суббота, 10 декабря 2022 г.

Классика рока. King Crimson – «Lizard» (1970).

Lizard - "Ящерица" - третий альбом британской группы прогрессивного рока King Crimson, вышедший 10 декабря 1970 года на Island Records в Европе, на Atlantic Records - в Америке и Японии, на Philips Records в Австралии, на Vertigo в Новой Зеландии. Вообще, разнообразие лейблов-издателей было велико. Так, помимо Island Records, во Франции его выпускал также Polydor, в Германии и Голландии — EMI/Stateside. Lizard переиздавался на виниле много раз, в том числе и в наши дни, но мы больше всего ценим издания 1970-х годов.

Lizard — второй альбом, написанный в период "межцарствия", когда у группы фактически не было постоянного состава, чтобы давать концерты. А без концертов, в то время по крайней мере, существование любой рок-группы было сомнительным и, - что хуже всего, - любые записи, какие бы гениальные они ни были, были обречены кануть в Лету безвестности и забвения современниками.

История создания.

После выпуска предыдущего альбома In The Wake Of Poseidon (1970) с помощью бывших членов группы, участвовавших в записи в качестве наемных сессионных музыкантов, Фрипп остался с реализованным материалом, но без коллектива, способного этот материал играть вживую. Выстраивая новый жизнеспособный состав, Фрипп уговорил стать официальным членом King Crimson своего близкого друга детства и однокашника Гордона Хаскелла, который спел в песне "Cadence and Cascade" предыдущего альбома. Так же удалось оставить в группе и двух других участников предыдущего альбома: саксофониста-флейтиста Мэла Коллинза и барабанщика Энди Маккалоха.

King Crimson – Cirkus (Including: Entry Of The Chameleons).

Остальных музыкантов наняли на время записи. Среди них был всё тот же джазовый пианист Кит Типпет, участвовавший в записи In The Wake Of Poseidon. Он был не прочь продолжать сотрудничество с King Crimson, но отказался от предложения Фриппа стать постоянным членом, вероятно не желая связывать себя гастрольными обязательствами. Типпета вполне устраивала работа в студии, а на концерте он выступал с King Crimson лишь однажды.

King Crimson – «Indoor Games».

Подбор сессионных музыкантов во многом определил звучание "Ящерицы". Благодаря трубачу и корнетисту Марку Чаригу, тромбонисту Нику Эвансу и гобоисту Робину Миллеру альбом обрёл сильный уклон в джаз, который звучит порой очень неслыхано и авангардно, местами (в "Bolero") напоминает старую добрую работу Майлза Дэвиса в Sketches of Spain (1960). Главную тему здесь исполняет на английском рожке (разновидность гобоя) Робин Миллер, который был в то время ведущим гобоистом в Симфоническом оркестре Би-Би-Си. Немудрено, что Lizard считается самым "джазовым" альбомом King Crimson (хотя Фрипп оспаривает это, определяя стиль альбома как "барокко-рок", но учитывая эксцентричный характер Роберта, не стоит придавать его словам много значения).

King Crimson – «Happy Family» (Lizard session 9-30-70).

Вокальная манера Гордона Хаскелла как нельзя лучше подходит к смысловому материалу альбома. Он звучит очень выразительно, часто зловеще! Здорово срабатывают моменты, когда Хаскелл не поёт, а фактически мелодекламирует текст. Между песнями "Indoor Games" (Комнатные игры) и "Happy Family" (Счастливая семья) звучит искренний смех. Хаскелл не смог удержаться от хохота, как он признался позже, который вызывала у него нелепость текстов Синфилда.

King Crimson – «Lady Of The Dancing Water».

Однако нелепые для одних, другим эти тексты представляются полными символизма, указаний на карты Таро и даже магическую Книгу Теней. Например, исследователь поэтического видения Питера Синфилда Джон Грин так характеризует первые три альбома King Crimson:

"In the Court of the Crimson King — это Воздушный альбом, в котором образы, ассоциирующиеся с картами Таро "Солнце" и "Луна" обычно изображают процесс алхимических превращений. Цепочка ассоциаций в нём: Воздух — Разум — Зевс.

In the Wake of Poseidon — Водный альбом, соответствующий карте "Воздержание", где Питер Синфилд опять использует образы и идеи, связанные с одной конкретной картой Таро, дабы изобразить алхимическое превращение. Цепочка ассоциаций: Вода — Душа — Посейдон.

Lizard ассоциируется с третьим элементом — Огнём. Цепочка ассоциаций: Огонь — Дух — Гермес — Ящерица."

Тот же Джон Грин оспаривает обычную ассоциацию Принца Руперта из альбома Lizard с реальным принцем Рупертом из британской истории XVII века, а "Битву стеклянных слёз" — с бесславным сражением при Несби (1645 г.), в которое втянул английского короля исторический принц Руперт. Грин утверждает, что события в композиции "Lizard" относятся к XIII веку, под принцем Рупертом подразумевается король Фредерик II, а "Битва стеклянных слёз" олицетворяет собой более глобальный конфликт, назревший в XIII веке между Западом и Востоком (в лице монгольских завоевателей). Подробнее с трактовкой Джона Грина (на английском языке) можно ознакомиться здесь.

King Crimson – «Prince Rupert Awakes».

Только для исполнения одной песни — "Prince Rupert Awakes" — Фрипп и Синфилд пригласили Джона Андерсона из группы Yes, и песня показывает, что решение было более чем правильным. "Prince Rupert Awakes" как по стилю, так и по своему диапазону не подходила Хаскеллу. В то же время, трудно представить высокий чистый голос Джона Андерсона в остальных композициях Lizard.

King Crimson – «Bolero» (Remix From "Frame By Frame")

Весь материал альбома Lizard, как указано в титрах, написали Роберт Фрипп (музыка) и Питер Синфилд (тексты). Если с последним можно согласиться, то трудно поверить будто Фрипп написал всю музыку, вплоть до последней ноты, расписал партитуры и раздал музыкантам (как это делал например Фрэнк Заппа). Скорее он принимал ключевые решения, прослушивая полуимпровизированные пассажи музыкантов, одобряя одни и отбраковывая другие. Более того, поэт Синфилд проявлял не меньшие амбиции к решению музыкальной концепции альбома и утверждал позже, что "ничто в "Ящерице" не прошло без моего одобрения". Это подтверждает и Фрипп, охарактеризовавший работу над Lizard как "борьбу за власть" между ним и Синфилдом. К тому времени личные и творческие отношения между партнёрами начинали портиться, и Фриппу становилось всё труднее сочинять музыку на слова Синфилда.

King Crimson – «The Battle Of Glass Tears» (Dawn Song, Last Skirmish, Prince Rupert's Lament)

Тема первой стороны Lizard — цирк и представления. Сама композиция "Cirkus" отличается одной из самых искусных работ Роберта Фриппа на акустической гитаре на фоне парящего саксофонного соло в исполнении Мэла Коллинза.

Помимо традиционного цирка, здесь имеется в виду и "цирк" современной рок-музыки. В композиции "Happy Family" речь идёт о главных "циркачах" рок-н-ролла — The Beatles, и звучит комментарий по поводу недавнего их распада: "четверо ушли, но никто не вернулся". Каждый из Битлов в этой песне получил свой псевдоним: Пол — Иуда, Ринго — Руфус, Джордж — Силас, Джон — Иона. В безсмысленном, на первый взгляд, тексте проскальзывают довольно точные характеристики каждого из Битлов: "Силас — ищущий, Руфус — прост, Иона — язвительный, Иуда — такой милашка." Начало песни "Happy Family" перекликается с началом битловской "While My Guitar Gently Weeps": очень похожие басовые ходы, а на вступлении к обоим звучат разговоры, смех и возглас "Хей йо!"

King Crimson – «Big Top».

Вторую сторону целиком занимает заглавная композиция альбома "Ящерица", разбитая на 4 части, а одна из них ("Битва стеклянных слёз") — ещё на три. "Lizard" — самая длинная композиция, записанная когда-либо King Crimson (имеется ввиду заранее сочинённая, а не съимпровизированная, каковые бывали у группы и подлиннее). Главная её тема — Принц Руперт, атмосфера средневековья, народный труд и праздничные гуляния, и кульминационный мотив — "Битва стеклянных слёз". В нашем кратком обзоре мы не берёмся затрагивать многочисленные слои альбома, как вербальные, так и музыкальные — на эту тему пишут диссертации и научные труды.

Обложка и название.

Концепцию обложки альбома Lizard создал Питер Синфилд, в полном соответствии со своими текстами, а реализовал его идею художник Джини Баррис. Как всякий двойной конверт, его надо рассматривать в развёрнутом виде. В таком случае, на левой половине (задней стороне обложки) вы обнаружите надпись KING весьма замысловатым шрифтом, а на правой (лицевой стороне обложки) — CRIMSON. Выполненные Баррисом в средневековой стилистике рисунки иллюстрируют: на лицевой стороне тексты первой стороны пластинки, а на обратной стороне — тексты второй стороны, т.е. многосложной композиции "Lizard". Здесь мы видим князя Руперта, его окружение, Битву Стеклянных Слёз и т.п.

Лицевая сторона отражает цирк, как в обычном его понимании, так и "рок-цирк". В правом верхнем углу (вокруг буквы "I" из слова CRIMSON) можно обнаружить всех четверых Битлз соответственно строкам из песни "Happy Family": Ринго сидит в классической позе йога ("дядюшка Руфус вырастил свой нос"), бородатый Маккартни достаёт из-за пояса нож ("Иуда вытащил свой заострённый нож"), Харрисон в забавных клетчатых шароварах ("кузен Силас вытащил свой очередной мистический сосуд") и Леннон с волшебным кувшином в руках, из которого вместо доброго джина вылезает ведьма Йоко Оно ("злобный Иона вырастил себе жену"). В нижнем правом углу, внутри буквы "n" наблюдаются Джими Хендрикс (художник допустил ошибку, вручив ему в руки гитару в стандартном положении, не учтя, что Хендрикс был левшой), какой-то флейтист (возможно Иэн Андерсон) и за ударными — Джинджер Бейкер из Cream.

Трудно встретить где-либо комментарии Фриппа или Синфилда по поводу названия альбома "Ящерица". Остаётся только догадываться самим или следовать догадкам различных толкователей творчества "Короля Кримсона", таких как Джон Грин и т.п.

-----------------—

По выходе в свет 11 декабря 1970 г. Lizard имел скромный успех, в сравнении с двумя первыми альбомами King Crimson. Если те оба попали в лучшую пятёрку Британии, то Lizard поднялся в чартах не выше 26-го места, а в Штатах и вовсе до 113-го. Критики оценили, что Lizard сильно отличается по стилистике от прежних работ. В наши дни Lizard давно стал классикой прогрессивного рока, его называют одним из лучших прогрок-альбомов 1970 года, а в каталоге King Crimson он входит в семёрку наилучших альбомов группы, записанных в золотой для прогрока период с 1969 по 1974 гг. (от In the Court of the Crimson King до Red).

Комментариев нет:

Отправить комментарий