пятница, 2 апреля 2021 г.

Композиторы русского романса. Таскин Алексей Владимирович (1871 – 1942 гг.).

Алексей Таскин и Анастасия Вяльцева.

Русский романс.

Русский-советский композитор, заслуженный деятель культуры Алексей Владимирович Таскин появился на свет 140 лет назад, 4 февраля 1871 года, в Барнауле, в семье потомственного горного инженера Владимира Алексеевича Таскина. Автор свыше 400 музыкальных произведений Таскин наиболее известен, как создатель многих популярных романсов, входивших в репертуар Александра Давыдова, Анастасии Вяльцевой, Изабеллы Юрьевой и других известных исполнителей русского романса.

Родоначальником династии был прадед композитора Николай Таскин, происходивший из солдатских детей, начинавший копиистом в 1796 году на Нерчинских заводах. Его сыновья Петр, Михаил, Андрей и Алексей получили высшее образование и служили на горных заводах России. Дед и тезка Алексея Таскина был правителем дел Нерчинского горного округа и начальником отдела Главного управления при генерал-губернаторе Восточной Сибири, а с 1842 года – управляющим Локтевским заводом Алтая. Его имя можно прочитать в дневнике Вильгельма Кюхельбекера. 16 июля 1839 года декабрист, будучи в Иркутске, отметил, что «третьего дня приехал сюда майор Алексей Николаевич Таскин… - очень милый и добрый, вдобавок умный, образованный человек; он здешний уроженец. Читал он мне два своих стихотворения: описание окрестностей Чинданта и поэмку «Два чолдона». Последняя особенно хороша». Приметой культурной жизни Иркутска в 1840-х годах были любительские спектакли и концерты, которые устраивались у генерал-губернатора Вильгельма Руперта. Современники отмечали, что в них принимал деятельное участие горный инженер Алексей Таскин, обладавший незаурядным драматическим дарованием. Другой дед будущего музыканта Александр Савицкий происходил из дворян, также служил на Алтайских заводах: помощником управляющего Барнаульской главной лабораторией, заведующим библиотекой, музеем, обсерваторией, управляющим Барнаульским окружным училищем, правителем дел Горного совета Алтайских заводов. Известно, что он преподавал в окружном училище французский язык, минералогию, геодезию, маркшейдерское искусство, горное искусство, химию и пробирное искусство. 

Владимир Алексеевич Таскин.

Отец Алексея Таскина, Владимир, после окончания Горного института также служил на Алтае, занимал должности помощника управляющего Локтевским заводом, управляющего Павловским заводом, правителя дел Горного совета Алтайского округа и вышел в отставку в 1881 году в чине полковника. Дяди будущего композитора Михаил, Николай, Александр Таскины, Александр Савицкий-младший, двоюродные братья Александр, Андрей и Евгений Таскины и другие также являлись горными инженерами. Семья Таскиных имела родство со многими кланами специалистов горного дела, в том числе и широко известными на Алтае: с Чебаевскими, Прангами, Полетика, Татариновыми, Карпинскими, Фрезе и другими. А Петр Фрезе, горный инженер Павловского и Барнаульского заводов, сын начальника Алтайского округа Александра Фрезе, был женат на Надежде Таскиной, двоюродной бабушке будущего музыканта.

Маленький Алексей рано проявил музыкальный дар. Ему не было еще и четырех лет, а он уже наигрывал на рояле до полусотни популярных мелодий. Мужчины в семье Таскиных несколько поколений были горными инженерами, и он после окончания Петербургского реального училища тоже намеревался поступить в Горный институт. Но знакомство с оперным певцом Николаем Фигнером, братом будущей революционерки Веры Фигнер, переменило его планы – юноша решил всецело посвятить себя музыке.

Анастасия Вяльцева – «Жажду свидания» (акк. А.В. Таскин).

Начинал Алексей Таскин как аккомпаниатор. С годами этот его талант настолько развился, что его приглашали к сотрудничеству выдающиеся русские и зарубежные певцы. А первый публичный успех в качестве аккомпаниатора на благотворительном концерте в 1889 году подтвердил правильность избранного им творческого пути. Однако молодой человек рано проявил себя и как композитор. Раскрытию этого таланта способствовало знакомство с профессором Петербургской консерватории Николаем Соловьевым, у которого он прошел курс теории композиции. В итоге уже в восемнадцатилетнем возрасте Алексей Таскин начал композиторскую деятельность. А всего за жизнь он стал автором более 400 романсов, песен и мелодекламаций. Среди них: «Бывало-бывало», «Песня цыганки». «Помнишь ночь?», «Тихо кругом», «Я люблю», «Не в силах я забыть», «Солнце заходит» и другие, изданные в Москве, Петербурге и Лейпциге. И всё же, пожалуй, наибольшую известность Таскин получил как автор песни “Геройский подвиг”, которая наряду со знаменитой и сегодня “Врагу не сдается наш гордый “Варяг” была широко известна в начале прошлого века. Исполнителями произведений Алексея Владимировича являлись выдающиеся отечественные певцы: Медея и Николай Фигнеры, Александр Давыдов, Анастасия Вяльцева и Изабелла Юрьева.

Анастасия Вяльцева – «Лети, лети мечта любви» (акк. А.В. Таскин).

В начале прошлого века Таскин десять лет сотрудничал с популярной исполнительницей русских народных песен и романсов Анастасией Вяльцевой, что стало важной вехой его творчества. Рядом с прославленной певицей Алексей Владимирович показал себя как виртуозный аккомпаниатор. Специалисты отмечали, что при внешней виртуозности аккомпанемент Таскина составлял единую музыкально-драматическую интерпретацию песни или романса, создавал ощущение цельного замысла, который воплощался в поразительном слиянии партий солирующего голоса и фортепиано. Алексей Владимирович с хрупкой нежностью создавал узорный фон своего аккомпанемента, полностью оказываясь в мелодике Вяльцевой. Вот как писала пресса об этом неподражаемом дуэте: «Задорные носовые нотки прозрачных вяльцевских бельканто падали на звуки пианино, словно падает жемчуг на серебряное блюдо». Сам же аккомпаниатор главной своей задачей считал умение точно уловить желания, намерения и эмоциональное состояние вокалиста. В интервью он подчеркивал: «Чем мягче у аккомпаниатора удар, тем он менее заглушает голос певца и лучше выделяет задуманные певцом эффекты». После смерти Вяльцевой Таскина пытались ангажировать многие исполнительницы: Мария Башарина, Надежда Плевицкая, а также Наталья Тамара, совершившая с ним большое концертное турне.

Римма Волкова – «Помнишь ночь» (А. Таскин - И. Северянин). Романс из репертуара Анастасии Вяльцевой исполняет народная артистка России, ведущая солистка Кировского (Мариинского) театра Римма Волкова. Фотокарточки из личного архива Риммы Волковой. Запись Петербургской студии грамзаписи, 1994 год.

Таскин активно занимался педагогической работой, подготавливая с артистами оперные партии. Музыковеды говорили о нем: «Никто не может так хорошо научить дикции и фразировке, как Таскин». Долгое время Алексей Владимирович руководил различными симфоническими оркестрами. Несколько десятилетий его фамилия бессменно украшала собой программы значительных концертов в обеих столицах. К примеру, целых семь лет, с 1898 по 1905 год он дирижировал знаменитым симфоническим оркестром Павловского вокзала. Интересно, что здание вокзала первой в России железной дороги, конечно же, не было приспособлено для концертов, там не было даже эстрады для оркестра, и музыканты выступали прямо в залах, на хорах или в саду на специально построенной эстраде. Посещение концертов в Павловске было любимым времяпрепровождением петербургской публики. Достаточно сказать, что там десять лет дирижировал оркестром Иоганн Штраус, приглашение выступить в Павловском вокзале считали за честь дирижеры Рикардо Дриго, Александр Глазунов, Рейнгольд Глиэр, Aнатолий Лядов, Даниил Похитонов и другие.

Анастасия Вяльцева – «И для меня придет весна» (акк. А.В. Таскин)

В годы революции и Гражданской войны Алексей Владимирович работал дирижером в Современном театре, заведовал музыкальной частью драматического театра Народного дома и при комендатуре, был военным капельмейстером в 1-м батальоне охраны Петрограда.

