В далеком
1941 году 23 апреля в Чикаго была впервые записана одна из самых блестящих
блюзовых записей, ставшая позже джазовым стандартом и примером классического
«женского блюза» – «Why Don't You Do Right» («Почему ты не делаешь
правильно?»).
Автором
этого 12-тактового минорного блюза считается Джо Маккой (Joe "Kansas
Joe" McCoy), который написал его на основе своей же композиции 1936 года
«Weed Smoker's Dream». Песня была записана в 1936 году чикагской блюзовой комбо
«Harlem Hamfats», вокалистом и гитаристом которой был в то время Джо Маккой. До
сих пор неясно, написал ли Маккой эту пьесу самостоятельно и была ли она
написана им вообще. В то время как некоторые считают, что её автором является
«Канзас Джо» Маккой, другие полагают, что песню написал со-лидер группы, трубач
Херб Моранд (Herb Morand). Позже Маккой переписал блюз, изменив композицию и
текст. В мелодическом и стилистическом плане «Weed Smoker’s Dream» уходит
корнями в блюз и изначально была посвящена курильщику марихуаны, вспоминающему
об упущенных финансовых возможностях. В переписанном варианте песня исполняется
от имени женщины, которая просит своего партнера выйти из дома и заработать
немного денег. В новой версии в песне больше не было прямых указаний на
наркотики. Год, упомянутый в первом куплете («У нас было много денег в 1922
году»), отсылает слушателя к эпохе сухого закона - времени, когда на нелегальном
бизнесе спиртным можно было заработать много денег. В более общем смысле новая
версия песни содержала призыв женщины к партнеру не просто сидеть сложа руки, а
что-то делать чтобы зарабатывать на жизнь.
Первой
исполнительницей «Why Don't You Do Right» стала цветная блюзовая певица Лил
Грин (Lil Green), которая интерпретировала произведение в типичном для
"женского блюза" стиле. Её сопровождали Биг Билл Брунзи (Big Bill
Broonzy) на гитаре, Саймон Генри (Simeon Henry) на фортепиано и Рэнсом Нолинг
(Ransom Knowling) на контрабасе. Версия была выпущена на «Bluebird Records»,
суб-лейбле «RCA Victor», специализирующемся на джазе и блюзе. B-сайд сингла
была еще одна песня Маккоя «Love Me».
Всего
лишь через год, 27 июля 1942 года в Нью-Йорке, Пегги Ли и оркестр Бенни Гудмана
сделали из этой композиции настоящий поп-хит, записав одну из самых известных
версий этой песни, которая была показана году в фильме «Stage Door Canteen».
Ритм и скорость исполнения версии Гудмана / Ли были - по сравнению с «Harlem
Hamfats» и Лил Грин - сильно адаптированы к резкому, зажигательному стилю
свинга. В том же году песня была выпущена на лейбле «Columbia» как B-сайд
сингла «Six Flats Unfurnished». «Why Don't You Do Right» не стала самым большим
хитом Гудмана и Ли, но, тем не менее, достигла четвертой позиции в чартах
Billboard и была продана более чем миллионным тиражом. «Columbia» переиздала
запись в различных комбинациях - один раз в качестве стороны A с треком Дюка
Эллингтона «I Got It Bad (And That Ain't Good)» на обороте, а другой раз вместе
с песней «Somebody Else Is Take My Place».
Пегги Ли
часто говорила, что запись Лил Грин оказала влияние на ее исполнение. В
интервью 1971 года она сказала: «У меня была пластинка, и я слушала ее снова и
снова в своей гримерной, которая была рядом с комнатой Бенни Гудмана ...»
Гудман добавил это произведение в репертуар своего оркестра, потому что Ли
очень понравилась запись Грин и он таким образом хотел порадовать вокалистку
своей группы. По иронии судьбы именно это произведение стало для Пегги Ли
концом ее карьеры как певицы биг-бэнда.
Вторая
версия этой песни в исполнении Пегги Ли была записана в сопровождении квартета
Дэйва Барбура в 1951 году. В музыкальном плане новая запись явно отличается от
версии, записанной с Гудманом, демонстрируя возросшую преданность Ли джазу.
B-сайд - еще одна известная песня Ли – мамбо-пьеса «Mañana». Версия была
выпущена звукозаписывающей компанией «Capitol», с которой Ли подписала контракт
в начале 1950-х.
Количество
записанных кавер-версий «Why Don't You Do Right» исчисляется трехзначным
числом. Стилистический спектр варьируется от классического свинга и джаза до
электронной обработки с помощью сэмплов - таких, как в танцевальной версии
сербского ди-джея Gramophonedzie, которая в 2010 году стала клубным хитом и
заняла 2-е место в британских танцевальных чартах. «Why Don't You Do Right»
является популярным исходным материалом для интерпретации в стилях Neoswing и
Neoburlesque.
Хелен
Меррилл интерпретировала песню в 1960 году на своем диске «Parole e musica»,
записанном в Риме вместе с оркестром Пьеро Умилиани. Дальнейшие записи в начале
1960-х годов сделали Делла Риз (альбом: «Della Della Cha Cha Cha», 1960) и
Джули Лондон (альбом: «Whatever Julie Wants», 1961). Элла Фицджеральд записала
«Why Don't You Do Right» с джазовым гитаристом Джо Пассом и Ширли Хорн на
альбоме «You're My Thrill». В свой репертуар добавили песню и некоторые
вокалисты-мужчины, включая Мела Торме, Фэтса Домино и Марка Мерфи. Известным
ремейком «Why Don't You Do Right» стало использование песни в миксе анимации и
реального фильма «Кто подставил кролика Роджера» (1988). Свой голос для этой
популярной анимационной версии дала американская актриса и певица Эми Ирвинг.
В области
поп-музыки кавер исполняли Шинеад О’Коннор (1992), Натали Коул (2008) и певица
в стиле неорокабилли Имельда Мэй (2009). Среди новых записей в направлениях
Pop, Neoburlesque, Neoswing и Vintage - американская группа «Carolina Chocolate
Drops», уличный джазовый комбо «Speakeasies 'Swing Band!», исполнитель хип-хопа
Гэвлин, группы «Neoswing Tony Burgos & His Swing Shift Orchestra» и
«Charlotte Swing Band», американский джазовый интерпретатор Иден Брент,
немецкая джазовая певица Лиза Бассендж, нью-йоркский бэнд «Project Rasputina» и
немецкий ретро-бэнд шестидесятых» Montesas».
Кроме
того, были исполнения, необычные по стилю или жанру, а также интерпретации по
особым случаям. Исполнительница электронной музыки Бев Ли Харлинг выпустила
«Why Don’t You Do Right» в 2013 году как сингл с двумя разными версиями
ремиксов. Инструментальные версии - в основном из области джаза - исходят от
Херби Манна и саксофониста в стиле Smooth-Jazz Марка Максвелла. Певица Лана
Дель Рей записала «Why Don’t You Do Right» в 2015 для программы «Endless Summer
Tour». Модель Хайди Клум интерпретировала пьесу в 2015 году как часть спектакля
«Кролик Роджер». Наконец, оригинальная версия «Harlem Hamfats» была переиздана
в 2013 году в альбоме актера и певца Хью Лори (известного, в частности, по
сериалу «Доктор Хаус»). Фрагмент песни использован в двух видеоиграх «Mafia II»
и «Fallout: New Vegas».
Подобно другим песням Пегги Ли - например, ее всемирному шлягеру «Fever» («Лихорадка») - «Why Don’t You Do Right» один из мировых хитов 1940-х и 1950-х годов. Песня упоминается как образец сентиментальных воспоминаний в романе мексиканской писательницы Сильвии Молины «Любовь, которую ты обещала мне». В некрологе Пегги Ли 2002 года газета «New York Times» описала эту пьесу как решающий шаг на пути певицы к ее дальнейшей сольной карьере. Выдающееся исполнение Пегги Ли - неотъемлемая часть различных альбомов и сборников лучших песен певицы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий