пятница, 23 апреля 2021 г.

Джазовый стандарт - «Why Don't You do Right» (1941 г.).

Джазовые стандарты.

В далеком 1941 году 23 апреля в Чикаго была впервые записана одна из самых блестящих блюзовых записей, ставшая позже джазовым стандартом и примером классического «женского блюза» – «Why Don't You Do Right» («Почему ты не делаешь правильно?»).

Автором этого 12-тактового минорного блюза считается Джо Маккой (Joe "Kansas Joe" McCoy), который написал его на основе своей же композиции 1936 года «Weed Smoker's Dream». Песня была записана в 1936 году чикагской блюзовой комбо «Harlem Hamfats», вокалистом и гитаристом которой был в то время Джо Маккой. До сих пор неясно, написал ли Маккой эту пьесу самостоятельно и была ли она написана им вообще. В то время как некоторые считают, что её автором является «Канзас Джо» Маккой, другие полагают, что песню написал со-лидер группы, трубач Херб Моранд (Herb Morand). Позже Маккой переписал блюз, изменив композицию и текст. В мелодическом и стилистическом плане «Weed Smoker’s Dream» уходит корнями в блюз и изначально была посвящена курильщику марихуаны, вспоминающему об упущенных финансовых возможностях. В переписанном варианте песня исполняется от имени женщины, которая просит своего партнера выйти из дома и заработать немного денег. В новой версии в песне больше не было прямых указаний на наркотики. Год, упомянутый в первом куплете («У нас было много денег в 1922 году»), отсылает слушателя к эпохе сухого закона - времени, когда на нелегальном бизнесе спиртным можно было заработать много денег. В более общем смысле новая версия песни содержала призыв женщины к партнеру не просто сидеть сложа руки, а что-то делать чтобы зарабатывать на жизнь.

Lil Green – «Why don't you do right» (1941).

Первой исполнительницей «Why Don't You Do Right» стала цветная блюзовая певица Лил Грин (Lil Green), которая интерпретировала произведение в типичном для "женского блюза" стиле. Её сопровождали Биг Билл Брунзи (Big Bill Broonzy) на гитаре, Саймон Генри (Simeon Henry) на фортепиано и Рэнсом Нолинг (Ransom Knowling) на контрабасе. Версия была выпущена на «Bluebird Records», суб-лейбле «RCA Victor», специализирующемся на джазе и блюзе. B-сайд сингла была еще одна песня Маккоя «Love Me».

Всего лишь через год, 27 июля 1942 года в Нью-Йорке, Пегги Ли и оркестр Бенни Гудмана сделали из этой композиции настоящий поп-хит, записав одну из самых известных версий этой песни, которая была показана году в фильме «Stage Door Canteen». Ритм и скорость исполнения версии Гудмана / Ли были - по сравнению с «Harlem Hamfats» и Лил Грин - сильно адаптированы к резкому, зажигательному стилю свинга. В том же году песня была выпущена на лейбле «Columbia» как B-сайд сингла «Six Flats Unfurnished». «Why Don't You Do Right» не стала самым большим хитом Гудмана и Ли, но, тем не менее, достигла четвертой позиции в чартах Billboard и была продана более чем миллионным тиражом. «Columbia» переиздала запись в различных комбинациях - один раз в качестве стороны A с треком Дюка Эллингтона «I Got It Bad (And That Ain't Good)» на обороте, а другой раз вместе с песней «Somebody Else Is Take My Place».

Peggy Lee with «Benny Goodman Orch» - «Why Don't You Do Right» (1943).

Пегги Ли часто говорила, что запись Лил Грин оказала влияние на ее исполнение. В интервью 1971 года она сказала: «У меня была пластинка, и я слушала ее снова и снова в своей гримерной, которая была рядом с комнатой Бенни Гудмана ...» Гудман добавил это произведение в репертуар своего оркестра, потому что Ли очень понравилась запись Грин и он таким образом хотел порадовать вокалистку своей группы. По иронии судьбы именно это произведение стало для Пегги Ли концом ее карьеры как певицы биг-бэнда.

Вторая версия этой песни в исполнении Пегги Ли была записана в сопровождении квартета Дэйва Барбура в 1951 году. В музыкальном плане новая запись явно отличается от версии, записанной с Гудманом, демонстрируя возросшую преданность Ли джазу. B-сайд - еще одна известная песня Ли – мамбо-пьеса «Mañana». Версия была выпущена звукозаписывающей компанией «Capitol», с которой Ли подписала контракт в начале 1950-х.

Peggy Lee with «The Dave Barbour Quartet» - «Why Don't You Do Right» (1950).

Количество записанных кавер-версий «Why Don't You Do Right» исчисляется трехзначным числом. Стилистический спектр варьируется от классического свинга и джаза до электронной обработки с помощью сэмплов - таких, как в танцевальной версии сербского ди-джея Gramophonedzie, которая в 2010 году стала клубным хитом и заняла 2-е место в британских танцевальных чартах. «Why Don't You Do Right» является популярным исходным материалом для интерпретации в стилях Neoswing и Neoburlesque.

Gramophonedzie - «Why Don't You Do Right» (2010).

Хелен Меррилл интерпретировала песню в 1960 году на своем диске «Parole e musica», записанном в Риме вместе с оркестром Пьеро Умилиани. Дальнейшие записи в начале 1960-х годов сделали Делла Риз (альбом: «Della Della Cha Cha Cha», 1960) и Джули Лондон (альбом: «Whatever Julie Wants», 1961). Элла Фицджеральд записала «Why Don't You Do Right» с джазовым гитаристом Джо Пассом и Ширли Хорн на альбоме «You're My Thrill». В свой репертуар добавили песню и некоторые вокалисты-мужчины, включая Мела Торме, Фэтса Домино и Марка Мерфи. Известным ремейком «Why Don't You Do Right» стало использование песни в миксе анимации и реального фильма «Кто подставил кролика Роджера» (1988). Свой голос для этой популярной анимационной версии дала американская актриса и певица Эми Ирвинг.

Jessica Rabbit – «Why Don't You Do Right» (1988).

В области поп-музыки кавер исполняли Шинеад О’Коннор (1992), Натали Коул (2008) и певица в стиле неорокабилли Имельда Мэй (2009). Среди новых записей в направлениях Pop, Neoburlesque, Neoswing и Vintage - американская группа «Carolina Chocolate Drops», уличный джазовый комбо «Speakeasies 'Swing Band!», исполнитель хип-хопа Гэвлин, группы «Neoswing Tony Burgos & His Swing Shift Orchestra» и «Charlotte Swing Band», американский джазовый интерпретатор Иден Брент, немецкая джазовая певица Лиза Бассендж, нью-йоркский бэнд «Project Rasputina» и немецкий ретро-бэнд шестидесятых» Montesas».

Bev Lee Harling – «Why Don't You Do Right» (2013).

Кроме того, были исполнения, необычные по стилю или жанру, а также интерпретации по особым случаям. Исполнительница электронной музыки Бев Ли Харлинг выпустила «Why Don’t You Do Right» в 2013 году как сингл с двумя разными версиями ремиксов. Инструментальные версии - в основном из области джаза - исходят от Херби Манна и саксофониста в стиле Smooth-Jazz Марка Максвелла. Певица Лана Дель Рей записала «Why Don’t You Do Right» в 2015 для программы «Endless Summer Tour». Модель Хайди Клум интерпретировала пьесу в 2015 году как часть спектакля «Кролик Роджер». Наконец, оригинальная версия «Harlem Hamfats» была переиздана в 2013 году в альбоме актера и певца Хью Лори (известного, в частности, по сериалу «Доктор Хаус»). Фрагмент песни использован в двух видеоиграх «Mafia II» и «Fallout: New Vegas».

Beth Hart & Joe Bonamassa – «Why Don't You Do Right» (2018).

Подобно другим песням Пегги Ли - например, ее всемирному шлягеру «Fever» («Лихорадка») - «Why Don’t You Do Right» один из мировых хитов 1940-х и 1950-х годов. Песня упоминается как образец сентиментальных воспоминаний в романе мексиканской писательницы Сильвии Молины «Любовь, которую ты обещала мне». В некрологе Пегги Ли 2002 года газета «New York Times» описала эту пьесу как решающий шаг на пути певицы к ее дальнейшей сольной карьере. Выдающееся исполнение Пегги Ли - неотъемлемая часть различных альбомов и сборников лучших песен певицы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий