пятница, 9 декабря 2022 г.

Классика рока. Cream – «Fresh Cream» (1966).

«Fresh Cream» («Свежие Сливки») - дебютный альбом группы «Cream», выпущенный 9 декабря 1966 в Соединенном Королевстве на новом лейбле «Reaction Records», в начале 1967 - в США на ATCO - филиале «Atlantic Recording Corp».

История.

В начале 1960-х годов на английской андерграундной сцене существовала добрая традиция "поучаствовать", когда любой музыкант мог прийти на концерт какой-нибудь группы и попроситься "to sit in", т.е. выйти на сцену и присоединиться к музыкантам. В таких знаменитых клубах, как «Marquee» и «Flamingo» устраивались специальные джем-сессии, когда музыканты могли импровизировать друг с другом хоть всю ночь. Именно в этой обстановке свободного общения и обмена музыкальными идеями и родилась группа «Cream».

В один прекрасный мартовский вечер 1966 года барабанщик Джинджер Бейкер пришел на концерт Джона Мэйола и «The Bluesbreakers» в Оксфорде и попросился "поучаствовать". После концерта, он спросил гитариста «The Bluesbreakers» Эрика Клэптона, не желает ли тот организовать вместе с ним группу. Это предложение поступило как нельзя вовремя. Клэптона начал утомлять строгий режим мэйоловских «Bluesbreakers», и он сам подумывал о том, чтобы покинуть эту группу и создать свою собственную. Эрик даже уже нашел басиста, с которым хотел бы играть - это был Джек Брюс.

Джек поиграл когда-то несколько месяцев в «The Bluesbreakers» и ушел в «The Manfred Mann Group». Эрик сказал Джинджеру, что согласен, только если к ним присоединится Джек Брюс. Эрик тогда был не в курсе, что у Джека с Джинджером в свое время вышла "история". А произошло вот что. Они оба - Джек и Джинджер играли в «Graham Bond Organisation». Однажды на концерте Джеку показалось, что барабаны Джинджера гремят чересчур громко, и он сказал ему: "Тссссс...", на что Джинджер стал кидаться в него палочками, и одна из них попала Джеку в голову. Тогда Джек взял свой бас, поднял его и швырнул изо всех сил в барабанную установку. Установка развалилась, а оба музыканта, вцепившись друг в дружку, стали кататься по сцене и колошматить другу друга.

После этого Джинджер сообщил Джеку, что группа больше не нуждается в его услугах. Как вспоминал Джек: «Джинджер уволил меня, но я отказывался признать себя уволенным, поскольку он даже не был лидером группы». (Просто в тот период, лидер группы Грэхэм Бонд сильно подсел на героин, и группой управлял фактически Джинджер.) И Джек, не считая себя уволенным, продолжал приходить на все концерты группы, пока однажды Джинджер не встретил его в дверях клуба с ножом в руках! Тогда Джек решил, что с него довольно и ушел в «The Bluesbreakers».

По просьбе Эрика, Джинджер все же встретился с Джеком. Оба были настолько окрылены перспективой играть в одной команде с Эриком Клэптоном, что решили оставить все свои разногласия. Правда, временами, это перемирие с трудом удавалось сохранить. Иногда они начинали спорить друг с другом, говоря что-нибудь типа "Опять ты за своё!" Так что Клэптон, бывший не в курсе, не понимал, о чем речь. И все же они начали тайком собираться втроем на репетиции. Иногда они все трое джемовали в «The Bluesbreakers», но и вида не показывали, держа свои планы в тайне. "В то время считалось большой подлянкой покидать свою группу," - вспоминает Эрик.

Cream – «Rollin' and Tumblin'» (the Royal Albert Hall on May 4th, 2005.).

Первым раструбил новость распираемый от счастья Джинджер. Он позвонил и сообщил об этом Крису Уэлчу из журнала «Melody Maker». 11 июня 1966 в «Melody Maker» появилось следующее объявление:

«Образовалась сенсационная новая "группа всех групп", состоящая из Эрика Клэптона, Джека Брюса и Джинджера Бейкера. В результате чего лучшие группы потеряют своих звезд: Манфред Манн лишится басиста, игрока на гармонике, пианиста и певца Джека Брюса. Джон Мэйол лишится блестящего блюзового гитариста Эрика Клэптона, и «Graham Bond's Organisation» потеряет невероятного барабанщика Джинджера Бейкера. Группа заявила, что они надеются начать играть в клубах, танцзалах и театрах уже через месяц. Предполагается, что они собираются остаться в составе трио с Джеком в качестве главного вокалиста».

Cream – «Four Until Late» (1966)

Вообще-то образование «Cream» было с самого начала несколько странным варевом. Эрик не только не знал истории конфликта Джека с Джинджером, он вообще не осознавал во что он влип. Брюс и Бейкер оба были сильно замешаны на джазовых традициях. Клэптон в то время полностью посвятил себя блюзу, и рассматривал «Cream» как блюзовое трио. «Бадди Гай с ритм-секцией», - так он описывал это.

«Но на первой же репетиции все это улетучилось, они [Джек и Джинджер] обвели меня вокруг пальца. Джек приносил написанные им песни, и я просто должен был соглашаться с этим. Потому что это было интересно, и потому что у Джека были такие классные песни, и потому что была интересна сама комбинация музыкантов. Я обнаружил, что моя идея отошла на задний план, а потом и вовсе умерла».

Так что до первого концерта «Cream» Клэптон побаивался, не сделал ли он ошибку, уйдя из «The Bluesbreakers»!

Cream – «Dreaming» (1966)

В октябре 1966-го «Cream» выпустили свой первый сингл. Выбор песни был очень странный - медленный джазовый номер «Wrapping Paper». Играя в клубах Лондона и окрестностей, группа завоевала репутацию сильной ритм-н-блюзовой команды. Их поклонники ожидали услышать на первой пластинке нечто жестко блюзовое, а вместо этого получили поп-песню, которую многие считали чисто коммерческой вещью. Возникли опасения: неужели группа "продалась"? На самом деле, песня вовсе не была коммерческой: добравшись до 34-го места, она вскоре канула в Лету.

Cream – «Wrapping Paper» (1st performance in full)

Музыкальная пресса также разочаровалась синглом, и указывала на то, что песня со второй стороны сингла – «Cat's Squirrel» - гораздо больше представляет их стиль музыки. Группа защищала свой выбор материала, заявляя, что не желают, чтобы у кого-то были предвзятые идеи о том, какой должна быть «Cream» и как ей звучать. На самом деле, в то время ни Эрик, ни Джек, ни Джинджер сами понятия не имели об этом.

Cream – «Cats Squirrel»

 «Wrapping Paper» примечательна тем, что текст к ней написал легендарный поэт-музыкант Пит Браун. Джинджер знал его лично по многочисленным Вечерам джаза и поэзии, где они оба принимали участие. Пит пришел в студию и написал текст для «Wrapping Paper». А когда сингл вышел в продажу, Джинджер чуть не рассвирипел. В титрах песни значилось: Bruce-Brown, а его имени и в помине не было, хотя в сочинении песни принимали участие все. Может быть поэтому он впоследствии сказал в интервью, что «Wrapping Paper» - «самое ужасное говно, какое я только слышал в своей жизни».

Cream – «I feel free» (1967)

Второй сингл был с песней «I Feel Free», но он вышел в одно время с альбомом «Fresh Cream». Альбом продюссировал менеджер Роберт Стигвуд, который разбирался в продюссировании альбомов не больше, чем сами музыканты. На альбоме определенно есть записи наложением («Cat's Squirrel», «Spoonful» и «Sweet Wine»), но по большей части он записывался вживую. Прогоняли каждую вещь пару раз, а потом записывали, обычно с одного дубля. Как вспоминает Эрик:

«Мы просто забавлялись. Мы не принимали это всерьез. Я имею в виду, большую часть времени мы просто дурачились, выпивали, как говорится "хорошо сидели", понимаете, мы были дети».

В результате получился действительно, живой, «свежий Cream», спонтанный и энергичный, из всех студийных альбомов «Cream» наиболее приближенный к концертному звучанию группы.

Cream – «Spoonful»

Хотя запись полностью завершилась в начале сентября, выход альбома задержался до декабря. По выходе альбома, Клэптон был очень недоволен конечным продуктом. В интервью Эрик тогда говорил: «Я не доволен, поскольку он мог быть лучше. Мы работали над ним так давно, что с тех пор намного усовершенствовались. Я не очень доволен этим произведением».

Содержание альбома немного разнится в зависимости от стран выпуска. В британском и канадском изданиях («Reaction Records») в альбом не включили песню с сингла «I Feel Free», вместо нее поставив «Spoonful». В США (ATCO) - наоборот - включили «I Feel Free» вместо «Spoonful». Выходило еще издание фирмы «Polydor», так те вообще обозвали альбом «Full Cream» («Цельное молоко») с содержанием, как в американском плюс укороченная версия песни «Spoonful».

Cream – «N.S.U.»

«N.S.U.» - переводится как "неспецифический уретрит" - воспаление уретры негонорейным путем. По слухам, Эрик в то время побаливал этим недугом, и ребята, подшучивая, назвали так песню. Это была самая первая песня «Cream», которую Джек написал еще для первой репетиции группы.

Cream – «I'm So Glad» (1968)

Записав песню Неемии "Скип" Джеймса «I'm So Glad» («Я так рад») «Cream» отдали дань уважения старому блюзмену из дельты Миссиссиппи, который в отличие от других "заново открытых" ветеранов блюза, не был избалован кавер-версиями. Записав песню, музыканты проследили, чтобы старик получил авторские. Для 64-летнего Скипа это была, пожалуй, единственная в жизни неожиданно свалившаяся на голову сумма денег. Он успел также посмотреть, как «Cream» живьем исполняли его песню в американском турне, прежде чем умер от рака в 1969-ом. Джек Брюс получил от его вдовы проникновенное благодарственное письмо.

Cream - «Sweet Wine» (French Tv 1966)

«Sweet Wine» («Сладкое вино») - один из первых вкладов барабанщика Джинджера в репертуар «Cream». Он написал ее с помощью жены Брюса - Джанет Годфри, которая активно принимала участие в песнетворчестве группы, по крайней мере, в тот период. «Sleepy Time Time» - еще один плод ее работы, на сей раз с мужем.

Cream – «Sleepy Time Time» (Royal Albert Hall 2005)

 «Toad» («Жаба») - инструментальный номер Джинджера, примечательный возможно одним из самых первых соло на барабанах, исполненных в рок-песне. До того барабанные соло были характерны для джаза, но в конце 1960-х стали неотъемлемой частью длинных импровизационных номеров у многих рок-групп. Бейкер сочинил эту пьесу еще играя в «Graham Bond Organization», но смог реализовать ее только в «Cream». В альбоме «Wheels of Fire: Live at the Fillmore» (1968) записана развернутая на 16 минут версия «Toad», где соло на барабанах занимает 13 минут!

Cream – «Toad» (Live, Royal Albert Hall, 1968)

«Fresh Cream» пользовался заслуженным успехом в Англии, заняв 6-ю позицию в чартах, в США едва поднявшись до Top 40. Несмотря на это группа по-прежнему играла в Англии по пабам да деревенским танцзалам. Чтобы добиться весомого успеха, группе необходимо было "завоевать" Америку...


Комментариев нет:

Отправить комментарий