«The Final Cut» — двенадцатый студийный альбом
английской группы прогрессивного рока Pink Floyd, вышедший в марте 1983 года на
лейбле Harvest в Великобритании (shpf 1983 OC 064-65 042) и странах Европы, на
Columbia Records в США и Канаде (QC 38243), на CBS в Австралии, Новой Зеландии
и странах Африки и Латинской Америки, на CBS/Sony в Японии (25AP 2410).
«The Final Cut» стал последним альбомом Pink Floyd с участием Роджера Уотерса и единственным в дискографии группы без участия клавишника Ричарда Райта. Альбом имеет подзаголовок «A Requiem for the Post War Dream by Roger Waters» («Реквием по послевоенной мечте Роджера Уотерса») и посвящён его отцу Эрику Флетчеру Уотерсу, погибшему во Второй Мировой войне.
Первоначально это был материал, оставшийся от
записи альбома «The Wall», его рабочее название было «Spare Brick»s («Запасные
кирпичи») и предполагалось сделать его звуковой дорожкой к фильму Алана Паркера
«The Wall» (1982). Туда собирались включить также вновь записанные для фильма
песни из "Стены", а также Уотерс планировал записать новый материал,
продолжающий и расширяющий тему "Стены". Об этом даже было уже
заявлено в прессе. В титрах фильма сообщалось о существовании такого
саундтрека, а на обложке сингла When The Tigers Broke Free было указано, что
это песня из альбома «The Final Cut».
Но тут вспыхнула война между Великобританией и
Аргентиной на Фолклендских островах (в апреле 1982), которая сильно потрясла
Роджера Уотерса и побудила его на создание нового альбома. Как известно, она
началась с вторжения на острова войск Аргентины, всегда считавшей эти земли
своими. Музыкант был потрясён реакцией премьер-министра Маргарет Тетчер и её
правительства, которые незамедлительно направили войска, чтобы разрешить
конфликт силой.
Уотерс посчитал такие действия предательством
британских военнослужащих, погибших во Второй Мировой войне ради мира на Земле,
в том числе его отца, лейтенанта Британской армии, убитого в бою в Италии в
1944 году. Как комментировал Роджер:
"The Final Cut о том, что мы думали, что
движемся вперёд к созданию либеральной страны, где каждый заботится о каждом...
но я смотрю, все эти идеалы отброшены, и мы, под руководством Маргарет Тетчер,
вернулись чуть ли не в диккенсовское общество. Я считаю, британское
правительство должно было решить всё дипломатическим путём, без раздувания
войны в Южной Атлантике".
Дэвид Гилмор не разделял политизированности
Уотерса, а также был недоволен музыкальным направлением группы. Ему не
нравились пять песен ("Your Possible Pasts", "One of the
Few", "The Final Cut", "The Fletcher Memorial Home" и
"The Hero's Return"), не вошедшие в "Стену" и оставшиеся
как "Запасные кирпичи". Гилмор считал, что они не тянут на новый
альбом и предлагал писать новый материал, однако Уотерс сомневался в его
способности предоставить таковой. В чём не мог не признаться и сам Гилмор:
"Я действительно бывал временами ленив, и были
моменты, когда Роджер спрашивал меня: "Ну что, у тебя есть
что-нибудь?" А я отвечал ему, типа: "Ну пока ничё нет, мне нужно
какое-то время, чтобы какие-то идеи положить на плёнку"... Но он тоже был
не прав, желая поместить в The Final Cut какой-то отстойный материал. Я говорил
Роджеру: "Если эти песни оказались не хороши для "Стены", с
какой стати они будут хороши теперь?"
Постоянный клавишник Pink Floyd Ричард Райт покинул
группу после записи "Стены", какое-то время он ещё участвовал в турне
с этим альбомом на правах нанятого музыканта, а затем его заменил Энди Боун,
который и сыграл в «The Final Cut» на ф-но и органе Хаммонда. На ф-но и
фисгармонии записался также Майкл Камен, один из продюсеров альбома. Он же
аранжировал оркестровку и дирижировал здесь Национальным филармоническим
оркестром. Красиво украсил альбом своим тенор-саксофоном Рафаэль Равенскрофт.
