«Fresh Cream» («Свежие Сливки») - дебютный альбом группы «Cream», выпущенный 9 декабря 1966 в Соединенном Королевстве на новом лейбле «Reaction Records», в начале 1967 - в США на ATCO - филиале «Atlantic Recording Corp».
История.
В начале
1960-х годов на английской андерграундной сцене существовала добрая традиция
"поучаствовать", когда любой музыкант мог прийти на концерт
какой-нибудь группы и попроситься "to sit in", т.е. выйти на сцену и
присоединиться к музыкантам. В таких знаменитых клубах, как «Marquee» и «Flamingo»
устраивались специальные джем-сессии, когда музыканты могли импровизировать
друг с другом хоть всю ночь. Именно в этой обстановке свободного общения и
обмена музыкальными идеями и родилась группа «Cream».
В один
прекрасный мартовский вечер 1966 года барабанщик Джинджер Бейкер пришел на
концерт Джона Мэйола и «The Bluesbreakers» в Оксфорде и попросился
"поучаствовать". После концерта, он спросил гитариста «The
Bluesbreakers» Эрика Клэптона, не желает ли тот организовать вместе с ним
группу. Это предложение поступило как нельзя вовремя. Клэптона начал утомлять
строгий режим мэйоловских «Bluesbreakers», и он сам подумывал о том, чтобы
покинуть эту группу и создать свою собственную. Эрик даже уже нашел басиста, с
которым хотел бы играть - это был Джек Брюс.
Джек
поиграл когда-то несколько месяцев в «The Bluesbreakers» и ушел в «The Manfred
Mann Group». Эрик сказал Джинджеру, что согласен, только если к ним
присоединится Джек Брюс. Эрик тогда был не в курсе, что у Джека с Джинджером в
свое время вышла "история". А произошло вот что. Они оба - Джек и
Джинджер играли в «Graham Bond Organisation». Однажды на концерте Джеку
показалось, что барабаны Джинджера гремят чересчур громко, и он сказал ему:
"Тссссс...", на что Джинджер стал кидаться в него палочками, и одна
из них попала Джеку в голову. Тогда Джек взял свой бас, поднял его и швырнул
изо всех сил в барабанную установку. Установка развалилась, а оба музыканта,
вцепившись друг в дружку, стали кататься по сцене и колошматить другу друга.
После
этого Джинджер сообщил Джеку, что группа больше не нуждается в его услугах. Как
вспоминал Джек: «Джинджер уволил меня, но
я отказывался признать себя уволенным, поскольку он даже не был лидером группы».
(Просто в тот период, лидер группы Грэхэм Бонд сильно подсел на героин, и
группой управлял фактически Джинджер.) И Джек, не считая себя уволенным,
продолжал приходить на все концерты группы, пока однажды Джинджер не встретил
его в дверях клуба с ножом в руках! Тогда Джек решил, что с него довольно и ушел
в «The Bluesbreakers».
По
просьбе Эрика, Джинджер все же встретился с Джеком. Оба были настолько окрылены
перспективой играть в одной команде с Эриком Клэптоном, что решили оставить все
свои разногласия. Правда, временами, это перемирие с трудом удавалось
сохранить. Иногда они начинали спорить друг с другом, говоря что-нибудь типа
"Опять ты за своё!" Так что Клэптон, бывший не в курсе, не понимал, о
чем речь. И все же они начали тайком собираться втроем на репетиции. Иногда они
все трое джемовали в «The Bluesbreakers», но и вида не показывали, держа свои
планы в тайне. "В то время считалось большой подлянкой покидать свою
группу," - вспоминает Эрик.
Первым
раструбил новость распираемый от счастья Джинджер. Он позвонил и сообщил об
этом Крису Уэлчу из журнала «Melody Maker». 11 июня 1966 в «Melody Maker»
появилось следующее объявление:
«Образовалась сенсационная новая "группа
всех групп", состоящая из Эрика Клэптона, Джека Брюса и Джинджера Бейкера.
В результате чего лучшие группы потеряют своих звезд: Манфред Манн лишится
басиста, игрока на гармонике, пианиста и певца Джека Брюса. Джон Мэйол лишится
блестящего блюзового гитариста Эрика Клэптона, и «Graham Bond's Organisation»
потеряет невероятного барабанщика Джинджера Бейкера. Группа заявила, что они
надеются начать играть в клубах, танцзалах и театрах уже через месяц.
Предполагается, что они собираются остаться в составе трио с Джеком в качестве
главного вокалиста».
Вообще-то
образование «Cream» было с самого начала несколько странным варевом. Эрик не
только не знал истории конфликта Джека с Джинджером, он вообще не осознавал во
что он влип. Брюс и Бейкер оба были сильно замешаны на джазовых традициях.
Клэптон в то время полностью посвятил себя блюзу, и рассматривал «Cream» как
блюзовое трио. «Бадди Гай с ритм-секцией», - так он описывал это.
«Но на первой же репетиции все это
улетучилось, они [Джек и Джинджер] обвели меня вокруг пальца. Джек приносил
написанные им песни, и я просто должен был соглашаться с этим. Потому что это
было интересно, и потому что у Джека были такие классные песни, и потому что
была интересна сама комбинация музыкантов. Я обнаружил, что моя идея отошла на
задний план, а потом и вовсе умерла».
Так что
до первого концерта «Cream» Клэптон побаивался, не сделал ли он ошибку, уйдя из
«The Bluesbreakers»!
