11 мая 1906 года в штате Джорджия, в пригороде Атланты, родился Джек Хиггинботэм (Jay/Jack C. Higginbotham) – один из самых известных и уважаемых тромбонистов Эпохи свинга, который значительно разнообразил джазовую эстетику тромбона, сделав игру на этом инструменте более эффектной и эмоционально выразительной. Одним из первых он начал выполнять вибрато губами и глиссандо в верхнем регистре. Его уникальный звук добавлял эмоционального напора и драйва во все оркестры, в которых он играл, включая коллективы Луиса Рассела, Флетчера Хендерсона, Чика Уэбба и Луи Армстронга. А его запоминающиеся блюзовые «стоны» остались на сотнях записей, в которых он успел поучаствовать за свою богатую карьеру.
В 1926
году по приглашению одного из своих товарищей по бэнду Джек переехал в Буффало,
где играл в оркестре под руководством пианиста Джимми Харрисона, а в 1928 году
перебрался в Нью-Йорк, где впервые стал знаменитым – благодаря своей
успешнейшей работе в бэнде Луиса Рассела, постоянно выступавшего в нью-йоркском
клубе «Nest». Там Джек играл бок о бок с трубачом Генри «Редом» Алленом,
который стал его идеальным творческим партнёром и другом на всю жизнь.
В бэнде
Рассела Хиггинботэм раскрылся как блистательный солист. Его исполнение
изобиловало впечатляющими фирменными вибрато и трелями в верхнем регистре с
часто повторяющимися высокими нотами – словно яркими, громкими звуковыми
вспышками. При этом всё это богатство приёмов и эмоций никогда не выходило
из-под контроля: Джек всегда умудрялся подчинять свою безудержную технику и
«всплески драйва» общему звучанию оркестра, благодаря чему стал одним из самых
уважаемых тромбонистов своего времени.
Характерным
примером его уникального стиля стали записи «St. Louis Blues», сделанная их
оркестром с Луи Армстронгом в 1929 году, и «It Should Be You» с Редом Алленом.
Вообще, в конце 20-х и в 30-х годах Джек Хиггинботэм был очень востребован и
как сессионный музыкант. Его можно услышать уже на записи «Slow and Steady»
1928 года с Кингом Оливером и его бэндом “Dixie Syncopators”, он также
записывался с Фэтсом Уоллером, Джелли Роллом Мортоном и другими музыкантами. А
5 февраля 1930 года он сделал единственную сессию под именем “J.C. Higgenbotham
and His Six Hicks” – результатом стали композиции "Give Me Your Telephone
Number" и "Higgenbotham Blues". В записи принимали участие
музыканты из бэнда Рассела: сам Рассел, Ред Аллен, Чарли Холмс, Уилл Джонсон, Роупс
Фостер и Пол Барбарин.
Джеку
вообще ужасно нравилось работать у Рассела. Он описывал этот бэнд как «самый
свинговый» из всех, с которыми ему приходилось играть. Однако изматывающий
график выступлений и гастролей всё-таки вынудил его проститься с оркестром в
1931 году. И где-то в то же время его порекомендовали Чику Уэббу, как раз
искавшему тромбониста. Проработав с Чиком несколько месяцев, Хиггинботэм
перешёл к Флетчеру Хендерсону, оркестр которого считался тогда лучшим
афроамериканским джазовым коллективом. Новое сотрудничество продлилось до 1933
года, пока тромбонист не присоединился к Лаки Миллиндер и «The Mills Blue
Rhythm Band». В 1936 году он вновь ненадолго вернулся к Хендерсону – являясь на
тот момент уже одним из лучших и самых востребованных джазовых тромбонистов. Он
также продолжал дружить с Редом Алленом, и в 1937 году оба музыканта вновь
вступили в бэнд Луиса Рассела, который тогда стал основным коллективом,
аккомпанировавшим Луи Армстронгу.
Проиграв
несколько лет с Армстронгом, Хиггинботэм и Аллен решили наконец создать что-то
своё и организовали секстет, ставший домашним бэндом одного из престижнейших
мест Нью-Йорка – “Cafe Society”. Они продолжали выступать во множестве других
клубов и заведений Нью-Йорка, Бостона и Чикаго на протяжении целых 6 лет, и всё
это время Аллен и Хиггинботэм параллельно занимались и каждый своей собственной
карьерой. Хиггинботэм как сайдмен записывался с Арти Шоу, Сиднеем Беше, “The
Metronome All-Stars” и другими коллективами и музыкантами. А вместе с Алленом
он записал серию из 5 коротких музыкальных фильмов, известных под названием
"Soundies": “Count Me Out", “Drink Hearty", “House on 52nd
Street", “Mop" и “Crawl, Red, Crawl".
В апреле
1947 года Хиггинботэм привлёк к себе всеобщее внимание неожиданной публикацией:
в одной нью-йоркской газете «левых взглядов», “New Masses”, он опубликовал
обличительное письмо “Some of My Best Friends Are Enemies” (“Некоторые их моих
лучших друзей – мои враги”), в котором критиковал белых музыкантов – таких, как
Метц Меззроу и других, которые, по его мнению, прикрываясь своим либерализмом,
постоянно ищут дружбы с чернокожими музыкантами, на самом деле стремясь лишь
попасть в «атмосферу вседозволенности и отсутствия моральных ограничений».
Хиггинботэм возмущался, что его миру, таким образом, белыми априори
приписывается отсутствие моральных устоев. С другой стороны, несмотря на столь
активную социальную позицию, жизнь самого музыканта стала не очень хорошим
примером для борьбы с предрассудками: уже с конца 30-х годов Хиггинботэм
безуспешно боролся с алкоголизмом, и, хотя он успел сделать ещё очень много, в
целом считается, что после ухода от Рассела его карьера шла под уклон.
Так или
иначе, музыкант продолжал выступать. В конце 1940-х и в начале 1950-х он вёл
свои маленькие «диксиленд-ревайвал» группы в Бостоне и в Кливленде. В 1956 году
он вернулся к Реду Аллену и продолжал до 1959 года регулярно играть с его
группой, выступавшей в «Метрополе», и также участвовал в их фантастически
успешном выступлении на Ньюпортском джазовом фестивале в 1957 году, на котором
к ним присоединились Джек Тигарден и Кид Ори.
Хиггинботэм
продолжал и активно записываться, работая как сайдмен с Баком Клейтоном, Кути
Уильямсом, Рексом Стюартом, всё тем же Редом Алленом, а также с “Henderson
Reunion Band”. Отличная работа была сделана с Коулманом Хокинсом в 1957 году –
тромбониста можно услышать в композициях "I Cover the Waterfront",
"S'Wonderful" и "Ain't She Sweet", записанных на альбоме
“Сoleman Hawkins & Red Allen”. Характерный звук Хиггинботэма практически не
изменился, но музыкант демонстрирует здесь более богатый арсенал ритмических
приёмов, отлично оттенивших его более привычные блюзовые эффекты.
Хиггинботэм
дважды ездил в Европу: с пианистом Сэмми Прайсом в 1958 году, а также в
гастрольном туре со своим собственным коллективом по Скандинавии в 1962 году.
Он вёл несколько своих групп в Цинциннати и вновь в Нью-Йорке, снова выступал
на Ньюпортском фестивале – в 1963 и 1964 годах, и потом сделал ещё несколько
записей. Одним из его последних ангажементов стало появление в телешоу Арта
Ходжеса, “Jazz Alley”, в 1969 году.
Джек
Хиггинботэм умер 26 мая 1973 года. Его долгое и плодотворное сотрудничество с
Редом Алленом и многими другими замечательными музыкантами Эры свинга
запечатлено на множестве записей, так что мы можем наслаждаться его ярким
исполнением, наполненным живой энергией и роскошной «высотой» яркого
эмоционального стиля.
Ольга
Дюдина
Комментариев нет:
Отправить комментарий