«Swing
Low, Sweet Chariot» - афроамериканская духовная песня и один из самых известных
христианских гимнов, происходящий из ранних устных и музыкальных
афроамериканских традиций. Дата его создания неизвестна. Выступления
афроамериканских вокальных групп «Hampton Singers» и «Fisk Jubilee Singers» в
конце 19 века привлекли к песне внимание широкой публики. Дж. Б. Т. Марш
включает раннюю версию текста и мелодию в свою публикацию 1876 года «История
юбилейных певцов с их песнями». Самая ранняя известная запись «Swing Low, Sweet
Chariot» была сделана в 1909 году певцами «Fisk Jubilee Singers» из
Университета Фиска.
В песне
используется тема смерти, чтобы напомнить публике о вечной жизни, которая
ожидает праведников на Небесах. Христиане верят, что они покинут пределы
земного мира страданий и обретут вечное счастье в своем небесном прибежище.
Текст песни основан на ветхозаветном рассказ о восхождении пророка Илии на небо
на колеснице.
Стилистические
элементы и тематическое наполнение «Swing Low, Sweet Chariot» типичны для
других спиричуэлов. Песня характеризуется повторением как ключевого
поэтического элемента, так и потенциально закодированных текстов.
«Swing
Low, Sweet Chariot» традиционно исполнялась как мелодия призыва и ответа.
Структура песни намеренно позволяет импровизировать и мгновенно вносить
изменения в исполнение, что способно привести исполнителей и аудиторию в
состояние экстаза. Мелодия песни пентатоническая.
В 2002
году Библиотека Конгресса США отметила песню как одну из 50 записей, выбранных
для добавления в Национальный реестр звукозаписи. «Swing Low, Sweet Chariot»
была включена Американской ассоциацией звукозаписывающей индустрии и
Национальным фондом искусств в список «Песни века».
«Swing
Low, Sweet Chariot» был написана Уоллисом Уиллисом (Wallis Willis),
вольноотпущенником чокто из старой индейской территории в нынешнем графстве
Чокто, Оклахома, где-то после 1865 года. Красная река, у которой он трудился,
напомнила ему реку Иордан и пророка Илию, взятого на небо колесницей (4 Царств
2:11). Уиллису приписывают сочинение нескольких известных негритянских
спиричуэлов. Он получил свое имя от своего владельца, Бритта Уиллиса, вероятно,
в Миссисипи, прародине чокто. Уиллис умер, вероятно, на территории нынешнего
округа Атока, штат Оклахома, поскольку там находится его безымянная могила.
Перед
гражданской войной Уиллис и его жена, Минерва, были сданы в аренду Академии
Спенсера, где они, «развлекали мальчиков спиричуэлс, которые сами и сочинили, в
том числе «Swing Low, Sweet Chariot». Суперинтендант, преподобный Александр
Рид, священник из «Old Spencer Academy», услышав, как они поют, был настолько
увлечен этими песнями, что записал их и поделился с вокальной группой «Fisk
Jubilee Singers» из Университета Фиска, услышал их на концерте в Нью-Джерси. В
1871 году Рид попал на выступление «Fisk Jubilee Singers», где предложил группе
несколько негритянских спиричуэлов, в том числе песни Уиллис «Swing Low, Sweet
Chariot» и «Steal Away To Jesus». «The Jubilee Singers» популяризировали песни
во время своих турне по США и Европе.
Историк музыки Джон Уорк утверждал, что
«Swing Low, Sweet Chariot» «вырвалась наружу» из страдающей души Сары Ханны Шеппард, матери Эллы Шеппард, позже прославившейся в
«Fisk Jubilee Singer». Сара родила Эллу на плантации в Теннесси в 1851
году. Когда она узнала, что хозяин намеревается продать ее на другую плантацию,
навсегда отделив ее от Эллы, она решительно направилась к реке Камберленд,
намереваясь утопить и себя, и свою дочь. Ее остановила «старая мамочка»,
которая предупредила Сару, чтобы она «позволила колеснице господа низко
качнуться». Мудрая женщина предсказала, что маленький ребенок однажды будет
стоять перед королями и королевами. Сара уступила совету старухи, повернула
назад и позволила продать себя и увезти в Миссисипи. В конце концов Элла
воссоединилась со своей матерью и переехала к ней в Нэшвилл. В составе
вокальной группы «Fisk Jubilee Singer» она действительно выступала перед
английской королевской семьей.
Некоторые
источники утверждают, что в этой песне и песне «Steal Away» (также произведения
Уиллиса) были слова, которые относились к подземной железной дороге, которая
помогла многим чернокожим сбежать из южного рабства на Север и в Канаду.
В 1939
году Управление музыкальной экспертизы нацистской Германии добавило песню в
список «нежелательных и вредных» музыкальных произведений.
Песня
возродилась во время борьбы за гражданские права чернокожих в 1960-е годы.
Возможно, самым известным выступлением этого периода было исполнение «Swing
Low, Sweet Chariot» известной американской певицей Джоан Баэз на легендарном
фестивале Вудсток 1969 года.
Сенатор
штата Оклахома Джуди Исон Макинтайр из Талсы предложила в 2011 году
законопроект, назначающий «Swing Low, Sweet Chariot» официальной госпел-песней
штата Оклахома. Соавтором законопроекта выступила фракция чернокожих в
Конгрессе штата Оклахома. Губернатор Оклахомы Мэри Фаллин подписала закон 5 мая
2011 года на церемонии в Зале славы ковбоев Оклахомы; сделать эту песню
официальной госпел-песней штата Оклахома.
Содержание
песни во многих отношениях типично для негритянских спиричуэлов: использование
образов, дающих ощущение непосредственности исторического и библейского
прошлого, повторение ключевого поэтического элемента песни («Coming for to
carry»), и чередование припевов и строф. В песне чередуются местоимения от
первого и второго лица, подчеркивая отношения между исполнителем, слушателем и
событиями, разворачивающимися в песне. Непосредственно обращаясь к слушателю во
второй строфе («Если вы доберетесь до меня раньше, чем я»), аудитория
превращается в творческий прием, который служит для повышения эмоциональной
важности мелодии.
Первоначально
песня предназначалась для исполнения в формате призыва и ответа, который
основан на наследии африканских стилей музыки и сегодня широко используется во
многих афро-американских церквях. Лидер поет дифференцированные строки, и
прихожане отвечают: «Идут, чтобы отнести меня домой» после каждой. Этот стиль
исполнения духовного можно услышать в записях «Fisk Jubilee Singers»,
исполняющих эту мелодию. Стиль исполнения с призывом и ответом является
наиболее распространенной формой афро-американских духовных песнопений.
Считается,
что, «Swing Low Sweet Chariot»как и другие спиричуэлы, содержит закодированные
значения, не сразу очевидные для всех слушателей. Американский историк Чарши
Шарлотта Лоуренс Макинтайр утверждает, что многие спиричуэлы используют
«метонимические приемы» или метафоры, которые всегда имеют двойное значение.
Эти двойные значения позволяли порабощенным людям безопасно передавать друг
другу послания надежды, свободы и конкретных планов побега под бдительным
взором их поработителей. Считается, что двойное значение, закодированное в
слове «Swing Low, Sweet Chariot», - это река Иордан как символ первого шага к
свободе от рабства, «дом» как Африка, и Иисус как любой, кто помогает вывести
порабощенных на свободу. Однако дать окончательную категоризацию таких метафор
невозможно.
Первая
запись «Swing Low, Sweet Chariot» была сделана «Fisk Jubilee Singers» для
Victor Records (№ 16453) 1 декабря 1909 года. Запись квартета без
аккомпанемента продемонстрировала талант четырех участников «Fisk Jubilee
Singers»: Джона Уэсли Уорка II (1-й тенор), Джеймса Эндрю Майерса (2-й тенор),
Альфреда Гарфилда Кинга (1-й бас) и Ноя Райдера (2-й бас). К моменту записи
1909 года Университет Фиска заработал репутацию «музыкальной консерватории» для
начинающих чернокожих артистов, в первую очередь из-за огромной известности
оригинальных певцов «Fisk Jubilee Singers», которые гастролировали в интересах
университета с 1871 по 1878 год. Два года спустя «Apollo Jubilee Quartette»
записал песню для Columbia Records (A1169), Нью-Йорк.
Запись
1909 года сильно популяризовала «Swing Low, Sweet Chariot», помогая ей стать
одним из самых известных афроамериканских спиричуэлов. За последнее столетие
композиторы аранжировали его для хоровых ансамблей, концертных солистов,
джазовых и концертных групп, танцевальных коллективов и симфонических
оркестров, и «Swing Low, Sweet Chariot» была записана бесчисленное количество
раз популярными музыкантами. С тех пор было записано множество версий, в том
числе Бингом Кросби (записано 25 апреля 1938 г.), оркестром «Kenny Ball and His
Jazzmen» (включено в альбом «The Kenny Ball Show» - 1962 г.), Луи Армстронгом
(для его альбома «Louis and His Jazzmen» - 1958), Сэмом Куком (для его альбома
«Swing Low» - 1961), Винсом Хиллом (1993), Пегги Ли (1946) и Полом Робсоном
(записан 7 января 1926 года для Victor Records). В 1947 году джазовый
аккордеонист Серри-старший записал композицию с джазовым гитаристом Тони
Моттолой в составе оркестра «Biviano Accordion & Rhythm Sextette» для
Sonora Records.
Британский
рок-музыкант Эрик Клэптон записал регги-версию песни для своего студийного
альбома 1975 года «There's One in Every Crowd». RSO Records выпустила эту
версию вместе с семидюймовым граммофонным синглом «Pretty Blue Eyes» на стороне
B в мае того же года. Версия достигла ведущих позиций в чартах Японии, Нидерландов,
Новой Зеландии и Соединенного Королевства.
Песня также понравилась английским фанатам регби, которые десятилетиями подпитывали ее эмоциональные переживания на играх.
Комментариев нет:
Отправить комментарий