Его соло, внезапно подхватывающее крик Уотерса в "The Gunners Dream"
(Мечта стрелка) — одно из ярчайших мест пластинки.
Запись альбома велась полгода в разных местах: и в
известных лондонских студиях Olympic и Abbey Road, и в домашней студии Гилмора
Hookend и даже в бильярдной комнате в доме Уотерса. Процесс записи чем дальше,
тем больше становился беспокойней и нервозней. Одержимый своими пусть и
действительно добрыми идеями, Роджер Уотерс становился нетерпим к чужому
мнению, перестал считаться со своими старыми товарищами по группе, смотря на
Гилмора и Мэйсона как на приглашённых музыкантов.
Если первое время Уотерс и Гилмор ещё работали в
студии вместе, а в перерывах отвлекались на совместную аркадную видеоигру
Donkey Kong, то позже стали приходить в студию и писаться по отдельности, и
только изредка собирались, чтобы обсудить записанное.
Барабанщику Нику Мэйсону тоже досталось. В
последнем номере альбома — "Два солнца на закате" — он не смог
подобрать что-либо подходящее, и вместо него ударные там записал сессионный
музыкант Энди Ньюмарк. Как пишет биограф группы Pink Floyd Энди Маббетт в своей
книге "Полный путеводитель по музыке Пинк Флойд": "Будь
атмосфера в звукозаписывающей студии более тёплой, возможно, Мэйсон и справился
бы с композицией. Очень может быть, что в финальной песне альбома, в последний
раз записанной Уотерсом под знаменем Pink Floyd, никто из Pink Floyd не
играет."
В своей книге "Наизнанку: Личная история Пинк
Флойд" Ник Мэйсон сообщает, что в самом начале работы над The Final Cut,
Уотерс "счёл необходимым агрессивно заявить" ему, что поскольку вся
его работа это барабанить, он не должен рассчитывать на какие-то авторские и
вообще упоминание в титрах песен. "Всё это напоминало поведение,
граничащее с манией величия, особенно если учесть, что я и не собирался на
что-либо претендовать".
Мэйсон описывает также, что "Роджер упорно
игнорировал любые предложения Дэвида, вот почему наверное он посадил за пульт
Майкла Камена, чтобы уменьшить музыкальный вклад остальных... Это наверно была
паранойя, но выглядело так, что Дэвид был отставлен в сторону. Ко времени
окончания The Final Cut Роджер эффективно заправлял всеми процессами.
Я правда не могу припомнить, обсуждали ли мы, что
это надо выпускать скорее как сольный альбом Роджера Уотерса. В любом случае,
эта идея уже запоздала. Записывающая компания ожидала альбома от группы Pink
Floyd и вряд ли бы радушно приняла вместо него сольный альбом Роджера Уотерса.
Мне бы надо было тогда воспрепятствовать этому, ибо я считаю, это послужило
сигналом к концу группы, но у меня есть несчастная привычка действовать в
соответствии с принципом "если ничего не делать, проблема возможно
исчезнет сама".
Уотерс позже утверждал, что он тоже чувствовал себя
в большом напряжении в те дни, дал себе слово больше никогда не записываться с
Гилмором и Мэйсоном и даже сам подумывал, не выпустить ли этот альбом как
сольный, но контракт с EMI требовал от них альбом Pink Floyd.
Если же отбросить внешние обстоятельства его
записи, The Final Cut остаётся впечатляющей работой и одним из лучших
антивоенных альбомов в рок-музыке. Роджер Уотерс ярко передал свои переживания
о том, что какие-то люди, стоящие у власти, распоряжаются жизнью простых людей,
заставляют их гибнуть ради чьих-то корыстных интересов и фактически обнуляют их
личную жизнь. Он полагал, что его отец, как и другие герои Второй Мировой,
положили свои жизни за то, чтобы войн не было никогда, чтобы каждая
человеческая жизнь ценилась больше, чем чьи-то геополитические интересы.
«The Final Cut» — это по сути, отчаянный крик души
Роджера Уотерса, и он часто буквально переходит в крик на протяжении альбома. «The
Final Cut» — очень личная боль, и вряд ли ещё кто-то мог помочь Уотерсу
выразить её. Ведь если не брать во внимание негативные моменты его отношений с
товарищами (а все мы хороши лишь когда спим зубами к стенке!), как художник,
как человек, Роджер выразил отчаяние и негодование, протест политикам, для
которых "двуногих тварей миллионы... орудие одно".
В альбоме «The Final Cut» была опробована новая
звуковая технология под названием голофоническая система, изобретённая
учёным-акустиком из Миланского политехнического Хьюго Цуккарелли в 1980 году.
Принцип записи использует наработки из области голографии, то есть объёмного
изображения, отсюда и сходное название — голофония, то есть объёмный звук.
Говоря иначе, голофония это акустическая голограмма.
В 1983 Хьюго выпустил на CBS в Великобритании запись под названием Zuccarelli Holophonics (The Matchbox Shaker) (Голофония Цуккарелли: Трясущий спичечным коробком). Эта запись демонстрировала возможности голофонии: там трясут коробком спичек, зажигают спичку и гасят её, там звуки стрижки волос, пчёл, пластмассового пакета, птиц, самолётов, фейерверков, грозы и спортивных автомобилей. Запись необходимо слушать в наушниках, кроме того, для пущего эффекта рекомендуется закрыть глаза, и все эти звуки удивляют слушателя своим движением в пространстве, как в реальности.
Кассета с этой записью попала в руки Пинк Флойдов,
которым мёду не надо, дай поэкспериментировать. "Это реально
срабатывало", — говорит Ник Мэйсон. "Я до сих пор не знаю как, потому
что это всего лишь пара стереомикрофонов, встроенных в манекеновую голову. Но
они обеспечивали такое пространственное качество звука, что в наушниках всё это
воспринималось так же, как работает повседневно человеческое ухо. Первая
демо-кассета Хьюго была поистине потрясающей: я помню там эффект, когда трясут
коробок спичек и двигают его вокруг твоей головы, так что кажется, будто он то
сзади, то спереди, то снизу тебя. Если при этом закрыть глаза, запись полностью
дезориентирует и звучит абсолютно правдоподобно".
Пинк Флойд немедленно решили использовать эту
систему для звуковых эффектов в этом альбоме. Мэйсон носил эту голофоническую
голову (которая кстати откликалась на имя "Ринго") в самые разные
места, записывая шум городского трафика, церковные колокола, шаги прохожих.
Когда Уотерсу понадобились звуки военных самолётов,
широкие связи Мэйсона, в том числе с военными, позволили ему проникнуть на
авиабазу королевских ВВС Хонингтон, где Ник записал рёв взлетающих Tornado.
Более того, он уговорил одного друга, летавшего на патрульном противолодочном
самолёте Avro Shackleton, взять с собой голову "Ринго" и записать
звуки в полёте. "Я до сих пор ощущаю некий приступ вины", — пишет
Мэйсон, — "за то, что воспользовался многочисленной помощью военных
друзей, а вся эта работа пошла на антивоенную пластинку. Надеюсь, они меня уже
простили за это".
Глофонически записан стук поезда, который очевидно
изображает вагоны-теплушки для скота, в которых во время войны фашисты
перевозили в концлагеря евреев, цыган, диссидентов и проч. Сильный
голофонический эффект записан в начале второй стороны: ракета, запущенная
впереди слушателя, пролетает над ним и взрывается позади.
«The Final Cut» можно перевести как
"Окончательный монтаж", а можно как "Последняя рана", и оба
перевода равно имеют здесь смысл. Кроме того, слова "the final cut" —
аллюзия на пьесу Шекспира "Юлий Цезарь", где есть такая фраза: "This
was the most unkindest cut of all". Её обычно переводят "То был удар
из всех ударов злейший" — про предательскую смертельную рану, нанесённую
Цезарю его любимцем Брутом. Независимо от концепции самого альбома, «The Final
Cut» действительно стал и "окончательным монтажом" и
"смертельной раной" для группы Pink Floyd, какой мы её знали в
1970-х.
