Фёдор
Иванович Шаляпин (1 (13) февраля 1873, Казань — 12 апреля 1938, Париж) —
русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого
и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный
артист Республики (1918—1927, звание возвращено в 1991), в 1918—1921 годах —
художественный руководитель Мариинского театра.
Имеет
репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирождённую музыкальность,
яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство». Занимался также
живописью, графикой и скульптурой, снимался в кино. Оказал большое влияние на
мировое оперное искусство.
Биография:
«Сын
крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837—1901),
представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). Мать Шаляпина —
крестьянка из д. Дудинцы Кумёнской волости (Кумёнский район Кировской области),
Евдокия Михайловна (в девичестве Прозорова). Иван Яковлевич и Евдокия
Михайловна повенчались 27 января 1863 года в Преображенской церкви села
Вожгалы. В детстве Шаляпин был певчим. Мальчиком его отдали на обучение
сапожному делу к сапожникам Н. А. Тонкову, затем В. А. Андрееву. Получил
начальное образование в частной школе Ведерниковой, затем в Четвёртом
приходском училище в Казани, позже в Шестом начальном училище.
Начало
карьеры
Началом
своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в
драматическую труппу В. Б. Серебрякова. Вначале на должность статиста.
29 марта
1890 года состоялось первое сольное выступление Шаляпина — партия Зарецкого в
опере «Евгений Онегин», в постановке Казанского общества любителей сценического
искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин — хорист опереточной
антрепризы В. Б. Серебрякова.
В
сентябре 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре
опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.
Совершенно
случайно пришлось из хориста преобразиться в солиста, заменив в опере Монюшко
«Галька» в роли Стольника заболевшего артиста.
Этот
дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие
оперные партии, например, Феррандо в «Трубадуре». В следующем году Шаляпин
выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было
предложено место в уфимском земстве, но в Уфу приехала малороссийская труппа
Деркача, к которой и примкнул Шаляпин. Странствования с ней привели его в
Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря
певцу Д. А. Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду
отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки
пения и вообще принял в нём большое участие. Он же устроил Шаляпина в
тифлисскую оперу Людвигова-Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый
год, исполняя в опере первые басовые партии.
В 1893
году он перебрался в Москву, а в 1894 году — в Санкт-Петербург, где пел в
«Аркадии» в оперной труппе Лентовского, а зимой 1894—1895 гг. — в оперном
товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина. Прекрасный голос
начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация в
связи с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895
году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в
состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и с успехом пел
партии Мефистофеля («Фауст») и Руслана («Руслан и Людмила»).
Разнообразное
дарование Шаляпина выразилось и в комической опере «Тайный брак» Д. Чимарозы,
но все же не получило должной оценки. Сообщают, что в сезон 1895—1896 годах он
«появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях».
Известный меценат С. И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве,
первый заметив в Шаляпине дарование из ряда вон выходящее, уговорил его перейти
в свою частную труппу. Здесь в 1896—1899 годах Шаляпин развился в
художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в ряде
ответственных ролей. Благодаря его тонкому пониманию русской музыки вообще и
новейшей в частности, он совершенно индивидуально, но вместе с тем глубоко
правдиво создал ряд значительных образов отечественной оперной классики:
Иван
Грозный в «Псковитянке» Н. А. Римского-Корсакова;
Варяжский
гость в его же «Садко»;
Сальери в
его же «Моцарте и Сальери»;
Мельник в
«Русалке» А. С. Даргомыжского;
Иван
Сусанин в «Жизни за царя» М. И. Глинки;
Борис
Годунов в одноименной опере М. П. Мусоргского
Досифей в
его же «Хованщине» и во многих других операх. В то же время он много работал и
над ролями в иностранных операх; так, например, роль Мефистофеля в «Фаусте»
Гуно в его передаче получила поразительно яркое, сильное и своеобразное
освещение. За эти годы Шаляпин приобрёл громкую известность.
Расцвет
творчества
Шаляпин
был солистом Русской Частной оперы, созданной С. И. Мамонтовым, в течение
четырёх сезонов — с 1896 по 1899 год. В автобиографической книге «Маска и
душа», Шаляпин характеризует эти годы творческой жизни как важнейшие: «У
Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все
основные черты моей артистической натуры, моего темперамента».
С 1899
года он снова на службе в Императорской русской опере в Москве (Большой театр),
где пользовался громадным успехом. Он был высоко оценён в Милане, где выступил
в театре «La Scala» в заглавной роли Мефистофеля А. Бойто (1901, 10
представлений). Гастроли Шаляпина в Петербурге на Мариинской сцене составляли
своего рода события в петербургском музыкальном мире.
В
революцию 1905 года примкнул к прогрессивным кругам, жертвовал сборы от своих
выступлений рабочим. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.)
