«Decoy» —
студийный альбом джазового музыканта Майлза Дэвиса, записанный 30 июня 1983
года в «A&R Studio». Первые три значения перевода названия альбома - приманка,
западня или ловушка. В эти явно "охотничьи объятья" вряд ли
устремился бы сам Майлс Дэвис, выпустивший альбом с таким названием. А может,
всё-таки это охота самого Майлса на блюз или очередной "Code M.D."?
"Менялись времена, менялись направления, но любопытно, что сам Дэвис за
эти годы менялся мало: эволюционировало лишь направляемое им окружение," –
так о Майлсе пишут последние полвека.
Был снят клип на заглавную композицию "Decoy". Альбом вышел в свет в июне 1984 года. По оценкам cамого популярного тогда журнала "Down Beat", он был признан лучшим альбомом года.
После шестилетнего периода молчания, наступившего в том числе вследствие огромных проблем со здоровьем, связанных и с пулевыми ранениями ("Феррари" Майлса был обстрелян недоброжелателями), и аварией, в которую он угодил в Гарлеме, да и просто его образом жизни, что называется, "на износ", – в 1981 году Майлс вновь заблистал на музыкальном Олимпе. Вышли пять номерных альбомов, начиная с "The Man With The Horn", и среди них один "LIVE" – "We Want Miles 2LP" – все на лейбле "CBS", который он покинул в 1986 году. Но "Decoy" – первая пластинка из этого сибиэсовского списка восьмидесятых, которую взялся продюсировать он сам, расставшись с Тео Масеро, который являлся его продюсером много лет.
"Decoy"
записывалась в несколько этапов на разных площадках. Первая сессия состоялась
30 июня 1983 года на "A&R Studio N.Y.С.", и тогда была записана
композиция с труднопереводимым сленговым названием "Freaky Deaky"
("freaky" – капризный, странный, чудаковатый, "deaky" –
вообще неизвестно что, правда, на тот момент это также был "ник"
басиста из "Queen" Джона Дикона, но связать это я не возьмусь),
ставшая четвёртой в этом альбоме.
Очередная
сессия была записана 7 июля во время "Live at Festival International De
Jazz De Montreal" на сцене "Theatre St. Denis". Оттуда в альбом
вошли две композиции: "What It Is" и "That's What
Happened", ставшие пятым и седьмым треками. Остальные номера записывались
на "Plant Studio N.Y.C." 5, 7 и 11 сентября, составив большую
половину этого альбома, с вполне переводимыми названиями.
Среди
новых исполнителей этого периода нельзя не заметить двух молодых музыкантов,
ранее уже достаточно известных, но впервые записавшихся на пластинках Дэвиса:
это саксофонист Брэнфорд Марсалис, уже работавший с Артом Блэйки, и
бас-гитарист – девятнадцатилетний Дэррил Джонс, также известный как «The
Munch», которого рекомендовал Дэвису его племянник Винсент Уилберн. Майлса не
очень устраивала предложенная Маркусом Миллером вместо себя кандидатура Тома
Барни, уже принявшего наравне с Маркусом участие в записях для "Star
People" 1983 года. Майлс устроил Дэррилу у себя дома настоящее
прослушивание, попросив поиграть сначала на свои фонограммы под магнитофон, а
затем сыграть блюз в си-бемоле в разных темпах. Это всё и решило! Кстати, обоих
музыкантов можно услышать на первых альбомах Стинга.
И,
конечно, далеко немаловажное место в этой работе занимает гитарист Джон
Скофилд, уже отметившийся на "Star People" Дэвиса годом раньше,
которого рекомендовал Майлсу саксофонист Билл Эванс (да, тёзка величайшего
пианиста, записавшего с Дэвисом эпохальную работу "Kind Of Blue" в
1959-м и не только). Майлс вспоминал: "Теперь с Джоном Скофилдом я стал
больше играть блюзы, потому что Майку (Стерну) был ближе рок. Блюзы – конёк
Джона, у него к ним прекрасный джазовый подход, и, играя с ним блюзы, я всегда
чувствовал себя комфортно". И на этом альбоме, в отличие от других записей
этого периода, за исключением "LIVE-1982" с только одним Стерном на
гитаре, здесь играет только Джон Скофилд. Может, поэтому "Decoy"
представляется самой блюзовой пластинкой Дэвиса эпохи восьмидесятых?
Возвращаясь
на сцену в 1981 году, Майлс как-то произнёс, что джаз сегодня – почти как
музыка из музея. На эту точку зрения, возможно, повлияло и то, что совсем
недавно ушли из жизни его любимцы, и настоящие титаны предыдущей эпохи, Билл
Эванс и Чарльз Мингус. Майлс никогда не был сентиментальным парнем, но эти
"уходы", по его признаниям, он тяжело переживал, и с определённой
долей вероятности можно предположить, что это повлияло на направленность его
творческого нерва в данный период, – а может быть, отразилось и в этой
пластинке?
И в
проникновеннейшем блюзе "That's Right" в аранжировке Майлса и
великого Гила Эванса, дирижёра, аранжировщика и композитора, и в "Code
M.D.", да и в заглавной композиции "Decoy" в аранжировке
музыканта нового поколения Роберта Ирвинга-третьего, вновь слышится
немногословный, проникновенный и как всегда очень собранный разговор Майлса с
нами – как обычно – на трубе.
Оригинальное
издание на виниле отличается от обычного CD в пластмассовой коробке тем, что
титульное изображение повёрнуто на 90 градусов по часовой стрелке, и вынимать
пластинку не очень привычно, может, и в этом тоже своеобразный "Code
M.D."?
Комментариев нет:
Отправить комментарий