Как известно, многие обложки пластинок Pink Floyd,
начиная с 1960-х годов, сделал Сторм Торгерсон и его дизайнерское бюро
Hipgnosis. Эта традиция была впервые нарушена в "Стене". Уотерс
поссорился тогда с Торгерсоном и привлёк к работе совершенно другого художника.
На сей раз Уотерс, доминировавший в создании всего альбома, взял на себя и его
обложку. Лицевую сторону он составил из красного мака (в левом верхнем углу), и
размещённых на ветеранском мундире ленточек от четырёх британских наград Второй
Мировой войны (слева направо): Звезды 1939—1945, Африканской звезды, медали за
Оборону и Креста "За выдающиеся лётные заслуги".
Красный мак служит рефреном дизайна всего конверта,
он появляется на внутреннем развороте и, в виде макового поля, на задней
стороне. В США и Британии мак давно стал символом памяти воинов, падших в обоих
Мировых войнах и любых военных конфликтах.
Для оформления альбома Уотерс воспользовался фотографиями
своего шурина (брата жены Роджера — Леди Кэролайн Энн Кристи) Уилли Кристи,
британского фотографа, известного многочисленными снимками разных знаменитостей
от киноактёров до рок-звёзд. Кстати, тот же Уилли срежисировал 19-минутный
видеофильм для альбома «The Final Cut», включивший в себя четыре песни из него.
Фотографии на внутреннем развороте показывают
стоящего в поле одинокого солдатика и красные маки на его фоне; сварщика за
работой, маска которого украшена флагом "Страны Восходящего Солнца" -
Японии; ядерного взрыва, видимого сквозь ветровое стекло машины — всё это
прямая отсылка к последней песне альбома "Two Suns In The Sunset"
(Два солнца на закате). Поражает фотография на обратной стороне конверта, где
Уотерс снялся в военном кителе с ножом в спине. Коробка киноплёнки у него под
мышкой и кинжал в спине намекают на нелёгкие отношения, бытовавшие между
Уотерсом и режиссёром Аланом Паркером во время их совместной работы над фильмом
The Wall. Именно тогда Уотерс заказал себе этот реквизит: мундир с торчащим из
спины ножом, который "кровоточил" при нажатии в кармане на баллончик
с краской.
Фирма грамзаписи Harvest в порядке исключения
позволяла группе Pink Floyd отходить от стандартного оформления ярлыков своих
пластинок и украшать их собственным дизайном. Эта традиция повелась ещё со
времён «The Dark Side of the Moon» (1973) и продолжалась из альбома в альбом.
На ярлыках пластинки «The Final Cut» использованы фотографии всё того же Уилли
Кристи: маковое поле на 1-ой стороне пластинки, и труп лежащего в этом поле
воина с кинжалом в спине, собака у его ног — на 2-ой стороне.
«The Final Cut» вышел в свет в Великобритании 21
марта 1983, в США — 2 апреля 1983 и стал альбомом №1 в британских чартах, чего
не удалось добиться даже «The Dark Side of the Moon» и «The Wall». В Штатах
успех был немного слабее — только шестое место в Билборде, и тем не менее уже
через месяц продаж альбом был заявлен в США платиновым, то есть было продано
свыше миллиона экземпляров. Несмотря на большие цифры, для такой группы как
Pink Floyd это расценивалось как неудача, и «The Final Cut» стал менее всего
востребованным альбомом группы со времён «Meddle» (1971).
Турне с новым альбомом даже не планировалось.
Вместо этого, Гилмор и Уотерс ударились в 1984 году собственные проекты: Гилмор
выпустил свой второй сольник About Face, Уотерс — свой первый, The Pros and
Cons of Hitch Hiking, и оба отправились в сольные гастроли...
Комментариев нет:
Отправить комментарий