Советская эстрада
Пятый
студийный альбом Аллы Пугачёвой, выпущенный в сентябре 1982 года в виде
двойного альбома, но впоследствии также распространялся и отдельными
пластинками. К 1983 году было продано более 7 миллионов копий пластинки.
Альбом
составили студийные записи 1980-1981 годов; на втором диске альбома среди 8
треков представлены несколько концертных записей 1981 года с одного из сольных
концертов программы Пугачёвой «Монологи певицы».
В музыкальном плане это был альбом Пугачевой и частично Раймонда Паулса, который написал для него три композиции из 16-ти. В текстах превалировал Илья Резник, его перу принадлежат десять песен на двойном альбоме, остальное досталось поэтам О. Мандельштаму, В. Высоцкому, М. Цветаевой, А. Вознесенскому, а также Е. Шлионскому и О. Милявскому.
"Как
тревожен этот путь" получился разнообразным, точнее шероховатым, если
подходить к нему с претензией на концептуальность. Тем не менее, музыкально он
выглядел современно и убедительно для 1983 года. В него включены песни: в стиле
фолк "Лестница" (чем-то напоминает Джетро Талл, - ред.), рок-баллада
"Как тревожен этот путь", фьюжн "Первый шаг" и блюз
"Вот так случилось мама", а в довершение джаз-кабаре "Когда я
буду бабушкой". Две композиции "Дежурный ангел" и "Держи
меня, соломинка" стали безусловными хитами, можно сказать, впервые
исполненными в стиле регги в официальном музыкальном пространстве. Это звучало
модно и старшему поколению немного резало ухо. Стилистически они звучали даже ближе
к рок-стэди и даб, чем к классическому звучанию Ямайки.
Вторая
сторона на второй пластинке отдана на откуп Раймонду Паулсу, она как бы из
другой оперы, но именно на этом альбоме начал складываться тандем, который и
стал лестницей вниз в плане музыкальной актуальности певицы. Но похоже звезде,
которая уже примеряла корону Примадонны, была уже не важна форма, главное,
чтобы пипл хавал. И в этом плане Пугачева опять оказалась на волне, ведь
главным заказчиком в предстоящие тридцать лет стали буфетчицы и поклонницы Любы
Успенской. Недолгий творческий всплеск в тандеме с Кузьминым лишь затормозил
это падение.
Минусом
дабл LP стало отвратительное сведение. Где был звукорежиссер и руководитель
группы "Рецитал"? Где БАРАБАНЫ? Слышны только брейки, и перебивки, сам
грув утоплен в никуда, по этой причине трудно понять, что ребята играют
довольно драйвовый качовый фанк. Да! Умели в советское время убрать секс из
музыки, - допускаем, что это сделано сознательно!
Может
быть на запись повлиял факт того, что диск записывался в тяжелое для Пугачевой
время. В этот период Алла находилась в весьма неуравновешенном состоянии
человека, становящегося суперзвездой. Пугачева устроила два крупных скандала,
которые едва не стоили ей карьеры.
В августе
1980-го Пугачёва устроила скандал на съёмках кинофильма «Рецитал», в котором
играла главную роль. Пугачёва без объяснения причин порвала пальто ассистента
режиссёра и разбила стекло автомобиля киностудии. В результате этого инцидента
она была отстранена от съёмок директором Мосфильма Николаем Сизовым.
В 1981
году с участием Пугачёвой произошёл инцидент на съёмках телепередачи «Вокруг
смеха», когда Пугачёва осталась недовольна качеством операторской работы,
высказав недовольство режиссёру: «мои красивые ноги и мои красивые глаза ты
снял по-уродски», из-за чего по распоряжению заместителя главного редактора
литературно-драматического вещания Гостелерадио Валериана Канландадзе её
выступление было изъято из монтажной версии для телеэфира.
Илья
Резник, поэт-песенник:
"Ее
концерты собирали толпы восторженных зрителей, но звания заслуженной артистки
Алле не давали — начальство из Минкультуры ее не жаловало, считало
неблагонадежной. К примеру, на концерте ко Дню милиции в Колонном зале Дома
Союзов Алла вдруг села к роялю и спела незапланированного «Дежурного ангела»,
которого мы только что сочинили. Баллада об одиночестве вызвала бурю возмущения
у чиновников. Скандалище разразился грандиозный, и документы Пугачевой на
звание опять на какое-то время положили «под сукно»".
В
ноябре-декабре 1980-го прошли её гастроли в Чехословакии (в рамках «Дней
культуры СССР в Чехословакии») и в ФРГ. В Кёльне Пугачёва участвовала в
радиоконцерте WDR в рамках международного музыкального фестиваля. В декабре
1980 года впервые после сентябрьского инцидента с «Рециталом» Пугачёва
выступила в СССР — в московском Театре эстрады она дала серию концертов «Театр
Аллы Пугачёвой».
Подготовка
к съёмкам в фильме «Рецитал» и к концертам для гостей «Олимпиады-80»,
вследствие этого — нечастые гастроли и редкие появления Пугачёвой на
центральном телевидении в 1980 году сказались на её популярности. В 1980 году
практически не звучало её новых хитов. Звучавшие песни «Московский романс»,
«Уходя - уходи», «Когда я уйду», «Как тревожен этот путь» не снискали большой
популярности у слушателей. И лишь единственная песня стала самой популярной —
«Улетай, туча», никому тогда ещё не известного композитора Виктора Резникова.
По этой причине впервые за 4 года Пугачёва не стала лауреатом всесоюзного
фестиваля «Песня года». В целом, 1980 год явился трудным и переломным в
творческой и личной жизни певицы, отделяющим период 70-ых и 80-ых.
В конце
1980 года Пугачёва приступает к работе над пластинкой. В «Новогоднем огоньке»
1980-81 года Пугачёва исполняет песню «Маэстро» на музыку латышского
композитора Раймонда Паулса и стихи Ильи Резника. Благодаря этой песне
появляется творческий тандем «Резник-Паулс-Пугачёва» и такие произведения как
«Старинные часы», «Возвращение», «Без меня», «Делу время» и другие.
Композитором практически всех песен с альбома стала сама Пугачёва. Музыку к
трём композициям написал Раймонд Паулс, песню «Беда» написал Владимир Высоцкий,
которая в начале 80-ых часто исполнялась Аллой Пугачёвой на сольных концертах,
в частности в концертной программе «Монологи певицы». Высоцкий написал «Беду»
для своей жены Марины Влади в 1973 году.
Пугачёва
закончила работу над альбомом в 1981 году, но «Мелодия» постоянно откладывала
её выпуск. В результате пластинка вышла лишь в сентябре 1982 года. В преддверие
выхода альбома было выпущено три сингла-миньона «Маэстро», «Дежурный ангел»
(1981) и «Я больше не ревную» (1982). Изначально выпущенный как двойной альбом,
позже также распространялся и отдельными пластинками: «Как тревожен этот путь -
1» и «Как тревожен этот путь - 2».
Обложка
альбома представляет собой картину художника Сергея Борисовича Симакова
(иеромонах Рафаил), на которой изображён портрет Пугачёвой.
В 1983
году чешская фирма «Suprafhon» выпустила в Чехословакии компиляцию альбома под
названием «Dávná Píseň», куда вошли лучшие песни из альбомов «Как тревожен этот
путь - 1» и «Как тревожен этот путь - 2».
В марте
1983 года газета «Московский комсомолец» опубликовала рецензию на альбом, в
которой лучшими композициями были названы «Беда» (музыка и стихи В. Высоцкого)
и «Дежурный ангел» (музыка А. Пугачевой, стихи И. Резника). Рецензент А.
Колосов дал смешанную оценку альбому, указав на название, давшее ему «одна из
песен, записанных на пластинке, и это название, вопреки воле его авторов,
проливает свет на всю неразбериху музыкальных, а главное – психологических
тенденций, царящих в альбоме».
Комментариев нет:
Отправить комментарий