среда, 23 апреля 2025 г.

Ветеран советской джазовой сцены барабанщик Александр Гореткин (23 апреля 1937 - 13 июня 2021).

Советский джаз.

Александр Борисович Гореткин был одним из первых советских барабанщиков, чью игру можно было сравнивать с западными барабанщиками-"фирмачами". Причем, сам он был фактически самоучкой. Как и многие советские музыканты, он многому научился по слуху - "снимая" партии с пластинок и радиопередач джаховых оркестров Каунта Бэйси и других американских джазовых звезд. Полного музыкального образования у него, кажется, не было вообще. Говорят, что он занимался у Владимира Павловича Штеймана в музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова, но ушел с третьего курса и сразу же погрузился в профессиональный джаз.

Один из первых профессиональных джазовых исполнителей в СССР, участник лучших джазовых ансамблей и оркестров 1950-60-х гг. Александр Борисович Гореткин родился в Москве 23 апреля 1937 г. Обучался по классу ударных инструментов в музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова (ныне — Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова), которое окончил в 1958 г. К этому моменту Гореткин уже работал на джазовой сцене: с 1957 г. он был участником Молодёжного джаз-оркестра Центрального Дома работников искусств п/у Юрия Саульского, входил и в ансамбль солистов оркестра (так называемую «Восьмёрку ЦДРИ»).

Архивное фото: «Восьмёрка» Центрального Дома работников искусств (1957). Константин Бахолдин, Виктор Зельченко, Эрик Дибай, Георгий Гаранян, Алексей Зубов, Александр Гореткин (ударные), Игорь Берукштис (бас), Юрий Рычков (ф-но)

Энциклопедический справочник Владимира Фейертага «Джаз в России» (С.-Пб., 2009) пишет:

«В 1960-е гг. Гореткин выступал на московских джазовых фестивалях в лучших составах того времени — в квартете Леонида Гарина, в секстете Георгия Гараняна, в квинтете Бориса Фрумкина, в квинтете Алексея Зубова — Константина Бахолдина».

Игра Александра Борисовича звучит на сборниках, которые советская звукозаписывающая монополия — Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» — выпускала по результатам Московских джаз-фестивалей 1965, 66 и 67 гг.: «Джаз-65» (с вибрафонистом Леонидом Гариным и альт-саксофонистом Георгием Гараняном), «Джаз-66» (с пианистом Борисом Фрумкиным) и «Джаз-67», где он играл с квинтетом «Кресчендо», лидерами которого были саксофонист Алексей Зубов и тромбонист Константин Бахолдин.

The Crescendo Quintet - Variations On The Azerbajian Mugam 'Chargiakh'

Но на сборнике «Джаз-67» барабаны Гореткина звучат уже не только в малом ансамбле, но и в составе оркестра Вадима Людвиковского: в 1966 г. он стал солистом этого биг-бэнда, одного из лучших советских джаз-оркестров того времени (полное название — Концертный эстрадный ансамбль Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Вадима Людвиковского).

Оркестр Вадима Людвиковского в Колонном зале Дома Союзов. За барабанами Александр Гореткин

В составе оркестра Гореткин проработал до самого роспуска этого коллектива новым начальством Гостелерадио в 1973 г. В своих «Воспоминаниях» легендарный джазовый трубач 1960-70-х Андрей Товмасян писал о Гореткине, с которым часто играл:

«Гореткин был и есть до сих пор — один из самых профессиональных джазовых музыкантов-ударников, великолепно чувствующим импровизатора, а соло его очень техничны, хорошо слушаются, хотя и довольно схематичны».

Концертный Эстрадный Ансамбль п/у Вадима Людвиковского, LP, 10", 1967.

Когда оркестр Людвиковского перестал существовать, Гореткин не последовал за частью его солистов в новый студийный коллектив ВФГ «Мелодия», а перешёл на работу в Эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения п/у Юрия Силантьева, где проработал много лет. Говорят, что именно Силантьев дал ему смешное прозвище "Варвара", посмеиваясь над тем, что уже весьма именитый советский джазовый барабанщик с трудом читал ноты на репетициях. Тем не менее, Гореткин пережил в оркестре и самого Силантьева и нескольких следующих дирижеров, уйдя на пенсию уже на восьмом десятке лет.

В эти годы он не слишком часто играл в джазовых проектах, однако именно в этот период Гореткин участвовал в записи альбомов «Джазовые композиции Леонида Гарина» (1975) и «Голубой коралл» гитариста Алексея Кузнецова (1980), где играл на конгах в четырёх треках из восьми (с 5 по 8) в паре с барабанщиком Александром Чернышёвым. Этот альбом был в 1985 г. переиздан в США на компакт-диске компанией East Wind Records.

Alexei Kuznetsov - Blue Coral (FULL ALBUM, Jazz Fusion / Jazz-Funk, 1981, USSR)

Через много лет, в 1988, «Мелодия» выпустила альбом записей одного из самых ярких джазовых коллективов 1960-70-х гг. — квартета / квинтета саксофониста Геннадия Гольштейна и трубача Константина Носова «Время пришло», сделанных в 1968 и 1972-74 гг. В двух треках альбома, «Центральный квартал» и «Наивный человек (посвящение Орнетту Коулману)», играл Александр Гореткин (в остальных треках звучат барабаны Юрия Ветхова).

Только во второй половине 1990-х Александр Гореткин вернулся на джазовую сцену в одном из проектов Георгия Гараняна.

Георгий Гаранян (альт-саксофон), Алексей Кузнецов (гитара), Анатолий Соболев (контрабас), Александр Гореткин (ударные), 1997

С тех пор Александр Борисович время от времени появлялся на клубных сценах и в фестивальных проектах, часто в ансамблях с музыкантами-шестидесятниками — Алексеем Кузнецовым, Владимиром Данилиным, Виктором Подкорытовым и др. Фотография Павла Корбута запечатлела Александра Гореткина на сцене Центрального Дома работников искусств, где он когда-то начинал как джазовый барабанщик, в ансамбле с давними коллегами: за роялем был Борис Фрумкин, на контрабасе Игорь Кантюков, на гитаре Алексей Кузнецов, на аккордеоне Владимир Данилин. Это был концерт «Памяти друзей», посвящённый памяти Олега Лундстрема, Юрия Саульского и других столпов советского джаза, ушедших из жизни в первой половине-середине 2000-х.

Борис Фрумкин, Владимир Данилин, Алексей Кузнецов, Игорь Кантюков, Александр Гореткин (декабрь 2007, ЦДРИ, фото © Павел Корбут)

Вплоть до 2010-х Гореткина можно было время от времени услышать на встречах «Джаз Арт клуба» на сцене клуба «Эссе» в сборных составах с ветеранами «осевого времени» советского джазового движения.

02 ноября 2011 года президент "Джаз Арт" клуба (Москва) Александр Эйдельмам и пианист первой волны джазовых музыкантов-любителей Михаил Кулль организовали вечер, посвященный 50-летию открытия первых джазовых кафе в городе Москве (кафе "Молодежное" и "Аэлита"). Удивительная атмосфера товарищеского общения, долгожданные, порой неожиданные встречи, впечатления, воспоминания - все это там было. И, конечно, музыка, которую они любят. Совместное музицирование ветеранов советского джаза: Виктор Прудовский (клавиши), Александр Гореткин (барабаны), Игорь Кантюков (контрабас).

Заслуженный артист РФ Александр Гореткин ушёл из жизни 13 июня 2021 г. в Москве. Ему было 84 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий