«Beatles for Sale» («Битлз на продажу») — четвёртый студийный альбом «The Beatles», выпущенный 4 декабря 1964 года на лейбле «EMI Parlophone». Альбом ознаменовал отход от оптимистичного тона, который характеризовал предыдущие работы «Beatles». «Beatles for Sale» были мало доступны в США до 1987 года, когда каталог «Beatles» был стандартизирован для выпуска на компакт-дисках. Вместо этого восемь из четырнадцати треков «Beatles for Sale» были выпущены лейблом «Capitol Records» на альбоме «Beatles '65», предназначенном для продаж только в США.
Во время записи альбома «Beatles» впервые отважилась на студийные эксперименты, а также пополнили инструментарий различными перкуссионными инструментами, такими как литавры, африканские ручные барабаны и чокальо. «Beatles for Sale» отражает влияние на творчество группы музыки кантри и Боба Дилана, с которым «Beatles» познакомились в Нью-Йорке в августе 1964 года. Только восемь треков из четырнадцати, вошедших в альбом, представляют собой оригинальные композиции. Для завершения альбома были записаны кавер-версии песен таких исполнителей, как Карл Перкинс, Чак Берри, Бадди Холли и Литтл Ричард. Это объясняется тем, что согласно условиям контракта группа должна была записать четвёртый альбом за очень короткое время, записи проводились в немногочисленных перерывах между гастрольными турами.
«Beatles for Sale» получил положительные отзывы в британской музыкальной прессе. Альбом занимал 1-ю строчку хит-парада Великобритании в течение 11 из 46 недель, которые он провел в топ-20. Альбом имел такой же успех в Австралии, где чарт синглов возглавила кавер-версия песни Чака Берри «Rock and Roll Music». Одна из песен, исключенных из американской версии альбома, «Eight Days a Week», в феврале 1965 года была выпущена в США в качестве сингла и стала седьмой песней «Beatles», возглавившей хит-парад Billboard. В 2000 году «Beatles for Sale» занял 204-е место в рейтинге третьего издания книги Колина Ларкина «1000 лучших альбомов всех времен».
История создания альбома.
Когда записывался альбом «Beatles for Sale» группа находилась на пике своей популярности. В начале 1964 года квартет произвел фурор своими выступлениями на телевидении в США, вызвав там беспрецедентный спрос на их пластинки. В течение июня и июля «Beatles» отыграли концерты в Дании, Нидерландах и Гонконге, совершили поездку по Австралии и Новой Зеландии, а затем вернулись в Великобританию для участия в ряде радио- и телепрограмм, а также для продвижения своего первого полнометражного фильма «A Hard Day's Night».
В середине августа «Beatles» начали в Лондоне запись нового альбома, а затем отправились в месячный тур по Северной Америке. Находясь в Нью-Йорке, группа познакомилась с американским фолк-певцом Бобом Диланом, побудившим их к написанию более интроспективных текстов. В свою очередь, Дилан заявил, что именно после встречи с «Beatles» он увидел «направление, в котором должна была развиваться молодежная музыка».
Нил Аспиналл, гастрольный менеджер группы, позже вспоминал: «Сегодня ни одна группа не отправится после длительного тура по США в студию и не начнет запись нового альбома, а затем отправится в очередной тур по Великобритании; в течение пяти недель закончит альбом, чтобы успеть выпустить его как раз к Рождеству. Это то, что «Beatles» сделали в конце 1964 года...».
Отмечая меланхоличный тон большей части альбома, продюсер Джордж Мартин заметил: «Они были утомлены борьбой за успех в течение 1963 года и большей части 1964 года. Успех - замечательная вещь, но это очень, очень утомительно».
Об альбоме
Несмотря на плодотворное партнерство Леннона и Маккартни количество написанных ими песен не могло удовлетворить растущий спрос на творчество группы. Чтобы компенсировать нехватку нового материала, «Beatles» прибегли к включению в «Beatles for Sale» нескольких кавер-версий, что они уже использовали при записи первых двух альбомов — «Please Please Me» и «With the Beatles», но от чего отказались при записи «A Hard Day's Night». Маккартни говорил об этой комбинации: «По сути, это было наше сценическое шоу с несколькими новыми песнями».
В «Beatles for Sale» вошли восемь композиций Леннона-Маккартни. Кроме того, пара использовала обе стороны неальбомного сингла «I Feel Fine», подкрепленного В-сайдом «She's a Woman». На этом этапе своего партнерства Леннон и Маккартни редко писали вместе, как раньше, но каждый часто вносил ключевые партии в песни, основным автором которых был другой. Тем не менее, уровень вклада Леннона в «Beatles for Sale» перевешивал вклад Маккартни, ситуация, которую, как и при создании «A Hard Day's Night», приписывают увлечению Маккартни, английской актрисой Джейн Ашер.
В то время Леннон сказал об альбоме: «Наш новый альбом можно назвать кантри- и вестерн-пластинкой Beatles». Толчком к этому новому для «Beatles» направлению частично послужило то, что группа во время турне по США познакомилась с местными кантри-радиостанциями; кроме того, это был жанр популярной музыки, которым долгое время увлекался Ринго Старр. Песня Леннона «I’m a Loser» была первой песней «Beatles», прямо отражающей влияние Дилана. Музыкальный критик Джонатан Гулд подчеркивает влияние блюза и кантри-ориентированного рокабилли как на оригинальные композиции альбома, так и на включение в него песен Карла Перкинса и Бадди Холли. Он также отмечает, что именно акустический фолк Дилана был тем стилем, который «Beatles» принимали тогда за музыку кантри.
The Beatles - I'm A Loser Sessions (14 Aug. 1964)
Позже Маккартни сказал, что «Beatles for Sale» открыли для группы более зрелую фазу, в результате чего: «Мы становились все более и более свободными, чтобы погружаться в себя. Наше студенческое «я», а не «мы» нравилось девушкам и приносило хорошие деньги…» По словам автора музыкального журналиста Питера Доггетта, этот период совпал с признанием Леннона и Маккартни лондонским обществом, среди писателей, поэтов, комиков, режиссеров и людей, связанных с искусством, пара черпала своё вдохновение. Доггетт говорит, что социальная среда 1964 года представляла собой «новую территорию для поп-музыки» и бросала вызов британскому классовому разграничению, поскольку «Beatles» привнесли в поп-музыку чувствительность «артистического среднего класса».Запись
11 августа 1964 года, всего через месяц после выхода «A Hard Day's Night», на студии EMI была проведена первая сессии для «Beatles for Sale». Большинство сессий было записано в течение трех недель после возвращения группы из турне по США, в «выходные дни», начиная с 29 сентября.
Джордж Харрисон вспоминал, что группа стала более внимательно относиться к технике записи: «Мы стали более расслабленными и чувствовали себя более комфортно в студии…» Группа продолжала развивать свое звучание за счет использования четырехдорожечной записи, которую EMI стала использовать в 1963 году. Джордж Мартин постепенно отказывался от своей власти над «Beatles» в качестве босса их лейбла и все более открывался для их нестандартных музыкальных идей. Результатом этих сессий стало первое использование фейдера в поп-песне в начале «Eight Days a Week» и первое включение в поп-запись гитарной обратной связи в песне «I Feel Fine».
The Beatles – «What You're Doing» and «No Reply» Sessions (29-30 Sep. and 26 Oct. 1964)
Чтобы проиллюстрировать более тонкий стиль, принятый Ленноном в его текстах, «Beatles» задействовали новые музыкальные инструменты. Это особенно заметно в диапазоне использования ударных инструментов, на которых в основном играл Ринго Старр. В альбоме впервые прозвучали литавры, африканские ручные барабаны и чокальо. По словам Макдональда, «Beatles» в своих аранжировках использовали подход «меньше значит больше»; он цитирует «No Reply» как яркий пример «освоения группой студии», в результате чего дублирование основных частей и использование реверберации придали исполнению «глубину и пространство». Джордж Харрисон продолжал изменять звучание своей гитары, впервые отдав предпочтение модели «Gretsch Tennessean», в дополнение к использованию своего двенадцатиструнного «Rickenbacker 360/12». Андре Миллард описывает этот период в творчестве «Beatles», как время превращения студии звукозаписи из формального рабочего места в «мастерскую» и «лабораторию».Последние записи были сделаны 26 октября 1964 года во время четырехнедельного турне группы по Великобритании. 18 октября «Beatles» вернулись в Лондон, чтобы записать сторону А своего будущего сингла «I Feel Fine» и три кавер-версии для «Beatles for Sale» (всего пять дублей). В интервью, опубликованном за день до этой сессии, Леннон признал, что потребность в новых оригинальных песнях «становилась чертовской проблемой». Группа приняла участие в нескольких сессиях сведения и редактирования, прежде чем завершить проект 4 ноября.
Оригинальные песни
«No Reply» («Нет ответа»)
Песня рассказывает о молодом человеке, который не может связаться со своей явно неверной девушкой, хотя знает, что она дома. Музыкальный издатель «Beatles» Дик Джеймс был доволен песней, отметив, что Леннон предоставил «цельную историю». Рецензент Дэвид Роули сказал, что его тексты «читаются как рассказ с картинками из комикса для девочек» и вызывают в памяти «силуэт девушки в окне, не отвечающей на телефонные звонки». Песня, ставшая первым треком «Beatles for Sale», послужила, учитывая ее драматическое и обиженное настроение, нехарактерным для группы началом альбома.
Макдональд приписывает успех песни эффективному аккомпанементу акустической гитары и обработке фортепианной партии Мартина, которая представлена как «присутствие с мрачным реверберацией».
«I'm a Loser» («Я неудачник»)
Музыкальный критик Ричи Унтербергер выделяет «I'm a Loser», как «одну из самых первых композиций «Beatles», текст которой затрагивает более серьезные вопросы, чем юная любовь". Роули считал это «явным копированием Боба Дилана», поскольку, когда Леннон называет слушателя «другом», он делает то же самое, что и Дилан в «Blowin 'in the Wind». По мнению Райли, «I'm a Loser» открывает в творчестве Леннона тему «личного ответа на славу».
«Baby's in Black» («Ребенок в черном»)
Третий трек на альбоме «Baby's in Black» имеет тот же грустный и обиженный тон, что и две предыдущие песни. Унтербергер рассматривает песню, как «плач по любви к скорбящей девушке» и считает её, возможно, более угрюмой, чем любая другая песня «Beatles». Это была первая песня, записанная для «Beatles for Sale», в ней есть гармония из двух частей, исполненная Ленноном и Маккартни. Маккартни вспоминал: «Мы написали «Baby's in Black», потому что нам понравился ритм вальса... и, я думаю, что мы с Джоном хотели сделать что-то блюзовое, немного более мрачное, более взрослое, чем просто поп-музыка». Историк «Beatles» Марк Льюисон отмечает приверженность группы диссонирующему звучанию соло-гитары Харрисона, что раньше вызывало возражения Мартина. «Baby's in Black», начинающаяся этим звуком, - пример того, что «Beatles» вырвались из-под контроля своего продюсера. Чтобы добиться желаемого эффекта, Леннон встал на колени на полу студии и во время игры регулировал громкость на «Gretsch» Харрисона.
«I'll Follow the Sun» («Я пойду за солнцем»)
«I'll Follow the Sun» была переработкой старой песни. Маккартни вспоминал в интервью 1988 года: «Я написал это в своей гостиной на Фортлин-роуд. Мне было около 16... Но в Ливерпуле тогда был в моде жесткий, рок-н-ролльный образ в черной коже и баллады, подобные «I'll Follow the Sun», были отложены на потом». Песня долгое время «не считалась достаточно хорошей» для предыдущих релизов «Beatles». Тем не менее Мартин назвал ее своей любимой песней на «Beatles for Sale».
«Eight Days a Week» («Восемь дней в неделю»)
«Eight Days a Week» стала первым случаем, когда «Beatles» принесли в студию частично написанную песню и завершили процесс по мере ее записи. 6 октября песне были посвящены две сессии общей продолжительностью почти семь часов, во время которых Леннон и Маккартни экспериментировали с различными техниками, прежде чем остановились на окончательной структуре и аранжировке. В каждом из первых шести дублей был совершенно разный подход к началу и концу песни; возможное вступление на основе гитары было записано во время другой сессии и отредактировано позже. Начальное затухание песни было противопоставлением поп-песням, которые, обычно, заканчивались затуханием. Позже Леннон резко пренебрежительно отозвался о «Eight Days a Week», назвав в интервью 1980 года песню «паршивой».
«Every Little Thing» («Каждая мелочь»)
Мрачная тема альбома была уравновешена песней «Every Little Thing», которую Унтербергер описывает как «воспевание того, какая замечательная девушка у этого парня». Маккартни сказал о песне: «Every Little Thing», как и большинство вещей, которые я тогда делал, была синглом... но потребовалось, чтобы песня стала заполнителем альбома, чем новым всемогущим синглом». Музыковед Уолтер Эверетт говорит, что включение в припев «свинцовых» параллельных пятых гармоний, поддержанных литаврами Ринго Старра, послужило источником вдохновения для прото-хэви-металлической версии песни, записанной английской прогрессив-рок-группой «Yes» в 1969 г.
«I Don't Want to Spoil the Party» («Я не хочу портить вечеринку»)
«I Don't Want to Spoil the Party» Леннона возвращается к мрачному настроению, заданному первыми тремя треками. Макдональд считает это выступление «самым явным упражнением в стиле кантри и вестерн» на альбоме, чему способствует плотный звук малого барабана, гитарное соло Харрисона в стиле рокабилли и унылая часть гармонии минорной терции. Макдональд сравнивает песню с «I'm a Loser», поскольку исповедальный тон Леннона снова облечен в «защитную оболочку подделки».
«What You're Doing» («Что ты делаешь»)
Лирика «What You're Doing» касается отношений Маккартни с Джейн Ашер и демонстрирует обиженный тон, нехарактерный для произведений Пола. Саймон Фило определяет сочетание лирики и музыкальной аранжировки в песне, как ранний пример влияния каннабиса на Маккартни, заявившего тогда, что наркотик заставил его «впервые по-настоящему задуматься». Запись включает синкопированный барабанный паттерн и звенящий гитарный рифф «Рикенбакера», а также инструментальную коду, которую Маккартни вводит, играя высоко на грифе своего баса «Höfner». Удовлетворительной аранжировки не удавалось добиться, пока группа не переделала трек в последний день. Подчеркивая студийные методы, использованные группой при записи, Макдональд считает, что «What You're Doing» может составить конкуренцию «I Feel Fine», как первому звуковому эксперименту «Beatles».
Кавер-версии
Некоторые из кавер-версий альбома были основными элементами живых выступлений «Beatles» в Гамбурге и в клубе «Cavern» в Ливерпуле в начале 1960-х годов. Это – «Rock and Roll Music» Чака Берри в исполнении Леннона, «Words of Love» Бадди Холли в исполнении Леннона, Маккартни и Харрисона, а также две песни Карла Перкинса: «Everybody's Trying to Be My Baby» в исполнении Харрисона и «Honey Don't», спетая Старром. Кавер на песню «Leave My Kitten Alone» Литтл Вилли Джона был записан 14 августа, во время той же сессии, что и отвергнутая версия «Mr. Moonlight», но был исключен из альбома.
Обложка
Мрачное настроение «Beatles for Sale» отразилось на обложке альбома, на которой изображены неулыбчивые, усталые «Битлз» на сцене в лондонском Гайд-парке. Снимок был сделан Робертом Фриманом на закате. Музыкальный журналист Лоис Уилсон описывает результат как «полную противоположность нормам начала 60-х». На обложке не было логотипа группы или имени исполнителя, а название альбома, по сравнению со стандартными обложками LP того времени, было напечатано мелким шрифтом.
«Beatles for Sale» были представлены в разворотном конверте - редкая особенность дизайна и первый из британских релизов «Beatles», упакованный таким образом. Часть внутреннего разворота является фотомонтажом, объединяющим участников группы с рядом знаменитостей, в том числе кинозвездами Виктором Мэтьюром, Джейн Мэнсфилд и Иэном Кармайклом, с которыми «Beatles» познакомились в 1964 году. Это изображение предвосхитило революционный дизайн обложки Питера Блейка для альбома «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band».
По словам музыкального журналиста Нила Спенсера, название «Beatles for Sale» было комментарием к беспрецедентной коммерческой ценности группы как артистов. Примечания к альбому были написаны Дереком Тейлором, который до ссоры с Эпштейном был пресс-секретарем группы на протяжении всего их восхождения к международной славе. В своем тексте Тейлор сосредоточился на том, что феномен «Beatles» будет означать для людей будущего: «Когда через поколение или около того радиоактивный, курящий сигары ребенок, устроивший пикник на Сатурне, спросит вас, в чем была суть «Beatles», не начинайте рассказывать ему о длинных волосах и воплях со сцены! Просто поставьте ему несколько песен из этого альбома, и он все поймет. Дети 2000 года почерпнут из музыки «Beatles» то же чувство благополучия и тепла, что и мы сегодня».
Релиз
«Beatles for Sale» были выпущены в Соединенном Королевстве на лейбле «EMI Parlophone» 4 декабря 1964 года. 14 ноября, через четыре дня после завершения турне по Великобритании, «Beatles» сняли пародийные выступления «I’m a Loser» и «Rock and Roll Music», а также обе стороны сингла «I Feel Fine» для трансляции на специальный выпуск телешоу «Thank Your Lucky Stars». Группа также продвигала обе пластинки с помощью сессии «BBC Light Program», для которой они записали живые версии «I’m a Loser», «Honey Don’t», «Everybody’s Trying to Be My Baby» и «I’ll Follow the Sun».
Альбом начал свое 46-недельное пребывание в британских чартах 12 декабря, а через неделю вытеснил «A Hard Day's Night» с первой позиции. После семи недель на первом месте «Beatles for Sale» уступил место альбому «The Rolling Stones No. 2» группы «Роллинг Стоунз», но вернулся на первое место 27 февраля 1965 года ещё на неделю. После этого «The Rolling Stones № 2» снова вытеснила его.
The Beatles - Everybody's Trying To Be My Baby
1 мая «Beatles for Sale» обогнали «Роллинг Стоунз» во второй раз, оставаясь там еще на три недели. Затем его потеснил «The Freewheelin» Боба Дилана, который через неделю был смещен «Bringing It All Back Home», первым «электрическим» альбомом Дилана.С начала 1965 года до середины мая «Beatles for Sale» оставались в первой тройке британских чартов. Восемь треков с альбома позже вышли на двух четырехпесенных EP: «Beatles for Sale» и «Beatles for Sale No. 2», выпущенных в апреле и июне 1965 года соответственно. В Великобритании «Beatles for Sale» был самым продаваемым альбомом 1964 года и вторым самым продаваемым альбомом 1965 года.
Ни одна из песен альбома не была выпущена синглом в Великобритании. Тем не менее, такие песни как «I’ll Follow the Sun» и «Eight Days a Week» очень известны и по сей день. Ранние варианты песни «I’ll Follow the Sun» были написаны Полом Маккартни ещё до возникновения «The Beatles». Успех песни «Eight Days a Week» можно объяснить тем, что она вышла синглом в США, а также не раз издавалась на различных сборниках после распада группы.
Песни «I’m a Loser», «Baby’s in Black» и «Rock and Roll Music» стали неотъемлемой частью концертного репертуара «The Beatles». Две последние исполнялись на гастролях группы вплоть до прекращения ею концертной деятельности в 1966 году.
Параллельный выпуск «Beatles» в США, альбом «Beatles '65» включал восемь песен из «Beatles for Sale», исключая треки «Kansas City / Hey, Hey, Hey, Hey!», «Eight Days a Week» (хит №1 в США в начале 1965 г.), «What You're Doing», «Words of Love», «Every Little Thing» и «I Don't Want to Spoil the Party».
Вместо этого в альбом «Beatles '65» вошли «I'll Be Back», одна из песен, вырезанных из американской версии «A Hard Day's Night», а также «I Feel Fine» и «She's a Woman». Шесть пропущенных треков были выпущены в Америке в 1965 году на LP «Beatles VI». «Beatles '65» был выпущен через одиннадцать дней после «Beatles for Sale» и стал самым быстро продаваемым альбомом года в Соединенных Штатах.
На обложке австралийского релиза пластинки были представлены отдельные фотографии членов группы, сделанные на одном из концертов «Beatles» в Сиднее в июне 1964 года. Выпущенный в Австралии, как сингл, песня «Rock and Roll Music» была там хитом №1 в течение четырех недель. Песня также возглавила чарты синглов в Норвегии и Швеции.
26 февраля 1987 года альбом «Beatles for Sale» был официально выпущен на компакт-диске (каталожный номер CDP 7 46438 2), как и первые три альбома группы. В следующем месяце «Beatles for Sale» снова вошел в британские чарты, заняв 45-е место.
Несмотря на то, что «Beatles for Sale» был записан на четырехдорожечную ленту, первая версия компакт-диска была доступна только в моно. Альбом был подвергнут цифровому ремастерингу и впервые выпущен на компакт-диске в стереоформате 9 сентября 2009 года.
Критика и наследие
Альбом получил положительные отзывы в музыкальной прессе Великобритании. В статье для NME Дерек Джонсон сказал, что он «стоит каждой запрошенной копейки», добавив: «Это потрясающий, заразительный материал с акцентом на бит». Крис Уэлч из «Melody Maker» счел музыку «Beatles» «честной и изобретательной», предсказав: «Beatles For Sale» будут продавать, продавать, продавать…»
Редактор AllMusic Стивен Томас Эрлевин сказал, что «усталость «Beatles for Sale» вызывает шок после радостного «A Hard Day's Night». Он также назвал «Beatles for Sale» «самым неровным альбомом группы», добавив, что в лучшие моменты «Beatles» «переходят от мерсибита к изощренному поп/року, который они разработали в середине своей карьеры».
Том Юинг из «Pitchfork Media» сказал: «Гнев Леннона и повторное открытие группой рок-н-ролла означают, что репутация «Beatles for Sale» как самого подлого альбома группы заслужена». Нил Маккормик из «Daily Telegraph» прокомментировал, что «если это низкий показатель, они все равно звучат фантастически», добавив, что «поп-песни битломании соответствуют высоким стандартам, даже если они кажутся немного банальными». Обозреватель журнала «Rolling Stone» Роб Шеффилд сказал, что альбом содержит несколько плохих кавер-версий, но «I’m a Loser» и «What You’re Doing» указывают на то, что группа продолжает развиваться. Он добавил: «Гармонии «Baby's in Black», кульминационные моменты «I still loooove her» и «I Don't Want to Spoil the Party», нетерпеливые хлопки в «Eight Days a Week» — это все это легко извиняет «Mr. Moonlight».
«I'm a Loser», завораживающий великолепным сочетанием диланской лирики и мелодичности в стиле «Beatles», послужил предвестником взрыва фолк-рока 1965 года, который возглавили «Byrds». «I Don't Want to Spoil the Party» можно рассматривать как ранний пример кантри-рока, предвосхищая работу «Byrds» в этом стиле, особенно их альбом 1968 года «Sweetheart of the Rodeo». В интервью в феврале 1970 года Стивен Стиллз, в то время входивший в супергруппу «Crosby, Stills, Nash & Young», сказал, что его знакомство в «Beatles» началось с альбома «Beatles for Sale», добавив: «В то время они были самыми большими и самыми изолированными, а потому и самыми близкими».
Альбом «Beatles for Sale» занял 71-е место среди лучших альбомов года в книге Пола Гамбаччини «Выбор критиков», написанной на основе материалов, представленных международной группой из 81 критика и телекомпании. В 2000 году он занял 204-е место в третьем издании книги Колина Ларкина «1000 лучших альбомов всех времен». Основываясь на данных о «Beatles for Sale» в профессиональных рейтингах и списках, совокупный веб-сайт «Acclaimed Music» перечисляет его как 7-й самый известный альбом 1963 года, 129-й самый известный альбом 1960-х и 886-й самый известный альбом в истории.
Комментариев нет:
Отправить комментарий