В этом
году Клавдии Ивановне Шульженко — русской и советской эстрадной певице,
народной артистке СССР, участнице Великой Отечественной Войны, исполнилось бы
115 лет.
Родилась
в Харькове 24 марта 1906 года. Её отец Иван Иванович Шульженко работал бухгалтером
Главного управления железной дороги.
Исполнять
народные песни начала с конца 1910-х годов. Нотной грамоте и пению обучалась
частным образом у профессора Харьковской консерватории Н.Л. Чемезова. В 1923
году стала артисткой Харьковского театра драмы под руководством Н.Н.
Синельникова. В том же году дебютировала как певица, исполнив романс «Звёзды на
небе» в спектакле «Казнь».
Принимала
участие во всех дивертисментах, даваемых в театре, параллельно выступая в
рабочих клубах и на летних эстрадных площадках города. Исполнявшиеся ею в этот
период «Шахта № 3» и «Песня о кирпичном заводе» считаются первыми образцами
современной бытовой песни.
Летом
1925 года начала работать в Краснозаводском драматическом театре Харькова. В
1927 году композитор Юлий Мейтус специально для неё написал несколько новых
произведений («Красный мак», «Красная армия», «Гренада»), которые вскоре стали
популярными.
В мае
1928 года состоялся её певческий дебют на сцене Мариинского театра в Ленинграде
на концерте, посвящённом Дню печати.
В
1929—1942 годах — артистка Ленгосэстрады, работала солисткой джаз-оркестра под
управлением Я.Б. Скоморовского.
В октябре
1931 года в Ленинградском мюзик-холле состоялась премьера спектакля «Условно
убитый», где певица сыграла роль Машеньки Фунтиковой. Музыку к этому спектаклю
написал Дмитрий Шостакович, а за дирижёрским пультом стоял Исаак Дунаевский.
Созданный
в январе 1940 года в Ленинграде джаз-оркестр под управлением Клавдии Шульженко
и её мужа Владимира Коралли стал очень популярным и просуществовал до лета 1945
года. Исполнялись песни «О любви не говори», «Голубка» и др.
Начало
Великой Отечественной войны застало певицу на гастролях в Ереване. Она
добровольно вступила в ряды действующей Красной армии. Их с Коралли оркестр
стал Ленинградским фронтовым джаз-ансамблем, с которым певица сотни раз пела
для бойцов Ленинградского фронта.
Её песни
звучали на передовой и в госпиталях. В конце 1941 года в её репертуаре
появилась ставшая впоследствии легендарной песня польского композитора Ежи
Петерсбурского «Синий платочек», обретшая в 1942 году новый текст Михаила
Максимова (в том же году вошла в фильм «Концерт фронту»).
Журналисты
писали, что окончательное творческое кредо Шульженко, её художественная тема и
лирическая героиня сформировались именно в военные годы, поскольку в репертуаре
артистки больше не было «случайных» песен. На самом же деле песни по-прежнему
были разными, просто К.Шульженко научилась делать их «своими».
За время
блокады Ленинграда она дала свыше 500 концертов для солдат. Благодаря исполнению
фронтовых песен «Синий платочек», «Давай закурим» и других Шульженко получила
всесоюзное признание.
На сцене
Ленинградского Дома Красной Армии 12 июля 1942 года состоялся 500-й концерт
певицы и Фронтового джаз-ансамбля. С ним она гастролировала в действующих
войсках на протяжении всей войны.
С 1943
года — в Москве, артистка Всероссийского гастрольно-концертного объединения,
затем Москонцерта. С лета 1945 года певица стала выступать сольно.
Гастролировала за рубежом.
После
войны продолжила свою концертную деятельность. В 1947 году в её репертуаре
появилась ставшая впоследствии широко известной песня «Друзья-однополчане». В
1954 году вышла первая долгоиграющая пластинка певицы. В марте того же года она
снялась в кинофильме режиссёра В.П. Строевой «Весёлые звёзды».
В июле
1956 года познакомилась с кинооператором Георгием Епифановым, который влюбился
в неё ещё в 1940 году, когда случайно купил её первую пластинку. А через
несколько месяцев, попав на её концерт в Ленинграде, понял, что «пропал»
окончательно. Многие годы присылал ей письма, телеграммы и открытки из мест
своих многочисленных командировок, подписываясь «Г.Е.» Впоследствии
выяснилось, что певица, получавшая обильную почту, письма от «Г.Е.» выделяла и
хранила отдельно.
Встретив
его в реальной жизни, она ответила ему взаимностью и стала его фактической
женой. Епифанов был моложе Клавдии Ивановны на 12 с лишним лет, но всегда
говорил, что чувствует себя старше: она кажется ему девочкой, которую нужно
оберегать и защищать. Он бережно собирал письма и телеграммы, которые теперь
уже К.Шульженко посылала ему из своих гастрольных поездок: «Сегодня пела только
для тебя, мой родной, любимый Жорж! Ты вошёл в мою жизнь, когда она потеряла
для меня смысл и интерес. Ты вдохнул в меня жизнь. 21 июля 1956 года, когда мы
встретились, — великий день для меня, день моего второго рождения для любви.
Сколько мне осталось — всё твоё».
Этот
фактический брак распался в 1964 году и возобновился в 1976-м после юбилейного
концерта Клавдии Ивановны в Колонном зале Дома Союзов. Присутствовавший на
концерте Е.Епифанов был потрясён её выступлением и стал инициатором примирения.
В жизни
певица отличалась достаточно прихотливым характером. Она никогда не экономила,
любила дорогую парфюмерию, отдавала предпочтение концертной одежде от известных
модельеров.
Среди её
нарядов от знаменитых кутюрье было и концертное платье от ещё малоизвестного
тогда модельера Вячеслава Зайцева. При этом К.Шульженко никогда не имела
собственного автомобиля. В её московской квартире стоял рояль, который Дмитрий
Шостакович проиграл когда-то Исааку Дунаевскому в преферанс, а певица выкупила
инструмент. В записной книжке — телефоны поликлиники Большого театра и домашний
номер Аркадия Райкина, с которым её связывала крепкая дружба.
К.И.Шульженко
долго болела. Перед смертью впала в кому, которая длилась две недели. Умерла
Клавдия Ивановна 17 июня 1984 года на 79 году жизни. Похоронена в Москве на
Новодевичьем кладбище. По воспоминаниям очевидцев, в день её похорон шёл дождь,
но когда гроб опускали в могилу, вдруг выглянуло солнце. Владимир Коралли умер
через 11 лет, и его похоронили рядом с бывшей женой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий