Советская эстрада
В свое
время отечественные вокально инструментальные ансамбли подарили многим
слушателям массу ярких эмоций и впечатлений, и даже спустя десятилетия
продолжают радовать своих поклонников, вызывая теплое чувство ностальгии по
ушедшей советской эпохе. Но многие парни, выступающие на сцене, ощутили на себе
и обратную сторону музыкального шоубизнеса, оказавшись спустя время в полном
забвении.
Порой их имена даже не указывали на пластинках, а иногда уже постфактум старались отовсюду вычеркнуть. Конечно, куда больше повезло солистам ансамблей, ведь многие слушатели до сих пор могут по голосу распознать, кто исполняет тот или иной хит. Одним из таких ярких исполнителей с неподражаемым тембром голоса является советский и российский музыкант Юрий Петерсон, который многим запомнился как участник ВИА "Веселые ребята" и "Самоцветы".
Поклонники союзных ВИА прекрасно знают такого человека, как Юрий Петерсон. Этот, наделённый талантом певец был членом таких музыкальных коллективов, как «Пламя», «Самоцветы», «Весёлые ребята» и спел множество песен, которые стали хитами того времени.
ДЕТСКИЕ И
ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ
Юрий
Петерсон появился на свет в белорусских Барановичах 24 апреля 1947 года. Его
мама ехала на поезде к себе домой в Ригу и прямо во время поездки у неё
начались схватки. Пришлось высаживать пассажирку в ближайшем населённом пункте,
которым и оказались Барановичи, где она была отправлена в местный роддом. Мама
будущего музыканта также была человеком из области искусства и исполняла
русские народные песни. Творческой личность был и отец, который изготавливал
мундштуки для саксофонов и, конечно же, сам умел играть на этом инструменте.
Потому увлечения маленького Юры также имели творческую направленность.
Родители
Петерсона любили музыку, его мама, Наталья Мелехова, прекрасно пела, а отец,
Леонид Петерсон, играл в ансамбле песни и пляски 4-ой воздушной армии, в
котором они и познакомились. Когда семья переехала в Ригу, то отец устроился на
работу на местный машиностроительный завод, а мать занялась воспитанием сына.
Еще в
детстве Юрию дали прозвище "Моцарт", за его удивительную способность
воспринимать и воспроизводить музыку по памяти. Поэтому немудрено, что учиться
Петерсон пошел в музыкальную школу, сначала по классу аккордеона, а затем на
отделение кларнета в спецшколе при рижской государственной консерватории.
Вскоре
отец Юрия уволился с завода и начал играть джазовую музыку в местном ресторане
"Таллин". Когда Леонид Петерсон приболел, то он попросил Юрия
подменить его в оркестре, так состоялось дебютное выступление
Петерсона-младшего на сцене в составе серьёзных музыкантов.
Детство
Юрия прошло вместе с сестрой по имени Надежда, которая позднее стала
выпускницей МГУ и иммигрировала в Штаты, где получила работу в Иллинойском
университете.
Собственное
музыкальное образования молодой человек получал в специализированном учебном
заведении при консерватории в Риге. В качестве профессионального инструмента
был выбран кларнет. Помимо него юноша играл на таких инструментах, как
саксофон, пианино, гитара и флейта.
Дебютное выступление Петерсона прошло в Риге, когда ему исполнилось 16 лет. Молодой музыкант вышел на сцену ресторана «Таллин», где продемонстрировал посетителям заведения сольный номер, чем вызвал массу оваций. После этого исполнитель решает создать собственный музыкальный коллектив, который называет «Комбо».
МУЗЫКАЛЬНАЯ
КАРЬЕРА
Практически все факты из биографии Юрия напрямую увязаны с его творческой деятельностью, который он занимался на протяжении всей своей жизни.
В 1968
году Петерсон приехал в Москву, где повстречал своего школьного друга
Александра Годунова, с которым сидел за одной партой (мы писали о Годунове,
если кому интересно, то ссылку на статью оставим внизу). Так как у Юрия были
проблемы с жильём, то Годунов предложил ему пожить в их большой квартире,
которую снимала балетная труппа.
Так, в
1968 году он был приглашен в Москонцерт работать вокалистом. Тогда же Петерсон
познакомился с Павлом Слободкиным, который набирал музыкантов для ВИА, пытаясь
составить конкуренцию «Поющим Гитарам» из города на Неве, которые тогда были
неимоверно популярны. В итоге Павел пригласил Юрия в коллектив с названием
«Весёлые ребята».
Еще в
Риге Юрий познакомился с музыкантом и певцом Львом Пильщиком. Как позже
признавался Петерсон:
«Пильщик
оказал на меня огромное влияние. Он рассказал мне как нужно правильно дышать,
во время исполнения песен. Какое-то время мы вместе играли в одном ансамбле -
Лева пел, а я на саксофоне играл. Выступали в ресторанах, на свадьбах и
торжествах. Он же и подтолкнул меня к переезду в Москву».
Так же
благодаря Пильщику, Юрий попал в коллектив "Веселые Ребята" и с этим
связана интересная история. Дело в том, что когда Лев Пильщик обосновался в
Москве, то ему нужно было как-то легализовать свой статус и самым простым
способом было жениться на девушке с московской пропиской. По такой схеме тогда многие
действовали. Видный рижанин, Лев Пильщик был предметом обожания многих красавиц
и в начале 1968 года он отдал свое сердце одной из них. Свадьба проходила в
феврале в модном кафе "Лель" на Пушкинской площади.
Посмотрев
оборудование, Лев и Юрий сели за рояль и начали исполнять итальянскую песню.
Интересно, что итальянского они не знали, но парни были мастерами имитации
любого иностранного языка, вставляя в песню набор несвязных слов похожих по
звучанию.
Слободкин
внимательно послушал и сказал Петерсону: «Возвращайся в Ригу и жди
звонка". И вскоре ему позвонили. Таким образом Юрий Петерсон вошёл в
состав ВИА "Веселые ребята". Хотя изначально, Слободкин хотел, чтобы
роль вокалиста в "Веселых ребятах" занял Пильщик, но Лев тогда сделал
выбор в пользу квартета "Электрон". Пильщик пригласил на празднования
практически весь оркестр Эдди Рознера, а также музыкантов, с которыми он
когда-то играл в Риге и конечно же своего друга Юрия Петерсона.
В
последующие четыре года Петерсон активно гастролировал вместе с недавно созданным
ВИА, а настоящим шлягером в исполнении группы стала композиция «Люди
встречаются», которую исполнял Юрий.
ВИА «Веселые
ребята»: Владимир Носков, Валентин Витебский, Леонид Бергер, Юлий Слободкин,
Геннадий Турабелидзе, Владимир Избойников, Юрий Петерсон, Павел Слободкин.
Интересно,
что в 1969 году Петерсона приглашал под своё крыло сам Марк Бернес, пытавшийся
отыскать талантливых учеников для своей студии. Но в связи со смертью
легендарного исполнителя переход так и не произошёл. При это сам Юрий твёрдо
уверен в том, что Марк Наумович, после того, как услышал его голос, увидел в
нём своего последователя.
В группе
Юрий играл на трубе, клавишных и пел, но за четыре года творческой деятельности
в “Весёлых ребятах”, прекрасный вокал Юрия Петерсона, можно было услышать в
основном только на концертных выступлениях ВИА, сначала совместно с Ниной
Бродской.
А после
ее ухода в 1969 году, Слободкин попробовал сделать две студийные записи с
вокалом Петерсона и в конечном счете пригласил сразу двух вокалистов: своего
дядю Июлия Слободкина и Леонида Бергера, а чуть позже к ансамблю присоединился
Владимир Фазылов (см. подробнее).
Слободкин
считал, что энциклопедический вокал Петерсона для записи не подходит. Из первых
сессий на "Мелодии" пять песен были исполнены Бергером, одна всем
коллективом и только одна с вокалом Юрия.
Юрий
Петерсон был идеальным концертным вокалистом, на котором держался почти весь
песенный репертуар “Весёлых ребят”, потому что он очень выигрышно смотрелся на
сцене, и вокально и артистически. Но для студийной записи Павел Слободкин
предпочитал Леонида Бергера, репертуар которого был ориентирован на западную
эстраду.
Главная
проблема Петерсона была в том, что он работал в ВИА, а ему нужно было выступать
сольно. Юрий Петерсон был достоин другой судьбы и гораздо большей популярности,
а в “Весёлых ребятах” у него не было будущего.
На этом
фоне у Петерсона возникли разногласия с Павлом Слободкиным, и летом 1972 года
он покинул коллектив и ушёл в ВИА “Самоцветы”. В составе ансамбля Петерсон
записал целый ряд знаменитых песен, которые стали классикой отечественной
эстрады: “Снежинка”, “Багульник” и “Там, за облаками”. Из интервью с Юрием Петерсоном:
«Весёлые
ребята очень напоминали “туполевскую” шаражку, когда гениальные люди собрались
в одном месте и делали гениальные вещи, изобретая самолеты, космические
корабли, но все они — как бы под арестом. А в “Самоцветах” до поры до времени,
до 1974 года было вполне демократическое общество. Со стороны Маликова на нас
не было никакого давления, мы все делали сообща, все дружили, все старались.
ВИА «Самоцветы»:
Юрий Маликов (бас-гитара, художественный руководитель), Валентин Дьяконов
(вокал, гитара), Юрий Петерсон (вокал, саксофон), Анатолий Могилевский (вокал),
Ирина Шачнева (клавиши, вокал), Сергей Березин (гитара, вокал), Геннадий Жарков
(труба, вокал), Валерий Селезнёв (гитара), Николай Раппопорт (барабаны, вскоре
его заменил Юрий Генбачев, перешедший из оркестра А.Кролла) и Алексей Шачнев
(звукорежиссёр).
Тем более
что талантливые ребята собрались: Генка Жарков, Валька Дьяконов, Ирка Шачнева…
Сам Юрка — потрясающий администратор. Они со Слободкиным в этом плане похожи,
только Маликов использовал ярко выраженный партийный ресурс, а у Слободкина был
очень мощный деловой ресурс, так как он всегда варил своими мозгами».
Годом
спустя на телеэкранах происходит премьера картины «Самоцветы», а песня «Снежинка»,
исполненная Петерсоном приносит ему всенародное признание.
В 1975
году советский ВИА отправляется гастролировать по странам Латинской Америки, а
Юрий пишет композицию «Танюша», которую впоследствии исполняет группа «Ариэль».
При этом автором музыкального сопровождения значится Юрий Мелехов. Петерсон
указал фамилию своей мамы, что позволило уйти от конфликтной ситуации с
чиновничьим аппаратом, представители которого горели желанием, чтобы фамилия
композитора песни имела русское происхождение. В том же году в «Самоцветах»
произошёл внутренний конфликт, в результате которого практически все музыканты
приняли решение завершить выступления в коллективе и создать ВИА «Пламя».
Последующие
13 лет Юрий посвятил работе в «Пламени». Наиболее известной песней за эти годы
стала «Снег кружится». Также стоит отметить, что в 1980-м Петерсон получил
диплом в ГИТИСе, став специалистом по эстрадной режиссуре.
В 1998
году Юрий покидает «Пламя», решив заняться сольной карьерой, и уже через год он
выпускает собственный альбом.
Распад
Союза заставил Петерсона на несколько лет перебраться в Италию, где он
устроился на работу в цирк в качестве сессионного музыканта. В 1998 году
музыкант решает вспомнить былое и формирует группу под названием «Пламя-2000».
Коллектив исполнял старые песни «Пламени» и даже выпустил сольную пластинку, но
в 2015 году и этот проект перестал существовать. На следующий год певец создал
свою собственную группу под названием “Юрий Петерсон и его команда”.
Тогда же
общественности была представлена книга «Я родился в поезде, или Поколение ВИА»,
где Петерсон в подробностях описывает собственную яркую биографию.
Юрий
Петерсон был не просто легендарным исполнителем, но и прекрасным музыкантом. За
особую чувственность исполнения его называли русским Сальваторе Адамо. Его
песня «Тебе, я знаю всё равно» звучала на каждой танцевальной площадке
Советского Союза. Её перепевали под гитару в каждом дворе, под неё танцевали и
влюблялись все старшеклассники советской страны.
Певец мог
одинаково виртуозно играть и на аккордеоне, и на флейте, и на саксофоне. Его
творческий путь начинался в «Весёлых ребятах», где он исполнял не только
советские хиты, но и песни из репертуара «Битлз», что в то время не поощрялось.
Помимо сольного исполнения Юрий Петерсон участвовал в аранжировках музыки и сам
писал музыку к песням.
Когда
Юрия Петерсона спрашивали, в чём состоит его феномен, он отвечал: «В том, чтобы
соединить текст и музыку. Сейчас все совершенно забыли о том, что песня, это
еще и текст. Слова потеряли значение и стали неважны».
А вот как
Юрий Петерсон в одном из интервью отзывался о своём исполнении шлягера «Тебе я
знаю всё равно»: «Для «Тебе, я знаю, все равно» я придумал образ мальчика,
который влюблен в девочку, но ужасно стесняется ей в этом признаться. Она же в
это время ходит в кино или на танцы с другими мальчиками, и он от этого все
больше и больше страдает, и впадает в отчаяние. Отсюда возник противный голос –
я специально этот голос придумал для этой песни».
Любую
песню, которая попадала к Юрию Петерсону, он доводил до совершенства. Так было
и со знаменитой песней «Снег кружится», где первоначально мелодия песни звучала
значительно быстрее. Юрий Петерсон признавался, что иной раз, в годы работы в
"Самоцветах", ребята так преобразовывали песню, что от замысла
композитора оставались только рожки да ножки. Как правило, после таких
преобразований хит становился только лучше.
Из
интервью Юрия Петерсона: «Так получилось по жизни, что мы – популярные ансамбли
того времени, «Весёлые Ребята», «Самоцветы», «Пламя» записывали очень большое
количество макулатуры, потому что были такие, как они назывались, члены Союза
композиторов, которые имели доступ на звукозаписывающие фирмы. Им хотелось бы,
чтобы мы из этой макулатуры сделали хоть что-то! За многие мои произведения мне
просто искренне стыдно. Записывать-то надо было. А куда денешься? Собственные
песни писать было просто нельзя. Нельзя и всё! Ты не член Союза композиторов? –
свободен!»
ЛИЧНАЯ
ЖИЗНЬ
Юрий имел
только одну спутницу в личной жизни и женат он был на Ольге Воробьёвой. Девушка
являлась выпускницей ГИТИСа, и большую часть своей жизни проработала в
столичном государственном цирке. Умерла она в 2015 году. Сын супружеской пары,
которого назвали Ян, в наши дни работает звукорежиссером.
Исполнитель
всегда был предельно скромной и интеллигентной личностью. Ни разу он не был в
замечен в скандальных ситуациях, слухов о нём не ходило. Потому он не
представлял особого интереса для жёлтой прессы.
Свой
земной путь Юрий Петерсон закончил 5 сентября 2019 года на 72-ом году жизни. Его
могила находится на Хованском кладбище.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Юрий
Петерсон был совсем не таким, как музыканты его времени. Композиции,
исполненные им имели особенное звучание, в котором сочетались элементы
популярной музыки и рока, что и повлияло на то, что его ценили представители
различных направлений в музыке. Меломаны отмечали глубину смысла его песен, что
подтверждало высокий уровень профессионализма Петерсона.
В
собственном автобиографическом издании Юрий не позволял себе отзываться в
негативном ключе о своих коллегах в музыкальном сообществе. Даже конфликт,
случившийся в «Самоцветах» в отношении руководителя ВИА, который завершился
распадом группы, не стал достоянием общественности. В качестве причины распада
ансамбля называлось стремление коллектива в иных коллективах в советском
шоу-бизнесе.
В
процессе написания собственных произведений, Петерсон старался не упускать
мелочей. Он уделял внимание каждому шагу создания мелодии для получения
итогового идеального варианта. Именно поэтому, когда люди слышали композиции,
которые исполнял Юрий Петерсон, в сердце появлялось чувство тепла и доброты, а
душа обретала лёгкость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий