среда, 30 июня 2021 г.

Джеймс Джойс джазового фортепиано. Один из самых интересных джазовых пианистов-новаторов Эндрю Хилл (Andrew Hill) родился 30 июня 1931 года.

Начало карьеры Эндрю Хилла (Andrew Hill) пришлось на 60-е годы – времена революции фри-джаза, из-за чего творчество музыканта оказалось несколько «заглушенным» более громкими авангардными течениями. Пока его современники пытались полностью отринуть традиции и избавиться от ритмических и гармонических структур бопа и хард-бопа, Хилл продолжал работать над расширением их возможностей. Он совершал революцию внутри традиций.

Наиболее интересным плодом джаза 60-х была алеаторическая музыка – композиционно “случайная”. Хилл же, со своей стороны, демонстрировал принципиальное рациональное владение структурой своего материала, каким бы абстрактным он зачастую ни был. Сочинённые пианистом пьесы часто походят на лабиринты со сложным переплетением гармонических, ритмических и мелодических ходов, “коридоров и перекрёстков” – как например, "New Monastery" и другие композиции с альбома “Point of Departure” – превосходного образца замысла сочинителя. С другой стороны, как исполнитель Хилл “разыгрывает свои карты” абсолютно спонтанно и неожиданно, его игра и импровизации практически лишены каких бы то ни было клише.

Андрю Хилл вырос в самом сердце “чёрного” района Чикаго - South Side. Как вспоминал сам музыкант, он играл на фортепиано приблизительно с того же времени, как научился говорить. Музыка звучала тогда отовсюду – из местных клубов и кинотеатров. Уже в 6 лет мальчик начал играть блюзы на аккордеоне и танцевать степ на улицах вместе со своим другом гитаристом Лео Блевинсом – так они пытались заработать деньги, чтобы помочь своим семьям. И только где-то около 13 лет Хилл начал заниматься музыкой более серьёзно. В этом его активно поощрял великий пианист Эрл Хайнс (Earl “Fatha” Hines), работавший тогда в Чикаго и случайно “открывший” талант Эндрю, уже игравшего по местным ночным заведениям. Он заявил Хиллу: “Я должен быть твоим учителем”.

Andrew Hill – «Black Fire» (1963).

Затем профессиональному развитию юного музыканта помог аранжировщик Стэна Кентона Билл Руссо. Он тоже всячески вдохновлял Хилла продолжать учиться и представил его немецкому композитору и теоретику музыки Паулю Хиндемиту (Paul Hindemith). У Хиндемифа Хилл проучился с 1950 по 1952 годы, и тот помог окончательно сформироваться интригующей композиторской манере Эндрю.

Хилл начал выступать в 1952 году, а уже летом 1953 года аккомпанировал Чарли Паркеру в Дейтройте на его выступлении в “Greystone Ballroom”. В середине 1950-х ему также довелось играть с Майлсом Дэвисом и Коулманом Хокинсом. А в 1955 году пианист организовал своё трио с басистом Малаки Фэйворсом (Malachi Favors) и барабанщиком Джеймсом Слотером (James Slaughter) и сделал удивительно красивую дебютную запись “So In Love”, которая, правда, была издана значительно позже, в 1960 году, лейблом “Warwick”. Уже на этом альбоме Эндрю Хилл показал мастерское владение полиритмическими структурами, выстраивающимися в процессе его сложных импровизаций из самых разных – танцевальных, хард-боповых и афрокубинских карибских ритмов.

Andrew Hill – «New Monastery» (1965).

В 1961 году Эндрю Хилл приехал в Нью-Йорк, чтобы работать с Дайной Уошингтон. В 1962 году он некоторое время играл в Лос-Анджелесе в коллективе мультиинструменталиста Рахсаана Роланда Кёрка (Rahsaan Roland Kirk), после чего уже надолго вернулся в Нью-Йорк. Тогда начался первый период его очень активной исполнительской деятельности, вылившейся в большое количество исключительных по своих качествам записей.

Хилл получил «лидерский» контракт от Альфреда Лайона, основателя “Blue Note Records”. И в один только период с ноября 1963 года по март 1966 года на “Blue Note” были выпущены такие “знаковые” альбомы Эндрю Хилла, как “Black Fire”, “Smokestack”, “Judgement”, “Point of Departure”, “Andrew!”, “Compulsion”, “One For One” и “Involution” (впоследствии все они были перевыпущены лейблом “Mosaic Records” на 6-дисковом издании “The Complete Blue Note Andrew Hill Sessions 1963-66”).

Andrew Hill – «Illusion» (1969).

Вплоть до 1969 года пианист продолжал записываться и как лидер, и как сайдмен. На сессиях Хилла с ним играли лучшие хард- и пост-боповые музыканты того времени, включая Эрика Долфи, Джо Хендерсона, Вуди Шо, Тони Уилльямса и Фредди Хаббарда. Однако несмотря на прекрасные отзывы, признание коллег и критиков, музыкант не был достаточно популярен у публики. И, как многие другие джазовые музыканты, не очень сводившие концы с концами, Хилл занялся преподаванием и практически ушёл с “большой джазовой сцены”.

Получив степень доктора в “Colgate University”, с 1970 по 1972 годы он работал там штатным школьным композитором. Затем Хилл переехал на Западное побережье и преподавал в государственных школах и тюрьмах Калифорнии. В конце концов он обосновался в университете Портленда, “Portland State University”, где учредил специальную летнюю джазовую программу “Summer Jazz Intensive”. Помимо Портленда, за время своей преподавательской деятельности Хилл вёл различные курсы и мастер-классы в таких учебных заведениях, как “Wesleyan University”, “University of Michigan”, “University of Toronto”, “Harvard University” и “Bennington College”. Продолжая преподавать, Хилл не прекращал совсем исполнительскую деятельность: он выступал, иногда появлялся на фестивалях и писал музыку, однако записывался в тот период крайне редко, сделав на протяжении 70-х и 80-х годов лишь несколько альбомов для лейблов “Arista-Freedom” и “Black Saint/Soul Note”.

Andrew Hill - Jazz Festival Montreux (July 20, 1975).

В 1989 году умерла жена Хилла, Лаверн, которая во многом была его настоящим творческим соратником. И через какое-то время после этого музыкант вернулся в Нью-Йорк – он нашёл там новую любовь и новую аудиторию, на этот раз по достоинству оценившую его творчество. Его долгое, казавшееся необъяснимо таинственным отсутствие в какой-то мере дополнительно подогрело интерес публики. И в результате серии удачных выступлений и записей Эндрю Хилл вновь обратил на себя внимание джазового мира – начался второй взлёт его карьеры. Вернувшись к “Blue Note”, в 1989 и 1990 годах Хилл сразу записал два новых альбома – “Eternal Spirit” и “But Not Farewell”, оба с участием саксфониста Грега Осби (Greg Osby).

Пианист также собрал новый коллектив, секстет “Point of Departure”, для участия на фестивале “Texaco Jazz Festival” в 1998 году. В состав входили саксофонисты Marty Ehrlich и молодой, но тогда уже очень востребованный Greg Tardy, а также трубач Ron Horton, контрабасист Scott Colley и превосходный пост-боповый свингующий барабанщик Billy Drummond. Газета “New York Times” назвала их выступление “триумфальным возвращением”, а самого Хилла – “одним из героев джаза 1960-х”. Группа получила множество ангажементов и регулярно выступала в самых популярных нью-йорских клубах, таких как “Jazz Standard” и “Birdland”. Большим успехом стало также выступление музыкантов летом 1999 года в “Линкольн-центре”.

Andrew Hill – «Malachi» (solo piano version).

