Дорогие
друзья! Певица Кармен МакРэй (Carmen McRae) родилась 8 апреля 1922 года в
Нью-Йорке и считается одной из самых значимых джазовых вокалисток XX века.
Известность к ней приходила медленно, так как она никогда не равнялась на моду,
а сама выбирала себе песни и места для выступлений.
Ка́рмен
(ударение на первый слог) начала учиться игре на фортепиано, когда ей было
восемь лет и джазовая музыка Луи Армстронга и Дюка Эллингтона заполняла её дом.
Культурная атмосфера Гарлема, наполненная блюзом, так же оставила свой след в
её творчестве, но, по собственному признанию Кармен, у неё не было
специфического блюзового таланта.
В юности
Кармен МакРэй играла на фортепиано в клубе «Playhouse Minton», самом известном
джаз-клубе в Гарлеме, что дало ей возможность познакомиться с множеством джаз
музыкантов, стать частью музыкального мира. Именно здесь она встретила
сонграйтера Ирен Уилсон, которая не только вдохновила Кармен на написание своих
собственных песен, но и познакомила её с Билли Холидей. По признанию многих
критиков и самой Кармен, именно Холидей оказала на неё наибольшее влияние. Одна
из первых песен Кармен Макрей «Dream of Life», была записана Холидей в 39-м.
Однако серьезных
предложений она долгое время не получала, работая бэк-вокалисткой и секретарем
в клубе. Первая серьёзная работа в качестве пианистки была у Кармен с
биг-бэндом Бенни Картера в 1944 году. А первая запись была сделана c биг-бэндом
Мерсера Эллингтона в 1946-1947 годах.
Там же в
Minton’s Playhouse она встретила своего первого мужа, известного барабанщика
Кенни Кларка, одного из пионеров бибопа. Брак продлился всего три года и
главное, что Кармен из него вынесла, это технику нового стиля, став одной из
немногих бибоп вокалисток того времени.
Но хотя
погружение в музыкальный мир для Кармен произошло в Нью-Йорке, настоящей школой
жизни или даже выживания, для неё стали четыре года, проведенные в Чикаго, куда
она переехала в 48-м с комиком и певцом Джорджем Кирби. Вскоре после переезда
их отношения испортились и, чтобы найти денег на жизнь, она четыре года
непрерывно пела и играла на фортепиано в различных барах и ресторанах города. О
годах в Чикаго МакРэй говорила: «Благодаря всему этому вы меня знаете такой,
какая я есть сейчас. И это было самое серьёзное образование, которое я
когда-либо получала».
В начале
50-х она все же вернулась в Нью-Йорк, где опять выступала в Minton’s Playhouse,
как с небольшими бэндами, так и аккомпанируя себе на фортепиано. Однако
внимание звукозаписывающей компании она привлекла после концерта в Бруклине, на
котором присутствовал музыкальный продюсер Милт Габлер из компании Decca. В
следующие 5 лет на этом лейбле вышло 12 альбомов Кармен.
Однако
первый сольный лонг-плей вышел на лейбле Bethlehem в 1954-м. По рассказу самой
Кармен, владелец нового лейбла искал неизвестную молодую певицу, что бы было с
чего начать. На каждой стороне вышедшей вскоре пластинки было по 4 песни,
записанных с квартетами Мэта Метьюса на первой и Тони Скота на второй.
Индивидуальный подход самой певицы к созданию музыки чувствовался уже с первых
нот. Во все композиции и аранжировки она вносила новое звучание, впитав и
переосмыслив влияние Билли Холидей и музыки в стиле би-боп. В результате у неё
появился свой собственный неподражаемый стиль, за это она была признана
журналом Metronome вокалисткой года, а журнал Down Beat назвал Кармен «Самой
многообещающей молодой вокалисткой», хотя в 1954-м году в этих номинациях
претенденток хватало.
Серия
альбомов, записанных в 50-х, показали разносторонность таланта Кармен. Стиль её
пластинок варьировался между cool-jazz и би-бопом, а набор аккомпаниаторов от
скромных трио, зачастую с ней самой на фортепиано, к примеру, на альбоме «By
Special Request», до биг-бендов и целых оркестров, как на пластинках «Something
to Swing About» и «Book of Ballads». Эти записи сделали её признанной звездой
вокального джаза и послужили фундаментом в блестящей 40-летней карьере.
В конце
50-х МакРей отметилась парой совместных альбомов с Сэмми Дэвисом младшим.
Первый, «Boy Meets Girl», состоял из классических дуэтов, таких как «You’re the
Top» и «Cheek to Cheek», а исполнение отличалось тонким балансом между зрелым
шармом Кармен и игривой напыщенностью Сэмми.
Тогда же
она впервые выступила на знаменитых джазовых фестивалях в Ньюпорте и Монтерее,
на одной сцене с Эллой Фитцджеральд и Билли Холидей. Будучи близкой подругой
Холидей, Кармен тяжело пережила её смерть в 59-м, но записанный вскоре альбом
песен Холлидей, стал, по мнению многих лучшей её работой в 60-х.
Следующим
этапом её творчества было сотрудничество с пианистом Дэйвом Брубеком. С его
квартетом Кармен записала несколько альбомов и много выступала. Самым
запоминающимся номером стала «Take Five», написанная Полом Десмондом из
квартета Брубека, и впервые представленная с текстом именно в исполнении
Кармен. Кроме того, Макрей участвовала в джаз-мьюзикле Брубека «The Real
Ambassadors», где ей выдался случай поработать с кумиром её детства Луи
Армстронгом.
Небольшая
любительница гастролей, Кармен концертировала постоянно начиная с 60-х. Она
объехала всю Северную Америку, побывала с концертами в Европе и Японии. Будучи
в Лондоне даже записала альбом «November Girl» с оркестром Кенни Кларка.
Вообще её
открытость к совместной работе с коллегами музыкантами была заметной даже по
меркам джаза: альбом латин-джаза «Heat wave» с Колом Чейдером, дуэт с пианистом
Джорджем Шерингом и совместный концертный альбом с вокалисткой Бетти Картер,
это только самые примечательные работы поздней Кармен.
Кармен
МакРэй пела в джаз-клубах по всем Штатам и во всём мире на протяжении более чем
пятидесяти лет. Она выступала с Дюком Эллингтоном на джаз-фестивале «North Sea»
в 1980 году и на фестивале «Montreux Jazz» в 1989 году. Из-за своей дружбы с
Билли Холидей она никогда не выступала без исполнения хотя бы одной песни,
связанной с "Lady Day", и в 1983 году записала в её честь альбом «For
Lady Day». Среди наиболее интересных проектов и записей певицы были такие, как
«Take Five Live» (1961) с "Dave Brubeck quartet", «Heat Wave» (1982)
с Cal Tjader и «Two for the Road» (1989) с George Shearing, а также работа с
Sarah Vaughan «Sarah: Dedicated to You» (1991) и блестящая дань Телониусу Монку
– «Carmen Sings Monk» (1990). В этот список можно внести все альбомы и записи,
которые когда-либо выпустила Кармен, они все уникальны и все достойны
прослушивания. Но все же лучшими её записями в 1990-е стали трибьюты Саре Вон и
Телониусу Монку. Альбом песен Монка стал настоящим украшением последних лет её
карьеры.
Кармен
всю жизнь была заядлой курильщицей, есть даже мнение, что из-за курения её
голос значительно поменялся к концу жизни в сравнении с ранними записями.
Курение, однако, не могло не сказаться на её здоровье. В мае 91-го после
очередного концерта в клубе Blue Note у неё возникли проблемы с дыханием, и,
после этого случая, она прекратила выступления и уже не появлялась на публике.
В октябре 94-го у неё случился инсульт, от которого она так и не оправилась.
Хотя
Кармен Макрей никогда не достигала таких высот популярности как Элла
Фитцджеральд, Сара Вон или Билли Холидей, её всегда называли в их числе,
вспоминая величайших джазовых вокалисток. Её любовь к импровизации и,
отмеченное многими знакомыми, вдумчивое отношение к текстам даже старых
классических песен, и, собственно её незабываемый голос, сделали её записи
настоящей классикой женского вокала.
Carmen McRae – Carmen Sings Monk (1988).
1. Get It Straight (a.k.a. Straight, No Chaser) -
(live)
2. Dear Ruby (a.k.a. Ruby, My Dear)
3. It's Over Now (a.k.a Well, You Needn't)
4. Monkery's The Blues (a.k.a Blue Monk)
5. You Know Who (a.k.a. I Mean You)
6. Little Butterfly (a.k.a. Pannonica)
7. Listen To Monk (a.k.a. Rhythm-A-Ning)
8. How I Wish... (a.k.a. Ask Me How)
9. Man, That Was A Dream (a.k.a. Monk's Dream)
10. Round Midnight
11. Still We Dream (a.k.a. Ugly Beauty)
12. Suddenly (a.k.a. In Walked Bud) - (live)
13. Looking Back (a.k.a. Reflections)
14. Suddenly - (previously unreleased, alternate take)
15. Get It Straight - (previously unreleased,
alternate take)
16. Round Midnight - (previously unreleased, alternate
take)
17. Listen To Monk - (previously unreleased, alternate
take)
18. Man, That Was A Dream - (previously unreleased,
alternate take)
Carmen McRae (vocals);
Clifford Jordan (soprano saxophone, tenor saxophone);
Charlie Rouse (tenor saxophone);
Eric Gunnison, Larry Willis (piano);
George Mraz (bass);
Al Foster (drums).
В рамках
этого памятного проекта Кармен МакРэй, хорошая подруга Телониуса Монка, спела
13 его песен (две из которых звучат в разных концертных версиях). Половина
лирики написана Джоном Хендриксом, а остальные песни - Эбби Линкольном («Синий
монах»), Берни Ханигеном, Салли Свишер и Майком Ферро. Во всех выступлениях,
кроме двух, Кармен Макрэй аккомпанируют тенор-саксофонист Клиффорд Джордан,
пианист Эрик Ганнисон, басист Джордж Мраз и барабанщик Эл Фостер. Живая запись
дает слушателям возможность насладиться талантом тенор-саксофониста Чарли
Роуза. Что касается МакРэй, ее голос редко звучал лучше, чем на этом
классическом сете, и мне особенно приятно слышать, как она интерпретирует умные
тексты и необычные мелодии. "Dear Ruby" ("Ruby, My Dear") и
"Listen to Monk" ("Rhythm-A-Ning") - одни из самых ярких
моментов этого восхитительного компакт-диска, одной из лучших записей в карьере
Кармен МакРэй.
--- Скотт
Яноу
download:
Комментариев нет:
Отправить комментарий