23
декабря 1929 года в Йейле (Оклахома) родился Чет Бейкер (Chet Baker) – трубач,
певец, один из самых известных представителей направления west-coast джаза.
Благодаря своему уникальному, очень лиричному, интимному и при этом лишенному
сентиментальности звучанию и совершенно такому же вокалу Чет быстро стал
звездой. Однако романтическое начало столь же быстро переросло в драму: из-за
наркотиков карьера и жизнь музыканта превратились в череду случайностей и
разочарований.
Мать Чета
работала в парфюмерном магазине, а отец был гитаристом, которому, однако, во
время Великой депрессии пришлось бросить музыку ради более подходящей работы. В
1940 году семья перебралась в Калифорнию, в Глендэйл. Уже в детстве Чет
обнаружил известный талант к музыке – он пел в церковном хоре и неоднократно
участвовал в различных певческих конкурсах. Отец также пытался увлечь Чета
тромбоном, но громоздкий инструмент пришелся мальчику не по душе, и тромбон
заменили на трубу, которая стала его истинной страстью. Только в старшей школе
Чет начал брать первые академические уроки музыки, но потом всю жизнь все равно
играл преимущественно на слух.
В 1946
году, когда ему было еще 16 лет, Чет бросил школу и получил разрешение
родителей пойти в армию – его отправили служить в Германию, в Берлин, где он
играл в военном оркестре “298th Army Band”. Мобилизовавшись в 1948 году, Чет
поступил в “El Camino College” в Лос-Анджелесе, начал изучать теорию музыки и
гармонию, параллельно играя в местных джаз-клубах, но в середине второго курса
бросил колледж. В 1950 году он снова записался в армию и на этот раз играл в
оркестре “Sixth Army Band” в Сан-Франциско. Однако ему стали предлагать все
более серьезные и интересные ангажементы, и Чет во второй раз уволился со
службы, окончательно решив стать профессиональным музыкантом.
Сначала
он играл в бэнде Видо Муссо (Vido Musso), а потом – со Стэном Гетцем. Его
первой записью стала “Out of Nowhere” на джем-сессии, состоявшейся 24 марта
1952 года – ее можно услышать на живом альбоме “Live at the Trade Winds”. Той
же весной начался его прорыв к славе: Чета выбрали на прослушивании для участия
в серии концертов Чарли Паркера на Западном побережье, и его дебют в качестве
сайдмена легендарного саксофониста состоялся 29 мая 1952 года в лос-анджелесском
“Tiffany Club”. А уже летом 1952-го Чет Бейкер начал играть в квартете Джерри
Маллигана.
Группа
Маллигана привлекала большое внимание и своим новым «прохладным» стилем, и
необычным составом: в ней играли баритон-саксофон, труба, контрабас, барабаны,
и не было фортепиано. Музыканты с успехом выступали в клубе “Haig”, и вскоре их
пригласили сделать записи на только тогда появившемся новом лейбле “Pacific
Jazz Records”, ставшие очень успешными. Однако квартет продержался меньше года
– в июне 1953-го Маллиган попал в тюрьму из-за наркотиков.
Бейкер
собрал собственную группу: с Рассом Фриманом на фортепиано, Редом Митчеллом на
контрабасе и Бобби Уайтом на барабанах. Его первая лидерская запись состоялась
24 июля 1953 года все на том же “Pacific Jazz”, и в течение нескольких лет
после этого Бейкер продолжал пожинать плоды славы: критики и фанаты были в
восторге от всего что он делал, трубач нередко возглавлял всевозможные рейтинги
и побеждал в опросах различных музыкальных изданий.
В 1954
году вышел альбом “Chet Baker Sings”, на котором, как следует из названия, Чет
впервые попробовал себя в роли вокалиста – в результате его популярность
выросла в разы, однако чисто любителей чистого джаза среди фанатов Бейкера
поубавилось. И все же он продолжал петь на протяжении всей дальнейшей карьеры.
Тем
временем голливудские продюсеры обратили внимание, что молодой и известный
джазмен может еще и похвастаться очень привлекательной фотогеничной внешностью,
и уже осенью 1955 года вышел кинофильм с участием Бейкера – “Hell's Horizon”.
Но потом музыкант отказался от предложенного ему контракта с киностудией и
отправился в большой гастрольный тур по Европе, продолжавшийся с сентября
1955-го по апрель 1956-го.
Вернувшись
в Штаты, Чет собрал квинтет, в который вошли саксофонист Фил Урсо и пианист
Бобби Тиммонс. И в противовес своему обычному, расслабленно-отрешенному, стилю
игры Чет начал исполнять с этой группой более «напористый» боповый репертуар. В
июле 1956 года музыканты записали для “Pacific Jazz” альбом “Chet Baker &
Crew”.
В феврале
1957 года Бейкер гастролировал по Штатам с группой “The Birdland All-Stars”, а
потом вновь отправился в Европу, обосновался в Италии и даже снялся там в
фильме “Urlatori Alla Sbarra”. В Голливуде про него тоже не забывали – так, в
1960 году на основе биографии музыканта (с большой долей вымысла) был создан
фильм “All the Fine Young Cannibals”; главного персонажа – Чада Бикби – сыграл
Роберт Вагнер.
Хотя
Бейкер подсел на героин еще в 50-х годах и несколько раз ненадолго попадал в тюрьму,
на его карьере эта пагубная привычка начала серьезно сказываться лишь в 60-х.
Летом 1960-го его арестовали в Италии, и музыкант провел за решеткой почти
полтора года. Выйдя из тюрьмы, в феврале 1962-го Бейкер записал альбом “Chet Is
Back!” для лейбла RCA (впоследствии переиздавался как “The Italian Sessions” и
“Somewhere Over the Rainbow”.) А несколько месяцев спустя Бейкера арестовали в
Западной Германии и выслали в Швейцарию. Оттуда Чет попал во Францию, а затем в
Англию, где появился в фильме “The Stolen Hours” 1963 года. В марте 1963 года
его депортировали обратно во Францию из-за очередного обвинения, связанного с
наркотиками. Некоторое время он жил в Париже, выступал в Испании, а затем снова
был арестован в Германии, откуда его отправили уже домой, в Америку.
Вернувшись
в Штаты в марте 1964-го, после пятилетнего отсутствия, Бейкер продолжал играть
то в Нью-Йорке, то в Лос-Анджелесе. Тогда, в середине 60-х, он временно
переключился с трубы на флюгельгорн. А летом 1966 года в Сан-Франциско с музыкантом
произошел несчастный случай: на него напали и жестоко избили. Судя по всему,
это происшествие было связано с наркотиками. Но главное, что, по словам самого
Бейкера, оно трагически повлияло на всю его последующую жизнь. Чет заявлял, что
ему выбили все зубы, и он, таким образом, «потерял амбюшюр» (необходимую
физическую форму челюстно-лицевых мускулов, без которой невозможна игра на
духовых инструментах). Однако многие знавшие его считали это преувеличением,
утверждая, что Бейкеру выбили всего один зуб и что его зубы были просто в
плохом состоянии, так что ему пришлось поставить протезы и практически
переучиваться играть заново. Так или иначе, даже если то нападение на Бейкера и
не было непосредственной причиной спада его карьеры, оно в любом случае знаменовало
«начало конца». В конце 60-х трубач лишь изредка выступал и записывался, а в
начале 70-х вообще прекратил играть.
Однако
позже музыканту удалось отчасти вернуть контроль над собственной жизнью: он
начал принимать метадон, что позволило контролировать героиновую зависимость,
хотя, конечно, не могло избавить от нее. Бейкеру удалось вернуться на сцену: в
ноябре 1973-го у него появилась постоянная работа в Нью-Йорке, а через год
состоялось «воссоединение» с Джерри Маллиганом – музыканты дали большой концерт
в «Карнеги-Холле», который был записан и издан лейблом “Epic Records”.
В
середине 70-х Чет Бейкер вернулся в Европу, где оставался до конца своей жизни,
лишь изредка выезжая на гастроли в Японию или Штаты. В то время Четом
заинтересовались музыканты, игравшие рок, и трубач иногда выступал с ними: так,
его можно услышать на записи Элвиса Костелло “Shipbuilding” 1983 года –
композиции, написанной в знак протеста против Фолклендской войны. В 1987 году
фотограф и режиссер Брюс Вебер снял о Бейкере документальный фильм, а в
следующем году музыкант ушел из жизни. Ночью 13 мая 1988 года его нашли мертвым
на улице – он выпал из окна своего номера в гостинице в Амстердаме. В его крови
были найдены героин и кокаин, и официальной причиной смерти назвали несчастный
случай вследствие передозировки. Неофициально многие говорили о самоубийстве, и
были даже те, кто намекал на возможное убийство. Через несколько месяцев, в
сентябре 1988-го, был выпущен тот самый документальный фильм Вебера, названный
“Let's Get Lost” – впоследствии он был номинирован на премию «Оскар». В 1997
году была также опубликована незаконченная автобиография Чета Бейкера, “As
Though I Had Wings: The Lost Memoir” («Как если бы у меня были крылья:
потерянные мемуары»), и говорят, что студия “Miramax” рассматривала возможность
ее экранизации.
Зависимость
от наркотиков разрушила и жизнь, и карьеру Чета Бейкера, и, в каком-то смысле,
его наследие. Постоянно нуждаясь в деньгах, он слишком часто соглашался на
плохо организованные, случайные или по разным другим причинам провальные
записи, а ненадежность лишала его шансов получить постоянный контракт с хорошей
студией. В результате легендарный музыкант оставил нам очень обширную, но очень
«неровную» по качеству дискографию. Но практически каждый сможет найти в ней
достаточно сокровищ, которые тронут его ум или сердце. И самое интересное – с
моей сугубо субъективной точки зрения – что, хотя игра и голос Чета Бейкера
вызывают у нас множество очень глубоких эмоций, играет он, в каком-то смысле,
безэмоциональную музыку – невесомую, чистую, отстраненную, и благодаря этому
каждый из нас свободен наполнять ее собственными переживаниями и фантазиями. И
именно поэтому она нас так трогает.
Chet
Baker - Chet Baker Sings (1956/1998)
A1 That
Old Feeling 3:01
A2 It's
Always You 3:32
A3 Like
Someone In Love 2:23
A4 My
Ideal 4:23
A5 I've
Never Been In Love Before 4:26
A6 My
Buddy 3:17
B1 But
Not For Me 3:01
B2 Time
After Time 2:43
B3 I
Get Along Without You Very Well 2:56
B4 My
Funny Valentine 2:18
B5 There
Will Never Be Another You 2:57
B6 The
Thrill Is Gone 2:49
B7 I
Fall In Love Too Easily 3:18
B8 Look
For The Silver Lining 2:38
Chet Baker - Trumpet, Vocals
James E. Bond - Bass
Russ Freeman - Celeste, Piano
Peter Littman - Drums
Larance Marable - Drums
Bob Neal - Drums
Carson Smith - Bass
As Gerald
Heard's liner notes point out, it's difficult to decide whether Chet Baker was
a trumpet player who sang or a singer who played trumpet. When the 24-year-old
California-based trumpeter started his vocal career in 1954, his singing was
revolutionary; as delicate and clear as his trumpet playing, with a similarly
bright and vibrato-free tone, Baker simply didn't sound like any previous jazz
singer. His first vocal session, recorded in February 1954 and covering tracks
seven through 14 of this disc, is so innocent-sounding it's like cub reporter
Jimmy Olsen had started a new career as a jazz singer. The album's first six
tracks, recorded in July 1956, are even more milk and cookies, thanks in no
small part to syrupy material like Frank Loesser's "I've Never Been in Love
Before" and Donaldson/Kahn's drippy "My Buddy." Choices from the
earlier session like "My Funny Valentine" -- arguably the definitive
version of this oft-recorded song -- and "There Will Never Be Another
You" work much, much better. The spacious musical setting, a simple
trumpet and piano-bass-drums rhythm section, is perfect for Baker's low-key
style. Despite the few faults of song selection, Chet Baker Sings is a classic
of West Coast cool jazz.
---
Stewart Mason, Rovi
Recorded
with pianist Russ Freeman's ensemble in 1954 and 1956, this is the archetypal
Baker release, and the first one to get if you're testing the waters. Baker
sings standards (including "My Funny Valentine," of course) as if
stepping out of an androgynous dream, although it would take another 20 years
of hard living for his voice to take on otherworldly qualities. Relaxed West
Coast swing such as this can't be duplicated today. In its sweetly melancholic
post- war foreboding, this is a Mike Davis book set to music. "Sings"
should be on the required listening list for any history class covering the
city of L.A.
---D.
Strauss, amazon.com
download
(mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий