Американский
блюз-пианист, который сделал первые в истории джаза записи буги-вуги Кларенс
Смит, по прозвищу Пайн Топ, или Пайнтоп (Clarence "Pine Top"/
"PineTop” Smith) родился 11 июня (по некоторым источникам, 11 января) 1904
года в Алабаме, в городке с громким именем Троя. Его хит «Pine Top's Boogie
Woogie» («Буги-вуги от Pine Top») содержал ритмические «паузы», которые стали
неотъемлемой частью рэгтайм-музыки, и фундаментальным маркером рок-н-ролла.
Песня стала первым известным использованием термина «буги-вуги» на пластинке и
закрепила этот термин как прозвище жанра.
Кларенс
Смит родился в афроамериканской семье в Трое, штат Алабама, и вырос в
Бирмингеме, штат Алабама. в окрестностях Бирмингема. Он сам научился играть на
фортепиано и ещё тинейджером начал развлекать народ на домашних вечеринках в
окрестностях. Свое прозвище Кларенс получил в детстве из-за того, что любил
лазить по деревьям. В 1920 году он переехал в Питтсбург, штат Пенсильвания, где
работал артистом водевиля, выступая как певец, комик и пианист. По некоторым
данным, он вообще начинал как танцор степа. Точно известно, что Пайнтоп
гастролировал с менестрель-шоу и водевильными группами T.O.B.A. (“Theater
Owners Booking Association”) – знаменитой ассоциации, занимавшейся
ангажементами афроамериканских артистов. Какое-то время музыкант работал
концертмейстером у знаменитой блюзовой певицы Ма Рейни (Ma Rainey) и
музыкально-комическому дуэту «Butterbeans and Susie».
В конце
1920-х приятель Смита, пианист Чарльз Дэвенпорт (“Cow Cow” Davenport), который
и сам был не последним человеком в благородном деле развития буги-вуги,
посоветовал Пайнтопу перебраться в Чикаго и порекомендовал его продюсеру со
студии “Vocalion Records”. И в 1928 году Пайнтоп приехал в Чикаго с женой и
маленьким сыном. Какое-то время он жил в одном доме с пианистами Мидом Льюисом
(Meade "Lux" Lewis) и Альбертом Эммонсом (Albert Ammons), и такое
чудесное соседство, конечно же, неизбежно выливалось в бесконечные ночные
джем-сейшены. Какое-то время он, Альберт Аммонс и Мид Люкс Льюис жили в одном
ночлежке. Тогда же Смит быстро заработал себе довольно широкую известность в
городе, часто выступая в клубах, всевозможных кабаках, публичных домах и на всё
тех же популярных в то время частных вечеринках – так называемых “rent
parties”.
29
декабря 1928 года Пайнтоп записал на студии «Vocalion Records» свой первый хит
«Boogie Woogie Pine Top», одну из первых записей в стиле "буги-вуги",
ставшую хитом и закрепившую название стиля. Это также была первая запись, в
названии которой была фраза «буги-вуги». Песня официально узаконила само
название стиля и повлияла на его дальнейшее развитие. Подобные тексты можно
услышать во многих более поздних песнях, включая «Mess Around» и «What'd I Say»
Рэя Чарльза.
Происхождение
самого термина «буги-вуги» до сих пор остаётся загадкой, но ритмические
«брейки», которые были неотъемлемой составляющей регтаймов, и слова, которые
выкрикивал Пайнтоп во время исполнения «Pine Top's Boogie Woogie», фактически
создали шаблон, которому в дальнейшем следовали многие пианисты – а за ними и
танцующая публика. «Hold it now! Stop! Boogie Woogie!» Исходно у Пайнтопа эти
выкрики были практическим руководством, как танцевать буги-вуги. «When I say “Stop!» – don't move a peg! And when I say
– “get it!” – everybody mess around!” По словам самого музыканта, он
впервые исполнил этот номер на частной вечеринке в Сент-Луисе. Слэнговые
выражения, которые использовал Смит, прочно закрепились в танцевальном жанре, и
сейчас мы их слышим в самых разных контекстах вплоть до рэпа.
Следущая
сессия звукозаписи была проведена в начале 1929 года. Среди прочего, Пайнтоп
записал уже известную на тот момент композицию «Nobody Knows You When You're Down and Out», сочинённую Джимми Коксом в
1923-м. Текст песенки представлет собой рассказ
бутлегера, когда-то бывшего миллионером, но разорившегося. Он жалуется на
превратности судьбы и сетует, что все друзья сразу куда-то исчезают, когда у тебя
нет денег. Эта тема оставалась популярной на протяжении целого века, её
исполняли такие разные музыканты, как Бесси Смит, Эрик Клэптон, Dick Hyman, Tom
Jones, B.B. King, Katie Melua, Emmy Rossum, Archie Shepp, Horace Parlan, Rod
Stewart, Dave Van Ronk. Наш герой, Пайнтоп, по своему обыкновению, не столько
пел, сколько наговаривал слова, отчего вся история звучала особенно
непосредственно и проникновенно.
А всего
несколько недель спустя превратности судьбы настигли самого Пайнтопа. 15 марта,
за день до третьей запланированной сесии на “Vocalion”, многообещающая карьера
пианиста, которому не исполнилось и 25 лет, оборвалась из-за трагической случайности.
Смит погиб во время перестрелки в танцевальном клубе, где он выступал. Ходили,
однако, и слухи, что пуля предназначалась именно ему. Журнал «Down Beat» вышел
тогда с жутким заголовком «I saw Pinetop spit blood» (“Я видел, как Пайнтоп
плевал кровью”).
Пайнтопа
считают одной из самых влиятельных фигур блюза 1920-х годов и таким же значимым
пианистом, как Альберт Эммонс или Пит Джонс. Пайнтоп Смит получил широкое
признание уже посмертно, когда его знаковая «PineTop’s Boogie Woogie» была
исполнена в 1938 году оркестром Томми Дорси в биг-бэндной аранжировке. Причём
она тоже приобрела популярность не сразу, а уже во времена Второй мировой, став
в результате самой коммерчески успешной записью Дорси – было продано более 5
миллионов пластинок. Свои версии этой композиции также записали Bing Crosby,
Рей Чарльз (под названием “Mess Around”), “Bob Thiele Orchestra”, Gene Taylor и
многие другие музыканты и коллективы.
Кто-то
говорит, что своё прозвище Pine Top (буквально с английского – верхушка сосны)
музыкант получил, потому что в детстве очень любил лазить на деревья. С другой
стороны, есть сленговое выражение “pine-top”, которое служит определением
“незаконно добытого, дешёвого, неразбавленного, жгучего виски или другого
спиртного” – вероятно, оно стало особенно популярным во времена сухого закона.
Может ли такой образ стать метафорой исполнительского стиля Кларенса Смита –
крепкого, простого, неразбавленного? Выбирайте сами, чему верить.
В 1991
году Кларенс Пайнтоп Смит был посмертно введён в Зал славы джаза штата Алабамы.
*В 1950-х
годах прозвище ПайнТоп стал использовать пианист Joe Willie Perkins, также
записавший оригинальные композиции Кларенса Смита. С тех пор фотографии
Пайнтопа Перкинса часто ошибочно принимают за фотографии Пайнтопа Смита. Иногда
за изображения Смита также выдают портрет пианиста Кау-Кау (“Cow Cow”)
Дэвенпорта.
Ольга
Дюдина
Комментариев нет:
Отправить комментарий