Dimery R. «1001 Albums You Must Hear Before You Die».
«Kind of Blue» (с англ. — «Нечто грустное») — студийный альбом американского джазового музыканта Майлза Дэвиса, записанный во время двух сессий, 2 марта и 22 апреля 1959 года, в нью-йоркской студии Columbia 30th Street Studio и выпущенный 17 августа того же года компанией Columbia Records. В создании пластинки принимали участие музыканты «первого великого» секстета Дэвиса, состоящего из саксофонистов Джона Колтрейна и Джулиана «Кэннонболла» Эддерли, пианиста Билла Эванса (которого на одном из треков сменил Уинтон Келли, басиста Пола Чемберса и барабанщика Джимми Кобба. Отчасти благодаря присоединению Эванса к его ансамблю в 1958 году, Дэвис продолжил модальное экспериментирование, начатое им на своём предыдущем альбоме, «Milestones», выстроив «Kind Of Blue» полностью на концепции модальности (в которой музыкальной основной являются не смены гармоний, а звуковые сочетания внутри лада, так что базовые ходы и импровизация могут быть построены фактически на одном аккорде с небольшими смещениями), тем самым ещё больше дистанцировавшись от своего более раннего джазового стиля — хард-бопа.
Многие
музыкальные критики расценивают «Kind
of Blue» как величайшую джазовую пластинку, шедевр в
дискографии Дэвиса и один из лучших альбомов всех времён. Помимо этого, альбом
считается одной из самых влиятельных записей в истории, благодаря своему
воздействию на последующее развитие джаза, рока и классической музыки. В 2002
году «Kind
of Blue» вошёл в число пятидесяти записей,
отобранных Библиотекой Конгресса с целью включения в Национальный реестр
аудиозаписей, в 2003 году он занял 12-е место в списке «500 величайших альбомов
всех времён» по версии журнала Rolling
Stone. Помимо этого, британский
музыковед Колин Ларкин поставил диск на 14-ю строчку своего списка «1000 лучших
альбомов всех времён».
Хотя
вокруг точных цифр ведутся споры, «Kind
Of Blue» часто называют самой продаваемой джазовой
пластинкой всех времён. В 2019 году он был сертифицирован Американской
ассоциацией звукозаписывающей индустрии как пятикратно «платиновый» альбом с
суммарным тиражом пять миллионов копий. В 1992 году лонгплей был включён в Зал
славы премии «Грэмми».
Предыстория
К концу
1958 года Дэвис собрал один из самых известных и востребованных ансамблей
играющих в жанре хард-боп. Басист Пол Чемберс выступал в группе с самого её
основания — в 1955 году; альт-саксофонист Джулиан «Кэннонболл» Эддерли
присоединился к Дэвису осенью 1957 года, а тенор-саксофонист Джон Колтрейн
вернулся в его ансамбль в начале 1958-го; пианист Билл Эванс заменил Реда
Гарленда в апреле, однако уволился в ноябре — ему на смену пришёл Уинтон Келли;
в свою очередь барабанщик Джимми Кобб был нанят в мае. Сикстет Дэвиса играл
смесь из поп-стандартов и оригинального бибоп-материала таких исполнителей, как
Чарли Паркер, Телониус Монк, Диззи Гиллеспи и Тэд Дамерон. Придерживаясь
джазовых стандартов бибопа, группа Дэвиса импровизировала на смене аккордов в
рамках определённой песни. Тем не менее Дэвис был одним из многих джазовых
музыкантов, недовольных этим стилем, и рассматривал его концепцию сложной смены
аккордов как препятствующую творчеству.
В 1953
году пианист Джордж Рассел опубликовал книгу «Лидийская хроматическая концепция
тональной организации», которая предлагала альтернативу импровизационной
практике, основанной на смене аккордов. Отказавшись от традиционного
взаимодействия мажорных и минорных тональностей, «Лидийская хроматическая концепция»
предлагала идею единства аккордов и гамм и стала первой теорией, исследующей
вертикальные взаимодействие между аккордами и гаммами, а также единственной
оригинальной теорией, пришедшей из джаза. Эти идеи помогли проложить путь к «модальному»
подходу в джазе. Под влиянием концепции Рассела Дэвис записал свою первую
модальную композицию, выпущенную в качестве заглавным трека на его альбоме «Milestones» (1958). Удовлетворённый
результатами, трубач подготовил целый альбом, основанный на идеях модальности.
