пятница, 30 августа 2024 г.

Классика джаза. Miles Davis – «Decoy» (1983).


 Джаз-фьюжн

«Decoy» — студийный альбом джазового музыканта Майлза Дэвиса, записанный 30 июня 1983 года в «A&R Studio». Первые три значения перевода названия альбома - приманка, западня или ловушка. В эти явно "охотничьи объятья" вряд ли устремился бы сам Майлс Дэвис, выпустивший альбом с таким названием. А может, всё-таки это охота самого Майлса на блюз или очередной "Code M.D."? "Менялись времена, менялись направления, но любопытно, что сам Дэвис за эти годы менялся мало: эволюционировало лишь направляемое им окружение," – так о Майлсе пишут последние полвека.

Miles Davis – «Decoy» (Official HD Video).

Был снят клип на заглавную композицию "Decoy". Альбом вышел в свет в июне 1984 года. По оценкам cамого популярного тогда журнала "Down Beat", он был признан лучшим альбомом года.

После шестилетнего периода молчания, наступившего в том числе вследствие огромных проблем со здоровьем, связанных и с пулевыми ранениями ("Феррари" Майлса был обстрелян недоброжелателями), и аварией, в которую он угодил в Гарлеме, да и просто его образом жизни, что называется, "на износ", – в 1981 году Майлс вновь заблистал на музыкальном Олимпе. Вышли пять номерных альбомов, начиная с "The Man With The Horn", и среди них один "LIVE" – "We Want Miles 2LP" – все на лейбле "CBS", который он покинул в 1986 году. Но "Decoy" – первая пластинка из этого сибиэсовского списка восьмидесятых, которую взялся продюсировать он сам, расставшись с Тео Масеро, который являлся его продюсером много лет.

"Decoy" записывалась в несколько этапов на разных площадках. Первая сессия состоялась 30 июня 1983 года на "A&R Studio N.Y.С.", и тогда была записана композиция с труднопереводимым сленговым названием "Freaky Deaky" ("freaky" – капризный, странный, чудаковатый, "deaky" – вообще неизвестно что, правда, на тот момент это также был "ник" басиста из "Queen" Джона Дикона, но связать это я не возьмусь), ставшая четвёртой в этом альбоме.

Miles Davis – «Freaky Deaky»

Очередная сессия была записана 7 июля во время "Live at Festival International De Jazz De Montreal" на сцене "Theatre St. Denis". Оттуда в альбом вошли две композиции: "What It Is" и "That's What Happened", ставшие пятым и седьмым треками. Остальные номера записывались на "Plant Studio N.Y.C." 5, 7 и 11 сентября, составив большую половину этого альбома, с вполне переводимыми названиями.

Miles Davis – «What It Is»

Среди новых исполнителей этого периода нельзя не заметить двух молодых музыкантов, ранее уже достаточно известных, но впервые записавшихся на пластинках Дэвиса: это саксофонист Брэнфорд Марсалис, уже работавший с Артом Блэйки, и бас-гитарист – девятнадцатилетний Дэррил Джонс, также известный как «The Munch», которого рекомендовал Дэвису его племянник Винсент Уилберн. Майлса не очень устраивала предложенная Маркусом Миллером вместо себя кандидатура Тома Барни, уже принявшего наравне с Маркусом участие в записях для "Star People" 1983 года. Майлс устроил Дэррилу у себя дома настоящее прослушивание, попросив поиграть сначала на свои фонограммы под магнитофон, а затем сыграть блюз в си-бемоле в разных темпах. Это всё и решило! Кстати, обоих музыкантов можно услышать на первых альбомах Стинга.

Miles Davis – «That's What Happened»

И, конечно, далеко немаловажное место в этой работе занимает гитарист Джон Скофилд, уже отметившийся на "Star People" Дэвиса годом раньше, которого рекомендовал Майлсу саксофонист Билл Эванс (да, тёзка величайшего пианиста, записавшего с Дэвисом эпохальную работу "Kind Of Blue" в 1959-м и не только). Майлс вспоминал: "Теперь с Джоном Скофилдом я стал больше играть блюзы, потому что Майку (Стерну) был ближе рок. Блюзы – конёк Джона, у него к ним прекрасный джазовый подход, и, играя с ним блюзы, я всегда чувствовал себя комфортно". И на этом альбоме, в отличие от других записей этого периода, за исключением "LIVE-1982" с только одним Стерном на гитаре, здесь играет только Джон Скофилд. Может, поэтому "Decoy" представляется самой блюзовой пластинкой Дэвиса эпохи восьмидесятых?

Miles Davis – «Robot 415» (2022 Remaster)

Возвращаясь на сцену в 1981 году, Майлс как-то произнёс, что джаз сегодня – почти как музыка из музея. На эту точку зрения, возможно, повлияло и то, что совсем недавно ушли из жизни его любимцы, и настоящие титаны предыдущей эпохи, Билл Эванс и Чарльз Мингус. Майлс никогда не был сентиментальным парнем, но эти "уходы", по его признаниям, он тяжело переживал, и с определённой долей вероятности можно предположить, что это повлияло на направленность его творческого нерва в данный период, – а может быть, отразилось и в этой пластинке?

Miles Davis – «That's Right»

И в проникновеннейшем блюзе "That's Right" в аранжировке Майлса и великого Гила Эванса, дирижёра, аранжировщика и композитора, и в "Code M.D.", да и в заглавной композиции "Decoy" в аранжировке музыканта нового поколения Роберта Ирвинга-третьего, вновь слышится немногословный, проникновенный и как всегда очень собранный разговор Майлса с нами – как обычно – на трубе.

Miles Davis – «Code M.D.» (2022 Remaster)

Оригинальное издание на виниле отличается от обычного CD в пластмассовой коробке тем, что титульное изображение повёрнуто на 90 градусов по часовой стрелке, и вынимать пластинку не очень привычно, может, и в этом тоже своеобразный "Code M.D."?

Комментариев нет:

Отправить комментарий