500 величайших песен всех времён.
«Smoke on
the Water» («Дым над водой») — песня рок-группы Deep
Purple, записанная в декабре 1971 года и впервые выпущенная в альбоме Machine
Head в марте 1972 года. В качестве сингла она вышла лишь в 1973 году; вторую сторону сингла занимала её концертная версия из альбома Made in
Japan. Песня считается визитной карточкой группы, а ее гитарный рифф считается
одним из самых знаковых в истории рока.
В 2004 году журнал Rolling Stone поместил песню «Smoke on the Water» на 434-е место в списке «500 величайших песен всех времён». Журнал Total Guitar поставил рифф песни на 4-е место в списке «Величайшие гитарные риффы всех времен», а в марте 2005 года журнал Q поместил его на 12-е место в списке 100 величайших гитарных треков. В 2017 году песня была введена в Зал славы «Грэмми».
История.
Песня
описывает реальные события. Группа решила записывать свой новый альбом за
пределами Англии, чтобы избежать лишних налогов, и в декабре 1971 года
музыканты съехались в швейцарский городок Монтрё для записи альбома в
передвижной студии, арендованной у Rolling Stones и известной как Rolling
Stones Mobile. Запись решено было делать в развлекательном комплексе казино "Баррьер
де Монтрё" (в песне — «the gambling house»), в котором они уже бывали с
концертами. Накануне студийной сессии, в субботу, 4 декабря, в театре казино
проходил концерт Фрэнка Заппы и его группы The Mothers of Invention в рамках их
европейского турне. Это был последний концерт в этом зале, после которого он
должен был поступить в распоряжение Deep Purple для записи альбома. Группа
решила во избежание недоразумений пока не разгружать аппаратуру, что оказалось
впоследствии счастливым решением.
Ближе к
финалу выступления во время песни "King Kong" некий зритель («какой-то
глупец с ракетницей»), чьё имя история не сохранила, выстрелил ракетой в покрытый
ротангом потолок. В результате вспыхнувшего пожара огнём был повреждён не
только концертный зал, но и весь комплекс, в котором располагалось казино.
Сначала
зрители решили, что это часть шоу. Но Фрэнк Заппа сразу понял, что произошло.
Он прервал выступление и начал направлять людей к выходу. На записи концерта
слышно его восклицание "Пожар!" Когда стало очевидно, что случился
настоящий пожар, некоторые зрители запаниковали, но, к счастью, обошлось без
жертв. Эвакуацию мгновенно организовал Клод Ноббс, организатор джаз-фестиваля в
Монтрё, ежегодного проходящего в этом же помещении, поэтому Ноббс отлично знал,
куда и как выводить людей. Он упоминается в песне, как «funky Claude», который
«вбегал и выбегал».
По
воспоминаниям басиста Роджера Гловера, пожар вначале был настолько слабым, что
он успел за время эвакуации снова войти в зал, подойти поближе к пустой сцене,
рассмотреть аппаратуру Заппы с группой и впечатлиться от двух новейших
синтезаторов. Кстати сама фраза, ставшая припевом — "Дым над водой, огонь
в небе", приписывается именно Гловеру , который рассказал, как название
пришло ему в голову: «Это был самый большой пожар, который я когда-либо видел в
своей жизни. Это было огромное здание. Я помню, что паники было очень мало,
потому что поначалу это не казалось большим пожаром. Швейцарская полиция
назвала подозреваемым по делу Зденека Шпичку, чехословацкого беженца, проживающего
в Эпалингесе, но вскоре после этого он бежал из Швейцарии.
В
результате пожара сгорел дотла весь многоэтажный комплекс казино, вместе с
концертным залом и аппаратурой «The Mothers» (которая была застрахована, но
концерты во Франции и Бельгии пришлось отменить). Из гостиницы Eden Palace au
Lac Hotel, где остановились участники Deep Purple, музыканты наблюдали через
большое окно ресторана, как казино охватывается пламенем (чему помог ветер,
дувший с гор), и видели завесу дыма над Женевским озером.
Группе,
уже взявшей в аренду дорогую студию, пришлось подыскивать по всему городу новое
помещение. Вскоре Нобс нашёл для них театр «Павильон» (The Pavilion),
расположенный в центре города. Туда перевезли оборудование и начали работать в
середине дня над инструментальной дорожкой с новым риффом, заготовленным
Блэкмором, ещё без текста, под рабочим названием «Title #1». Отладка аппаратуры
и разработка аранжировок заняла остаток дня, и собственно дубли начали
записывать уже за полночь. Третий дубль оказался удачным, и на нём
остановились. Как оказалось, всё это время обслуживающий персонал пытался
удержать за запертыми дверьми наряд полиции, которую вызвали окрестные жильцы
из-за шума. Именно благодаря тому, что полицию задерживали, удалось закончить
запись дорожки. Поскольку работа только в дневное время музыкантам не
подходила, пришлось искать новый зал. К помещению предъявлялось много
требований, и его поиски заняли 5—6 дней. В один из этих дней ожидания Гловер
проснулся в гостиничной комнате, произнеся в момент пробуждения слова «smoke on
the water». Он так это описал:
«Я был
один в кровати… в то мистическое время между глубоким сном и пробуждением, когда
я услышал собственный голос, произносящий эти слова вслух. Я проснулся и
спросил себя, действительно ли я их произнес, и решил, что так и было. Я
хорошенько их обдумал и осознал, что это может быть потенциальным названием для
песни».
Когда он
позже сообщил об этих словах Гиллану, тот сказал, что они звучат как
«наркоманские» («sounds like a drug song»); участники Deep Purple, относя
группу исключительно к «пьющим», поначалу эти слова отвергли. В конце концов,
уже в цейтноте, группа сняла целиком гостиницу «Гранд Отель», находившуюся на
отшибе и почти пустовавшую, а потому практически неотапливаемую в декабре («We
ended up at the Grand Hotel, / It was empty, cold and bare»), превратив её
Т-образный коридор на первом этаже в импровизированную студию. Пришлось
специально нанять столяра для сооружения деревянного щита, который отгораживал
фойе, и обложить щит матрасами из гостиничных номеров. Был арендован
промышленный обогреватель, который включали в перерывах по нескольку раз в
день. Из припаркованной рядом студии провели кабели в гостиницу. Поскольку
выход в фойе был перекрыт щитом, музыканты попадали внутрь и выбирались обратно
на улицу в передвижную студию через боковой коридор и балконы прилегающих
смежных номеров. Пространство, где они играли, было подсвечено красными
прожекторами для создания творческой атмосферы («With a few red lights and a
few old beds / We made a place to sweat…»). Барабанные партии были записаны
отдельно в коридоре гостиницы, так как Иэну Пейсу пришлась по душе реверберация
холла между номерами.
В таких
условиях был записан весь альбом Machine Head. А на инструментальную дорожку,
записанную ранее в «Павильоне», был наложен вновь написанный текст с припевом
«Smoke on the Water».
«Это был
просто еще один рифф, как „Into The Fire”, — вспоминал Иэн Гиллан в интервью
изданию Total Guitar. «Мы не придавали этому большого значения, и песня не
рассматривалось как трек для альбома. Это был джем на первом саундчеке. Мы не
работали над аранжировкой — это был просто джем. Smoke дополнил альбом только в
качестве „наполнителя”, потому что у нас было мало времени. На виниле 38 минут
было оптимальным временем, если вы хотели хорошего качества — по 19 минут с
каждой стороны — и нам не хватило примерно семи минут до конца диска. Так что
мы выкопали джем и включили в него вокал». Из всех композиций альбома песня
«Smoke on the Water» вошла в концертную программу 1972 года самой последней,
это произошло в конце мая.
"Smoke on the Water" легко узнать по центральной теме, разработанной гитаристом Ричи Блэкмором. Это четырехнотная блюзовая мелодия соль минор, гармонизированная в параллельных четвертях. Рифф, сыгранный Блэкмором на электрогитаре Fender Stratocaster, позже присоединяется к хай-хэту и искаженному органу, затем к остальным барабанам, затем к электробасовым партиям перед началом вокала Иэна Гиллана.
Рифф Ричи
Блэкмора стал самым известным в истории музыки. Впрочем, это не мешает тому же
Гловеру оспаривать авторство. Блэкмор утверждал, что этот рифф — отсылка к
пятой симфонии Бетховена, однако гораздо больше она похожа на главную
музыкальную тему песни "Maria Quiet" 1966 года бразильской певицы
Аструд Жильберто.
Произведение
стало неотъемлемой частью концертов Deep Purple, где оно в основном
использовалось для виртуозного взаимодействия между органом Лорда и гитарой
Блэкмора. Концертную версию можно услышать на двойном концертном альбоме Made
in Japan, а также на DVD Perihelion. Во время интермеццо Гиллана с Black Sabbath
в 1983 году, Smoke on the Water регулярно играли на бис во время гастролей.
В
концертном исполнении песня была впоследствии записана более поздними составами
Deep Purple с вокалистом Дэвидом Ковердэйлом, а также группами Ian Gillan Band,
Gillan и Rainbow. В 1989 году она была выпущена как на сборнике Rock Aid
Armenia, так и отдельным синглом в исполнении музыкантов Deep Purple и сборной
группы известнейших рок-музыкантов; средства от продажи сингла поступили в фонд
вспомоществления жертвам землетрясения в Ленинакане (теперь Гюмри) и Спитаке,
Армения.
Гиллан
исполнял композицию в составе группы Black Sabbath во время их турне Born Again
Tour 1983 в 1983—1984 годах. В 2011 году запись песни, сделанная во время
одного из концертов, была выпущена на переизданном диске Born Again.
Под
названием «Smoke on the Water» в 1994 году на Shrapnel Records вышел трибьют
Deep Purple, в котором приняли участие вокалисты Джо Линн Тёрнер, Гленн Хьюз,
Дон Доккен и Джефф Скотт Сото, а также группа гитарных (Ингви Мальмстин, Винни
Мур, Пол Гилберт, Тони Макалпин) и клавишных (Йенс Юханссон и всё тот же Тони
Макалпин) виртуозов. Сама песня в этом альбоме идёт седьмым треком.
Знаменитый
американский гитарист Карлос Сантана в 2010 году записал кавер-версию песни для
своего альбома Guitar Heaven: Santana Performs the Greatest Guitar Classics of
All Time.
Известны
многочисленные поздние кавер-версии песни, в том числе Iron Maiden, Ингви
Мальмстина, Mr. Big, Dream Theater, Sepultura, Аксель Руди Пелль (в альбоме
Magic Moments - 25th Anniversary Special Show, 2015), G3 (Джо Сатриани, Джон
Петруччи и Стив Вай в альбоме «G3: Live in Tokyo», 2005), Джон Бон Джови с
Брюсом Спрингстином, Soulfly, Forcefield (альбом «Forcefield», 1987), Six Feet
Under, Vains of Jenna, Брайана Мэя, Бурановские бабушки. Песня перерабатывалась
в стилях кантри, трэш-метал, блэк-метал, и пауэр-метал, народная песня среди
прочих.
Свои
джазовые версии «Smoke on the Water» представили группы Jazzkantine (альбом
Hell’s Kitchen), The Cooltrane Quartet (альбом Cool Jazz Blends), Couture Chic
(альбом Velvet Bossa) и Air Jazz Quartet (альбом Tribute to Deep Purple). В
2008 году команда Pink Turtle записала «Smoke on the Water» в стиле свинг в
альбоме кавер-версий Pop in Swing. Известный американский поп-певец Пэт Бун в
1997 году записал альбом кавер-версий хард-роковых хитов In a Metal Mood: No
More Mr. Nice Guy, в котором «Smoke on the Water» была исполнена в стиле
биг-бенда. В 2003 году проект Señor Coconut записал песню в стиле «латино» в
альбоме кавер-версий Fiesta Songs.
По
результатам опроса World Guitar Day гитарный рефрен «Smoke on the Water» в 2017
году возглавил рейтинг величайших гитарных риффов всех времён. В 2016 году рифф
песни занял второе место в рейтинге «100 величайших гитарных риффов всех
времён» по версии журнала Guitar Player.
В 2011
году песня заняла 3-е место в списке «50 лучших гитарных треков 1970-х»,
составленном журналом Vintage Guitar. В 2017 году песня была включена в Зал
славы премии «Грэмми».
В 2022
году журнал TimeOut включил песню в список «Лучших классических рок-песен всех
времён». В 2023 году рифф песни занял 4-е место в рейтинге «50 величайших
гитарных риффов всех времён» журнала Total Guitar. В марте 2023 года группа
авторов американского издания Rolling Stone включила песню в список «100
величайших хеви-метал песен всех времён». В этом рейтинге она заняла 34-ю
позицию. В 2024 году «Smoke on the Water» вошла в список «30 лучших песен 1970-х»
по версии журнала Forbes.
В любом
случае, отняв у Deep Purple помещение для записи альбома, судьба вернула группе
должок в виде вдохновения на написание песни "Smoke on The Water".
К слову,
4 декабря — день памяти Фрэнка Заппа. Он умер в этот день в 1993 году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий