вторник, 15 апреля 2025 г.

История альбома. Алла Пугачёва – «Как тревожен этот путь» (1982).

Советская эстрада

Пятый студийный альбом Аллы Пугачёвой, выпущенный в сентябре 1982 года в виде двойного альбома, но впоследствии также распространялся и отдельными пластинками. К 1983 году было продано более 7 миллионов копий пластинки.

Алла Пугачёва - Песня на «бис» (Official HD Video)

Альбом составили студийные записи 1980-1981 годов; на втором диске альбома среди 8 треков представлены несколько концертных записей 1981 года с одного из сольных концертов программы Пугачёвой «Монологи певицы».

Алла Пугачева - "Дежурный ангел" (1981)

В музыкальном плане это был альбом Пугачевой и частично Раймонда Паулса, который написал для него три композиции из 16-ти. В текстах превалировал Илья Резник, его перу принадлежат десять песен на двойном альбоме, остальное досталось поэтам О. Мандельштаму, В. Высоцкому, М. Цветаевой, А. Вознесенскому, а также Е. Шлионскому и О. Милявскому.

"Как тревожен этот путь" получился разнообразным, точнее шероховатым, если подходить к нему с претензией на концептуальность. Тем не менее, музыкально он выглядел современно и убедительно для 1983 года. В него включены песни: в стиле фолк "Лестница" (чем-то напоминает Джетро Талл, - ред.), рок-баллада "Как тревожен этот путь", фьюжн "Первый шаг" и блюз "Вот так случилось мама", а в довершение джаз-кабаре "Когда я буду бабушкой". Две композиции "Дежурный ангел" и "Держи меня, соломинка" стали безусловными хитами, можно сказать, впервые исполненными в стиле регги в официальном музыкальном пространстве. Это звучало модно и старшему поколению немного резало ухо. Стилистически они звучали даже ближе к рок-стэди и даб, чем к классическому звучанию Ямайки.

Вторая сторона на второй пластинке отдана на откуп Раймонду Паулсу, она как бы из другой оперы, но именно на этом альбоме начал складываться тандем, который и стал лестницей вниз в плане музыкальной актуальности певицы. Но похоже звезде, которая уже примеряла корону Примадонны, была уже не важна форма, главное, чтобы пипл хавал. И в этом плане Пугачева опять оказалась на волне, ведь главным заказчиком в предстоящие тридцать лет стали буфетчицы и поклонницы Любы Успенской. Недолгий творческий всплеск в тандеме с Кузьминым лишь затормозил это падение.

Алла Пугачева - "Лестница" (1984)

Минусом дабл LP стало отвратительное сведение. Где был звукорежиссер и руководитель группы "Рецитал"? Где БАРАБАНЫ? Слышны только брейки, и перебивки, сам грув утоплен в никуда, по этой причине трудно понять, что ребята играют довольно драйвовый качовый фанк. Да! Умели в советское время убрать секс из музыки, - допускаем, что это сделано сознательно!

Может быть на запись повлиял факт того, что диск записывался в тяжелое для Пугачевой время. В этот период Алла находилась в весьма неуравновешенном состоянии человека, становящегося суперзвездой. Пугачева устроила два крупных скандала, которые едва не стоили ей карьеры.

Алла Пугачёва – «Держи меня, соломинка» (Live)

В августе 1980-го Пугачёва устроила скандал на съёмках кинофильма «Рецитал», в котором играла главную роль. Пугачёва без объяснения причин порвала пальто ассистента режиссёра и разбила стекло автомобиля киностудии. В результате этого инцидента она была отстранена от съёмок директором Мосфильма Николаем Сизовым.

Алла Пугачева - "Старинные часы" (1982)

В 1981 году с участием Пугачёвой произошёл инцидент на съёмках телепередачи «Вокруг смеха», когда Пугачёва осталась недовольна качеством операторской работы, высказав недовольство режиссёру: «мои красивые ноги и мои красивые глаза ты снял по-уродски», из-за чего по распоряжению заместителя главного редактора литературно-драматического вещания Гостелерадио Валериана Канландадзе её выступление было изъято из монтажной версии для телеэфира.

Илья Резник, поэт-песенник:

"Ее концерты собирали толпы восторженных зрителей, но звания заслуженной артистки Алле не давали — начальство из Минкультуры ее не жаловало, считало неблагонадежной. К примеру, на концерте ко Дню милиции в Колонном зале Дома Союзов Алла вдруг села к роялю и спела незапланированного «Дежурного ангела», которого мы только что сочинили. Баллада об одиночестве вызвала бурю возмущения у чиновников. Скандалище разразился грандиозный, и документы Пугачевой на звание опять на какое-то время положили «под сукно»".

Алла Пугачёва – «Я больше не ревную»

В ноябре-декабре 1980-го прошли её гастроли в Чехословакии (в рамках «Дней культуры СССР в Чехословакии») и в ФРГ. В Кёльне Пугачёва участвовала в радиоконцерте WDR в рамках международного музыкального фестиваля. В декабре 1980 года впервые после сентябрьского инцидента с «Рециталом» Пугачёва выступила в СССР — в московском Театре эстрады она дала серию концертов «Театр Аллы Пугачёвой».

Подготовка к съёмкам в фильме «Рецитал» и к концертам для гостей «Олимпиады-80», вследствие этого — нечастые гастроли и редкие появления Пугачёвой на центральном телевидении в 1980 году сказались на её популярности. В 1980 году практически не звучало её новых хитов. Звучавшие песни «Московский романс», «Уходя - уходи», «Когда я уйду», «Как тревожен этот путь» не снискали большой популярности у слушателей. И лишь единственная песня стала самой популярной — «Улетай, туча», никому тогда ещё не известного композитора Виктора Резникова. По этой причине впервые за 4 года Пугачёва не стала лауреатом всесоюзного фестиваля «Песня года». В целом, 1980 год явился трудным и переломным в творческой и личной жизни певицы, отделяющим период 70-ых и 80-ых.

Алла Пугачева - "Маэстро" (1981)

В конце 1980 года Пугачёва приступает к работе над пластинкой. В «Новогоднем огоньке» 1980-81 года Пугачёва исполняет песню «Маэстро» на музыку латышского композитора Раймонда Паулса и стихи Ильи Резника. Благодаря этой песне появляется творческий тандем «Резник-Паулс-Пугачёва» и такие произведения как «Старинные часы», «Возвращение», «Без меня», «Делу время» и другие. Композитором практически всех песен с альбома стала сама Пугачёва. Музыку к трём композициям написал Раймонд Паулс, песню «Беда» написал Владимир Высоцкий, которая в начале 80-ых часто исполнялась Аллой Пугачёвой на сольных концертах, в частности в концертной программе «Монологи певицы». Высоцкий написал «Беду» для своей жены Марины Влади в 1973 году.

Алла Пугачева – «Беда»

Пугачёва закончила работу над альбомом в 1981 году, но «Мелодия» постоянно откладывала её выпуск. В результате пластинка вышла лишь в сентябре 1982 года. В преддверие выхода альбома было выпущено три сингла-миньона «Маэстро», «Дежурный ангел» (1981) и «Я больше не ревную» (1982). Изначально выпущенный как двойной альбом, позже также распространялся и отдельными пластинками: «Как тревожен этот путь - 1» и «Как тревожен этот путь - 2».

Обложка альбома представляет собой картину художника Сергея Борисовича Симакова (иеромонах Рафаил), на которой изображён портрет Пугачёвой.

Алла Пугачева - "Как тревожен этот путь" (1981)

В 1983 году чешская фирма «Suprafhon» выпустила в Чехословакии компиляцию альбома под названием «Dávná Píseň», куда вошли лучшие песни из альбомов «Как тревожен этот путь - 1» и «Как тревожен этот путь - 2».

В марте 1983 года газета «Московский комсомолец» опубликовала рецензию на альбом, в которой лучшими композициями были названы «Беда» (музыка и стихи В. Высоцкого) и «Дежурный ангел» (музыка А. Пугачевой, стихи И. Резника). Рецензент А. Колосов дал смешанную оценку альбому, указав на название, давшее ему «одна из песен, записанных на пластинке, и это название, вопреки воле его авторов, проливает свет на всю неразбериху музыкальных, а главное – психологических тенденций, царящих в альбоме».

Комментариев нет:

Отправить комментарий