Lizard -
"Ящерица" - третий альбом британской группы прогрессивного рока King
Crimson, вышедший 10 декабря 1970 года на Island Records в Европе, на Atlantic
Records - в Америке и Японии, на Philips Records в Австралии, на Vertigo в
Новой Зеландии. Вообще, разнообразие лейблов-издателей было велико. Так, помимо
Island Records, во Франции его выпускал также Polydor, в Германии и Голландии —
EMI/Stateside. Lizard переиздавался на виниле много раз, в том числе и в наши
дни, но мы больше всего ценим издания 1970-х годов.
Lizard — второй альбом, написанный в период "межцарствия", когда у группы фактически не было постоянного состава, чтобы давать концерты. А без концертов, в то время по крайней мере, существование любой рок-группы было сомнительным и, - что хуже всего, - любые записи, какие бы гениальные они ни были, были обречены кануть в Лету безвестности и забвения современниками.
История
создания.
После
выпуска предыдущего альбома In The Wake Of Poseidon (1970) с помощью бывших
членов группы, участвовавших в записи в качестве наемных сессионных музыкантов,
Фрипп остался с реализованным материалом, но без коллектива, способного этот
материал играть вживую. Выстраивая новый жизнеспособный состав, Фрипп уговорил стать
официальным членом King Crimson своего близкого друга детства и однокашника
Гордона Хаскелла, который спел в песне "Cadence and Cascade"
предыдущего альбома. Так же удалось оставить в группе и двух других участников
предыдущего альбома: саксофониста-флейтиста Мэла Коллинза и барабанщика Энди
Маккалоха.
Остальных
музыкантов наняли на время записи. Среди них был всё тот же джазовый пианист
Кит Типпет, участвовавший в записи In The Wake Of Poseidon. Он был не прочь
продолжать сотрудничество с King Crimson, но отказался от предложения Фриппа
стать постоянным членом, вероятно не желая связывать себя гастрольными
обязательствами. Типпета вполне устраивала работа в студии, а на концерте он
выступал с King Crimson лишь однажды.
Подбор
сессионных музыкантов во многом определил звучание "Ящерицы".
Благодаря трубачу и корнетисту Марку Чаригу, тромбонисту Нику Эвансу и гобоисту
Робину Миллеру альбом обрёл сильный уклон в джаз, который звучит порой очень
неслыхано и авангардно, местами (в "Bolero") напоминает старую добрую
работу Майлза Дэвиса в Sketches of Spain (1960). Главную тему здесь исполняет
на английском рожке (разновидность гобоя) Робин Миллер, который был в то время
ведущим гобоистом в Симфоническом оркестре Би-Би-Си. Немудрено, что Lizard
считается самым "джазовым" альбомом King Crimson (хотя Фрипп
оспаривает это, определяя стиль альбома как "барокко-рок", но
учитывая эксцентричный характер Роберта, не стоит придавать его словам много
значения).
Вокальная
манера Гордона Хаскелла как нельзя лучше подходит к смысловому материалу
альбома. Он звучит очень выразительно, часто зловеще! Здорово срабатывают
моменты, когда Хаскелл не поёт, а фактически мелодекламирует текст. Между
песнями "Indoor Games" (Комнатные игры) и "Happy Family"
(Счастливая семья) звучит искренний смех. Хаскелл не смог удержаться от хохота,
как он признался позже, который вызывала у него нелепость текстов Синфилда.
Однако
нелепые для одних, другим эти тексты представляются полными символизма,
указаний на карты Таро и даже магическую Книгу Теней. Например, исследователь
поэтического видения Питера Синфилда Джон Грин так характеризует первые три
альбома King Crimson:
"In the Court of the Crimson King — это
Воздушный альбом, в котором образы, ассоциирующиеся с картами Таро
"Солнце" и "Луна" обычно изображают процесс алхимических
превращений. Цепочка ассоциаций в нём: Воздух — Разум — Зевс.
In the Wake of Poseidon — Водный альбом,
соответствующий карте "Воздержание", где Питер Синфилд опять
использует образы и идеи, связанные с одной конкретной картой Таро, дабы
изобразить алхимическое превращение. Цепочка ассоциаций: Вода — Душа —
Посейдон.
Lizard ассоциируется с третьим элементом —
Огнём. Цепочка ассоциаций: Огонь — Дух — Гермес — Ящерица."
Тот же
Джон Грин оспаривает обычную ассоциацию Принца Руперта из альбома Lizard с
реальным принцем Рупертом из британской истории XVII века, а "Битву
стеклянных слёз" — с бесславным сражением при Несби (1645 г.), в которое
втянул английского короля исторический принц Руперт. Грин утверждает, что события
в композиции "Lizard" относятся к XIII веку, под принцем Рупертом
подразумевается король Фредерик II, а "Битва стеклянных слёз"
олицетворяет собой более глобальный конфликт, назревший в XIII веке между
Западом и Востоком (в лице монгольских завоевателей). Подробнее с трактовкой
Джона Грина (на английском языке) можно ознакомиться здесь.
Только
для исполнения одной песни — "Prince Rupert Awakes" — Фрипп и Синфилд
пригласили Джона Андерсона из группы Yes, и песня показывает, что решение было
более чем правильным. "Prince Rupert Awakes" как по стилю, так и по
своему диапазону не подходила Хаскеллу. В то же время, трудно представить
высокий чистый голос Джона Андерсона в остальных композициях Lizard.
Весь
материал альбома Lizard, как указано в титрах, написали Роберт Фрипп (музыка) и
Питер Синфилд (тексты). Если с последним можно согласиться, то трудно поверить
будто Фрипп написал всю музыку, вплоть до последней ноты, расписал партитуры и
раздал музыкантам (как это делал например Фрэнк Заппа). Скорее он принимал ключевые
решения, прослушивая полуимпровизированные пассажи музыкантов, одобряя одни и
отбраковывая другие. Более того, поэт Синфилд проявлял не меньшие амбиции к
решению музыкальной концепции альбома и утверждал позже, что "ничто в
"Ящерице" не прошло без моего одобрения". Это подтверждает и
Фрипп, охарактеризовавший работу над Lizard как "борьбу за власть"
между ним и Синфилдом. К тому времени личные и творческие отношения между
партнёрами начинали портиться, и Фриппу становилось всё труднее сочинять музыку
на слова Синфилда.
Тема
первой стороны Lizard — цирк и представления. Сама композиция
"Cirkus" отличается одной из самых искусных работ Роберта Фриппа на
акустической гитаре на фоне парящего саксофонного соло в исполнении Мэла
Коллинза.
Помимо
традиционного цирка, здесь имеется в виду и "цирк" современной
рок-музыки. В композиции "Happy Family" речь идёт о главных
"циркачах" рок-н-ролла — The Beatles, и звучит комментарий по поводу
недавнего их распада: "четверо ушли, но никто не вернулся". Каждый из
Битлов в этой песне получил свой псевдоним: Пол — Иуда, Ринго — Руфус, Джордж —
Силас, Джон — Иона. В безсмысленном, на первый взгляд, тексте проскальзывают
довольно точные характеристики каждого из Битлов: "Силас — ищущий, Руфус —
прост, Иона — язвительный, Иуда — такой милашка." Начало песни "Happy
Family" перекликается с началом битловской "While My Guitar Gently
Weeps": очень похожие басовые ходы, а на вступлении к обоим звучат
разговоры, смех и возглас "Хей йо!"
Вторую сторону целиком занимает заглавная композиция альбома "Ящерица", разбитая на 4 части, а одна из них ("Битва стеклянных слёз") — ещё на три. "Lizard" — самая длинная композиция, записанная когда-либо King Crimson (имеется ввиду заранее сочинённая, а не съимпровизированная, каковые бывали у группы и подлиннее). Главная её тема — Принц Руперт, атмосфера средневековья, народный труд и праздничные гуляния, и кульминационный мотив — "Битва стеклянных слёз". В нашем кратком обзоре мы не берёмся затрагивать многочисленные слои альбома, как вербальные, так и музыкальные — на эту тему пишут диссертации и научные труды.
Обложка и
название.
Концепцию обложки альбома Lizard создал Питер Синфилд, в полном соответствии со своими текстами, а реализовал его идею художник Джини Баррис. Как всякий двойной конверт, его надо рассматривать в развёрнутом виде. В таком случае, на левой половине (задней стороне обложки) вы обнаружите надпись KING весьма замысловатым шрифтом, а на правой (лицевой стороне обложки) — CRIMSON. Выполненные Баррисом в средневековой стилистике рисунки иллюстрируют: на лицевой стороне тексты первой стороны пластинки, а на обратной стороне — тексты второй стороны, т.е. многосложной композиции "Lizard". Здесь мы видим князя Руперта, его окружение, Битву Стеклянных Слёз и т.п.
Лицевая сторона отражает цирк, как в обычном его понимании, так и "рок-цирк". В правом верхнем углу (вокруг буквы "I" из слова CRIMSON) можно обнаружить всех четверых Битлз соответственно строкам из песни "Happy Family": Ринго сидит в классической позе йога ("дядюшка Руфус вырастил свой нос"), бородатый Маккартни достаёт из-за пояса нож ("Иуда вытащил свой заострённый нож"), Харрисон в забавных клетчатых шароварах ("кузен Силас вытащил свой очередной мистический сосуд") и Леннон с волшебным кувшином в руках, из которого вместо доброго джина вылезает ведьма Йоко Оно ("злобный Иона вырастил себе жену"). В нижнем правом углу, внутри буквы "n" наблюдаются Джими Хендрикс (художник допустил ошибку, вручив ему в руки гитару в стандартном положении, не учтя, что Хендрикс был левшой), какой-то флейтист (возможно Иэн Андерсон) и за ударными — Джинджер Бейкер из Cream.
Трудно
встретить где-либо комментарии Фриппа или Синфилда по поводу названия альбома
"Ящерица". Остаётся только догадываться самим или следовать догадкам
различных толкователей творчества "Короля Кримсона", таких как Джон
Грин и т.п.
-----------------—
По выходе
в свет 11 декабря 1970 г. Lizard имел скромный успех, в сравнении с двумя
первыми альбомами King Crimson. Если те оба попали в лучшую пятёрку Британии,
то Lizard поднялся в чартах не выше 26-го места, а в Штатах и вовсе до 113-го.
Критики оценили, что Lizard сильно отличается по стилистике от прежних работ. В
наши дни Lizard давно стал классикой прогрессивного рока, его называют одним из
лучших прогрок-альбомов 1970 года, а в каталоге King Crimson он входит в
семёрку наилучших альбомов группы, записанных в золотой для прогрока период с
1969 по 1974 гг. (от In the Court of the Crimson King до Red).
Комментариев нет:
Отправить комментарий