Пангармоникон
(Panharmonikon) - механическая музыкальная машина, наподобие шарманки с
цилиндрическими валиками, который имитировал звучание всех инструментов
военного оркестра, действуя при помощи мехов. Первый пангармоникон был создан в
1805 году выдающимся немецким механиком и пианистом Иоганном Непомуком
Мельцелем (Johann Nepomuk Mälzel), изобретателем метронома. Музыкальная машина
механически воспроизводила несколько популярных произведений, нанесенных
изобретателем на валики: увертюру из оперы «Лодоиска» Луиджи Керубини,
фрагменты «Военной симфонии» Йозефа Гайдна и ораторию Генделя. Пангармоникон
является предшественником оркестриона.
Пангармоникон
состоял из своего рода клавиатуры, которая воспроизводила звуки специально
разработанных для нее механических инструментов, используя меха и вращающиеся
цилиндрические валики, на которые гвоздиками были нанесены ноты. Сорок два инструмента, составлявших
пангармоникон, имитировали военный оркестр: духовые (флейта, кларнет, гобой,
фагот, труба, охотничий рог) и ударные (литавры, треугольник, барабан, тарелки,
большой барабан). Керубини написал в 1806 году пьесу для этого уникального
инструмента «Воздух для Пангармоникона», рукопись которой находится в
Берлинской государственной библиотеке. В 1813 году Мельзель заказал Людвигу ван
Бетховену оркестровое произведение для своего второго пангармоникона, который
обладал еще большими музыкальными возможностями. Бетховен написал специально
для машины свою симфонию «Wellingtons Sieg». Богемский пианист-виртуоз и
композитор Мошелес сочинил для пангармоникона несколько маршей. Оноре де
Бальзак описывает этот инструмент и его вымышленного изобретателя в своем
рассказе «Гамбара», опубликованном в 1837 г.
Всего
было произведено несколько пангармониконов. Существует отчет 1807 года о
демонстрации инструмента в Париже, в котором также содержится информация о том,
что этот инструмент был изготовлен в 1805 году в венской мастерской Мельцеля. В
1808 году Мельцель снова приехал в Париж и изготовил там механического трубача
и ещё один пангармоникон, который был продан за 100 000 франков и выставлен
новым владельцем в Пале-Рояль, где демонстрировался за деньги. На обратном пути
в Вену Мельцель показывал механического трубача в Мюнхене, вызвав большой
ажиотаж публики. Очевидно, Мельцель сконструировал в 1808 году аналогичный
механизм для герцога Лейхтенбергского Эжена де Богарне. Один инструмент в 1811
году прибыл в США и демонстрировался Уильямом М. Гудричем в течение двух лет.
Гудрич также построил точную копию пангармоникона в 1823 году.
В 1813 году Мельцель конструирует панораму, изображающую пожар Москвы. Музыкальным сопровождением панорамы должна была стать написанная Бетховеном для пангармоникона симфония. Ввесь план пьесы и характер изложения музыкального материала были придуманы Мельцелем, который планировал представить всю конструкцию в Лондоне. Чтобы собрать денег на поездку, он предложил композитору исполнить «Wellingtons Sieg» для венской публики в виде обычной симфонической пьесы. В декабре 1813 года симфоническая версия была с огромным успехом исполнена под управлением Бетховена (в исполнении принимали участие Антонио Сальери, Иоганн Непомук Гуммель, Джакомо Мейербер и сам Мельцель).
Насколько
можно судить, сегодня ни один пангармоникон не сохранился. Инструмент,
созданный в 1805 году в Вене, попал в коллекцию «Landesgewerbemuseum» в
Штутгарте и погиб там при бомбардировке во время Второй мировой войны.
Сохранились лишь две фотографии погибшего пангармоникона, которые, по крайней
мере, частично раскрывают его механику. Сохранились также некоторые части
машины.
В 1817
году лондонский производитель органов «Flight & Robson» построил похожий
автомат под названием Apollonicon.
Комментариев нет:
Отправить комментарий