Музыка кино
В середине XX века в США были популярны дешевые
литературные журналы, ориентированные на массового читателя. Содержанием
одноразового чтива являлись преимущественно низкосортные детективы,
приключенческие романы и вестерны.
Квентин Тарантино в 1994 году с помощью 271 fuck’а и 8 миллионов долларов вернул в обиход термин «бульварное чтиво», сняв фильм с одноименным названием. В российском прокате фильм обозвали, указав на жанровую принадлежность, «Криминальным чтивом».
Бульварное чтиво в неприглядной российской
действительности вызывает отвратительные ассоциации с определенными писателями,
вернее писательницами. Подобное сравнение ставит в один ряд диаметрально
противоположных мастеров. Одни подчиняются коммерции и нацелены на разовый
досуг, а другие, как Тарантино, создают искусство, которое вечно, хотя и
используют для его воплощения похожие художественные формы. Случайно так вышло
или намеренно – отдельный вопрос, но ошеломительный успех, который ждал
«Криминальное чтиво», предсказать не взялся бы никто.
Если говорить о распространении такого вида
искусства или творческого материала, о его местоположении в мире, то
«бульварная литература» может распрощаться со своим названием. Сейчас подобные
произведения читают преимущественно в общественном транспорте, в очередях и
даже в туалете (что воспринимается особенно иронично, если вспомнить печальный
финал Винсента Веги).
И вот на этом фоне в 1994 году произведение из ряда
чтива получает наивысшую награду на Каннском кинофестивале. Выход из
застоявшегося кинематографа – перед вами. Принципы отвергнуты, идеалы и образцы
отодвинуты, мифы развеяны. Тарантино, тщательно пережевывая гамбургер «Биг
Кахуна», играючи шагнул вперед, ниспровергнув устоявшиеся ценности, чтобы через
десять лет уже в качестве мэтра возглавить почетное каннское жюри.
Что еще связывает «Криминальное чтиво» с
литературой более чем другие картины? Нелинейное повествование. Фильм, подобно
литературному произведению, разделен на главы, а они в свою очередь расположены
не в хронологическом порядке, что и сейчас не стало мэйнстримом, а уж в то
время доставляло неимоверно. Тарантино признавался, что в определенный период
своей жизни хотел стать писателем и даже пробовал написать две главы романа о
своей работе в видеопрокате, но не срослось. Зато манеры литературного дискурса
остались характерны для большинства его фильмов.
Квентин создал из, казалось бы, второсортных
материалов шедевр. Бульварное чтиво – лишь провокационная обложка, по которой
не стоит судить о «книге». Но все равно находятся идиоты, которые судят.
Комментариев нет:
Отправить комментарий