Пианист Эванс, который обучался у Рассела и на тот момент ушёл из ансамбля
Дэвиса, чтобы возобновить сольную карьеру, был приглашён обратно —
поучаствовать в новом студийном проекте трубача, который в итоге и стал
альбомом «Kind
of Blue».
Запись
«Должно
быть, эта [музыка] была записана на небесах».
Барабанщик
Джимми Кобб
«Kind of Blue» был записан на трёхдорожечную магнитную
ленту во время двух сессий в нью-йоркской студии «30th Street Studio», принадлежащей лейблу «Columbia Records». 2 марта 1959 года были
записаны композиции «So
What», «Freeloader Freddie» и «Blue in Green», расположившиеся на первой стороне альбома,
а 22 апреля — композиции «All
Blues» и «Flamenco Sketches», занявшие его вторую сторону.
По своему
обыкновению Дэвис практически не требовал репетиций, и музыканты не имели ни
малейшего представления о том, что им предстоит играть. В аннотациях пианиста
Билла Эванса к оригинальной пластинке отмечалось, что Дэвис показал группе лишь
наброски гамм и мелодических линий, от которых им нужно было отталкиваться во
время импровизаций. Как только музыканты собрались в студии, Дэвис дал каждому
из них краткие инструкции, а затем приступил к записи секстета. Впоследствии
трубач вспоминал: «Я не писал никакой музыки для «Kind of Blue», а принёс только наброски тем для
музыкантов, потому что хотел, чтобы исполнение было максимально спонтанным».
Несмотря на отсутствие каких-либо свидетельств (в виде записей), Кобб
утверждал, что «мы играли «So
What» один или два раза на
концертах», то же самое сам Дэвис говорил про композицию «All Blues».
Хотя при
столь незначительной подготовке результаты получились впечатляющими, существует
устойчивая легенда, что весь альбом был записан с одного дубля, но это не соответствует
действительности. Только композиция «Flamenco
Sketches» была записана от начала
до конца с первого раза. Этот непрерывный дубль, а не мастер-трек, был выпущен
в 1997 году в качестве бонусного альтернативного дубля. Тем не менее все пять
мастер-треков, выпущенных на оригинальном альбоме, представляют собой первое
полное исполнение каждого номера; для финала «Freeddie Freeloader» была записана отдельная
вставка, однако она не использовалась ни в оригинальном альбоме, ни в других
релизах до его переиздания 1997 года.
Пианист
Уинтон Келли был не в восторге от участия в записи сменившего его Билла Эванса,
который занял своё прежнее место за роялем. Возможно, чтобы как-то загладить
положение и успокоить своего текущего пианиста, Дэвис попросил его сыграть
вместо Эванса на самом блюзовом номере альбома «Freddie Freeloader» несмотря на то, что в таком
составе группа уже была задокументирована на концертном альбоме Miles Davis at Newport 1958 года. Запись,
сделанная на Ньюпортском джазовом фестивале, отражает прежнюю присущую Дэвису
концепцию хард-бопа, так как на тот момент Эванс находился в его группе всего
шесть недель, а не будущий модальный подход «Kind Of Blue».
Продюсирование
и название
Альбом
был спродюсирован штатным продюсером «Columbia
Records» Ирвингом Таунсендом.
Однако на протяжении многих лет в этом вопросе существовала путаница, и в
качестве продюсера, частично или полностью, указывался будущий продюсер Дэвиса
— Тео Масеро. По словам историка джаза Эрика Нисенсона: «В случае с «Kind Of Blue» фигурировало два продюсера: Тео Масеро и
Ирвинг Таунсенд. Однако роль Масеро сводилась к явно ученической и
наблюдательной». Нисенсон также назвал эту запись первым опытом Масеро «плюсов
и минусов работы с Майлзом». По воспоминаниям самого Масеро, его участие в
студийном процессе включало в себя «укомплектовывание всех вместе, чтобы между
музыкантами имелась физическая близость, а не как сейчас, когда исполнители
разбросаны по всей студии». В свою очередь, одной из идей Таунсенда было начать
альбом спокойной мелодией и закончить его таким же образом: запись открывает
«блуждающее вступление» «So
What», а закрывает постепенно
затихающая «Flameтco Skethes». По мнению редакции журнала «High Fidelity», «хотя роль Масеро в «Kind Of Blue» остаётся спорной», запись была «сделана под
его эгидой». Тем не менее именно голос Таунсенда слышен на студийных плёнках, и
именно он стал продюсером Дэвиса после ухода прежних — Джорджа Авакяна и Кэла
Лэмпли. В свою очередь, Масеро не взаимодействовал с Дэвисом до тех пор, пока
Таунсенд не взял на себя функции штатного продюсера Columbia Records всего западного побережья США,
после чего занял его место. Первой совместной работой Масеро и Дэвиса стала
следующая пластинка музыканта.
На
оригинальной пластинки не уточнялся продюсер записи. Первым изданием, где
присутствовала эта информация был компакт-диск 1987 года, в котором фигурировал
только Масеро. Однако это было сделано по ошибке; Масеро продюсировал только
это переиздание, а не оригинальные альбомные сессии. В переиздании 1997 года на
мини-диске в качестве продюсеров были указаны и Таунсенд и Масеро, однако на
последующих релизах 1997, 1999, 2004, 2008 и 2015 годов содержалась корректная
информация, и в этой должности фигурировал только Таунсенд.
Майлз
Дэвис не очень заботился о названиях для своих альбомов. Так, названия для его
первых двух пластинок, выпущенных на лейбле «Columbia», предложил Джордж Авакян. До «Kind of Blue» названия большинства долгоиграющих записей
музыканта отражали их концепцию, как, например, «Miles Davis and the Modern Jazz Giants» или совпадали с названием центральной
композиции альбома, как «Milestones».
Типичная для Дэвиса фраза «Kind
of Blue» имела двойной смысл, как и названия
некоторых его пластинок или мелодий, в частности Miles Ahead. Музыка альбома, как в случае с «All Blues» и «Freddie Freeloader», структурно основывалась на
блюзовой форме, в свою очередь другие композиции пластинки создавали неясное и
в то же время проникновенное меланхолическое чувство — «нечто грустное» (англ.
«kind of blue»). Также музыкант был совершенно равнодушен
к названиям музыкальных пьес, так «Freddie
Freeloader» было
предложено одной из его многочисленных подружек.
Музыкальное
содержание
«So What» - наиболее
известная композиция альбома. Для многих меломанов название этой пьесы и
пластинки стали тождественными — её часто называют «Kind of Blue». Формально построенная на основе просто
набора гамм, она звучит как чистая импровизация. Впоследствии «So What» сыграла большую роль в развитие
музыкального стиля фанк.
Помощь по
воспроизведению
«Kind Of Blue» полностью основан на принципах модальности,
контрастирующими с более ранним стилем Дэвиса — хард-бопом, концепция которого
базировалась на сложных аккордовых прогрессиях и импровизации. Весь альбом
представляет собой серию модальных зарисовок, причём каждому исполнителю
давался собственный набор гамм, охватывающих критерии их импровизаций в рамках
отведённого стиля. Подобный рабочий процесс контрастировал с классическим
подходом предоставления музыкантам перед записью полной партитуры или, как в
случае с импровизационным джазом, последовательности аккордов или серий
музыкальных гармоний.
Модальный
принцип этого альбома не был уникальным ни в творчестве Дэвиса, ни в самом
джазе. Так, музыкант ранее использовал тот же метод во время записи своих
предыдущих пластинок — «Milestones», «The 58 Sessions» и «Porgy and Bess» (1958), на которых он использовал модальные
влияния для композиций т. н. третьего течения, сочинённых в соавторстве с Гилом
Эвансом. Модальная композиция, с её опорой на гаммы и лады, представляла собой,
как выражался Дэвис, «возвращение к самой мелодии». В 1958 году в интервью Нэту
Хентоффу из журнала «The
Jazz Review» музыкант подробно остановился на этой форме
композиции и её отличиях от аккордовой прогрессии, преобладающей в бибопе,
заявив:
«Отсутствие
заданной схемы аккордов дает больше свободы и пространства для импровизации.
Когда ты играешь таким способом, можно импровизировать беспрестанно. Не нужно
заботиться о сменах гармоний, и ты можешь варьировать мелодическую линию. Ты
получаешь возможность продемонстрировать свою изобретательность в мелодическом
отношении. Когда же импровизация основана на смене гармоний, ты знаешь, что к
концу 32 тактов все гармонии исчерпаны, и ничего не остаётся делать, как
повторить то, что ты только что играл (с некоторыми вариациями). Я думаю, что
сейчас в джазе происходит отход от использования обычного набора гармоний …
количества аккордов будет меньше, но при этом открываются неограниченные возможности
для манипуляций с ними».
В
аннотациях к оригинальной пластинке Эванс отмечал, что: «Майлз создал наброски
будущих композиций всего лишь за несколько часов до самой записи». Также в
своём очерке пианист остановился на ладовых особенностях каждой композиции в
отдельности. Так, «So
What» базировалась на двух
ладах: шестнадцать тактов в первом, затем восемь тактов во втором, после чего
следовали восемь тактов в первом. «Freddie
Freeloader»
представляла собой стандартную блюзовую форму из двенадцати тактов. «Blue in Green» состояла из десятитактного цикла после
короткого четырёхтактового вступления. «All Blues» также представляла собой двенадцатитактовую
блюзовую форму в размере 6/8. В свою очередь, «Flamenco Sketches» состояла из пяти гамм, каждая
из которых исполнялась «до тех пор, пока солист считал это нужным, пока он не
заканчивал свою серию [музыкальных гармоний]».
«Впервые
Майлз записал альбом, который в основном состоял из его композиций. Утром в
день записи я зашел к нему домой. Я набросал ноты композиции «Blue in Green», которую я сочинил, и указал смены гармоний
при её исполнении для музыкантов. Пьесу «Flamenco Sketches» мы с Майлзом сочинили вместе».
Пианист
Билл Эванс
В
аннотациях к альбому Дэвис указан как автор всех композиций, однако многие
музыковеды и поклонники джаза считают, что Билл Эванс, частично или полностью,
написал композиции «Blue
in Green» и «Flamenco Sketches». Дэвис был записан как соавтор
Эванса во время записи «Blue
in Green» для его сольного альбома «Portrait in Jazz», и правопреемники Дэвиса признали авторство
Эванса в 2002 году. Практика присвоения лидером группы авторства песни,
написанной сайдменом, часто встречалась в джазовой среде. Например, легендарный
саксофонист Чарли Паркер приписал себе авторство мелодии «Donna Lee», написанную Дэвисом, когда тот работал в
квинтете Паркера в конце 1940-х. Впоследствии эта композиция стала популярным
джазовым стандартом. Другой пример — вступление к «So What», чьё авторство приписывается Гилу Эвансу,
которое базируется непосредственно на вступительных тактах «Voiles» (1910 года) французского композитора Клода
Дебюсси, второй прелюдии из его первого сборника прелюдий.
Отзывы
критиков
С момента
своего релиза, 17 августа 1959 года, «Kind
Of Blue» расценивается критиками как величайшая
запись Дэвиса. Лонгплей также считается самым известным альбомом музыканта и
самой продаваемой джазовой пластинкой всех времён, несмотря на то, что более
поздние мнения приписывают это достижение первому «золотому» диску Дэвиса — «Bitches Brew» (1970). Музыкальный публицист Крис Моррис
характеризовал «Kind
Of Blue» как «дистилляцию мастерства Дэвиса». «Kind Of Blue» был признан одним из самых влиятельных
альбомов в истории джаза. Один из рецензентов назвал его «определяющим моментом
музыки двадцатого века». Некоторые песни пластинки стали джазовыми стандартами.
«Kind Of Blue» неизменно входит в число величайших
альбомов всех времён. В своём обзоре пластинки старший редактор AllMusic Стивен Томас Эрлевайн заявил:
«„Kind Of Blue“ — это не просто жемчужина в творчестве
Майлза Дэвиса, это альбом, который возвышается над своими одногодками,
пластинка, которая считается определяющей джазовой записью, общепризнанным
эталоном совершенства. Почему „Kind
Of Blue“ обладает таким ореолом загадочности?
Возможно, потому, что эта музыка никогда не выставляет напоказ свою гениальность.
… Это вершина модального джаза — тональность и соло строятся из общего ключа, а
не с помощью смены аккордов, придавая музыке тонко меняющееся оттенки. … Можно
с большой натяжкой сказать, что если вам не нравится „Kind Of Blue“, то вы не любите джаз — но трудно
представить его чем-то иным, кроме краеугольного камня любой джазовой коллекции».
В 1958
году приход Орнетта Коулмана на мировой джазовый олимп, после его регулярных
выступлений в клубе «Five
Spot Café», закреплённый выпуском пластинки «The Shape of Jazz to Come» годом позже, приглушил первоначальную
шумиху вокруг «Kind
Of Blue» и влияние этого диска на других музыкантов
— это стечение обстоятельств сильно раздражало Дэвиса. Хотя Дэвис, как и
Коулман, предлагал альтернативу жестким рамкам бибопа, он так и не примирился с
коулмановскими идеями фри-джаза, хотя впоследствии он всё же включил
музыкантов, разделяющих этот подход, в свой знаменитый квинтет середины 1960-х,
и предложил своё собственное видение «свободного» стиля игры с его джаз-фьюжн-экспериментами
в 1970-х. С годами влияние «Kind
Of Blue» лишь нарастало, и все сайдмены, участвующие
в записи альбома, впоследствии добились сольного успеха. Эванс сформировал,
ставшее крайне влиятельным, собственное джазовое трио, вместе с басистом
Скоттом Лафаро и барабанщиком Полом Мотианом; «Кэннонболл» Эддерли солировал в
ряде популярных джазовых бэндов вместе со своим братом Нэтом; Келли, Чемберс и
Кобб продолжали гастролировать, записываясь в качестве трио, а также, среди
прочих, аккомпанировали Колтрейну и Уэсу Монтгомери; в свою очередь, Колтрейн
стал одним из самых почитаемых и новаторских джазовых музыкантов в истории.
Впоследствии он даже больше, чем Дэвис, использовал модальный подход в своём
творчестве и придерживался его принципов внутри собственного ансамбля на
протяжении 1960-х, постепенно смещаясь к идеям Коулмена по мере продвижения
десятилетия.
По данным
портала Acclaimed
Music, «Kind Of Blue» занимает 49-е место среди самых
высокооценённых критиками записей всех времён. В 1994 году альбом был поставлен
на 1-е место в списке «100 лучших джазовых альбомов» музыковеда Колина Ларкина,
который назвал его «величайшим джазовым альбомом в мире». Также лонгплей
фигурирует в аналогичных рейтингах «лучших альбомов» разных жанров. В 2002 году
«Kind Of Blue» стал одной из пятидесяти записей,
выбираемых ежегодно Библиотекой Конгресса для включения в Национальный реестр
записей. Годом позже он занял 12-е место в списке журнала Rolling Stone «500 величайших альбомов всех времен»,
сохранив свою позицию в пересмотренном списке 2012 года, однако опустившись на
31-е место в обновлённом рейтинге 2020-го, в аннотации журнала отмечалось:
«Этот живописный шедевр является одним из самых важных, влиятельных и
популярных альбомы в джазе». Помимо этого, пластинка отметилась на 79-й строчке
аналогичного рейтинга журнала NME. В 2006
году она заняла 12-место в списке газеты The Guardian «50 альбомов изменивших музыку»,
в статье подчёркивалось, что эта запись «сделала модальный джаз частью
[музыкального] лексикона». В 2010 году альбом был включён в список журнала Time «100 величайших альбомов всех времён».
Музыкальный критик Пьеро Скаруффи поставил «Kind of Blue» на 37-е место своего личного списка «100
лучших джазовых альбомов всех времён», в свою очередь американский еженедельник
The New Yorker включил его в список «100 основополагающих
альбомов джаза». Альбом фигурирует в рейтинге «5 лучших джазовых альбомов всех
времён» портала Jazz
Observer, который назвал его
«поворотным моментом в истории жанра». Кроме того, лонгплей отметился в
глобальном рейтинге Ларкина «1000 лучших альбомов всех времён», где занял 14-ю
строчку. 16 декабря 2009 года Палата представителей США приняла резолюцию,
посвящённую 50-летию «Kind
Of Blue» и «подтверждающую джаз как национальное
достояние». Помимо этого альбом был включён в культовый музыкальный альманах
«Тысяча и один музыкальный альбом, который стоит прослушать, прежде чем вы
умрёте» где в кратком эссе, посвящённом значимости записи, журналист Сет
Джейкобсон отметил:
«Иногда
активная реклама бывает излишне навязчивой. Стандартные эпитеты, такие как
„классический“, „ошеломляющий“ и „эпохальный“, мало кого будоражат, за их
туманностью теряется ценность оригинального материала. К счастью, „Kind of Blue“ не перегружен подобными общими фразами, несмотря
на то, что это жанрообразующий момент в музыке XX столетия, целая эпоха».
Влияние
«В музыке
„Kind of Blue“ сведены воедино почти все этапы в развитии
джаза, которые предшествовали записи этого альбома. На пластинке тонко
представлены элементы ладового джаза, особенно в композиции „Flamenco Sketches“. Третье течение представлено
импрессионистском вступлении в „So
What“. Стиль кул — в соло
Майлза, бибоп — в соло Кэннонболла. Свинг слышен в игре в унисон духовых
инструментов и в мягком ритмическом драйве композиции „All Blues“, которую удивительно часто аранжи́руют для
больших оркестров. А первоисточники джаза — блюз и баллада представлены
композициями „Freddie
Freeloader“ и „Blue in Green“».
Музыковед
Эшли Кан
Влияние
альбома распространилось за пределы джазовой сцены, повлияв на исполнителей
таких жанров, как рок и классическая музыка — впоследствии он признавался
критиками как один из самых влиятельных альбомов в целом. Многие рок-музыканты
1960-х, увлекающиеся импровизациями, ссылались на «Kind Of Blue» в качестве источника вдохновения, наряду с
другими альбомами Дэвиса, а также модальными записями Колтрейна — «My Favorite Things» (1961) и «A Love Supreme» (1965). Так, гитарист Дуэйн
Оллмэн из группы «The
Allman Brothers Band» говорил, что его соло в таких композициях,
как «In Memory of Elizabeth Reed», берёт свои истоки из музыки Дэвиса и
Колтрейна, особо подчёркивая роль «Kind
Of Blue». «Я слушал эту пластинку так много раз, что
за последние пару лет не слушал практически ничего другого» — заявлял гитарист.
Клавишник «Pink
Floyd» Ричард Райт признавался,
что аккордовые прогрессии альбома повлияли на структуру вступления песни «Breathe» из альбома «The Dark Side Of The Moon» (1973). В своей книге «Kind Of Blue: The
Making Of A Miles Davis Masterpiece» писатель Эшли Кан отмечал: «Все
ещё признаваемый вершиной моды, спустя четыре десятилетия после своей записи, „Kind Of Blue“ является главным альбомом своей эпохи, в
джазе или ином жанре. Его воздушное фортепианное вступление знакомо многим
меломанам во всём мире». В свою очередь, продюсер Куинси Джонс, один из давних
друзей Дэвиса, говорил: «Эта музыка всегда будет со мной, приятель. Я слушаю „Kind of Blue“ каждый божий день — это как стакан
апельсинового сока по утрам. Альбом звучит так, как будто вчера написан».
Пианист Чик Кориа, один из сайдменов Дэвиса, также был поражен величием
пластинки, впоследствии заявив: «Одно дело просто сыграть мелодию или даже
целую музыкальную программу, но совершенно иное практически создать новый
музыкальный язык — что и сделано на „Kind
of Blue“».
Гэри
Бёртон, композитор и преподаватель музыкального колледжа Беркли, отмечал
последовательную инновацию, присущую на протяжении всего альбома, подчёркивая:
«Не только одна композиция, а весь альбом — это открытие в джазе. Когда
появляются новые джазовые направления, первые попытки играть в новом стиле
обычно бывают неуверенными. Так было с ранними пластинками Чарли Паркера. Но
секстет, играющий на альбоме „Kind
of Blue“, уверенно исполняет все композиции». Наряду
с «Time Out» (1959) квартета Дейва Брубека и Giant Steps (1960) Колтрейна, «Kind Of Blue» часто рекомендуется музыкальными
публицистами в качестве вводного альбома в джазовую музыку, по схожим причинам:
эти пластинки очень мелодичны, а расслабленный характер композиций делает
восприятие импровизаций лёгкой для слушателя, при этом не жертвуя артистизмом
или экспериментаторством. По случаю релиза коллекционного издания альбома,
приуроченного к 50-му юбилею записи, обозреватель портала All About Jazz заявил: «„Kind of Blue“ ознаменовал появление революционной новой
американской музыки, пост-бибопского модального джаза, структурированного
вокруг простых гамм и мелодической импровизации. Трубач, руководитель и
композитор Майлз Дэвис собрал секстет легендарных исполнителей, чтобы создать
возвышенный атмосферный шедевр. Спустя пятьдесят лет после своего выхода „Kind Of Blue“ продолжает переносить слушателей в
собственное царство, вдохновляя музыкантов создавать новые течения — от
акустического джаза до постмодернистского эмбиента — в каждом жанре, который только
можно себе представить». Позже в одном из интервью популярный
хип-хоп-исполнитель Q-Tip, обсуждая значение «Kind Of Blue» для мировой музыки, подчеркнул
непререкаемую репутацию и влияние этого альбома, заявив: «Это как Библия — она
одна в своём роде». В 2014 году ансамбль под названием «Mostly Other People Do the Killing» записал альбом «Blue», на котором воспроизвел все партии «Kind of Blue» нота в ноту, тем самым, по мнению критиков,
«сделав нечто, по сути противоречащее самому духу джаза».
В конце
1950-х и в начале 1960-х участвующие в записи музыканты сотрудничали в
нескольких совместных проектах. Дэвис отметился на альбоме Эддерли «Somethin’ Else» (1958) в качестве сайдмена, что делал
крайне редко после 1953 года, а Эванс поучаствовал в записи ещё одного альбома
Кэннонболла — «Know
What I Mean?» (1961). Келли и Чемберс поддерживали Хэнка
Мобли на его пластинке «Soul
Station» (1960 году), в свою
очередь вместе с Эвансом Чемберс принял участие в записи лонгплея «The Blues and the Abstract Truth» Оливера Нельсона. Ритм-секция в виде Келли,
Чемберса и Кобба сыграла на сольной пластинке Колтрейна «Coltrane Jazz» (1961), а также одной из композиций его
альбома «Giant
Steps» (1960), в записи
которого Чемберс участвовал в качестве основного контрабасиста. Кроме того, это трио помогло Дэвису с записью пластинки «Someday My Prince Will Come» (1961)
и концертных альбомов «In Person Friday and Saturday Nights
at the Blackhawk, Complete» (1961) и «Miles Davis at Carnegie Hall» (1962).
Отношение
Дэвиса к альбому в ретроспективе
На закате
своих лет, начиная с «электрического» периода, Дэвис неоднократно пренебрегал
своими ранними работами, такими как «Birth
of the Cool» и «Kind of Blue». По мнению музыканта, оставаться статичным
в плане стилистического развития своего творчества было бы неправильным
вариантом, о чём он в 1986 году подчеркнул в интервью Бену Сидрану:
«„So What“ или „Kind of Blue“ — эти вещи уже там. Они были созданы в ту
эпоху, в нужное время, в нужный день, и они случились. Всё закончилась, музыка
записана на пластинку … Я не хочу, чтобы я вам нравился из-за „Kind of Blue“. Знаете, любите меня за то, что мы делаем
сейчас. … То, что я играл с Кэннонболлом и Биллом Эвансом — все эти разные
тональности и смены аккордов … мы были тогда полны энергии, нам это нравилось.
Но у меня нет больше желания играть это. Другие музыканты всё ещё играют так,
но в этом больше нет той искры. Это — как вновь подогретая индейка».
Когда в
1990 году певица Ширли Хорн настаивала на том, чтобы Дэвис переосмыслил
исполнение своих баллад и модальных мелодий периода «Kind of Blue», трубач лишь отмахнулся: «Нет, от этого у
меня болит губа».
История
релиза
Первоначально
«Kind of Blue» был выпущен на 12-дюймовом виниле, как в
стерео, так и в моно вариантах, впоследствии выходило ещё несколько переизданий
альбома на грампластинках. В некоторых изданиях лейблы меняли порядок
композиций «All
Blues» и «Flamenco Sketches» на второй стороне. С появление
формата компакт-дисков альбом неоднократно ремастировался, в том числе в 1982
году фирмами CBS/Sony Japan (каталожный номер 35DP 62), а также в рамках серии «Columbia Jazz Masterpiece» (1986). В 1992 году был выпущен
ремастер, отличие и важность которого заключалось в том, что на нём была
скорректирована первоначальная скорость заводской записи первой стороны (на CD), что привело к несбалансированности и,
соответственно, потере в ценности предыдущих релизов. В переиздании 1997 года
был добавлен альтернативный дубль «Flamenco
Sketches». В 2005 году состоялся
релиз альбома в формате DualDisc, который
включал оригинальную запись, цифровую ремастеринговую версию в формате 5.1 Surround Sound и LPCM
Stereo, и 25-минутный
документальный фильм, «Made
in Heaven», о создании и влиянии «Kind of Blue» на музыкальную индустрию. 30 сентября 2008
лейблами Columbia и Legacy был выпущен бокс-сет на двух CD под названием «50th Anniversary Collector’s Edition». Также альбом переиздавался в
формате коллекционного 24-каратного позолоченного компакт-диска.
Альбом
был выпущен в других аудиоформатах, которые, в нынешнее время, доступны только
на различных интернет-аукционах.
Менее чем
через год после издания оригинальной записи состоялся релиз двухдорожечной
катушечной версии альбома (выпускалась только в США), обозначенным как Columbia GCB 60, из которой были убраны композиции «Freddie Freeloader» и «Flamenco Sketches», чтобы снизить её стоимость. Её
выпуск был прекращен в районе июля 1961 года, после релиза следующего альбома
Дэвиса, Sketches
of Spain, в том же формате — урезанном до четырёх
композиций. В звуковом отношении он, по словам очевидцев, был лучше, чем
четырёхдорожечный аналог, который сменил в продаже. Слух о том, что
двухдорожечная версия была единственной, которая была выпущена с правильной
скоростью треков первой стороны альбома (после оригинальной записи), является
ложным. Скорость на ней была не правильной.
Четырёхдорожечная
катушечная версия (выпускалась только в США), обозначенная как Columbia CQ 379, содержала пять композиций. Этот релиз
заменил двухдорожечную версию и оставался в каталоге «Columbia» в течение нескольких лет.
Некоторые треки этого издания фигурировали на других катушечных версиях
альбома, выпущенных в настоящее время, а также во время или после
первоначального выпуска альбома, а также на сборных релизах разных
исполнителей. Ни на одном из этих изданий не была скорректирована правильная
скоростью. Впоследствии композиция «All
Blues», с этой катушечной
версии, фигурировала в компиляции «The
Greatest Hits».
Сетевое
вещание вооруженных сил США выпускало 16-дюймовые транскрипционные диски. Они
представляли собой монофонические варианты и содержали ошибку — композиция на
стороне P-6925
обозначенная как «Flamenco
Sketches» на самом деле была «All Blues». Все копии были выпущены с неправильной
скоростью.
Комания «Philips» выпускала версии оригинального
альбома на аудиокассетах, после чего выходили цифровые ремастеры из серии «Jazz Masterpieces» (каталожный номер CJT 40579) и 1987 «Jazz Masterpiece» фирмы «Columbia». Все выпущенные копии также
имели расхождения по скорости первой стороны.
Помимо
этого, Columbia
выпускала версию в формате MiniDisc (на
территории США под номером CM 40579),
не относящуюся к серии Jazz
Masterpieces. К концу
1990-х её выпуск прекратился. Ни одна из копий не имела правильную скорость.
Miles Davis – «Kind Of Blue» (1959).
1. So What
2. Freddie Freeloader
3. Blue In Green
4. All Blues
5. Flamenco Sketches
6. Flamenco Sketches (alternate take)
Cannonball Adderley - Sax (Alto)
Paul Chambers - Bass, Double Bass
Jimmy Cobb - Drums
John Coltrane - Sax (Tenor)
Miles Davis - Leader, Trumpet
Bill Evans - Piano
Wynton Kelly - Piano
«Kind of Blue» - это не просто художественная изюминка
Майлза Дэвиса, это альбом, который возвышается над своими сверстниками,
пластинка, которую обычно считают окончательным джазовым альбомом,
общепризнанным стандартом качества. Почему «Kind of Blue» обладает такой загадочностью? Возможно,
потому, что эта музыка никогда не афиширует свою гениальность. Он манит
слушателей медленной, роскошной басовой линией и нежными фортепианными
аккордами «So What». С этого момента запись никогда
по-настоящему не меняет темп - каждая мелодия вызывает такое же расслабленное
ощущение, поскольку музыка течет легко. И все же «Kind of Blue» - это больше, чем просто альбом. Это вершина
модального джаза - тональность и соло строятся из общей тональности, а не из
смены аккордов, что придает музыке тонко меняющееся качество. Все это объясняет,
почему бывалые поклонники джаза возвращаются к этой пластинке даже после того,
как выучили все нюансы. Они возвращаются, потому что это исключительная группа
- Майлз, Колтрейн, Билл Эванс, «Cannonball» Эддерли,
Пол Чемберс, Джимми Кобб - одна из величайших в истории, играющая на пике
своего могущества. Как сказал Эванс в оригинальных примечаниях к пластинке,
группа не играла ни одной из этих пьес до записи. Дэвис изложил темы перед тем,
как пошла лента, а затем группа импровизировала. Конечные результаты были
чудесными и по-прежнему полны энергии. «Kind of Blue» можно использовать с разными целями. Его
можно проигрывать как фоновую музыку, но он вознаграждает и при внимательном
прослушивании. Это продвинутая музыка, доставляющая необычайное удовольствие.
Сказать, что если вам не нравится «Kind
of Blue», то вы не любите джаз, будет натяжкой, но
трудно представить себе этот альбом иначе, как краеугольным камнем любой
джазовой коллекции.
---Stephen Thomas Erlewine, Rovi
download (mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий