ВИА
«СИНЯЯ ПТИЦА» — САМЫЙ НАРОДНЫЙ АНСАМБЛЬ
С
вокально-инструментальным ансамблем «Синяя Птица» в жизни поколения, выросшего
в 70-80-х, связано много теплых воспоминаний. Именно тогда, в те годы,
музыкантами популярного коллектива были исполнены самые любимые песни.
Достаточно вспомнить «Там, где клен шумит...», «Ты мне не снишься», «Я иду тебе
навстречу», «Мамина пластинка» и многие другие. Они приходили в наши дома на
грампластинках, выпущенных миллионными тиражами, звучали по радио и на
концертах ансамбля «Синяя Птица». Коллектив профессиональных музыкантов,
буквально с первых шагов сразу же вошел в двадцатку лучших советских ВИА, вместе
с «Песнярами», «Веселыми ребятами», «Лейся, песней», «Самоцветами» ... Название
«Синяя Птица» как символ добра, любви и верности взялось от известной пьесы
бельгийского писателя Мориса Метерлинка. Впервые постановка состоялась в России
еще много лет назад под руководством знаменитого режиссера Константина Станиславского.
Для ансамбля это звучное и чистое имя предложил один из руководителей, —
музыкант-саксофонист Роберт Болотный. С тех пор молодому коллективу
сопутствовала удача.
История
«Синей птицы» начинается в Гомеле. Тогда, в 1972 г., в Белоруссии были
известными ВИА «Песняры» Владимира Мулявина. Ребята учились в Гомельском
музыкальном училище, а вечерами репетировали в самодеятельном коллективе
«Голоса Полесья». Это Сергей Дроздов (вокал и гитара), Вячеслав Яцыно (гитара и
вокал), Валерий Павлов (бас-гитара, вокал), Борис Белоцерковский (ударные и
вокал), Юрий Метелкин (вокал), Яков Цыпоркин (клавишные и вокал), Владимир Блюм
(вокал). Мечталось, конечно о
профессиональной карьере. Только в Белоруссии создать новый ВИА было просто
невозможно. Власти считали, что хватит одного, — «Песняров».
Правда,
другим ребятам сокурсникам из гомельского музыкального училища удалось путем
долгих уговоров сделать в местной филармонии ВИА «Сябры». Так вот, познакомившись
с Михаилом Болотным, прекрасно играющим на фортепиано, тоже решили стать
профессионалами. Его брат Роберт, саксофонист, в то время работал в известном
московском ВИА «Коробейники» от «Росконцерта». Из Гомеля уехали в город Горький
(нынче Нижний Новгород). В местной филармонии по штату были зачислены в
эстрадный ансамбль «Современник» (1973-74). К тому времени таких названий было
много по стране. У эстрадно-джазового оркестра Анатолия Кролла и ВИА Виктора
Векштейна были свои вокалисты и инструменталисты — «Современники». Все было ничего
до тех пор, пока в министерстве культуры вдруг взяли и запретили повторяющиеся
имена, оставив приоритет Анатолию Кроллу.
Непосредственное участие в создании «Синей Птицы» принял замечательный человек в мире отечественной эстрады Семен Каминский. Автор музыки и слов, режиссер и сценарист, конферансье и очень отзывчивый человек. Именно он и предложил переехать в Куйбышев и там устроиться в филармонии. Так решили и после успешных переговоров с директором Константином Степановичем Лисицыным, отправились в город славных революционных традиций на Волге. Потом в одной из песен своего репертуара ребята пели «Как хранят в ладонях искру волжью», ту, которая как «Родина».
ДЕНЬ
РОЖДЕНИЯ «СИНЕЙ ПТИЦЫ»
Когда в
октябре 1974 г. ребята приехали в Куйбышев, их состав увеличился. Пришли трубач
Эдуард Дейнека и тромбонист Виталий Лоос. Вместе с Михаилом Болотным они
сделали «фирменное» звучание секции медных инструментов. Первая гибкая
пластинка стала визитной карточкой ансамбля и вышла она в начале 1975 года.
Солировал Сергей Дроздов. Первая лирическая песня «Слова» автора Сергея
Дьячкова, только что принимавшего участие в записи двух пластинок группы
«Цветы» Стаса Намина. Потом на ней были записаны две песни «Море» и «Родина»
советского композитора Бориса Терентьева. Ему понравилось исполнение, хотя по
аранжировкам своих песен в них не узнал...
Сочинить
несколько песен для ансамбля предложили московскому композитору и пианисту
Теодору Ефимову. Вместе с Робертом Болотным они работали в джазовом оркестре
Леонида Утесова. Вместо его одной хорошей песни вставили «Клен» ленинградца
Юрия Акулова. Ее предложил Роберт Болотный, который ранее работал в ВИА
«Калинка», где в репертуаре была эта песня. Она и стала главным хитом.
Интересная история песенки, созданной автором слов и первого варианта музыки
Людмилой Шишко. Именно в 60-е «Клен» впервые прозвучала в исполнении русской
певицы Людмилы Зыкиной под аккомпанемент двух баянов. В 1971 г. совершенно
другую мелодию сочинил ленинградец, балагур, солист ВИА «Калинка» Юрий Акулов.
Собственно говоря, хиты он сочинял на спор за десять минут, и во время
гастролей. «Клен» в новой версии стала звучать в концертах ансамбля Сергея
Лавровского. В песне присутствовал еще и женский вокал. Только всесоюзной известности
песня все же не получала, несмотря на большие гастроли «Калинки» по стране.
Удалось «Синей Птице». После сам Юрий Акулов рассказывал, что на гонорары от
этой песни, именно в исполнении «Синей птицы» поменял пару «Жигулей».
Первый
концерт состоялся в Тольятти в феврале 1975 г. Первые афиши, еще без фото,
привлекли внимание зрителей до выхода пластинки. В мае состоялись первые
гастроли в Москве. Их помог организовать директор ансамбля Леонид Яковлевич
Журавель. Он также оказал содействие в том, чтобы молодой ансамбль «Синяя
Птица» принял участие во всероссийском конкурсе артистов эстрады (среди
вокально-инструментальных ансамблей). Там также выступали ВИА «Поющие сердца»,
«Ариэль», «Верасы», «Оризонт». Интересный номер прозвучал в их исполнении
«Пародии на жанр ВИА "Песняры", "Гая" и "Орэра"».
Не обошлось и без патриотической песни, которую надо было обязательно исполнить
в конкурсной программе. Блестяще исполненная и с чувством, — «Материнская
память» советского композитора Оскара Фельцмана потом помогала при сдаче новых
концертных программ тщательным взорам худсоветов.
На
конкурсе в 1975 г. ребята стали лауреатами и после выпустили первый диск-гигант
с лучшими песнями: «Клен», «Нелетная погода», «Горько», «Мамина пластинка»,
«Родина», «Ты мне не снишься», «Здравствуй, песенка» ... На большой виниловой
пластинке были собраны практически все песни с трех первых маленьких пластинок,
включая новые, — «Жасмин» Сергея Дьячкова на стихи Льва Ошанина и «Не обижайся»
Вячеслава Добрынина на стихи Михаила Танича. А вот с хитом «Мне теперь все
равно» молодого композитора Александра Шульги на слова Леонида Дербенева — не
успели. С этой песней «Синюю птицу» опередили киевские «Чаривни гитары» (в переводе
с украинского — «Волшебные»).
«ВСЕСОЮЗНЫЙ»
СОСТАВ «СИНЕЙ ПТИЦЫ»
Коллектив
«Синей Птицы» можно по праву назвать «всесоюзным». Многие талантливые музыканты
приглашались в состав из разных городов и республик страны. В 1975 г. в
коллектив приходит москвич Сергей Левкин, певец, гитарист и композитор из ВИА
«Атлантике» Калининградской филармонии. В юношеские годы он и не думал
заниматься музыкой, — мечтал стать футболистом. Достаточно интересный коллектив
с элементами биг-бита и лауреат всероссийского конкурса. По своему стилю Сергей
Левкин был блеском отечественного рока 70-х. В состав ансамбля также пришла солистка
Анна Салмина с необыкновенным тонким женским вокалом. До этого она работала в
ВИА «Диалог». Послушайте запись песни «Я тебя не прощу». Окажется, что Анна
Салмина стоит в одном ряду с певицами того времени Ольгой Зарубиной и Татьяной
Анциферовой. Это для нее Сережа исполнил лирическую песню «Последнее письмо»
Владимира Семенова на слова поэта Виктора Дюнина. Там есть теплые слова,
связанные с именем Анна. Потом ее стал исполнять в своих концертах певец
Валерий Ободзинский, а в 90-е по совету Дмитрия Галицкого записал в свой последний
альбом «Колдовские ночи». Про Диму Галицкого надо сказать, что это певец с ярко
колоритным тембром голоса, музыкант мультиинструменталист на всех клавишных
инструментах. Вспомните, как проникновенно он поет «Нелетная погода» и «Это
сон».
В 1977 г.
ансамбль «Синяя Птица» принимают участие во всесоюзном конкурсе на лучшее
исполнение советской песни, посвященном 60-летию Октября. Коллектив подготовил
несколько песен на гражданско-патриотическую тематику, одну из которых «Я ухожу
на Север» Роберта Болотного на слова Семена Каминского, посвященную героям
гражданской войны, показали по центральному телевидению. Также исполнили в
конкурсе песню «Мы ведем дороги» Яна Френкеля на слова Владимира Харитонова и
«Не ищи покоя сердцу» Зиновия Бинкина, автора известной «Веселей ребята, выпало
нам — строить путь железный, а короче БАМ». Известный ленинградский поэт Игорь
Шаферан, сотрудничавший с «Синей птицей» на одной из страниц звукового журнала
«Кругозора» поздравил коллектив с победой и посвятил им несколько теплых слов.
По телевидению удостоились удачи «В семь часов вечера у Никитских ворот»
Теодора Ефимова.
После успеха и звания лауреата Всесоюзного
конкурса ансамблю «Синяя Птица» дали возможность выпустить новый диск-гигант
«От сердца к сердцу» (по названию заглавной песни композитора и пианиста Владимира
Лозового). Потом Константин Шмидт взял для своего ВИА название «От сердца к
сердцу». Из песен второй большой пластинки можно отметить «Урок сольфеджио»,
«Между мною и тобою», «Хочешь, я стану дождиком?», «Не узнаешь». А вот «Купи
мне шарик» попала в десятку лучших песен хит-парада «Звуковой дорожки» газеты
«Московский комсомолец».
Не менее
популярный журнал «Клуб и художественная самодеятельность» ежегодно вел опрос
своих читателей и также делал хит-парад лучших песен, солистов, ансамблей и дисков.
Так в 1977 г. в двадцатке ВИА «Синяя Птица» занял четвертое место, после
«Песняров», «Ариэля» и «Самоцветов».
«СИНЯЯ
ПТИЦА» НА БАМЕ И НА «БРАТИСААВСКОЙ ЛИРЕ-80»
Ансамбль
с успехом принимает участие в фестивале «Огни магистрали» на БАМе. Незабываемая
поездка в Чехословакию, где «Синюю птицу» принимали в качестве почетных гостей
на международном музыкальном фестивале «Братиславская Лира-80». Там также
удачно выступили группа «Ирапшен» известного продюсера Фрэнка Фариана,
создавшего «Бони М». У них тогда был горячий хит «Один билет на проезд»,
который нам больше знаком как «Синий, синий иней лег на провода...». А в 1979
г. стали лауреатами песенного форума «Бранска Быстрица» в Чехии. В это время на
фирме «Мелодия» выходят еще два диска-гиганта — «Наедине с собой» (лирический
цикл композитора пианиста Сергея Дьячкова) и «От любви не убегай» (русская
песня в синтезе с фолкроком и запоминающимися мелодиями «От крутого бережка»,
«Лишь увижу я тебя», «Моя любовь жива», «Последнее письмо» ...).
1980 год
в жизни «Синей Птицы» станет, прежде всего, годом участия в культурной
программе «Олимпиады-80». Вместе с другими ВИА — «Самоцветы», «Песняры»,
«Кобза», «Надежда», группа Стаса Намина, рок-группой «Араке» — «Синяя Птица»
принимает участие в концертах для гостей крупнейшего международного спортивного
форума. В этом же году ансамбль принимает участие в музыкальном фестивале «Ален
Мак» в Болгарии.
Знакомство
с популярным композитором Юрием Антоновым натолкнуло на мысль: «А не создать ли
что-нибудь вместе?!». Как раз в то время сотрудничество с «Араксом» у него
закончилось, поскольку коллектив занялся концертной деятельностью, а в середине
1981г. был расформирован по приказу министерства культуры. Так родился новый
диск-гигант и альбом — «Синяя Птица» во Дворце спорта Лужники». АббреВИАтуры
ВИА ансамбля или группы на конверте не было. Просто — «Синяя Птица» во Дворце
спорта Лужники». 1983 г. для нашей музыки стал золотой серединой, когда модно
стало музыкальные ансамбли называть рок-группами. Точнее, концерт состоялся в
новом современном универсальном спортивном зале «Дружба». Там в основном
выступали наши рок-группы — «Диалог», «Автограф», «Ария» ...
Практически
одновременно с гигантом вышла маленькая пластинка с двумя песнями «Я иду тебе
навстречу» и «Цветные звуки». Первый концертный вариант записи советского
ансамбля. Правда, из концертных номеров на пластинке звучат только две песни —
«Подорожник» и «Когда с тобой любовь». Другие концертные номера «Лишь увижу я
тебя», «Мария» и другие успели выйти на миньонах. А вот восемь песен с Юрием
Антоновым были записаны в студии. До этого только зарубежные артисты имели
такую возможность для записи. Вспомнить хотя бы «Доули Фэмили», «Липе», «Нью-Сикерз»
в ГЦКЗ «Россия». Пластинка у «Синей Птицы» стала популярной. Хитами диска стали
«Я иду тебе навстречу», «Подорожник», «Цветные звуки». В составе ансамбля в это
время ветераны Роберт и Михаил Болотные, солист и бас-гитарист Сергей Дроздов,
солист и акустическая гитара Сергей Левкин, синтезатор, электропиано, стрингс и
вокал Дмитрий Галицкий (потом продолжил сольную деятельность как композитор),
ударник Игорь Доценко, — просто настоящий Ян Пэйс (потом в «ДДТ» у Юрия
Шевчука), соло-гитарист Игорь Шабловский, перспективный вокалист из Череповца
Владимир Преображенский (работал в ВИА «Веселый ветер» Вологодской филармонии и
в коллектив пришел по рекомендации Теодора Ефимова), гитарист Владимир Гапонов,
солистка Светлана Лазарева. На стрингсе, электрооргане, электропиано и бубне во
время записи альбома, играл сам автор Юрий Антонов. В 90-е он сам исполнил и
записал на своих компакт-дисках «Белый теплоход», «Я иду тебе навстречу» и
«Цветные звуки». Несмотря на жесткие авторские права, Юрий Михайлович не запретил
выпускать «Синей Птице» свои песни на компакт-дисках коллектива.
Молодая
певица Светлана Лазарева начинала в «Синей Птице» свою творческую биографию.
Это вместе с Сергеем Левкиным они поют в дуэте песню «Здравствуй, как ты
живешь?» Теодора Ефимова. Надо отметить, что в ансамбле «Синяя Птица» Светлана
Лазарева впервые встретила своего первого мужа — поэта-песенника Симона
Осиашвили. Он был штатным автором текстов для ансамбля, еще задолго до своих
известных песен звездам эстрады Ирине Понаровской, Алексею Глызину...
НА ВОЛНЕ
РОКА ЗА ДЕАО МИРА — СЕРЕДИНА 80-Х
В
середине 80-х музыкальная жизнь страны стала очень разнообразной. Во-первых,
«хард-рок» группы «Круиз» переплавился в «хэви-метал» с «Арией» Виктора
Векштейна, возникшей из его же ВИА «Поющие сердца». Где-то рядом звучал вовсю
«русский рок» с «Аквариумом», «Звуками My», Александром Башлачевым, «Алисой» и
«Кино» .... Тем не менее, ВИА тоже продолжали творчество, старались звучать и в
современной манере. Например, «Веселые ребята» Павла Слободкина заглянули в
«электро-поп» («Двадцать третий век» Д. Тухманова), «Лейся, песня» Виталия
Кретова стали чуть ли не «Вилич Пипл», а вот «Синяя Птица» остались верными
своей мелодичной направленности. Коллектив Куйбышевской филармонии подготовил
интересную концертную программу и принял участие в культурной программе
фестиваля молодежи и студентов в Москве (май 1985 год). Вместе с «Песнярами»,
«Веселыми ребятами», «Диалогом», «Арсеналом», — они выступали на главных
площадках столицы и радовали гостей.
В июне
1985 г. «Синяя Птица» поет для наших ребят, воинов-интернационалистов в Афганистане.
Побывали в армейских частях Кабула, Шинданта, Кандагара, Джелалабада. В 1988 г.
снова там побывали и пели в воинских подразделениях Герата, Кабула и Баграма.
Откровенно говоря, эти поездки имели некоторый риск остаться в живых. Там ведь стреляли.
Вспоминается как музыканты другого ВИА «Пламя», побывавшие там первыми,
рассказывали, что попали даже в перестрелку. И все же «Синяя Птица» не
побоялись и дважды поднимали настроение наших ребят на этой войне, называемой у
нас почему-то ограниченным контингентом советских войск в Афганистане.
Гастрольная карта мира продолжилась для известного ансамбля концертами в
странах Африки — Танзании, Кении, Сейшельских островах, Эфиопии, Конго, Бенине,
Того, Анголе. Затем Вьетнам, Лаос, Кампучия. Во время второй поездки во Вьетнам,
— «Синяя Птица» были удостоены медали «Дружба» от правительства страны. А в
дело мира ребята вложили свою премию (в размере тысяча сто двадцать пять
рублей, по тем временам — немалые деньги), полученную за свою многолетнюю
творческую деятельность.
В то
время, когда столичный музыкальный фестиваль «Рок-Панорама-86» взял старт и
назвал своих лауреатов, — группа «Синяя Птица» отправились на другой рок-форум
«Рок в борьбе за мир» в братской Чехословакии. Там в местечке Соколово наши
ребята пели тоже настоящий «рок». В свое время там побывали наши ВИА «Панорама»
Михаила Томилина и «Музыка» под руководством Николая Воробьева.
В 1988 г.
из «Синей птицы» уходит певец Сергей Дроздов. Столько лет работы в одном
коллективе, несмотря на то, что еще в самом начале его работы в «Синей птицы»
музыкант и руководитель Валерий Селезнев звал его в уже раскрученный ВИА
«Лейся, песня». Оба коллектива тогда вместе гастролировали в одной концертной
программе. И вот приглашение в рок-группу «Красная площадь», созданную
музыкантами известного коллектива «Галактика», экс-солиста «Добрых молодцев»
Романа Власенко. Стиль «хард-рок» выставлял свои требования. В «Красной
площади» Сергей Дроздов поет голосом Дэвида Ковердэйла из «Уайтснейк». Впрочем,
они тогда сделали программу, побывали в ФРГ (сегодня обьединенной Германии).
Вскоре он ушел из «рока» и занялся сольной карьерой эстрадного певца, выступая
в сборных концертах вместе с «Любэ», Анатолием Алешиным и другими артистами.
С уходом
Сергея Дроздова закончилась виниловая дискография ансамбля «Синяя Птица», тем
не менее, творческая биография продолжилась. В коллективе работают ленинградцы
— композитор и пианист Сергей Касторский, который пишет новые песни для «Синей
Птицы», и певец Валерий Ющенко, с высоким голосом и бархатным тембром. Оглядываясь
на творчество коллектива в целом, хочется вспомнить и соло-гитариста Игоря
Саруханова, пришедшего на работу в ансамбль сразу же после службы в армии.
Только в коллективе он пробыл совсем недолго и в 1977 г. его пригласил в свою группу
Стае Намин. Олег Газманов работал некоторое время инженером по звуку, а вот
песен так ни одной в ансамбле не исполнил. Замечательный певец Николай Парфенюк
пришел в «Синюю Птицу» из белорусского рок-коллектива «Золотая середина»
(Брест), а после в конце 80-х работал уже в «Ленкоме», «Араксе», записал
несколько сольных альбомов. Пианист, клавишник и певец, композитор Дмитрий
Галицкий написал замечательные новые песни, которые вошли в последний период
творчества известного певца Валерия Ободзинского.
В 1989 г.
ВИА «Синяя Птица» гастролирует на Кубе, а в 1990 г. — на Кипре, 1991 г. —
выступления с концертами в США. Роберт Болотный стал директором молодежного
музыкального центра, также называющегося «Синяя Птица». В этот момент там
появились новые молодые имена — группа «Маленькая Вера» и «Лицей» (к трио
девочек под руководством Алексея Макаревича тот «Лицей» не имеет отношения,
поскольку у Болотных там были четыре парня солиста и одна девушка). В планах
молодежного центра было создание своей студии грамзаписи. Именно тогда Барри
Алибасов закончил свой «Интеграл» и создал «На-На». Выпускники гнезда «Синей
Птицы» отправились в свой собственный полет самостоятельно, воплощая в жизни
свои сольные проекты.
В
середине 90-х возвращение к музыке ВИА ознаменовано модным течением возрождение
коллективов. «Добры молодцы», солисты ансамбля «Самоцветы», продолжающие свое
творчество «Песняры». В 1999 г. любимые песни репертуара «Синей птицы» снова
зазвучали со сцены — это «Белый теплоход», «Так вот какая ты», «Слова», «Клен»,
«Мамина пластинка». Встреча с ними не могла бы состояться, если бы не знакомый
голос солиста Сергея Дроздова снова напомнил это золотое время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий