Печальная
новость. 20 июня 2021 года не стало известного советского музыканта,
композитора и продюсера Игоря Яковлевича Гранова, заслуженного артиста РСФСР и
бессменного руководителя ВИА «Голубые гитары».
Игорь
Яковлевич Гранов родился 9 февраля 1938 года в Москве. В 1952—1956 годах Гранов
проходил обучение в музыкальном училище имени Октябрьской Революции, по
окончании которого преподавал теорию музыки и вёл хор старших классов в детской
музыкальной школе имени И. О. Дунаевского.
По совету
брата во второй половине 1950-х годов Игорь начал играть на фортепиано и
аккордеоне на танцевальных площадках Москвы, где на него обратили внимание
старшие товарищи, музыканты из уже известных джазовых оркестров. С их
посредничеством Гранов и получил приглашение начать эстрадную карьеру —
поработать в Всероссийском Гастрольно-Концертном Объединении (ВГКО), в
джаз-секстете Михаила Волоха. Набравшись опыта, почти через год молодой
музыкант решил уйти из ансамбля и реализовать собственные артистические
замыслы.
В 1958
году Игорь Гранов создаёт джазовый квартет (фортепиано, контрабас, ударные,
гитара). Репертуар ансамбля составили произведения советских композиторов в его
собственной обработке и джазовая классика. В поисках солистки Гранов обращает
внимание на недавно покинувшую мюзик-холл Тамару Миансарову — молодую певицу с
двумя высшими музыкальными образованиями и высоким голосом классического
диапазона. Поработав над её манерой исполнения, Игорь Гранов подготовил Тамару
к исполнению эстрадного репертуара. Как результат — в 1962 году ансамбль
Гранова вместе с певицей Тамарой Миансаровой становится лауреатом VIII
Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки, а ещё через год, с
песней «Пусть всегда будет солнце» (А. Островский — Л. Ошанин) — завоёвывает
первое место на международном фестивале в польском Сопоте. К сожалению, после
очередных гастролей пути певицы и эстрадного ансамбля разошлись.
Игорь
Гранов приглашает в свой эстрадный коллектив поющего театрального актёра Льва
Барашкова, открывает новые имена — таких певиц, как Вероника Круглова и Аида
Ведищева. Шесть лет длится плодотворное сотрудничество Игоря Гранова с
эстрадным автором и конферансье Эмилем Радовым, с которым они создают в театре
«Эрмитаж» программу «Театральные вечера». В это время Игорь Гранов начинает
сочинять музыку. В их совместной программе «И смех, и песни, и любовь» впервые
зазвучали имена Льва Барашкова и Аиды Ведищевой: наверное, в нашей стране не
найдется человека, который не знает их мелодических "визитных
карточек": "А под крылом самолета о чем-то поет зеленое море
тайги" и "Где-то на белом свете, там, где всегда мороз, трутся спиной
медведи о земную ось". Чтобы эти таланты стали известны миллионам
советских людей, кто-то должен был взять на себя роль импресарио и
администратора. Игорь Гранов включился в эту каждодневную и очень хлопотную
работу.
«Главное, ребята, сердцем не стареть». Поёт Лев Барашков. Киноклип с фрагментом "Голубого огонька" 31 декабря 1963 г. Музыка А. Пахмутовой, стихи - С. Гребенников, Н. Добронравов.
В
1968—1969 годах в составе эстрадной группы артистов под названием «Советский
мюзик-холл» дирижёр Игорь Гранов находится в длительной гастрольной поездке на
американском континенте, во время которой в Мехико знакомится с величайшим
джазменом Луи Армстронгом.
Было удивительно, как тонко в свои выступления Армстронг привносил элементы театрализации. Но на вопрос, почему на концертах варьете Луи не исполняет серьезных джазовых композиций, тот отвечал, что для их восприятия слушатель должен быть очень хорошо подготовлен, а такая аудитория - редкость, поэтому для широкой публики следует исполнять мелодии попроще, однако на высочайшем профессиональном уровне.
Опыт, приобретенный на гастролях, оказался чрезвычайно плодотворным: у Гранова зародилась мысль создать на советской эстраде нечто принципиально новое. На эстраде уже работали с 1966 года такие известные ансамбли, как «Поющие гитары», «Веселые ребята», молдавский «Норок» (1967). В 1969 году появились «Голубые гитары» — вокально-инструментальный ансамбль, название которому дали немецкие электрогитары голубого с перламутром цвета. Так возник жанр вокально-инструментальных ансамблей и появился первенец этого масштабного музыкального явления, которое на 70-е и 80-е годы определило характер отечественной эстрадной культуры, - ВИА "Голубые гитары" под руководством Игоря Гранова. Из этого ансамбля вышел ряд ярких артистов: Игорь Крутой, Вячеслав Малежик, Игорь Офицеров, Роксана Бабаян и другие. Гастроли «Голубых гитар» собирают аншлаги на всех площадках Советского Союза. Из этого ансамбля вышел ряд ярких артистов: Игорь Крутой, Вячеслав Малежик, Роксана Бабаян, Павел Бабаков, Пётр Подгородецкий.
ВИА
«Голубые гитары» - «Ветер северный». Музыка Ян Френкель, стихи Инна Гофф, вокал
Юрий Валов, запись 1971 года. На фото исполнитель песни Юрий Валов, автор
музыки Ян Френкель и автор стихотворения поэтесса Инна Гофф и Константин
Ваншенкин.
Уже позже
зазвучат голоса "Веселых ребят", "Самоцветов", "Поющих
сердец", уже позже за спиной каждого певца или певицы появится свой ВИА, и
зрительский интерес к этой исполнительской манере пойдет на спад. А пока, в
69-м, Игорь Гранов, преодолевая косность советской бюрократии, доказывал
перспективность возникновения на эстраде коллективов, где артисты сочетают в
себе качества сочинителей, музыкантов и певцов. И огромную помощь в этом ему
оказала выдающаяся классическая певица и светлая личность Надежда
Апполинарьевна Казанцева. Удалось! Первый ВИА сразу привлек к себе внимание
радио и телевидения. Гастроли "Голубых гитар" собирали аншлаги на
всех площадках СССР, а работа коллектива по созданию сценического образа была
просто титанической. На пике популярности давали по 5 концертов в день в
громадном спорткомплексе Челябинска, и это означало, что музыканты ежедневно
проводили на сцене 10 и более часов, а потом еще репетировали. И отдыхали лишь
во время переездов из города в город. Хотя, какой отдых в дороге?
ВИА
«Голубые гитары» - «Первый поцелуй». Музыка Игорь Гранов, стихи Леонид
Дербенев, вокал Вячеслав Малежик и Роксана Бабаян, запись 1975 года.
В 1973
году Игорь Гранов окончил Высшие режиссерские курсы при Государственном
институте театрального искусства им. Луначарского и свой дипломный концерт
поставил на главной сцене страны в Кремлевском Дворце съездов. И уже начала
оформляться новая масштабная идея - воссоздание на эстраде крупного
концертно-театрального представления.
Что такое
мюзикл сегодня известно каждому, но мало кто знает, что первым отечественным
мюзиклом стала композиторская и режиссерская работа Игоря Гранова "Красная
Шапочка, Серый Волк и "Голубые гитары"". Сценарий для нее
написал Аркадий Хаит, а стихи к песням - Леонид Дербенев. Много неожиданных
трудностей возникало перед "эстрадными первопроходцами". Музыкантов,
которые отлично умели подать себя зрителю во время концерта, надо было учить
театральному мастерству: как передвигаться во время постановки, как мимикой и
через разговор передавать драматический сюжет. Например, у Малежика были
существенные проблемы с ролью Серого Волка, а вот Роксана Бабаян органично
вошла в образ Бабы Яги. Но в результате получился добротный мюзикл, вслед за
которым при творческом участии Леонида Дербенева и Леона Измайлова увидели свет
спектакли "Телешоу", "Телепанорама" и множество других
постановок во дворцах культуры и спорта, на стадионах разных городов Советского
Союза и России.
ВИА
«Голубые гитары» - «Песня волка». Музыка Игорь Гранов, стихи Аркадий Хайт и
Александр Левенбук, вокал Вячеслав Малежик, запись 1976 года.
Известно
веселое, ироничное отношение артистов к жизни. И в конце многочисленных
гастролей, в которых принимал участие Игорь Гранов, непременно устраивался так
называемый "зеленый концерт". Его уникальность была в том, чтобы на
глазах у зрителей разными способами разыграть товарищей по сцене.
Скажем,
певец исполняет номер, а сзади него вдруг проходит человек со скрипичным
футляром, на которого тут же переключается внимание публики. Потом человек с
футляром проходит в другую сторону, а когда он появляется в третий раз, зал уже
взрывается хохотом, а отчего - певцу-то, стоящему лицом к аудитории, непонятно.
Или перед выступлением пианиста на клавиши инструмента рассыпают табачную пыль
- и не сложно представить, что происходит с исполнителем после того, как его
виртуозные пальцы начинают эту пыль сбивать. А кому-то перед выходом на сцену в
карман костюма раз за разом незаметно подкладывают гайку, и от подобных находок
человеку недалеко до тихого помешательства на этой самой непонятной
"гаечной" почве.
ВИА
«Голубые гитары» - «Преддорожная». музыка Александра Пахмутова, стихи Николай
Грибачев, вокал Павел Бабаков и Роксана Бабаян, запись 1976 года.
Представляя
отечественную эстраду, Игорь Гранов неоднократно выступал в странах Европы,
Азии, Африки и Америки. Он лауреат Международного фестиваля молодежи и
студентов в Хельсинки 1960 года. В 1964 году во время гастролей в Кампучии и
Лаосе за исполнительское мастерство он был награжден Золотой и Серебряной
медалями конкурсной программы. Он удостоен звания лауреата на фестивале
"Братиславская лира" в 1973 году, а в 1978 году - на Международном
музыкальном форуме в Дрездене. С 1980 года песни на музыку Игоря Гранова
регулярно получали высшие награды в телевизионном конкурсе "Песня
года", и как среди них не вспомнить, например, "Вишня! Спелая вишня!
Как же так вышло, скажи?". Широкую известность получили хиты разных лет
"Двадцатый век", "Человек придумал песню", "Первый
поцелуй", "Век победы", "Чукча в чуме", цикл песен на
стихи Сергея Есенина, музыка для кинофильма "Любовь немолодого
человека".
В 1980-е
годы интерес к жанру ВИА падает. Игорь Гранов работает как режиссёр, ставит
свой дипломный концерт в Кремлёвском дворце съездов, а также оформляет военный
парад на Красной площади. Также им был поставлен театрализованный музыкальный
спектакль на тему известной сказки «Двенадцать месяцев» с участием
Краснознаменного ансамбля песни и пляски имени Александрова, Геннадия Хазанова
и Аллы Пугачёвой.
В 1990
году Игорь Гранов создает экспериментальный театр-студию «Музыка» и ставит
спектакль-мюзикл «Музыкальный гороскоп». В 1993 году театр был преобразован в
«Дом эстрады, сценографии и менеджмента» под его руководством. Творчество Игоря
Яковлевича обнажило в его характере два замечательных таланта - композитора и
организатора. Он является членом научного совета Института политических
технологий. За диссертацию "Взаимодействие искусства и коммерции в
музыкальной эстраде" ему присвоено звание доктора ис кусствоведения
Международной академии наук Сан-Марино. У Игоря Гранова обширные научные
интересы в области философии и эзотерики. В 2001 году Игорь Гранов был удостоен
звания действительного члена Россйской Академии естественных наук и получил
звание академика. За развитие ноосферных знаний и технологий РАЕН присудила ему
в 2003 году почетное звание "Рыцарь науки и искусств" и наградной
знак, на котором выгравирован девиз "Разум. Доблесть. Честь".
В марте
2003 года Европейская академия естественных наук (Германия) наградила
И.Я.Гранова дипломом и орденом "Большая звезда в золотой короне", а
научное общество Ганновера - орденом "Золотой орел".
На
протяжении последних 10 лет Игорь Гранов шефствовал над Домом культуры для
инвалидов "Надежда", пишсал музыку для детских программ Народного
коллектива России концертно-театральной шоу-студии "Игра", которую
возглавляют ученики композитора Татьяна и Игорь Новиковы, предоставляя этому
ансамблю сценическое оборудование и творческие консультации.
20 июня
2021 года Игоря Яковлевича Гранова не стало.
Под катом
вы сможете прочитать интервью Игоря Гранова порталу «Союз.
Беларусь-Россия - № 0(348)», записанное Натальей Заруцкой в день 70-летия
музыканта в 2008 году.
Интервью
Игоря Гранова порталу «Союз. Беларусь-Россия - № 0(348)», записанное Натальей Заруцкой
в день 70-летия музыканта в 2008 году.
- Игорь
Яковлевич, с чего начинался ваш творческий путь?
- Всю
свою сознательную жизнь я посвятил творчеству, начиная с детства. Окончил
музыкальную школу, поступил в училище. Преподавал в школе Дунаевского - вел
теорию музыки и курс в старших классах. Ну а потом тяга к эстрадному искусству
преодолела все остальное и я поступил на работу в Москонцерт и проработал там
много лет. Первым коллективом, где я работал, был ансамбль известного в те
времена музыканта Михаила Волоха. А потом мне захотелось соз-дать что-то свое.
Собрал квартет и стал искать солиста. Случайно познакомился с Тамарой
Миансаровой, которая в тот момент оказалась без работы - ушла из мюзик-холла.
Она как человек творческий быстро адаптировалась к новой творческой жизни. Я ей
показал другие приемы пения. "Голубые гитары" объездили весь
Советский Союз, побывали во всех городах Беларуси.
- Вы тоже
пели?
- Нет.
- А как
же вы показывали, как надо петь?
- Надо
уметь учить. Я всю жизнь учил, а сам никогда не пел. Многим очень помогал. А с
Тамарой получилось так, что мы быстро вышли на центральные концертные площадки,
на нас обратили внимание, мы пользовались успехом. И в конечном итоге были
включены в состав делегации, которая отправлялась на Всемирный фестиваль
молодежи и студентов в Хельсинки. Я был назначен музыкальным руководителем
программы - той части, которая касалась эстрады. Перед самым отъездом к нам
пришел популярный в то время композитор Аркадий Островский и принес песню,
которая называлась "Пусть всегда будет солнце". Мы ее посмотрели -
песня как песня, но петь ее в чистом виде не решились. В процессе раздумий над
тем, как лучше сделать так, чтобы песня "выстрелила", мы решили петь
припев детским голосом. И в этом оказалась наша находка. Тамара с песней тогда
получила звание лауреата фестиваля. Потом возникло предложение направить Тамару
в Сопот на тогдашний престижный международный фестиваль. Тамара и там получила
премию. Мой богатый опыт творческой деятельности показывает: в жизни ничего невозможного
нет, надо только очень стараться.
- Аида
Ведищева - тоже ваша находка?
- Она
пела нашу с Леонидом Дербеневым песню "Человек придумал песню". Аида
спела и песню из "Кавказской пленницы" - все думали, что это сама
Наталья Варлей поет...
-
Следующее ваше открытие?
- Аида
уехала в Америку, а вскоре я решил самостоятельно отправиться в плаванье и
создал "Голубые гитары". Это был первый вокально-инструментальный
ансамбль в нашей стране. Мы работали по 3-4 концерта в день. Один раз случился
рекорд - 5 концертов. Первый начинался в 9 часов утра при полном аншлаге,
последний - в 9 вечера. Объездили весь Советский Союз, побывали во всех городах
Беларуси... С Беларусью вообще много связано у меня - и в творческой жизни, и в
личной. Я как-то даже лечиться ездил к белорусской целительнице. Сейчас больше
бываю по делам бизнеса - скоро поеду в Брест.
- Какой
был репертуар у "Голубых гитар"?
- Коллектив выступал очень разнопланово с точки зрения репертуара. Это было продиктовано не только творческими, но и политическими соображениями - мы много ездили за рубеж, и это был один из советских коллективов, который стал выездным. Надо было показать миру, что мы умеем многое. У нас в репертуаре были песни советских композиторов, русские народные песни, даже песни из репертуара "Битлз", что другим в те годы не разрешалось. В последние годы мой коллектив работал с Софией Ротару.
Комментариев нет:
Отправить комментарий