Советская эстрада
Его и по
сей день называют «гением пародии». Рассказывают, что часто исполнение
Чистяковым песен тех артистов, которых он пародировал со сцены, превосходило
оригинал, а сами артисты иногда не могли отличить свой голос от голоса Виктора
Чистякова. Своими выступлениями он заслужил поистине всенародную любовь.
В 60-70-х не было на нашей эстраде популярней артиста Театра им. Комиссаржевской Виктора Чистякова. Был блестящий спектакль «Радиоконцерт по заявкам». Для тех, кто не спит», в котором артист пародировал голоса Ивана Козловского, Сергея Лемешева, Леонида Утесова, Людмилы Зыкиной, Эдиты Пьехи и других.
Правда,
некоторые артисты не очень любили, когда Виктор Чистяков их пародировал.
Пародируемые, как правило, тепло относились к выступлениям артиста, хотя подчас
в его пародиях было что-то едкое. Например, довольно издевательская пародия
была на Эдуарда Хилля. Николай Сличенко очень сокрушался по поводу пародий на
него. Полад Бюль-Бюль Оглы просил, чтобы его Виктор не пародировал, ему это не
нравилось, он говорил, что все это не похоже. Задело за живое, значит.
Артист эстрады пародист Виктор Чистяков исполняет музыкальные пародии на Полада Бюль-Бюль оглы, Клавдию Шульженко и Муслима Магомаева. Фрагмент передачи "Голубой огонек. Весна идет - весне дорогу". Главная редакция музыкальных программ, 1970 г.
Особенно
"отличалась" в этом смысле Людмила Зыкина. Рассказывают, что вместо
того, чтобы испугаться всесильной в ту пору певицы, Чистяков весело отвечал:
"Ну не нравлюсь я ей, что такой щупленький", и вновь выходил на
сцену. А вот Клавдия Шульженко, услышав, как поет Чистяков (он прекрасно
исполнял ее знаменитый "Синий платочек"), с удивлением воскликнула:
"Это же я пою!"
Узнаваемость
персонажей в пародиях Чистякова была абсолютной, в какие-то моменты было даже
страшновато. Когда он один в один пел, допустим, Анну Герман, то было в этом
что-то патологическое, становилось немножко страшно. Это была даже не пародия,
не эстрадный номер, а цирковой трюк.
Выступает советский пародист с уникальным голосом, артист Ленинградского Театра им. Комиссаржевской и Московского Театра имени Моссовета Виктор Чистяков. Музыкальная шутка, пародия "Радиоконцерт по заявкам". Из концерта "День милиции - 70". Запись по трансляции из Колонного зала Дома Союзов. Гл. ред. музыкальных программ 1971
Казалось
бы, подражание - простая вещь. Но у него это получалось гениально. Равного ему
по изяществу, артистизму, не было на эстраде. Как-то на радиостанции
"Юность" прокрутили запись куплета песни в исполнении Майи
Кристалинской, а затем - в исполнении Виктора Чистякова, и предложили
слушателям определить и написать письма: какой куплет поет Кристалинская, а
какой - Виктор? И люди не могли угадать!
В том
числе и те, кто знал прекрасно его манеру, технику, его интонации. Просто
невозможно было отличить: один в один Кристалинская! Иногда доходило до того,
что те, кого он пародировал, сами путались и не могли отличить свой голос от голоса
Чистякова. Как, например, произошло с Клавдией Шульженко.
Его друг,
народный артист России Илья Резник как-то сказал, что Чистяков часто пел даже
лучше тех исполнителей, которых пародировал: по чистоте звучания, интонации.
Вот что
вспоминал Геннадий Хазанов о своем коллеге: "Виктор был феноменом. Артиста
с таким тембром голоса на эстраде не существовало, причем ему запросто
удавались и женские партии". И что сразу бросалось в глаза - номера
Чистякова были художественно совершенны, тембровую окраску голосов он передавал
абсолютно узнаваемо. Артист не преподносил свою феноменальную способность как
голый трюк, он создавал образ.
Здесь
диапазон его возможностей тоже был широк - от мягкой иронии (Людмила Зыкина и
Ольга Воронец) до искреннего уважения к пародируемому персонажу (Леонид
Утесов). Все его пародии были умными и ироничными. Чистяков был не просто
пародист или имитатор. Не случайно среди своих коллег по жанру Чистяков резко
выделялся - фантастической музыкальностью, тонкостью передачи манеры пения
своих персонажей.
Но за
всем этим ясно читалась его собственная личность, он не растворялся в
изображаемом человеке, всегда делал со своим отношением, взглядом. Именно этот
взгляд-то и был интересен, а не простой эффект копирования.
Он с
легкостью создавал свои звуковые образы совершенно разными голосами в разной
манере. Сочетание мастерства, уважения к тому, что он делает, делало его
уникальным. Рассказывают, что когда снимался документальный фильм о Лемешеве,
где были отрывки из его произведений, в одной из арий были какие-то ноты,
которые певец, находясь в преклонном возрасте, был не в состоянии взять.
Лемешев
долго мучился, пытаясь перезаписать музыкальную фонограмму. И тогда возникла
идея попросить Чистякова выполнить такой трюк, что Виктор проделал блестяще.
Даже если предположить, что это только байка, то она могла иметь место, потому
что Виктор блестяще имитировал любого из своих персонажей.
Он мечтал
петь своим голосом, говорил: "Я не знаю, какой у меня голос". Но у
него ничего даже отдаленно не получалось в тех пробах, которые он делал. Это
было совершенно ни на что не похоже, Виктор все время сбивался на пародийность.
Ведь у него не было никакой певческой школы, часто болели связки, из-за чего он
мучился. Чистяков много работал на эстраде, не жалея сил.
Он
выступил в тысяче с лишним концертов. Однажды за 10 дней новогодних каникул он
дал 60 концертов. Он сжигал себя бесконечными поездками, одно его имя в афишах
гарантировало аншлаг. Чистяков участвовал в большом количестве теле- и
радиопередач, праздничных концертов. Все, кто хоть раз видел его выступление -
и обычные зрители, и профессионалы - признавали: Виктор Чистяков был гением
пародии.
Его
знаменитый "Концерт по заявкам" не сходил с экранов телевизоров. С
ним он выступал до последних дней своих. Виктор Чистяков завершал большинство
концертных программ, где ему доводилось выступать. Это был стопроцентно
звездный номер. Тексты пародийных номеров писали Чистякову его коллеги по
театру, артисты С. Ландграф и И. Резник, в дальнейшем он много работал с поэтом
Ю. Энтиным.
Одаренный
артист был замечен, он стал лауреатом смотра творческой молодежи Ленинграда,
записал пять песен на слова Энтина к мультфильму "Голубой щенок". У
него могла получиться очень интересная карьера в мультипликации - поэты и
композиторы писали специально для него, а Геннадий Гладков задумал вторую серию
"Бременских музыкантов" с голосом Чистякова.
Но в
итоге "Голубого щенка" озвучивали Александр Градский, Михаил
Боярский, Андрей Миронов, Алиса Фрейндлих. Хотя все эти роли делались для
Чистякова. Он же успел только сделать запись Рыбы-пилы под рояль.
Увы,
единственная пластинка вместила все, что артист записал при жизни. Его жизнь
оборвалась, когда ему было только 28 лет. Геннадий Хазанов, который работал с
Чистяковым на одном из последних его концертов, в Свердловске, в апреле 1972
года, вспоминал: "Мы шли по улице, и вдруг Виктор, остановившись, говорит:
"Знаешь, я, наверное, не умру своей смертью". Я ему: перестань
говорить чушь.
А он так
посмотрел на меня, но ничего не сказал, а вскоре произошла эта чудовищная
авиакатастрофа". В 1993 году к 50-летию артиста была выпущена книга
"Виктор Чистяков - гений пародии", собравшая воспоминания его родных,
близких и друзей.
"Гением
пародии" его называли еще при жизни, в пародии Виктор сделал все, что мог.
Он прожил всего 28 лет, из них четыре - на эстраде, и этих лет хватило ему,
чтобы завоевать всесоюзную известность.
И хотя он
еще не успел получить никаких званий, не было в те годы популярнее артиста, все
эти четыре года длился его звездный период. Короткая творческая биография
Виктора Чистякова вписала яркую страницу в историю театра и эстрады, а
пластинка фирмы "Мелодия" навсегда сохранила его голос.
Комментариев нет:
Отправить комментарий