В октябре
1966-го «Cream» выпустили свой первый сингл. Выбор песни был очень странный -
медленный джазовый номер «Wrapping Paper». Играя в клубах Лондона и
окрестностей, группа завоевала репутацию сильной ритм-н-блюзовой команды. Их
поклонники ожидали услышать на первой пластинке нечто жестко блюзовое, а вместо
этого получили поп-песню, которую многие считали чисто коммерческой вещью.
Возникли опасения: неужели группа "продалась"? На самом деле, песня
вовсе не была коммерческой: добравшись до 34-го места, она вскоре канула в
Лету.
Музыкальная
пресса также разочаровалась синглом, и указывала на то, что песня со второй
стороны сингла – «Cat's Squirrel» - гораздо больше представляет их стиль
музыки. Группа защищала свой выбор материала, заявляя, что не желают, чтобы у
кого-то были предвзятые идеи о том, какой должна быть «Cream» и как ей звучать.
На самом деле, в то время ни Эрик, ни Джек, ни Джинджер сами понятия не имели
об этом.
«Wrapping Paper» примечательна тем, что текст
к ней написал легендарный поэт-музыкант Пит Браун. Джинджер знал его лично по
многочисленным Вечерам джаза и поэзии, где они оба принимали участие. Пит
пришел в студию и написал текст для «Wrapping Paper». А когда сингл вышел в
продажу, Джинджер чуть не рассвирипел. В титрах песни значилось: Bruce-Brown, а
его имени и в помине не было, хотя в сочинении песни принимали участие все.
Может быть поэтому он впоследствии сказал в интервью, что «Wrapping Paper» - «самое ужасное говно, какое я только слышал
в своей жизни».
Второй
сингл был с песней «I Feel Free», но он вышел в одно время с альбомом «Fresh
Cream». Альбом продюссировал менеджер Роберт Стигвуд, который разбирался в
продюссировании альбомов не больше, чем сами музыканты. На альбоме определенно
есть записи наложением («Cat's Squirrel», «Spoonful» и «Sweet Wine»), но по
большей части он записывался вживую. Прогоняли каждую вещь пару раз, а потом
записывали, обычно с одного дубля. Как вспоминает Эрик:
«Мы просто забавлялись. Мы не принимали это
всерьез. Я имею в виду, большую часть времени мы просто дурачились, выпивали,
как говорится "хорошо сидели", понимаете, мы были дети».
В
результате получился действительно, живой, «свежий Cream», спонтанный и
энергичный, из всех студийных альбомов «Cream» наиболее приближенный к
концертному звучанию группы.
Хотя
запись полностью завершилась в начале сентября, выход альбома задержался до
декабря. По выходе альбома, Клэптон был очень недоволен конечным продуктом. В
интервью Эрик тогда говорил: «Я не
доволен, поскольку он мог быть лучше. Мы работали над ним так давно, что с тех
пор намного усовершенствовались. Я не очень доволен этим произведением».
Содержание
альбома немного разнится в зависимости от стран выпуска. В британском и
канадском изданиях («Reaction Records») в альбом не включили песню с сингла «I
Feel Free», вместо нее поставив «Spoonful». В США (ATCO) - наоборот - включили «I
Feel Free» вместо «Spoonful». Выходило еще издание фирмы «Polydor», так те
вообще обозвали альбом «Full Cream» («Цельное молоко») с содержанием, как в
американском плюс укороченная версия песни «Spoonful».
«N.S.U.»
- переводится как "неспецифический уретрит" - воспаление уретры
негонорейным путем. По слухам, Эрик в то время побаливал этим недугом, и
ребята, подшучивая, назвали так песню. Это была самая первая песня «Cream»,
которую Джек написал еще для первой репетиции группы.
Записав
песню Неемии "Скип" Джеймса «I'm So Glad» («Я так рад») «Cream»
отдали дань уважения старому блюзмену из дельты Миссиссиппи, который в отличие
от других "заново открытых" ветеранов блюза, не был избалован
кавер-версиями. Записав песню, музыканты проследили, чтобы старик получил
авторские. Для 64-летнего Скипа это была, пожалуй, единственная в жизни
неожиданно свалившаяся на голову сумма денег. Он успел также посмотреть, как «Cream»
живьем исполняли его песню в американском турне, прежде чем умер от рака в
1969-ом. Джек Брюс получил от его вдовы проникновенное благодарственное письмо.
«Sweet
Wine» («Сладкое вино») - один из первых вкладов барабанщика Джинджера в
репертуар «Cream». Он написал ее с помощью жены Брюса - Джанет Годфри, которая
активно принимала участие в песнетворчестве группы, по крайней мере, в тот
период. «Sleepy Time Time» - еще один плод ее работы, на сей раз с мужем.
«Toad» («Жаба») - инструментальный номер
Джинджера, примечательный возможно одним из самых первых соло на барабанах,
исполненных в рок-песне. До того барабанные соло были характерны для джаза, но
в конце 1960-х стали неотъемлемой частью длинных импровизационных номеров у
многих рок-групп. Бейкер сочинил эту пьесу еще играя в «Graham Bond
Organization», но смог реализовать ее только в «Cream». В альбоме «Wheels of
Fire: Live at the Fillmore» (1968) записана развернутая на 16 минут версия «Toad»,
где соло на барабанах занимает 13 минут!
«Fresh
Cream» пользовался заслуженным успехом в Англии, заняв 6-ю позицию в чартах, в
США едва поднявшись до Top 40. Несмотря на это группа по-прежнему играла в
Англии по пабам да деревенским танцзалам. Чтобы добиться весомого успеха,
группе необходимо было "завоевать" Америку...
Комментариев нет:
Отправить комментарий