Анастасия Вяльцева – «Ветер» (сл. и муз. А.В. Таскина, акк. автор)

В послереволюционный период, в годы НЭПа в Советской России широкое распространение получили различные жанры песенного исполнительства. В 1922 году возник просуществовавший почти пятнадцать лет дуэт Алексея Таскина с Мариной Нижальской. Это был жанр так называемых интимных песенок, или «песен печали и радости». Таскин, обладавший острым чутьем на таланты, открыл оригинальное дарование исполнительницы романсов Изабеллы Юрьевой. В репертуаре уроженки Ростова-на-Дону были цыганские и русские песни и романсы. В 1922 году она оказалась в Москве и вместе с сестрой Анной пришла на улицу Коломенскую, 7 к опытному эстрадному пианисту. Позже певица вспоминала: - Когда я кончила петь романс, Таскин сказал: «У вас прекрасный природой поставленный голос, можно брать ноты и выходить на сцену». Я оторопела: «Как, сразу на сцену?». И верно, вскоре начинающая певица стала любимой, популярной и знаменитой.

Изабелла Юрьева – «Саша».

Но к концу 1920-х годов атмосфера вокруг исполнителей русского романса, презрительно называемого «цыганщиной», начала сгущаться. Изабелла Юрьева вынуждена была на семь лет уехать с мужем во Францию к его родственникам. Ее концерты в Париже имели грандиозный успех, западные импресарио предлагали ей невероятные контракты, приглашали сняться в фильме в роли цыганки. Но Юрьева предпочла возвратиться в Советский Союз. Увы, дуэт с Таскиным уже не мог получиться. Ее травили в печати, требовали «осоветить» репертуар певицы, изменять текст классических романсов. В 1940 году «за неявку на работу» против нее возбудили уголовное дело.

Изабелла Юрьева – «Если можешь прости».

В годы Великой Отечественной войны Изабелла Юрьева ездила на фронт в составе концертных бригад, выступала в госпиталях, на призывных пунктах, побывала на Карельском фронте, в разрушенном Сталинграде. Исполняла патриотические песни, но фронтовики требовали спеть: «Сашу», «Белую ночь», «Прощай, мой табор!», «Пой, цыган» и другие романсы. После войны она объездила с гастролями весь Советский Союз. Исполняла старинные романсы, современные лирические песни. В разгар очередной компании борьбы с «легким жанром» певица отказалась петь навязанные идеологами песни. Свой последний концерт она дала в апреле 1964 года в ленинградском театре эстрады, оставшись в сердцах поклонников легендой, «Белой цыганкой», «Мадам-вечный аншлаг», «Королевой романса». Прославленной Изабелле Юрьевой присвоили звание народной артистки России лишь в 1992 году. Она скончалась в Москве 20 января 2000 года на 101-м году жизни.

С 1931 года Алексей Владимирович работал штатным аккомпаниатором ГОМЭЦ – Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий, а также Ленконцерта. За 45 лет работы Таскин совершил свыше 450 концертных турне по всей стране, аккомпанировал более шести тысяч раз. Музыкант говорил: «Своей профессией, несмотря на ее трудности, я доволен. А трудна она очень. Для того, чтобы быть хорошим пианистом, надо еще уметь отгадывать желание исполнителей. Надо сохранять всегда полное самообладание».

Последние два года жизни Алексей Владимирович провел в ленинградском Доме ветеранов сцены и умер в блокаду 13 ноября 1942 года на 72-м году жизни.

Владимир Алексеевич Таскин.

У Алексея Владимировича было несколько детей. Сыновья Сергей и Владимир учились мастерству у известного ленинградского пианиста Игнатия Гляссера. Первый впоследствии стал пианистом, умер за год до кончины отца, в 1941 году. Второй – Владимир – свою творческую деятельность начал еще в 1917 году в качестве чтеца на сцене и эстраде Петрограда, затем работал в ряде ленинградских театров, в том числе в театре имени Ленсовета. Но советской публике он был больше известен как артист кино. Владимир Таскин с 1928 по 1959 год снялся в двадцати фильмах. Среди них такие, как «Дубровский», «Юность поэта», «Пугачев», «Сильва», «Небесный тихоход», «Встреча на Эльбе», «Пржевальский», «Римский-Корсаков» и «Хождение по мукам». Эти картины востребованы и сегодня, а фотографии героев картин Владимира Таскина можно найти в книгах искусствоведов и в Интернете. Жена еще одного его сына, Николая – Елена Аносова-Таскина, - также была актрисой. А дочь композитора Вера выходила замуж за оперного певца Степана Балашова, бывшего мужа племянницы Константина Станиславского, всемирно признанного теоретика реалистического театрального искусства. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий