музыканта. Он стал новатором,
придумав метод блокировки языком губной гармошки во время игры. Стиль Хортона
представлял собой сочетание ритмической и мелодической игры. А из-за движений
головой в момент игры Уолтера прозвали «Shakey». Вообще, музыкант записывался
реже своих коллег, потому что, обладая ярким талантом, деловой хваткой Уолтер
никогда не мог похвастаться.
В 60-х
годах музыкант стал популярен и среди белой аудитории. Его игра была по
достоинству оценена, и в 1964 году он записал альбом полного формата «The Soul
of Blues Harmonica». После его записи Уолтер много гастролировал. В период
гастролей в Соединенном Королевстве в 1968 году был записан альбом «Southern
Comfort» с экс-музыкантом группы «Savoy Brown» Мартином Стоуном.
В 70-х
годах Уолтер играл на «Maxwell Street» в Чикаго. Он выступал на фестивалях
блюза и фолк-музыки в Соединенных Штатах и Европе, часто с «Chicago All-Stars»
Вилли Диксона. Хортон также принимал участие в записи блюзовых и рок-звезд,
таких как «Fleetwood Mac» и «Johnny Winter». В конце 1970-х он гастролировал по
Соединенным Штатам с Джеймсом Уильямсоном, Гвидо Синклером, Эдди Тейлором,
Ричардом Молиной, Брэдли Пирсом Смитом и Полом Небензалом, а также выступал на
Национальном общественном радио. В этот период были выпущены два лучших
сборника работ Хортона - «Mouth-Harp Maestro» и «Fine Cuts». Также следует
отметить альбом «Big Walter Horton and Carey Bell», выпущенный «Alligator
Records» в 1972 году.
Последняя
запись музыканта датируется 1980 годом и называется «Little Boy Blue». Причиной
смерти Бига Уолтера Хортона в 64-летнем возрасте стала сердечная
недостаточность. Уолтера похоронили на кладбище Restvale Cemetery в городе
Элсайпе, в штате Иллинойс.
За
заслуги музыканта посмертно ввели в Зал славы блюза в 1982 году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий