суббота, 3 декабря 2022 г.

1001 Albums You Must Hear Before You Die. The Beatles – «Rubber Soul» (1965).


Dimery R.«1001 Albums You Must Hear Before You Die».

«Rubber Soul» (“Резиновая душа") – шестой студийный альбом британской рок-группы «The Beatles», выпущенный 3 декабря 1965 года на «Parlophone Records» в Великобритании и Европе, и на «Capitol Records» в США.

«Rubber Soul» стал для Битлз огромным шагом вперед и поворотным моментом, с которого их раннее звучание "мерсибит" начало трансформироваться в эклектическую, изощренную поп-рок-музыку, увенчавшую их позднее творчество. Леннон позже сказал, что это был первый альбом, сделанный целиком под творческим контролем Битлз при достатке времени, чтобы изобретать и совершенствовать новые идеи.

Предыдущие альбомы Битлам приходилось записывать урывками, в промежутках между плотным графиком гастролей. «Rubber Soul» - первый альбом «The Beatles», который записывался без перерывов, в специально посвященное для него время - чуть больше четырех недель. Выход альбома был запланирован к Рождеству. Это обычный маркетинговый прием в музыкальной индустрии: кто попадал в чарты на Рождество, тот срывал основной куш праздничной покупательской лихорадки.

 МУЗЫКА

С «Rubber Soul» начинается более зрелая стадия творчества ливерпульской четверки. В инструментальном плане, с этим альбомом Битлз и их продюссер Джордж Мартин стали расширять привычные параметры звучания рок-группы, применив ситар в "Norwegian Wood (This Bird Has Flown)" ("Норвежский лес (Птичка упорхнула)", фуззовый бас в "Think for Yourself", пианино, звучащее как клавесин в "In My Life", звучание французской гитары в "Michelle" и "Girl". По стилю альбом вдохновлен фолк-роком, популярные исполнители которого в то время были Боб Дилан и группа «The Byrds», с которыми Битлы познакомились во время американских турне.

"Drive My Car" McCartney with Lennon

Хотя до Битлз группы «The Yardbirds» и «The Kinks» уже испытали влияние индийской музыки в своем творчестве, "Norwegian Wood" стала первой поп-песней, где использовался настоящий индийский ситар. Джордж Харрисон заинтересовался индийской классической музыкой еще в начале 1965 года. В августе этот интерес подстегнется у него после знакомства и завязавшейся дружбы с Дэвидом Кросби из группы «The Byrds», который был страстным фанатом индийской музыки. Харрисон тоже стал фанатиком этого жанра и начал брать уроки игры на ситаре у знаменитого индийского музыканта Рави Шанкара.

"Norwegian Wood (This Bird Has Flown)" Lennon

Ринго Старр, помимо традиционной барабанной установки, стал горазд применять всевозможную перкуссию, от маракасов и тамбурина, которых особенно много в "Wait" ("Жди") и "Think for Yourself" ("Подумай о себе"), до необычного изобретенного им средства - постукивания пальцем по спичечному коробку. Это выколачивание спичек хорошо слышно в "I'm Looking Through You", в правом канале.

"You Won't See Me" McCartney

В "In My Life" звучит не настоящий клавесин, как в это можно поверить. Просто Джордж Мартин, написавший соло в стиле барокко, понял, что не укладывается в темп песни, проигрывая все его витиеватости. Тогда он записал соло октавой ниже на пленку, двигавшуюся в два раза медленнее, а микшируя, воспроизвел запись на нормальной скорости. Так получился звук клавесина. Из других новшеств «Rubber Soul» - электронная обработка многих инструментов, например, интенсивное применение компрессии и эквалайзера при записи пианино в ленноновской песне "The Word" ("Слово"). Этот характерный эффект стал позже чрезвычайно популярен в эпоху психоделической музыки.

 

ЗАПИСЬ

Почти до самого конца карьеры «The Beatles», главной версией каждого их альбома считался монофонический микс. Согласно историку Битлз Марку Льюисону, продюссер Джордж Мартин и инженера студии Abbey Road посвящали бОльшую часть своего времени и внимания сведению в монофоническом варианте. Группе редко назначали сессии стереозаписи. Даже в случае с их эпохальным альбомом «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» (1967), стереомиксам придавалось меньше значения, и на их сведение уходило значительно меньше времени.

"Nowhere Man" Lennon

Стереоверсия «Rubber Soul» звучала, как и другие ранние альбомы Битлз: голоса - в правом канале, инструменты - в левом. Но записывалось все это несколько другим способом. Ранние альбомы записывались на двухдорожечной пленке и предназначались исключительно для производства монофонических пластинок, поэтому на одну дорожку писали голоса, на другую - инструменты, чтобы затем смикшировать все в необходимых пропорциях. Но «Rubber Soul» записывался на четырехдорожечном магнитофоне, который позволял сводить на мастер-пленке вокалы - посередине, а инструменты - по краям, что и продемонстрировали предыдущие альбомы «Beatles for Sale» (1964) и «Help!» (1965). Однако задачей Мартина было создать такой стереоальбом, который мог бы так же хорошо звучать и на монофоническом проигрывателе. Экспериментируя в этом направлении, он и свел на стерео мастер-пленку вокалы - справа, музыку - слева, а в середине - ничего.

"Think for Yourself" (George Harrison) Harrison

Завершив альбом и сопровождающий его британский сингл «We Can Work It Out/Day Tripper» (обе стороны - А, т.е. предназначенные для радиоэфира), Битлы, истощенные годами практически непрерывных гастролей, записи и съемок в кино, взяли себе в первой половине 1966-го трехмесячный отпуск, плодотворно использовав свободное время в поисках новых направлений, которые украсили их последующее творчество.

ОБЛОЖКА

Для фотографий на обложку пригласили, как обычно, Боба Фримана. Фриман прославился в 1963 году своими фотографиями Хрущева в Кремле, затем - фотографиями для престижного эксклюзивного календаря Пирелли - самого первого его выпуска, на 1964 год. Его черно-белые фотографии знаменитых джазовых музыкантов - Кэннонбола Оддерли, Диззи Гиллеспи, Джона Колтрейна и др., снятые на лондонском джаз-фестивале, понравились Брайану Эпштейну и Битлам. Они подружились, и Фриман стал любимым фотографом Битлз, создавшим обложки к пяти альбомам подряд, вплоть до 1966 года.

"The Word" Lennon

Фотографии Битлов на обложке «Rubber Soul» слегка вытянуты. Это получилось следующим образом. Фриман снял Битлов в доме Джона Леннона, а позже они собрались вместе, чтобы выбрать снимок для обложки. Фриман показывал музыкантам фотографии, проецируя слайды на кусок картона размером с конверт пластинки, чтобы легче было представить, как это будет смотреться на обложке. Один слайд случайно встал в проекторе косо, несколько растянув изображение. Битлам очень понравился этот эффект, и они закричали: "О! А можно вот этот? Ты можешь сделать так?" И Фриман сделал. Надпись "Rubber Soul" сделал художник-шрифтовик Дэвид Джулиан Биэрд из лондонского рекламного агенства.

"Michelle" McCartney

«Capitol Records» использовала эту же обложку, только немного изменила цвета. В английском варианте надпись сделана оранжевым, в американском - иногда коричневым, иногда золотым цветом. Это был первый альбом Битлз, на обложке которого не указывалось их имя. Они хотели издать таким образом еще первый свой альбом, но компания «Parlophone», запретила, опасаясь что их еще мало кто знал, чтобы различить на безымянной обложке. Хотя Битлз не были первыми в этом - безымянные обложки выпускали до них Элвис Пресли, группы «Them» и «The Rolling Stones» (первый альбом!) - все же для 1965 года это было довольно необычно. Большинство следующих альбомов «The Beatles» вышли без названия группы на них: «Revolver», «Abbey Road», «Let It Be» и «Hey Jude». Один альбом, наоборот, не имея названия, нес на абсолютно белой обложке только имя группы – «The Beatles» ("Белый альбом").

ВЫПУСК И РАЗЛИЧИЯ ВЕРСИЙ UK И USA

«Rubber Soul» - девятый по счету альбом «The Beatles», выпущенный «Capitol Records» и одиннадцатый всего официальный релиз в США (ST-2442), вышел в продажу в Америке на три дня позже британского выпуска и начал свое 59-недельное пребывание в Биллборде в день Рождества 1965-го года (24 декабря). О популярности его свидетельствуют такие цифры: он разошелся тиражом в 1,2 млн. экз. за первые девять дней продаж.

"What Goes On" (Lennon–McCartney–Starkey) Starr

Как все альбомы «The Beatles» до "Сержанта Пеппера", «Rubber Soul» предстал в Великобритании и США в рознящемся обличии. В США 1965 года была сильная мода на фолк-рок, ярчайшими представителями которого в то время были Боб Дилан, группа «The Byrds» и др. Из маркетинговых соображений, «Capitol Records» решила придать альбому более фолк-роковый вид. Из него убрали более оживленные песни "Drive My Car", "Nowhere Man", "If I Needed Someone" и "What Goes On", и вставили две вещи из британской версии альбома «Help!» (1965), не входившие в американский вариант «Help!» - "I've Just Seen a Face" и "It's Only Love", которые более годились для фолк-рокового имиджа.

"Girl" Lennon

Из заметных различий: "I'm Looking Through You" в американской версии начинается с фальстарта: вступление дважды обрывается, прежде чем начаться песне. Причем, этот фальстарт сохранили на всех последующих виниловых выпусках альбома вплоть до 1990 года. Американская версия песни "The Word" также сильно отличается от британской: здесь вокал Леннона выведен дабл-треком, в левом канале гармонии исполняются сильным фальцетом, и затухание в конце продолжается несколько дольше. В американской моноверсии альбома "Michelle" отличается более громкой перкуссией и более длительным затуханием в конце.

"I'm Looking Through You" McCartney

Еще одна существенная особенность американского релиза «Rubber Soul» - в США на виниле вышло два варианта стереомикса: один стандартный и другой, так называемый «Dexter Stereo» (или иногда называемый «East Coast» - "вариант Восточного Побережья"). Последний отличается дополнительно наложенным слоем ревера на весь альбом.

РЕЗОНАНС

Альбом имел большой коммерческий успех. Он вошел в британские чарты 11 декабря 1965 и продержался там 42 недели. В день Рождества он сменил предыдущий альбом «Help!» на первом месте и пробыл там восемь недель. Американская версия альбома оказала огромное влияние на группу «Beach Boys», которые сами были кумирами для Битлз. Брайан Уилсон, основной автор Бич Бойз, считает, что «Rubber Soul» впервые в истории поп-музыки сместил акценты от стараний создать несколько великих синглов к старанию создать великий альбом, без "проходных" песен. Его "ответом" на «Rubber Soul» стал знаменитый альбом Бич Бойз «Pet Sounds» (1966), также считающийся первым концептуальным рок-альбомом.

"In My Life" Lennon

Ныне «Rubber Soul» - уже классика. Будучи переизданным, он всякий раз попадает в чарты, рядом с несопоставимо раскручивающимися современными исполнителями.

"Wait" Lennon and McCartney

В 1983 году «Capitol Records» предприняла переиздание «The Beatles» на виниле со своими оригинальными ярлыками 1960-х годов - черными с радужным ободком. Только, в отличие от оригинальных, на ободке добавились надписи мелким шрифтом "Mfg. by Capitol Records, Inc... и т.д."

"If I Needed Someone" (Harrison) Harrison

«Rubber Soul» часто называют одним из лучших альбомов в истории поп-музыки. По опросу читателей журнала Q в 1998 году альбом был признан №40 в списке величайших альбомов всех времен. В 2000 году тот же журнал поместил «Rubber Soul» на 21-е место в списке 100 лучших британских альбомов всех времен.

"Run for Your Life" Lennon

Музыкальный телеканал VH1 поставил альбом на 6-е место в 2001 году. Журнал «Rolling Stone» в 2003 поместил «Rubber Soul» на 5-ое место в списке 500 лучших альбомов всех времен. Журнал Time в 2006 занес «Rubber Soul» в сотню лучших альбомов всех времен и народов.

The Beatles - Rubber Soul (1965)

1. «Drive My Car» — 2:25

2. «Norwegian Wood (This Bird Has Flown)» — 2:01

3. «You Won’t See Me» — 3:18

4. «Nowhere Man» — 2:40

5. «Think for Yourself» (Харрисон) — 2:16

6. «The Word» — 2:41

7. «Michelle» — 2:33

8. «What Goes On» (Леннон/Маккартни/Старки) — 2:47

9. «Girl» — 2:30

10. «I’m Looking Through You» — 2:23

11. «In My Life» — 2:24

12. «Wait» — 2:12

13. «If I Needed Someone» (Харрисон) — 2:20

14. «Run for Your Life» — 2:18

The Beatles

John Lennon: lead and backing vocals, rhythm guitar, six and twelve string acoustic guitars,

electric piano, harmonium, tambourine, cowbell, maracas

Paul McCartney: lead and backing vocals, lead and acoustic guitars, bass, fuzz bass,

acoustic and electric piano

George Harrison: lead, rhythm and acoustic guitars, twelve string acoustic and electric guitars,

sitar on "Norweigan Wood (This Bird Has Flown)", bass, lead and backing vocals

Ringo Starr: drums, tambourine, maracas, cowbell, lead vocals on "What Goes On",

Hammond organ on "I'm Looking Through You"

While the Beatles still largely stuck to love songs on Rubber Soul, the lyrics represented a quantum leap in terms of thoughtfulness, maturity, and complex ambiguities. Musically, too, it was a substantial leap forward, with intricate folk-rock arrangements that reflected the increasing influence of Dylan and the Byrds. The group and George Martin were also beginning to expand the conventional instrumental parameters of the rock group, using a sitar on "Norwegian Wood (This Bird Has Flown)," Greek-like guitar lines on "Michelle" and "Girl," fuzz bass on "Think for Yourself," and a piano made to sound like a harpsichord on the instrumental break of "In My Life." While John and Paul were beginning to carve separate songwriting identities at this point, the album is full of great tunes, from "Norwegian Wood (This Bird Has Flown)" and "Michelle" to "Girl," "I'm Looking Through You," "You Won't See Me," "Drive My Car," and "Nowhere Man" (the last of which was the first Beatles song to move beyond romantic themes entirely). George Harrison was also developing into a fine songwriter with his two contributions, "Think for Yourself" and the Byrds-ish "If I Needed Someone."

--- Richie Unterberger, All Music Guide

download (mp3 @320 kbs):

yandex

Комментариев нет:

Отправить комментарий