Второй
студийный альбом группы «Зоопарк», вышедший в сентябре 1984 года. В 1988 году
фирма «Мелодия» выпустила урезанный вариант (без двух песен) на виниловой
пластинке, которая стала одной из лучших русскоязычных пластинок, выпущенных в
нашей стране.
Альбом был записан летом 1984 года. Из классического состава группы, помимо Майка, в записи участвует лишь Александр Храбунов. Барабанщик Андрей Данилов к тому времени окончил институт и уехал по распределению к себе на родину, в Петрозаводск, а басист Илья Куликов получил срок за анашу. Выручили Майка барабанщик «Секрета» Алексей Мурашов и музыканты «Аквариума» Евгений Губерман, Александр Титов и Михаил Файнштейн. Запись происходила на студии у Андрея Тропилло, где в то время писались «Аквариум», «Кино» и другие.
Рецензия
на альбом «Белая полоса». Студия «АНТРОП». («Рокси» N8, январь 1985).
Там можно
услышать и боль, и сочувствие, и злую сатиру, но главное - все это правда,
правда о нас самих, а мы ведь частенько, ой как не ангелы. Что удивительно,
ругань в адрес Майка исходит от тех людей, что восхищаются реализмом Ремарка,
болью Пушкина, иронией Воннегута или лексиконом Гашека. Одним словом, это жлобы
с пренебрежением к содержанию и любовью к престижным ценностям. Положение «Зоо»
можно сравнить в некотором отношении со статусом «Роллинг Стоунс» в 60-х годах.
Дети любят, а отцы нет.
Если
говорить о стиле, в котором играет «Зоопарк», то наиболее удачно будет
определить его термином «новый ритм-энд-блюз». «Белая полоса» целиком выдержана
в этом духе, за исключением баллады «Ночной гость».
Начинается
альбом коммерческим хитом «Буги-вуги». Шура там играет довольно смешной рифф на
гитаре через дисторшн. Правда, открывать данный альбом коммерческим номером мне
кажется не совсем целесообразным, ибо дальше речь идет о довольно серьезных
вещах.
«Бедность»
- куда уж серьезнее, с блестящей строчкой «Дайте мне денег не в долг, а просто
так!» Все обычно ухмыляются при этом, а я вам хочу сказать, что во времена
былые такое вполне было принято. При этой ухмылке большинство опускает глаза,
потому что в голову назойливо лезет вопрос: «А ты бы дал? Просто так?». Вот
только рифф из «Сатисфэкшн», он же из «Вишиос» Лу Рида… Все-таки вещи совсем уж
известные.
«Белая
полоса» - да, это заглавная песня. Действительно, вот такая ситуация,
тридцатник на носу, самая настоящая середина дороги, только движение
происходит, если вы обратили внимание, не вдоль, а поперек дороги.
«Песня
простого человека» - посмотрите вокруг! Производят единицы, а потребляют
тысячи. В этом нет ничего плохого: внимательное прикосновение к психологии
потребителя, но без каких-либо требований к нему. Опять же заметно, что Майк с
энтузиазмом изучает творчество Боба Дилана.
«Отель
под названием «Брак» - моя любимая вещь с альбома. Я что-то не припомню, чтобы
наши славные рокеры брались за разработку семейной темы. А «Отель» написан с
иронией к себе и к ситуации, причем ирония эта сочетается с мягкостью.
Иногда
Майка называют мужским шовинистом. Может быть, на словах это и так, а на деле,
то есть в своем творчестве, он обнаруживает понимание женщин и явное
сострадание к ним. «В этот день» - пример этому. Очень симпатичная
кантри-мелодия, а Шурино гитарное соло одно из самых душевных.
«Гопники»
- это шедевр. Так и видишь эти тупые гнусные хари с тусклым взглядом и
дремлющей злобой. Здесь уже не ирония и не сатира, здесь настоящая, полноценная
ненависть. Ничего общего с персонажем «Простого человека».
«Хождения»,
очевидно, навеяны разговорами типа «хорошо ли знакомиться по брачным
объявлениям?». Ничего бы без «Хождений» альбом не потерял.
«Вперед,
Боддисатва» - самая заводная вещь альбома, была написана после сытного обеда в
чебуречной. По сравнению с ней создается впечатление, что половину материала
Майк писал с голодухи. Шура выпилил здесь блестящее соло на гитаре в стиле
Элвина Ли. Голос специально сдвинут немного назад, чтобы создать концертное
звучание, правда, в первом куплете с этим немного перестарались. Была еще одна
версия, где Шурина гитара забивала все остальное напрочь, и Александр требовал
включить в альбом именно тот вариант. Он топал ногами и кричал: «Я под этим не
подпишусь!» Насилу уломали. Все, конечно, радуются строчке про такси, но не
менее забавна фигура «друга», с упорством маньяка, задвигающего свои заумные
телеги.
«Ночной
гость» - баллада, которая еще и хорошо спета. Тема зеркала, кстати, не впервые
появляется у Майка. От «Гостя» веет такой же грустью, как в лучших вещах с
«LV».
«Страх»
аранжировка Евгения Губермана. По рассказам, он явился в студию и стал стучать
поперек, чем сначала всех испугал, потом удивил, а затем врубил, что так и
надо. Так и сделали.
В «Детке»
задействовано пять гитар - бас, ритм, два перекликающихся соло, их играют
Васильев и Шура, и основное соло Майка.
Вследствие
однородности стиля этот альбом вполне поддается сравнению с предыдущим.
«Уездный город» произвел большее впечатление. По этому поводу хорошо сказал
Тропилло: «На «Уездном городе» присутствует озарение свыше, а здесь его нет».
Есть и другие причины, более материальные: на том альбоме играл ансамбль, где
ритм-секция, может быть, была и слабее в музыкальном отношении, зато имелось
наличие группового сознания. А на «Белой полосе» это все-таки Шура + Майк с
разными музыкантами - посмотрите на обложку; ритм-секция постоянно меняется, а
кое-где Майк и Шура берутся за бас.
Майк и
его «Зоопарк» единственная у нас группа, играющая подобную музыку. Поэтому,
когда я слышу, что, дескать, все это - топтание на месте, то хочется сказать:
«Если кто-то здесь должен меняться, то мне не кажется, что это Майк. Ведь можно
выразить особенность музыки «Зоопарка» и по-другому: «Верность стилю».
Что ж,
бедность - не самая удачная семейная жизнь; воспоминание о старой любви,
одиночество, пьянство и бессонница от разговоров с самим собой не самый веселый
мир. Взгляд автора на этот мир осознанно реален, и потому – оптимистичен».
Комментариев нет:
Отправить комментарий