порой превращались в политические демонстрации.
С 1914
года выступает в частных оперных антрепризах С. И. Зимина (Москва), А. Р.
Аксарина (Петроград).
В 1915
году состоялся дебют в кино, главная роль (царь Иван Грозный) в исторической
кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея «Псковитянка»).
В 1917
году Ф. И. Шаляпин в постановке оперы Дж. Верди «Дон Карлос» в Москве выступает
не только как солист (партия Филиппа), но и как режиссёр. Следующий его
режиссёрский опыт — опера «Русалка» А. С. Даргомыжского. В этой постановке на
заглавную партию он выбирает молодую певицу К. Г. Держинскую
С 1918
года — художественный руководитель Мариинского театра. Получил звание Народного
артиста Республики.
Период
эмиграции
С 1922
года — на гастролях за границей, в частности в США, где его американским
импресарио был Соломон Юрок. Певец уехал туда вместе со второй женой — Марией
Валентиновной.
Долгое
отсутствие Шаляпина вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской
России; так, в 1926 году В. В. Маяковский писал в «Письме к Горькому»: «Или
жить вам, как живёт Шаляпин, раздушёнными аплодисментами оляпан? Вернись теперь
такой артист назад на русские рублики — я первый крикну: — Обратно катись,
народный артист Республики!»
В 1927
году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что
было представлено 31 мая 1927 года в журнале «ВСЕРАБИС» неким сотрудником
«ВСЕРАБИСа» С. Симоном как поддержка белогвардейцев. Подробно об этой истории
рассказывается в автобиографии Шаляпина «Маска и душа». 24 августа 1927 года
постановлением СНК РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться
в СССР; обосновывалось это тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить
тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим
источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.
В конце
лета 1932 года исполняет главную роль в кинофильме «Дон-Кихот» австрийского
кинорежиссёра Георга Пабста по одноименному роману Сервантеса. Фильм был снят
сразу на двух языках — английском и французском, с двумя составами актёров,
музыку к фильму написал Жак Ибер. Натурные съемки кинофильма проходили близ
города Ницца.
В
1935—1936 годах певец отправляется в свои последние гастроли на Дальний Восток,
дав 57 концертов в Маньчжурии, Китае и Японии. Во время гастролей его
аккомпаниатором был Жорж де Годзинский. Весной 1937 года у него обнаружили
лейкоз, а 12 апреля 1938 он скончался в Париже на руках жены. Был похоронен на
парижском кладбище Батиньоль. В 1984 году его сын Фёдор Шаляпин-младший добился
перезахоронения его праха в Москве на Новодевичьем кладбище.
10 июня
1991 года, через 53 года после смерти Фёдора Шаляпина, Совет министров РСФСР
принял постановление № 317: "Отменить постановление Совнаркома РСФСР от 24
августа 1927 года «О лишении Ф. И. Шаляпина звания „Народный артист“» как
необоснованное".
Личная
жизнь
Шаляпин
был дважды женат, и от обоих браков у него было рождено 9 детей (один умер в
раннем возрасте от аппендицита).
Со своей
первой женой Фёдор Шаляпин познакомился в Нижнем Новгороде, и они обвенчались в
1898 году в церкви села Гагино. Это была молодая итальянская балерина Иола
Торнаги (Иола Игнатьевна Ле-Прести (по сцене Торнаги), скончалась в 1965 году в
возрасте 92 лет), родившаяся в городе Монца (недалеко от Милана). Всего у
Шаляпина в этом браке родилось шестеро детей: Игорь (умер в возрасте 4 лет),
Борис, Фёдор, Татьяна, Ирина, Лидия. Фёдор и Татьяна были близнецами. Иола
Торнаги долгое время жила в России и только в конце 1950-х годов, по
приглашению сына Фёдора, переехала в Рим.
Уже имея
семью, Фёдор Иванович Шаляпин сближается с Марией Валентиновной Петцольд
(урождённая Элухен, в первом браке — Петцольд, 1882—1964), у которой было двое
своих детей от первого брака. У них рождаются трое дочерей: Марфа (1910—2003),
Марина (1912—2009) и Дасия (1921—1977). Дочь Шаляпина Марина (Марина Фёдоровна
Шаляпина-Фредди), прожила дольше всех его детей и скончалась на 98-м году
жизни.
Фактически
у Шаляпина появилась вторая семья. Первый брак не был расторгнут, а второй не
был зарегистрирован и считался недействительным. Получилось, что у Шаляпина в
старой столице была одна семья, а в новой — другая: одна семья не ездила в
Петербург, а другая — в Москву. Официально брак Марии Валентиновны с Шаляпиным
был оформлен в 1927 году уже в Париже.»
Комментариев нет:
Отправить комментарий