При всем богатстве выбора, едва ли
найдется мотиватор более действенный, чем элементарная нужда. Когда
действительно "припечёт", идеи начинают сыпаться как из рога
изобилия. В 1994 г. Blur продемонстрировали очередной отличный пример этого
золотого правила.
Конечно, историю создания их культового
третьего альбома можно трактовать по-разному. Можно, например, предположить,
что мода на гранж спровоцировала британский ответ в виде волны бритпопа, однако
на деле все было куда прозаичнее. Выпустив два откровенно средних альбома,
группа Blur оказалась по уши в долгах. Для того, чтобы выбраться из финансовой
ямы глубиной 60 000 фунтов стерлингов, им приходилось без конца гастролировать
и записывать песни, которые в итоге продавались все хуже и хуже. Теперь гитарист
Грэм Коксон рассуждает следующим образом: "У нас была безграничная вера в
себя, но остальному миру не прикажешь. Думаю, то время было чем-то вроде
разогрева".
Уверенность в себе – дело хорошее, но им приходилось предпринимать любые попытки, чтобы спасти карьеру и буквально не умереть с голоду. "Им пришлось вернуться в студию, чтобы завтра было что есть", - рассказывал Стивен Стрит, бывший продюсер The Smiths, работавший над второй пластинкой Blur и курировавший демо-версии для нового альбома группы. "Они жили на минимальный оклад, который лейблы платили своим гастролирующим и записывающимся группам, поэтому им приходилось проводить все время в студии или в турне", - добавлял он. Коксон эти слова подтвердил, вспомнив, как совладелец лейбла Food Records Энди Росс по вечерам подкармливал его пакетом чипсов и парой пинт пива.
Предвкушение чего-то большого и
великого стало еще более ощутимым ко второй половине 1993 г., когда музыканты
осознали, что на британской сцене имеются другие персонажи, разделяющие их
ценности и видение. Они познакомились с бритпоп-командой Pulp, расслышав в их
звуке родственные ноты – создавая немного эксцентричный, интеллигентно
остроумный поп, обе группы делали одно дело. Майк Смит из A&R, в свое время
подписавший группу на свой лейбл, как никто другой чувствовал перемену веяний,
витавших в воздухе: "В августе 1993 г. они дали концерт в Ридинге, и мы
увидели, как люди начали их понимать. Там было полно молодежи в костюмах и
ботинках – своего рода новый взгляд на идентичность, который люди приняли
легко, и он им понравился". По его словам, в то время музыкальная пресса
заволновалась – увидев теплый прием публики, они осознали, что ошиблись в
первоначальных критических оценках, и для того, чтобы как-то исправить
оплошность, начали пристально следить за Blur.
Тем временем, причина для пристального
внимания действительно нашлась – судя по новой музыке, которую в то время
записывали Blur в студии Maison Rouge в Фулхэме под началом Стивена Стрита, в
сравнении с прошлой пластинкой "Modern Life Is Rubbish" их горизонты
существенно расширились. Новый материал варьировался от мультяшно-быстрого
репертуара, такого как "Bank Holiday", до пригородных виньеток, таких
как "Tracy Jacks", впоследствии украшенных струнными, звуковыми
эффектами и головокружительным фальцетом.
Любовь Стрита к звуковым эффектам
помогла добавить дополнительных красок к зарождающемуся миру
"Parklife" при помощи ярмарочных джинглов, сводок дорожных новостей и
даже эксцентричных шумов утиных прудов. "Многие из них носят
ностальгический характер и отсылают к нашей молодости, - рассказывал Коксон. –
Нам было удобно объединить все эти элементы в нечто, похожее на воскресный обед
со звуком".
Ключевым примером такого подхода
является, конечно же, заглавный трек "Parklife", лирически
вдохновленный прогулками Деймона по парку рядом с его квартирой на
Кенсингтон-Черч-Стрит. Однако поначалу его творческая состоятельность вызывала
у участников группы большие сомнения. Стрит без лишних прикрас называет трек
самой большой головной болью на альбоме: "Когда мы впервые его записали,
он звучал немного плоско, а Деймон все не мог закончить вокал. Потом мы не
могли заставить себя его закончить, и едва от него не отказались". Как ни
странно, ключом к возрождению интереса к песне оказался банальный случай.
Актеру Филу Дэниэлсу предложили озвучить инструментал "The Debt Collector",
а Дэймон все не мог придумать текст, поэтому на общем собрании было решено
попробовать его в "Parklife", и так трек превратился в один из
центральных на пластинке.
Отчасти проблемы с завершением песни
"Parklife" были связаны с тем, что лейбл Food Records посчитал ее кандидатом
в синглы, и политика предварительного одобрения сильно давила на участников
Blur и продюсера. Тем не менее, они все же позволили себе посамовольничать и
записали трек без согласования с лейблом. Работа началась с маленькой
драм-машины, запрограммированного баса, синтезатора и ударных, превращенных в
захватывающую диско-тему "Girls & Boys". "На следующий день
Энди Росс спросил меня о том, как проходят сессии, - вспоминал Стрит, - и я
ответил: "Мы записали новый трек "Girls & Boys"." На
другом конце возникла пауза, после чего он сказал, что не давал на это
разрешения, а я заверил его, что ему понравится. К счастью, я оказался
прав".
По сути, "Girls & Boys"
стала первой песней, доказавшей, что Blur способны работать в разных жанрах и
при этом везде оставаться собой. К тому же, трек имел потенциал сильного хита,
который таковым и оказался, послужив прекрасным поводом для слушателей
познакомиться с пластинкой "Parklife". Его роль на альбоме особенно
важна, потому что при помощи "Girls & Boys" слушатель проходит от
электро-танцевальной эстетики к угловатому звучанию пост-панка, которое само по
себе могло бы показаться несколько угрюмым.
На "Parklife" особенно
раскрылся талант Дэймона к написанию баллад. Чего стоит
утомленно-одурманивающая виньетка "Badhead" или обморочная "This
Is a Low". Все эти песни акцентированы небольшими шалостями: в "Far
Out" чувствуется психоделическая мечтательность в духе Сида Барретта,
"Clover Over Dover" дополнены размышлениями клавесина, "London
Loves" и "Trouble in the Message Centre" содержат отсылки к
ретро-футуристической поп-музыке с радиосэмплами. Не говоря уже о китчевых
инструментальных композициях "The Debt Collector" и "Lot
105". Критики часто закрывают на это глаза, называя бритпоп движением,
сосредоточенным исключительно на упрощенных гимнах, созданных для раскачивания
толп на музыкальных фестивалях.
В некотором смысле, пластинка
"Parklife" стала жертвой своего же успеха, также как и сами Blur,
добившиеся признания благодаря соперничеству, которое в то время только набирало
обороты. Как раз в момент выхода "Parklife", моментально возглавившей
британский чарт и остававшейся в сотне на протяжении 90 недель, группа по имени
Oasis выпустила свой дебютный сингл "Susonic". Так вот когда
несколько недель спустя Галлахеры и компания приехали в Лондон, они рвались
посетить штаб-квартиру бритпопа Good Mixer в Камдене, где в тот момент
находился Грэм Коксон. Ходят слухи, что когда он пошел в туалет, один из
участников Oasis помочился на его обувь. Впрочем, главный герой - это событие
так и не подтвердил, что, конечно же, не исключает его правдивость.
Оглядываясь на "Parklife" в
качестве первого большого шага на пути бритпопа к доминированию в чартах
середины 90-х, немного разочаровывает тот факт, что его популярность строилась
не на изобретательности и эксцентричности, а на мелодических штрихах. Грэм
Коксон рассказывал, как после релиза пластинки к нему регулярно обращались
гитаристы, ссылаясь на его абразивные лады как на источник вдохновения, и он
считает, что "Parklife" положил начало новому типу написания песен. К
тому же, важным отличием Blur, по его мнению, было их умение учиться у своих
культурных предков: "Чего Oasis не получили от The Beatles, так этого
того, что у них можно было научиться всему – R’n’B, блюзу, мюзик-холлу, фолку,
классической музыке, даже гранжу".
Интересно, что, несмотря на эти
рассуждения, именно Oasis вместе с Verve впоследствии создали канон того, что
принято называть бритпопом, оставив такие проекты как Blur или Pulp на уровне
школьников-бунтарей. От песен вроде "Live Forever", "Wonderwall"
и "Drugs Don't Work" прослеживается четкая линия, ведущая сначала к
Coldplay, а затем к Джеймсу Бэю и Джорджу Эзре. А вот на что-то радикальное,
схожее с творчеством Blur, оказываются способны совсем не многие современные
артисты. Возможно, причина проще, чем мы думаем – для этого им нужно быть
такими же злыми и голодными, как наши герои тридцать лет тому назад.
Комментариев нет:
Отправить комментарий