Александр Борисович Гореткин был одним из первых советских барабанщиков, чью игру можно было сравнивать с западными барабанщиками-"фирмачами". Причем, сам он был фактически самоучкой. Как и многие советские музыканты, он многому научился по слуху - "снимая" партии с пластинок и радиопередач джаховых оркестров Каунта Бэйси и других американских джазовых звезд. Полного музыкального образования у него, кажется, не было вообще. Говорят, что он занимался у Владимира Павловича Штеймана в музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова, но ушел с третьего курса и сразу же погрузился в профессиональный джаз.
Один из
первых профессиональных джазовых исполнителей в СССР, участник лучших джазовых ансамблей
и оркестров 1950-60-х гг. Александр Борисович Гореткин родился в Москве 23
апреля 1937 г. Обучался по классу ударных инструментов в музыкальном училище
им. Ипполитова-Иванова (ныне — Государственный музыкально-педагогический
институт им. М.М. Ипполитова-Иванова), которое окончил в 1958 г. К этому
моменту Гореткин уже работал на джазовой сцене: с 1957 г. он был участником
Молодёжного джаз-оркестра Центрального Дома работников искусств п/у Юрия
Саульского, входил и в ансамбль солистов оркестра (так называемую «Восьмёрку
ЦДРИ»).
Энциклопедический
справочник Владимира Фейертага «Джаз в России» (С.-Пб., 2009) пишет:
«В 1960-е
гг. Гореткин выступал на московских джазовых фестивалях в лучших составах того
времени — в квартете Леонида Гарина, в секстете Георгия Гараняна, в квинтете
Бориса Фрумкина, в квинтете Алексея Зубова — Константина Бахолдина».
Игра
Александра Борисовича звучит на сборниках, которые советская звукозаписывающая
монополия — Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» — выпускала по результатам
Московских джаз-фестивалей 1965, 66 и 67 гг.: «Джаз-65» (с вибрафонистом
Леонидом Гариным и альт-саксофонистом Георгием Гараняном), «Джаз-66» (с
пианистом Борисом Фрумкиным) и «Джаз-67», где он играл с квинтетом «Кресчендо»,
лидерами которого были саксофонист Алексей Зубов и тромбонист Константин
Бахолдин.
Но на
сборнике «Джаз-67» барабаны Гореткина звучат уже не только в малом ансамбле, но
и в составе оркестра Вадима Людвиковского: в 1966 г. он стал солистом этого
биг-бэнда, одного из лучших советских джаз-оркестров того времени (полное
название — Концертный эстрадный ансамбль Всесоюзного радио и Центрального
телевидения под управлением Вадима Людвиковского).
В составе
оркестра Гореткин проработал до самого роспуска этого коллектива новым начальством
Гостелерадио в 1973 г. В своих «Воспоминаниях» легендарный джазовый трубач
1960-70-х Андрей Товмасян писал о Гореткине, с которым часто играл:
«Гореткин
был и есть до сих пор — один из самых профессиональных джазовых музыкантов-ударников,
великолепно чувствующим импровизатора, а соло его очень техничны, хорошо
слушаются, хотя и довольно схематичны».
Когда
оркестр Людвиковского перестал существовать, Гореткин не последовал за частью
его солистов в новый студийный коллектив ВФГ «Мелодия», а перешёл на работу в
Эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения п/у Юрия
Силантьева, где проработал много лет. Говорят, что именно Силантьев дал ему
смешное прозвище "Варвара", посмеиваясь над тем, что уже весьма
именитый советский джазовый барабанщик с трудом читал ноты на репетициях. Тем
не менее, Гореткин пережил в оркестре и самого Силантьева и нескольких
следующих дирижеров, уйдя на пенсию уже на восьмом десятке лет.
В эти
годы он не слишком часто играл в джазовых проектах, однако именно в этот период
Гореткин участвовал в записи альбомов «Джазовые композиции Леонида Гарина»
(1975) и «Голубой коралл» гитариста Алексея Кузнецова (1980), где играл на
конгах в четырёх треках из восьми (с 5 по 8) в паре с барабанщиком Александром
Чернышёвым. Этот альбом был в 1985 г. переиздан в США на компакт-диске
компанией East Wind Records.
Через
много лет, в 1988, «Мелодия» выпустила альбом записей одного из самых ярких
джазовых коллективов 1960-70-х гг. — квартета / квинтета саксофониста Геннадия
Гольштейна и трубача Константина Носова «Время пришло», сделанных в 1968 и
1972-74 гг. В двух треках альбома, «Центральный квартал» и «Наивный человек
(посвящение Орнетту Коулману)», играл Александр Гореткин (в остальных треках
звучат барабаны Юрия Ветхова).
Только во
второй половине 1990-х Александр Гореткин вернулся на джазовую сцену в одном из
проектов Георгия Гараняна.
С тех пор
Александр Борисович время от времени появлялся на клубных сценах и в
фестивальных проектах, часто в ансамблях с музыкантами-шестидесятниками —
Алексеем Кузнецовым, Владимиром Данилиным, Виктором Подкорытовым и др.
Фотография Павла Корбута запечатлела Александра Гореткина на сцене Центрального
Дома работников искусств, где он когда-то начинал как джазовый барабанщик, в ансамбле
с давними коллегами: за роялем был Борис Фрумкин, на контрабасе Игорь Кантюков,
на гитаре Алексей Кузнецов, на аккордеоне Владимир Данилин. Это был концерт
«Памяти друзей», посвящённый памяти Олега Лундстрема, Юрия Саульского и других
столпов советского джаза, ушедших из жизни в первой половине-середине 2000-х.
Вплоть до
2010-х Гореткина можно было время от времени услышать на встречах «Джаз Арт
клуба» на сцене клуба «Эссе» в сборных составах с ветеранами «осевого времени»
советского джазового движения.
02 ноября 2011 года президент "Джаз Арт" клуба (Москва) Александр Эйдельмам и пианист первой волны джазовых музыкантов-любителей Михаил Кулль организовали вечер, посвященный 50-летию открытия первых джазовых кафе в городе Москве (кафе "Молодежное" и "Аэлита"). Удивительная атмосфера товарищеского общения, долгожданные, порой неожиданные встречи, впечатления, воспоминания - все это там было. И, конечно, музыка, которую они любят. Совместное музицирование ветеранов советского джаза: Виктор Прудовский (клавиши), Александр Гореткин (барабаны), Игорь Кантюков (контрабас).
Заслуженный
артист РФ Александр Гореткин ушёл из жизни 13 июня 2021 г. в Москве. Ему было
84 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий