Electric Light Orchestra
Пятый студийный альбом Electric Light Orchestra, вышедший в сентябре 1975 года в США на United Artists Records (UAG 30034), в ноябре 1975-го - в Великобритании на Jet Records (JET LP 11). Альбом отходит от масштабного классического оркестрованного звучания предыдущего альбома, «Eldorado», в пользу более «радио-дружественных» поп/рок-песен, хотя струнные секции по-прежнему очень заметны. Новое звучание оказалось успешным для группы, так как «Face the Music» стал первым альбомом ELO, ставшим платиновым.
После
альбома «Eldorado» (1974) в ELO произошла очередная смена состава. Вместо
басиста Майка де Альбукерка пришёл Келли Гроукатт, а вместо виолончелиста Майка
Эдвардса - Мелвин Гейл. В «Face the Music» Джефф Линн опять использовал на
записи оркестр, аранжировал и дирижировал которым всё тот же Луис Кларк. Альбом
записывали в мае-июне 1975 года на студии Джиорджио Мородера Musicland в
Мюнхене под чутким руководством местного звукорежиссёра, которого все
европейские рокеры звали просто Мак. Это имя упоминается в титрах многих
альбомов многих английских, немецких и других исполнителей.
Оркестровки добавили позже - в лондонской студии De Lane Lea. Микшировался «Face the Music» на нью-йоркской студии Record Plant, а мастеринг делали в Лос-Анджелесе. Такая вот обширная география производства одного альбома. Кроме оркестра, кстати, на всём альбоме записаны женские голоса четырёх вокалисток, которые на виниловых изданиях «Face the Music» никогда не упоминались.
ТАЙНЫЕ
ПОСЛАНИЯ
Как
известно, после выхода предыдущего альбома «Eldorado» (1974), американская
организация христианских фундаменталистов обвинила Джеффа Линна в том, что он
будто бы зашифровал в альбоме тайные сатанинские послания, записанные задом
наперёд. Обвинения были чудовищно надуманы, и Джефф Линн поначалу горячо
отвергал их. Потом эта чушь так ему надоела, что он избрал другую тактику -
высмеивания, и в альбоме «Face the Music» нарочно записал несколько посланий,
которые можно разобрать только при прокручивании задом наперёд.
В первой
композиции - "Fire On High" ударник Бен Беван произносит: "The
music is reversible, but time is not. Turn back. Turn back. Turn back. Turn
back." "Музыка обратима, а время - нет. Разверни назад. Разверни
назад. Разверни назад. Разверни назад."
Это
включение было шуткой Джеффа Линна, который столкнулся с полемикой со стороны
христианской фундаменталистской группы, обвинившей его в том, что он включил
сатанинские послания в трек композиции «Eldorado» с их предыдущего альбома. Оркестровка
растет по мере того, как хор поет «Аллилуйя», подобно манере «Мессии» Генделя.
Запоминающееся вступление завершается тем, что аккомпанемент оркестра повторяет
тот же ломаный аккорд, что и синтезатор, прежде чем перейти к более
симфо-роковому бриджу в сопровождении барабанов. Синтезатор играет арпеджио, во
время которого струнные играют риффы. После этого Линн исполняет гитарное соло,
а за ним следуют струнные. Песня внезапно переходит на рок-звучание с заметным
риффом акустической гитары, к которому присоединяется Келли Гроукатт на
бас-гитаре. Камински, Макдауэлл и Гейл солируют вместе в этой рок-секции. За
рок-секцией следует еще один симфо-роковый бридж с еще одним гитарным соло,
которое, опять же, ведет в рок-секцию. Хор в конце трека несколько раз
скандирует «Fire on high», обеспечивая песне единственный набор истинных
текстов. Джефф Линн позже заметил об этом треке: «Я пытался писать, в некотором
роде, в классическом стиле, но с рок-н-ролльными инструментами, играющими его,
и оркестром вместе».
«Fire on
High» была выпущена в качестве би-сайда сингла «Sweet Talkin' Woman» в США и
сингла «Livin' Thing» в Великобритании.
В
середине 1970-х композиция использовалась в качестве заставки популярного
спортивного теле-обозрения CBS Sports Spectacular в США. Эта мелодия настолько,
видимо, отложилась в сознании американцев связанной со спортом, что спустя годы
несколько хоккейных команд включали её перед началом своих игр.
«Waterfall»
— второй трек на альбоме и самый короткий трек на первой стороне. Открываясь
оркестровым вступлением и гитарным соло, «Waterfall» является более медленной и
мягкой песней, в отличие от своей предшественницы. Линн поет ведущий вокал, в
то время как Гроукатт поет гармонический вокал в припеве. Камински, Макдауэлл и
Гейл играют вместе с аккомпанементом на протяжении всей песни, добавляя
дополнительный уровень оркестровки. Гитара и оркестровое аутро плавно переходят
в оркестровое вступление к «Evil Woman». Песня написана в ре мажоре.
Песня
нигде не была выпущена в качестве сингла, за исключением Франции и Австралии,
где она стала незначительным хитом. Джефф Линн сказал, что «Waterfall» — одна
из его любимых песен в каталоге ELO. Полная инструментальная часть этой песни
(за исключением гитары и струнных) была выпущена в качестве бонус-трека на
переиздании «Face the Music» в 2006 году. Он включает в себя небольшую часть
студийных шуток и Линн, которая ведет обратный отсчет, а также включает в себя
немного расширенную студийную концовку.
«Evil
Woman» — третий трек на альбоме. Песня была написана Линном всего за несколько
минут в июне 1975 года. Первоначально предполагалось, что это будет филлерный
трек, чтобы дать альбому более длительное время, но песня быстро стала мировым
хитом- №10 в Англии и Штатах, а во Франции даже №2, и была выпущена в качестве
сингла всего через месяц после выхода альбома.
Больше
всех удивлялся этому успеху её автор Джефф Линн, который утверждает, что это
самая быстро сочинённая им песня - он накропал её всего за полчаса в качестве
"заполнителя" альбома. Секрет успеха песни отчасти лежит в её ритме и
аранжировке, напоминающих диско-музыку "филадельфийского разлива" (то
есть со скрипочками и т.п.), а диско как раз в это время плотно входило в моду.
Композиция имеет диско-подобный ритм (за исключением короткой оркестровой
интерлюдии в альбомной версии) с фортепианным риффом Тэнди и акустической
гитарой Линна. В припеве звучал культовый рифф клавинета (в исполнении Тэнди). Текст
песни «There's a hole in my head, where the rain comes in» является отсылкой к
песне The Beatles «Fixing a Hole».
«Nightrider»
— четвёртая и последняя песня на первой стороне альбома. Песня была выпущена в
качестве сингла, но, в отличие от двух других синглов с альбома, не попала в
чарты.
Трек
уникален тем, что в нем поют, хотя и попеременно, Линн и Гроукатт. Он
начинается с аккордовой прогрессии moog и струнного аккомпанемента. В первом
куплете струнное трио ELO играет соло. Барабаны, гитара и бас-гитара
присоединяются к предварительному припеву («Hold on, nightrider») вместе с
аккомпанементами Гринвича, Коллинза, О'Нила и Рэймонда. Непосредственно перед
каждым припевом есть небольшие оркестровая и хоровая паузы. Третий припев
включает в себя крещендо струнных, которое позже было перевернуто и
использовано в «Evil Woman».
Песня «Nightrider»
своим названием намекает на первую взрослую группу Джеффа Линна – «The
Nightriders» (1966). Найтрайдерами ("Ночные ездоки") называли тайных
мстителей в южных штатах, которые после проигрыша в Гражданской войне 1861-65
гг., устраивали по ночам акты всевозможной мести ненавистным "янки" и
освобождённым ими неграм.
«Poker»
является открывающим и самым коротким треком второй стороны альбома. Песня была
выпущена в качестве би-сайда сингла «Confusion» в США и сингла «Rockaria!» в
Великобритании.
«Strange
Magic» — шестой трек на альбоме. Это был второй сингл с альбома, выпущенный в
феврале 1976 года, хотя и не такой успешный, как «Evil Woman».
Трек
начинается с 21-секундного оркестрового вступления, а затем переходит к гитарному
аккорду с мягким фортепиано. В припеве Линн трижды поет «Strange magic», а
затем прыгает на октаву выше, исполняя «Got a strange magic» вместе с
Гроукаттом, Гринвичем, Коллинзом, О'Нилом и Рэймондом. В каждом припеве больше
инструментов, чем в предыдущем: первый представляет собой просто гитару с
эффектом фейзера, фортепиано и мягкую перкуссию, второй имеет барабаны и
восходящую струнную оркестровку, а третий имеет больше слоев струнных. В
бридже, следующем за третьим припевом, некоторые из певиц поют «It's magic,
it's magic, it's magic», а финальные припевы включают дополнительную мелодию
«Strange magic», исполненную бэк-вокалистками. Альбомная версия плавно
переходит в замаскированную репризу припева «Waterfall», что в конечном итоге
приводит к следующему треку «Down Home Town».
Несмотря
на то, что барабаны являются особенностью студийной записи песни, во время
живых выступлений барабанщик Бев Беван оставлял свою барабанную установку и
присоединялся к Линн и Гроукатту в передней части сцены, играя на тамбурине и
исполняя баритональные партии песни.
«Down
Home Town» — седьмой трек на альбоме начинается с замаскированной репризы
припева трека «Waterfall», но переключается на американское фолк-роковое
звучание. Струнное трио ELO оказывает большее влияние на звучание этого трека,
играя независимо от аккомпанемента оркестра в более скрипичной манере. В песне
цитируется мелодия менестрель-шоу «Dixie». В последнем куплете есть лирическая
отсылка к песне The Beatles «She Loves You». «Down Home Town» была выпущена в
качестве би-сайда сингла «Last Train to London» в США и сингла «The Diary of
Horace Wimp» в Великобритании.
Во
вступлении к песне "Down Home Town" на второй стороне пластинки
звучит другая фраза задом наперёд: "Face the mighty waterfall, face the
mighty waterfall" - "Обратись лицом к этому водопаду. Обратись лицом
к этому водопаду." Эти слова продолжают мысль, сказанную во второй песне
альбома "Waterfall" (Водопад), где любовь сравнивается с водопадом.
Кроме того, Линн использовал технику обратной записи в качестве средства
аранжировки, поместив пропущенное задом наперёд струнное крещендо из
"Nightrider" в песню "Evil Woman" (Дьявольская женщина).
Альбом удачно
завершает медитативная, буквально завораживающая песня "One Summer
Dream" («Один летний сон»).
Песня
включает в себя оркестровое вступление, в котором Линн поет мягким теноровым
голосом; в треке участвовала Мардж Рэймонд, которая также исполняла женские
партии в хоре. Песня включает в себя длинное затухание текста «One summer
dream», завершающее альбом.
Отец Линна,
который критически отзывался о ранних альбомах сына, восхищался песней, и Линн
вспоминала, как отец напевал её. Несмотря на то, что это была легкая для прослушивания
баллада, в одном из своих интервью Линн заметил, что это была песня «протеста».
«One Summer Dream» была выпущена в качестве би-сайда сингла «Mr. Blue Sky».
Альбом
прочно закрепил популярность Electric Light Orchestra в Соединённых Штатах. «Face
the Music» держался в чартах Биллборда 48 недель, поднимаясь максимум до 8-го
места, и стал "золотым". В то же время альбом никак не помог поднять
популярность группы у себя на родине - в Британии он даже не попал в чарты.
ОБЛОЖКА
На
обложке «Face the Music» изображён электрический стул, с помощью которого в США
казнили, а может быть и до сих пор казнят, приговорённых к смерти преступников.
На обратной стороне конверта участники группы, приникшие к жёлтому стеклу, с
ужасом смотрят, якобы, казнь на том самом электрическом стуле. Только Ричард
Тэнди скосил глаза в сторону, не желая смотреть на это зрелище. Говорят, ему не
понравилась идея обложки, и он вообще не хотел там фотографироваться. На
внутреннем конверте дана крупным планом рука "казнённого", судорожно
вцепившаяся в подлокотник. Создаётся впечатление, будто группа и впрямь
присутствовала на подобном мероприятии...
Фраза
"face the music", буквально переводимая, как "обернись лицом к
музыке" имеет в английском также переносное значение: "Держи
ответ" в смысле "Расплачивайся за содеянное".
Комментариев нет:
Отправить комментарий