четверг, 8 апреля 2021 г.

Кармен МакРэй (Carmen McRae) родилась 8 апреля 1922 года.


Дорогие друзья! Певица Кармен МакРэй (Carmen McRae) родилась 8 апреля 1922 года в Нью-Йорке и считается одной из самых значимых джазовых вокалисток XX века. Известность к ней приходила медленно, так как она никогда не равнялась на моду, а сама выбирала себе песни и места для выступлений.

Ка́рмен (ударение на первый слог) начала учиться игре на фортепиано, когда ей было восемь лет и джазовая музыка Луи Армстронга и Дюка Эллингтона заполняла её дом. Культурная атмосфера Гарлема, наполненная блюзом, так же оставила свой след в её творчестве, но, по собственному признанию Кармен, у неё не было специфического блюзового таланта.

В юности Кармен МакРэй играла на фортепиано в клубе «Playhouse Minton», самом известном джаз-клубе в Гарлеме, что дало ей возможность познакомиться с множеством джаз музыкантов, стать частью музыкального мира. Именно здесь она встретила сонграйтера Ирен Уилсон, которая не только вдохновила Кармен на написание своих собственных песен, но и познакомила её с Билли Холидей. По признанию многих критиков и самой Кармен, именно Холидей оказала на неё наибольшее влияние. Одна из первых песен Кармен Макрей «Dream of Life», была записана Холидей в 39-м.

Carmen McRae – «Dream Of Life».

Однако серьезных предложений она долгое время не получала, работая бэк-вокалисткой и секретарем в клубе. Первая серьёзная работа в качестве пианистки была у Кармен с биг-бэндом Бенни Картера в 1944 году. А первая запись была сделана c биг-бэндом Мерсера Эллингтона в 1946-1947 годах.

Там же в Minton’s Playhouse она встретила своего первого мужа, известного барабанщика Кенни Кларка, одного из пионеров бибопа. Брак продлился всего три года и главное, что Кармен из него вынесла, это технику нового стиля, став одной из немногих бибоп вокалисток того времени.

Carmen McRae – «Misery».

Но хотя погружение в музыкальный мир для Кармен произошло в Нью-Йорке, настоящей школой жизни или даже выживания, для неё стали четыре года, проведенные в Чикаго, куда она переехала в 48-м с комиком и певцом Джорджем Кирби. Вскоре после переезда их отношения испортились и, чтобы найти денег на жизнь, она четыре года непрерывно пела и играла на фортепиано в различных барах и ресторанах города. О годах в Чикаго МакРэй говорила: «Благодаря всему этому вы меня знаете такой, какая я есть сейчас. И это было самое серьёзное образование, которое я когда-либо получала».

В начале 50-х она все же вернулась в Нью-Йорк, где опять выступала в Minton’s Playhouse, как с небольшими бэндами, так и аккомпанируя себе на фортепиано. Однако внимание звукозаписывающей компании она привлекла после концерта в Бруклине, на котором присутствовал музыкальный продюсер Милт Габлер из компании Decca. В следующие 5 лет на этом лейбле вышло 12 альбомов Кармен.

Carmen McRae – «Round Midnight».

Однако первый сольный лонг-плей вышел на лейбле Bethlehem в 1954-м. По рассказу самой Кармен, владелец нового лейбла искал неизвестную молодую певицу, что бы было с чего начать. На каждой стороне вышедшей вскоре пластинки было по 4 песни, записанных с квартетами Мэта Метьюса на первой и Тони Скота на второй. Индивидуальный подход самой певицы к созданию музыки чувствовался уже с первых нот. Во все композиции и аранжировки она вносила новое звучание, впитав и переосмыслив влияние Билли Холидей и музыки в стиле би-боп. В результате у неё появился свой собственный неподражаемый стиль, за это она была признана журналом Metronome вокалисткой года, а журнал Down Beat назвал Кармен «Самой многообещающей молодой вокалисткой», хотя в 1954-м году в этих номинациях претенденток хватало.

Carmen McRae – «Love For Sale».

Серия альбомов, записанных в 50-х, показали разносторонность таланта Кармен. Стиль её пластинок варьировался между cool-jazz и би-бопом, а набор аккомпаниаторов от скромных трио, зачастую с ней самой на фортепиано, к примеру, на альбоме «By Special Request», до биг-бендов и целых оркестров, как на пластинках «Something to Swing About» и «Book of Ballads». Эти записи сделали её признанной звездой вокального джаза и послужили фундаментом в блестящей 40-летней карьере.

Carmen McRae – «If You Never Fall In Love With Me».

В конце 50-х МакРей отметилась парой совместных альбомов с Сэмми Дэвисом младшим. Первый, «Boy Meets Girl», состоял из классических дуэтов, таких как «You’re the Top» и «Cheek to Cheek», а исполнение отличалось тонким балансом между зрелым шармом Кармен и игривой напыщенностью Сэмми.

Тогда же она впервые выступила на знаменитых джазовых фестивалях в Ньюпорте и Монтерее, на одной сцене с Эллой Фитцджеральд и Билли Холидей. Будучи близкой подругой Холидей, Кармен тяжело пережила её смерть в 59-м, но записанный вскоре альбом песен Холлидей, стал, по мнению многих лучшей её работой в 60-х.

Carmen McRae – «Isn't It Romantic».

Следующим этапом её творчества было сотрудничество с пианистом Дэйвом Брубеком. С его квартетом Кармен записала несколько альбомов и много выступала. Самым запоминающимся номером стала «Take Five», написанная Полом Десмондом из квартета Брубека, и впервые представленная с текстом именно в исполнении Кармен. Кроме того, Макрей участвовала в джаз-мьюзикле Брубека «The Real Ambassadors», где ей выдался случай поработать с кумиром её детства Луи Армстронгом.

Carmen McRae – «Take Five».

Небольшая любительница гастролей, Кармен концертировала постоянно начиная с 60-х. Она объехала всю Северную Америку, побывала с концертами в Европе и Японии. Будучи в Лондоне даже записала альбом «November Girl» с оркестром Кенни Кларка.

Вообще её открытость к совместной работе с коллегами музыкантами была заметной даже по меркам джаза: альбом латин-джаза «Heat wave» с Колом Чейдером, дуэт с пианистом Джорджем Шерингом и совместный концертный альбом с вокалисткой Бетти Картер, это только самые примечательные работы поздней Кармен.

Carmen McRae and Oscar Peterson – «Sometimes I'm Happy».

Кармен МакРэй пела в джаз-клубах по всем Штатам и во всём мире на протяжении более чем пятидесяти лет. Она выступала с Дюком Эллингтоном на джаз-фестивале «North Sea» в 1980 году и на фестивале «Montreux Jazz» в 1989 году. Из-за своей дружбы с Билли Холидей она никогда не выступала без исполнения хотя бы одной песни, связанной с "Lady Day", и в 1983 году записала в её честь альбом «For Lady Day». Среди наиболее интересных проектов и записей певицы были такие, как «Take Five Live» (1961) с "Dave Brubeck quartet", «Heat Wave» (1982) с Cal Tjader и «Two for the Road» (1989) с George Shearing, а также работа с Sarah Vaughan «Sarah: Dedicated to You» (1991) и блестящая дань Телониусу Монку – «Carmen Sings Monk» (1990). В этот список можно внести все альбомы и записи, которые когда-либо выпустила Кармен, они все уникальны и все достойны прослушивания. Но все же лучшими её записями в 1990-е стали трибьюты Саре Вон и Телониусу Монку. Альбом песен Монка стал настоящим украшением последних лет её карьеры.

Count Basie & Carmen McRae – «Bye Bye Blackbird».

Кармен всю жизнь была заядлой курильщицей, есть даже мнение, что из-за курения её голос значительно поменялся к концу жизни в сравнении с ранними записями. Курение, однако, не могло не сказаться на её здоровье. В мае 91-го после очередного концерта в клубе Blue Note у неё возникли проблемы с дыханием, и, после этого случая, она прекратила выступления и уже не появлялась на публике. В октябре 94-го у неё случился инсульт, от которого она так и не оправилась.

Хотя Кармен Макрей никогда не достигала таких высот популярности как Элла Фитцджеральд, Сара Вон или Билли Холидей, её всегда называли в их числе, вспоминая величайших джазовых вокалисток. Её любовь к импровизации и, отмеченное многими знакомыми, вдумчивое отношение к текстам даже старых классических песен, и, собственно её незабываемый голос, сделали её записи настоящей классикой женского вокала.

Carmen McRae – Carmen Sings Monk (1988).


1. Get It Straight (a.k.a. Straight, No Chaser) - (live)

2. Dear Ruby (a.k.a. Ruby, My Dear)

3. It's Over Now (a.k.a Well, You Needn't)

4. Monkery's The Blues (a.k.a Blue Monk)

5. You Know Who (a.k.a. I Mean You)

6. Little Butterfly (a.k.a. Pannonica)

7. Listen To Monk (a.k.a. Rhythm-A-Ning)

8. How I Wish... (a.k.a. Ask Me How)

9. Man, That Was A Dream (a.k.a. Monk's Dream)

10. Round Midnight

11. Still We Dream (a.k.a. Ugly Beauty)

12. Suddenly (a.k.a. In Walked Bud) - (live)

13. Looking Back (a.k.a. Reflections)

14. Suddenly - (previously unreleased, alternate take)

15. Get It Straight - (previously unreleased, alternate take)

16. Round Midnight - (previously unreleased, alternate take)

17. Listen To Monk - (previously unreleased, alternate take)

18. Man, That Was A Dream - (previously unreleased, alternate take)

 

Carmen McRae (vocals);

Clifford Jordan (soprano saxophone, tenor saxophone);

Charlie Rouse (tenor saxophone);

Eric Gunnison, Larry Willis (piano);

George Mraz (bass);

Al Foster (drums).

В рамках этого памятного проекта Кармен МакРэй, хорошая подруга Телониуса Монка, спела 13 его песен (две из которых звучат в разных концертных версиях). Половина лирики написана Джоном Хендриксом, а остальные песни - Эбби Линкольном («Синий монах»), Берни Ханигеном, Салли Свишер и Майком Ферро. Во всех выступлениях, кроме двух, Кармен Макрэй аккомпанируют тенор-саксофонист Клиффорд Джордан, пианист Эрик Ганнисон, басист Джордж Мраз и барабанщик Эл Фостер. Живая запись дает слушателям возможность насладиться талантом тенор-саксофониста Чарли Роуза. Что касается МакРэй, ее голос редко звучал лучше, чем на этом классическом сете, и мне особенно приятно слышать, как она интерпретирует умные тексты и необычные мелодии. "Dear Ruby" ("Ruby, My Dear") и "Listen to Monk" ("Rhythm-A-Ning") - одни из самых ярких моментов этого восхитительного компакт-диска, одной из лучших записей в карьере Кармен МакРэй.

--- Скотт Яноу

download:

https://yadi.sk/d/JIes-ghaZNUpV

Комментариев нет:

Отправить комментарий