В 1999 году Хилл сыграл как сайдмен на записи альбома одного из своих творческих партнёров, Грега Осби – “The Invisible Hand”. В 2000-х он продолжал активную творческую деятельность – выступал на открытии сезона концертов “World Music Institute's Interpretations” в зале имени Элис Талли (“Alice Tully Hall”) и давал концерты на знаменитой гарлемской площадке “Studio Museum of Harlem”. В 2000 году Хилл записал альбом “Dusk” для “Palmetto Records”, который был признан лучшим альбомом 2001 года журналами “DownBeat” и “Jazz Times”. За ним последовали релизы “A Beautiful Day” 2002 года и “Passing Ships” 2003-го. Последние записи пианиста (не считая переизданий) вошли в альбом 2006 года, “Time Lines”, который в третий раз воссоединил музыканта с лейблом “Blue Note”.

Andrew Hill – «Solos: the jazz sessions» (2004).

Эндрю Хилл умер 20 апреля 2007 года, после долгой борьбы с раком лёгких. Он оставил богатейшее музыкальное наследие. Ещё в 1997 году музыканту была присуждена “Премия за жизненные достижения”, учреждённая организацией “Jazz Foundation of America”. В честь музыканта нью-йоркский Колумбийский университет осуществил трансляцию его полной дискографии, которая в общей сложности заняла 50 часов.

Продюсер “Blue Note” Альфред Лайон называл Эндрю Хилла своим «последним великим протеже». Другой продюсер, Michael Cuscuna, говорил, что для описания Эндрю Хилла и его музыки лучше всего подходило слово “загадочный”. Он рассказывал, что общение с Хиллом всегда требовало от человека определённого интеллектуального напряжения, чтобы хоть как-то поспевать за его концептуальными идеями: “Это было, как если бы вам вслух читали Джеймса Джойса”.

Музыку Эндрю Хилла сложно отнести к какому-то направлению или стилю. Это что-то очень структурированное, но не боп, что-то очень свободное, но не фри-джаз. Сравнение с Джойсом кажется особенно удачным – может, это музыка ничем не ограниченного потока сознания, лабиринтами бесконечных мыслей текущего из одного мира в другой. Потока сознания, за которым, тем не менее, чувствуется сила и направляющий дух его создателя.

Ольга Дюдина

Andrew Hill - Time Lines (2006).

1 Malachi

2 Time Lines            

3 Ry Round 1

4 For Emilio

5 Whitsuntide

6 Smooth                              

7 Ry Round 2

8 Malachi [Solo Piano Version]

 

Personnel:

Andrew Hill - piano

Greg Tardy - tenor sax, clarinet, bass claninet

Charles Tolliver - trumpet

John Herbert - bass

Eric McPherson – drums

Альбом «Time Lines» знаменует возвращение в компанию «Blue Note» одного из величайших оригиналов лейбла Эндрю Хилла, при этом музыкант сохранил резкую интенсивность, присущую таким шедеврам 60-х годов, как «Black Fire» и «Judgment». Как пианист, композитор и руководитель оркестра, Хилл обладает особым талантом создавать структурные противоречия, которые стимулируют новые импровизации. Вы слышите это в заглавной песне, когда саксофонист Грег Тарди и трубач Чарльз Толливер (еще один ветеран 1960-х) проходят через минное поле сложных ритмов и диссонирующих аккордов Хилла. Мастерство Тарди в игре на кларнете и бас-кларнете дополняет богатую палитру инструментальных цветов Хилла, в то время как басист Джон Хеберт и барабанщик Эрик Макферсон вносят свой вклад в динамичный поток полиритмов. Будь то радостная игривость «Smooth», напряженная и острая «Ry Round 1» или потрясающая эмоциональная глубина сольной фортепианной версии «Malachi», каждый трек несет на себе печать таланта Хилла.

--Стюарт Брумер

download:

https://yadi.sk/d/SFWfnLfoWgV5S

Комментариев нет:

Отправить комментарий